Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний

Персоналии

Салониеми Анастасия Егоровна (д. Корпиярви)

Исполнитель эпических песен
Карело-финский фольклор

Годы жизни: род. 1885
Биографические сведения: неизв.

Список текстов

  1. Большой бык. Песня о необычно большом быке: ласточка целый день летит от одного рога до другого, белка месяц бежит по его хвосту. Кузнецу Илмаринену только со второго раза удается убить быка. Мяса быка хватило на обед всему народу Калевалы. [>>]
    Жанр: эпическая песня
    Записано: Н. А. Лавонен, Н. Ф. Онегина в 1980 г.
    Где хранится: Архив КНЦ 84/141

  2. Вести о смерти родных. Куллерво сын Калервы (Киллерво, Рийго) парень из Выборга, пошел из дома на болото (на войну). Вслед он получает вести сначала о смерти отца, потом матери, брата, сестры, но не возвращается домой. И только узнав о смерти жены, спешит домой с причитаниями: «Кто те¬перь кашу сварит, кто рубашку сошьет, чистое белье подаст?» [>>]
    Жанр: эпическая песня
    Записано: Н. А. Лавонен, Т. А. Коски, З. М. трофимчик в 1979 г.
    Где хранится: Архив КНЦ К. 55/132

  3. Выкуп девушки. Девушка сидит на берегу, плачет и вздыхает. Видит отца, проплывающего на лодке, просит его заложить лучшего коня и выкупить е из неволи. Отец не соглашается лишиться коня, лучше он лишится дочери. С подобными же просьбами девушка обращается к матери, брату, сестре, дяде, бабушке, жениху (мужу), но чаще всего и они отказываются выкупить ее, ссылаясь на занятость или нежелание заложить ради нее самое дорогое. Лишь в некоторых вариантах ее выкупает из неволи бабушка, брат или жених (муж). Чаще всего руна заканчивается проклятьем девушки в адрес своих родных. [>>]
    Жанр: эпическая песня
    Записано: Н. А. Лавонен, Т. А. Коски, З. М. трофимчик в 1979 г.
    Где хранится: Архив КНЦ К. 55/132

  4. Девушка, задержавшаяся у источника. Девушка (Анни, Муарие, Нонна) идет за водой в лес (за вениками, ягодами). Отнесла воды отцу, но тот не берет, упрекает дочь, что не за водой она ходила, а жениха себе искала, называет ее блудницей. То же говорят ей мать, брат, сестра, и только бабушка пьет воду и говорит, что всю жизнь желала у молодой девицы воды испить. Стала девушка помирать. Отец, мать, сестра, брат просят ее подняться, не умирать, но девушка отказывается выполнить их просьбу, потому что они назвали ее блудницей и пустили о ней плохую славу. Девушка встает, когда приходит поднимать ее бабушка. [>>]
    Жанр: эпическая песня
    Записано: Н. А. Лавонен, Т. А. Коски, З. М. Трофимчик в 1979 г.
    Где хранится: Архив КНЦ К. 55/132

  5. Жалоба лисы. Лиса, сидя на камне, причитает, что всех родных: бабушку, отца, мать, братьев, племянников и детишек - убили или увезли в Турку или Виро господам на украшения. Заяц успокаивает лису и приглашает к себе в поля и леса. [>>]
    Жанр: эпическая песня
    Записано: Т. М. Кундозерова в 1957 г.
    Где хранится: Архив КНЦ К. 3/31

  6. Лемминкяйнен. Поездка в Похъелу. Лемминкяйнен узнает, что все, кроме него, приглашены на пир в Похъелу. Он все же решает поехать на этот праздник. Мать предупреждает его о трех опасностях, которые подстерегают его на пути в Похъелу. Лемминкяйнен с помощью заклинаний преодолевает все встретившиеся на пути трудности и в полный разгар пира приходит в Похъелу. Хозяйка приносит Лемминкяйнену пиво, в котором плавают черви / змеи. Лемминкяйнен затевает драку и убивает хозяина дома. [>>]
    Жанр: эпическая песня
    Записано: Н. А. Лавонен, Н. Ф. Онегина в 1980 г.
    Где хранится: Архив КНЦ К. 84/154