Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний

Персоналии

Мошникова Прасковья Степановна (д. Палтега)

Исполнитель сказок
Русский фольклор

Годы жизни: род. 1908
Биографические сведения: Родилась в 1908 г. в д. Ботвинщина. Росла сиротой. Много сказок Прасковья Степановна узнала от названой матери Екатерины Григорьевны Русаковой: «Вечером за прялкой сидим, а она рассказывает. Чаще своей семьей сидели, детей тогда не много было, четверо» (АКФ 166, л. 13). Позже, когда «ходила по чужим работам», довелось услышать много сказок, которые потом рассказывала своим детям. Воспитала восьмерых детей. Ее муж Петр Кузьмич Мошников в 1929 г. организовал в д. Малая Шильтия товарищество по совместной обработке земли, ставшее впоследствии ядром колхоза «Ленинский путь». Прасковья Степановна вспоминает: «Растили рожь, ячмень, овес. Много хлеба получили в первый год. Жили бедно до этого, а в товариществе лучше стали жить» (АКФ 166, л. 2). В колхозе ей довелось быть на разных работах: дояркой, свинаркой, заведующей складом и т. д. Общий трудовой стаж 50 лет.
Мошникову для нас, фольклористов, открыли студенты в 1983 г. Мое личное знакомство с Прасковьей Степановной состоялось в 1985 г., когда работа над этим сборником была практически завершена и поэтому тексты, записанные мною (19 сказок), не вошли в состав книги, хотя они свидетельствуют о незаурядности таланта сказочницы. Она знает и исполняет частушки, самые разные песни, баллады, очень богат ее репертуар по обрядовой лирике. Сказочная проза перемежается с быличками, бытовая речь насыщена афоризмами, пословицами и поговорками. Творчество П. С. Мошниковой— кладезь народной мудрости.

Список текстов

  1. [Чудесный супруг.] Начало представляет собой разработку сюжета «Амур и Психея» (СУС 425 А): девушка отдана замуж за чудище (лесное, морское и т. п.). Она предупреждена, что нельзя смотреть на него ночью или говорить другим о его превращениях в красавца юношу, но нарушает запрет, и брачный партнер исчезает. Героиня отправляется на поиски. С этого момента развитие действия происходит одинаково в сюжетах, обозначенных в СУС 425 А и 432 («Финист ясный сокол»). Не случайно в сказке Ф. И. Стафеева (см. сказку № 76 сборника) исчезнувший муж назван Фефелистом ясным соколом. Традиционны в сюжете волшебные предметы, «не продажные, а заветные», с помощью которых удается возобновить брак. Публикуемый текст изложен с соблюдением эпической обрядности, самые близкие варианты: АКФ 88, 1; Ск. Пудожья, 21; АКФ 93, 239. Доп. см.: Зеленин. Вят., 74; Зеленин. Перм., 67; Балашов, 88 и 131; Ник., 242 (оп.) — Мезень. Для сказок поздних записей характерны дополнительные эпизоды, как в данном тексте: бегство от ведьмы (СУС 313 Н*. Доп. см.: Балашов, 59) или сжигание ведьмы в печи (СУС 327 А—АКФ 70, 28). Об особенностях поморских сказок на данный сюжет см.: Ск. Поморья, примечание к тексту № 67, с. 359. Сказки карел по сюжету «Амур и Психея» каноничны, см.: 5К5 И, 11а и 116; варианты из Салми, с. 227—228; КНС II, 16;КНС I , 21; ф. 1897, 10. [>>]
    Жанр: сказка
    Записано: И. В. Костаревой, Г. Р. Окуневой, О. Б. Удодовой, В. В. Яковлева в 1983 г.
    Шифр: СУС 425 А; 313 Н*=АА *313 I
    Где хранится: АКФ 161, 917
    Сведения о публикации: Сказки Заонежья. Петрозаводск: "Карелия", 1986.

  2. Хитрая девушка. вариант: Онч., 145. Из севернорусских вариантов данного сюжета известен и издан лишь один — Онч., 145 (см.: СУС, с. 223), записанный в 1884 г. А. А. Шахматовым в Заонежье (Шуньгский Бор). Наш вариант по трактовке сюжета совпадает с вышеназванным, но он несколько пространнее, ибо в сказке из Палтеги есть мотивы, заимствованные из другого сюжета — СУС 884 В* «Василиса-поповна». Подобное находим в книжном варианте (Ск. XVI—XVIII в., № 50), перепечатанном из сборника «Старая погудка на новый лад, или полное собрание древних простонародных сказок». М., 1795, ч. II, с. 12—32. Публикуемый вариант ближе к книжной версии, чем к устной заонежской. Более схематичное изложение сюжета обнаружено в двух архивных вариантах: АКФ 5, 2 — Пудожье; АКФ 58, 36 — Поморье. [>>]
    Жанр: сказка
    Записано: И. В. Костаревой, Г. Р. Окуневой, О. Б. Удодовой, В. В. Яковлева в 1983 г.
    Шифр: СУС 883 В=АА *875 II
    Где хранится: АКФ 161,915
    Сведения о публикации: Сказки Заонежья. Петрозаводск: "Карелия", 1986.

  3. [Уговор — не сердиться.] В тексте семь эпизодов объединены рамочным оформлением сюжета «Уговор не сердиться» (СУС 1000). Подобных вариантов сказки в Карелии не обнаружено. Начальные эпизоды близки к тексту из Кондопожского р-на (Онч., 109), который далее строится по типу распространенных сказок «Поп и Балда» (ср.:Никиф., 116). Наш вариант редок, по имеет аналогии в устной традиции Севера (см.: Онч., 42— Архангельская обл.; Волог., 23). Доп. см.: Онч., 298—Архангельская обл., где только вторая половина текста сходна с публикуемым. [>>]
    Жанр: сказка
    Записано: И. В. Костаревой, Г. Р. Окуневой, О. Б. Удодовой, В. В. Яковлева в 1983 г.
    Шифр: СУС 1000; 1012 А = = 1012 II; 1012 = АА 1012*, 1012 II; 1009; 1007; (—1004**), 1132
    Где хранится: АКФ 161, 914
    Сведения о публикации: Сказки Заонежья. Петрозаводск: "Карелия", 1986.

  4. [Ловкий вор.] варианты: Ник., 66, 128, 138 (оп.); ИРЛИ (р), кол. 2, п. 3, № 42: АКФ 74, 62. Раздел о хитрых и ловких людях в указателе сюжетов начинается с темы «Ловкий вор» (СУС 1525 А): по требованию барина (царя) вор показывает свое искусство — крадет у него коня, шкатулку (сундук) или кольцо, барыню, священника (наряжается ангелом и обещает поднять его в мешке на небо)—ср.: СУС 1737. Обычен финал сказки: вор должен быть брошен в воду, но заманивает на свое место другого СУС 1525 F. По структуре основного сюжета, по функциям персонажей самыми близкими к публикуемому тексту являются пудожские: Ск. Пудожья, 13; АКФ 10. 30: 19, 2, а также Корг., 62. Некоторые сказки сходны с нашим вариантом лить отдельными мотивами: Карн., 88; Никиф., 57; АКФ 29, 119. В издаваемом тексте есть дополнительный сюжет «Кража быка» (1525 Р: также см.: АКФ 10. 30; 74. 62). который в других севернорусских сказках может быть заменен сюжетом «Ловкий вор обманывает прохожих» (бросает на дорогу один сапог (СУС 1525 Д — Онч., 197; Смирн., 80), состязание Балды с чертом (Сок., 86) или сюжетом «Свечи на спинах раков» (СУС 1740 — Карн.. 88), я порою в сочетании с уже упоминавшимся сюжетом «Поп в мешке» (1737). Ни один вариант целиком не похож на другой, но все заонежские и вообще северные сказки данного цикла укладываются в рамки традиции. См. также: Онч., 92 и 245; Сок., 25; Карн., 167). [>>]
    Жанр: сказка
    Записано: И. В. Костаревой, Г. Р. Окуневой, О. Б. Удодовой, В. В. Яковлева в 1983 г.
    Шифр: СУС 1525 А; 1525 Р = АА 1525 G* (1525 F)
    Где хранится: АКФ 161, 916
    Сведения о публикации: Сказки Заонежья. Петрозаводск: "Карелия", 1986.