Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний

Персоналии

Рябинин-Андреев Михаил Кирикович (д. Кижи)

Исполнитель сказок
Русский фольклор

Годы жизни: неизв.
Биографические сведения: неизв.

Список текстов

  1. Как мужик в рай ходил. Вариант: Аз., 36. В указателе Аарне — Андреева этот сюжет не обозначен. В СУС два варианта: польский и русский из Заонежья (по СУС см.: Домановский — Новиков, 23-Аз., 36, с. 188). Издаваемый текст более полный, чем предыдущий. Азадовский назвал это «пародической формой сказания о святых» (Аз., 36, с. 228). Сказка была напечатана в ж. «Крокодил» и в альманахе «Карелия» (1940, кн. 6, с. 78—80). Отрицательное отношение к церкви и религии в сказке выражается не только в общей идее беспомощности «верховной власти», но и в деталях, дающих картину полного развала «небесной канцелярии». Обратим внимание на композицию сказки: выдержанная в форме нанизывания эпизодов и цепочки имен святых, она поневоле сближает «божественных» героев с персонажами детских и пародийных кумулятивных сказок. Таким образом, в репертуаре Заонежья это одна из самых острых сатир на церковь и бога. Местная приуроченность (точный географический адрес) также усиливает сатиру и одновременно снижает образы святых, низводя их до уровня простолюдинов. В форме живого диалога ярко вырисовываются характеры святых, погрязших в разгульной жизни, не желающих выполнять свои прямые обязанности. [>>]
    Жанр: сказка
    Записано: Михаил Кирикович Рябинин-Андреев в 1938 г.
    Шифр: СУС —752 С*
    Где хранится: АКФ 71, 18
    Сведения о публикации: Сказки Заонежья. Петрозаводск: "Карелия", 1986.

  2. Как старик старуху обманул. Сказка имеет традиционный набор мотивов: муж, нашедший клад, обманывает болтливую жену (прошла блинная туча; рыба на деревьях; заяц в верше; черти барина дерут), в результате ее рассказу о найденном кладе не верят. Существует устная и книжная традиция сказывания. Примерами последней могут служить вологодская сказка А. В. Воробьева (Бахтин — Шир., 74) и печорская О.И.Ермолиной (Карн., 152). Ср.: Сказки русские, рассказываемые Иваном Ваненко. М., 1838, с. 5—52 = Сказки XIX в., № 123. Публикуемый вариант сильно амплифицированный, насыщенный новеллистическими мотивами в своеобразной интерпретации, восходит к устной традиции, подобно новгородским сказкам (Серова, 7; Сок., 14 и 107), архангельской (Онч., 76), поморской (АКФ 58, 7). Известны варианты на карельском языке (КИС I. 61 и КНС II. 67; АКФк, 36, 22). О сюжете «Жена-доказчица» см.: У. Конкка. Карельская сатирическая сказка. М.; Л, 1965, с. 135—138. [>>]
    Жанр: сказка
    Записано: Михаил Кирикович Рябинин-Андреев в 1938 г.
    Шифр: . СУС 1381
    Где хранится: АКФ 71, 14а
    Сведения о публикации: Сказки Заонежья. Петрозаводск: "Карелия", 1986.

  3. Как солдат попа обманул. Перед нами характерный пример сказки-анекдота антипоповской направленности, близкий к пудожскому варианту АКФ 16, 162 (ср.: Госп., 46). Наш текст представляет собою композиционно удачное сплетение новеллистических и анекдотических мотивов, изобличающих лицемерие и чревоугодие церковников, собирающих с прихожан «христовщину». Сказочник творчески переработал сюжет, внес реалии быта («Домой, батюшка, иду,— отвечает солдат.— через Кижи, а дальше за Онего в Пудож»), а также мотивы из священных писаний и апокрифической литературы. [>>]
    Жанр: сказка
    Записано: Михаил Кирикович Рябинин-Андреев в 1938 г.
    Шифр: СУС 1626 = АА *2100
    Где хранится: АКФ 71, 14
    Сведения о публикации: Сказки Заонежья. Петрозаводск: "Карелия", 1986.