Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний

Персоналии

Прохорова Матрена Андреевна (д. Кургеницы)

Исполнитель сказок
Русский фольклор

Годы жизни: 1897-1964
Биографические сведения: Родилась в д. Бураково Пудожского уезда, девичья фамилия - Дешевулина.
М. А. рано осиротела: отец умер, когда ей не было ещё 14 лет. Как самой старшей в семье, ей пришлось рано пойти работать. Нянчила ребят, стирала, мыла, прибирала, ухаживала за скотиной у местных богатеев. Потом, будучи постарше, около четырех лет работала прислугой в Петрозаводске. После революции вернулась в деревню и вышла замуж.
Муж её, Прохоров Андрей Захарович, 1895 г.р., был родом из д. Кургениц. М. А. Прохорова родила трех детей: Василия, Ивана и Лидию. Работала дояркой. В 1938 году А. З. Прохоров был репрессирован и расстрелян в урочище Сандормох около Повенца. Во время финской оккупации М. А. Прохорова вместе с сыном Иваном и дочерью Лидией находилась в концлагере в г. Петрозаводске. После освобождения вернулась в д. Кургеницы и продолжала работать на скотном дворе дояркой.
Дед М. А. Прохоровой - Михаил Федорович Дешевулин - был известным в д. Бураково исполнителем старин и стихов. За исполнение старин ему даже платили небольшие деньги. Но, как рассказывала Матрена Андреевна, жил он бедно, нищенствовал, так в бедности и умер.

Биография составлена по воспоминаниям Л. И. Вареновой, внучки М. А. Прохоровой, дочери И. А. Прохорова. Благодарим за предоставленную информацию и фотографию О. И. Варенова.

Список текстов

  1. Лиса хочет съесть птенцов дрозда, тому помогает заяц, за что плутовка пытается наказать косого, но сама попадает в капкан. [>>]
    Жанр: сказка
    Записано: Л. Астафьевой, А. Быковской, В. Белинской в 1956 г.
    Шифр: СУС 56 А
    Где хранится: АКФ 79 388

  2. [Дед, бабка и волк.] Варианты: Карн., 23; ИРЛИ (р), кол. 26, п. 3, № 2; АКФ 142, 686; 160, 7. В СУС отмечен только один вариант к данному сюжету — оренбургский. Однако на Севере нашей страны сюжет получил широкое распространение. Волк (реже медведь) песней выманивает у деда овец, дочь, сына, иногда и бабку, на съедение. Дед прячется в висящей под потолком корзине (бураке), напуганный волк падает в подполье, убивается. Публикуемый вариант типичен для русской сказки Карелии. Поразительна стереотипность композиции и сказочных формул в подавляющем большинстве вариантов. Доп. к перечисленным заонежским вариантам см. пудожские: АКФ 21, 153; 23, 348; 68, 207; 82. 38; 82, 148; 82. 178; 85. 33; 92, 18; 92,53; 92, 70; 93, 179; 102, 8; 102, 19; 103, 161; 103,847; 133.169; 133, 208. В Прионежье, наряду с традиционной (АКФ 79, 761). бытует своеобразная разработка сюжета: старик послан пасти свое стадо, но засыпает, а волк съедает животных (АКФ 84, 50). В двух пудожских вариантах имеется контаминация с отдельными мотивами сюжетов «Глиняный Иванушка» — СУС 2028=ААЗЗЗ*В (АКФ 92. 60) и «Медведь на липовой ноге» —СУС 161 А* = АА* 161 (АКФ 17, 14). С. М. Лойтер относит данный сюжет к эпическим кумулятивным сказкам, анализируя его в ст. «О жанровой специфике кумулятивной сказки».— В кн.: Проблемы изучения русского устного народного творчества. Республ. сборник. Вып. 6. М., 1979, с. 24—26. (В дальнейшем Пробл. изуч. нар. творч.) [>>]
    Жанр: сказка
    Записано: Л. Астафьевой, А. Быковской, В. Велинской в 1956 г.
    Шифр: СУС 162 А*
    Где хранится: АКФ 79, 391
    Сведения о публикации: Сказки Заонежья. Петрозаводск: "Карелия", 1986.

  3. [Коза луплена.] Изложение сюжета традиционное. В самых близких вариантах — пудожском (АКФ 92. 6-Лойтер, с. 112), поморском (Корг., 77), пинежских (Карн., 72 и Никиф.,68) —сказочные формулы-клише почти идентичны: «Я коза-дребеза, по бокам луплена, за три копейки куплена, топу-топу ногами, сколю тебя рогами, ножками затопчу, хвостиком замечу!» Говорить о широкой распространенности сюжета на Севере нет оснований. [>>]
    Жанр: сказка
    Записано: Л. Астафьевой, А. Быковской, В. Велинской в 1956 г.
    Шифр: СУС 212
    Где хранится: АКФ 79, 389
    Сведения о публикации: Сказки Заонежья. Петрозаводск: "Карелия", 1986.

  4. Жил-был поп. Варианты к СУС 327 А: АКФ 70,28; 79,99; 80.70; варианты к СУС 715 А: Ник.,13 (оп.); Ник., 151 (оп.); АКФ 80, 52а; 80, 70; 147, 16; 162, 12. Первый сюжет — «Брат и сестра у ведьмы» редко встречается (издано четыре сказки, см.:СУС, с. 120). Сюжет «Петух и жерновцы» более распространен. Доп. к. СУС, с. 180 см.: пудожские записи — АКФ 6, 116; 23, 212; 23, 622; 85, 92. В публикуемом тексте своеобразна контаминация сюжетов, не известная среднерусским, белорусским и украинским вариантам, однако встречающаяся в сказках Карелии (АКФ 80, 70—Заонежье; АКФ 12, 118; 21, 208 — Пудожье). В них же наблюдается использование в начальном эпизоде сюжета «Горох до неба» (СУС 1960 О). Все три сюжета вместе составляют стройную композиционную схему: по стеблю горошины дети попадают на небо, там в подполье ведьмы (слепого старика)находят жерновок, который дает, если «повернешь — то блин, то пирог, то каши горшок». Ведьма хочет изжарить детей в печке, но попадает туда сама. Жерновок кормит детей (бедняков), но царь (барин) его отбирает. Петушок возвращает жерновок. Наиболее близок к публикуемому карельский вариант (КНС II, 41). [>>]
    Жанр: сказка
    Записано: Л. Астафьевой, А. Быковской, В. Велинской в 1956 г.
    Шифр: СУС 327 А; 715 А=АА 715
    Где хранится: АКФ 79, 390
    Сведения о публикации: Сказки Заонежья. Петрозаводск: "Карелия", 1986.