Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний

Заговоры Обонежья

Классификация заговоров по: источникам | функциям | датировке | населенным пунктам

Функция: от чирья

  1. От вереда, или чирия. Берут в чашку сливки, и наговаривают на них: Раб Божий N (имя больного) вставал, благословясь и пошел перекрестясь из избы дверьми, со двора воротьми, вышел в чистое поле. Есть в чистом поле сухая шалга (шалга значит сухая трава или бор, на котором не растет трава); на той шалге трава не растет и цветы не цветут, и также у раба Божия N не было бы ни чирия, ни вереда, ни баенной нечисти. Очищается раб N. Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь. Проговоривши эти слова, помазывают, по три раза, больное место сливками.[<<]

  2. [Вереда и другие прыщи] Лечение. Взять уголь, водить им около чирья и говорить слова: «От угля, от вереда; от камня плоду, от людского переговору этот бы веред не шел бы вперед. Аминь, аминь, аминь». Говорят слова три раза, после каждого раза плюнуть три раза. (Олонецкие губернские ведомости. 1900. № 116. С. 2.) [<<]
    Датировка: 1900 г.

  3. [Вереда и другие прыщи] Водить безымянным пальцем около чирья и говорить слова: «Палец безымянный, чирей окаянный, шире не ширься, кверху не вставай, тут и пропадай. Аминь, аминь, аминь». Говорить слова три раза. (Олонецкие губернские ведомости. 1900. № 116. С. 2.) [<<]
    Датировка: 1900 г.

  4. [Вереда и другие прыщи] Найти в бревне, которое в стене, сук, водить около его ножиком и говорить слова: «Как этот сук засохнул, завянул в дереве в стене, так бы у раба Божия Н. чирей засохнул бы, завянул бы в теле. Аминь, аминь, аминь». Говорить слова три раза, после каждого раза плюнуть на чирей три раза. (Олонецкие губернские ведомости. 1900. № 116. С. 2.) [<<]
    Датировка: 1900 г.

  5. Река Кена [Обводят безъимянным пальцем кругом.] Безымянному персту имени нет, на тили церию места нет. И сохни, и счехни, и стребни! [<<]
    Населенный пункт: Кенозеро
    Датировка: 1914 г.

  6. Река Кена От угля плот не жывё, от каменя трава не ростё, в мёртвом тили душы нет, безымянному персту имени нет, у раба Божья ни цирию, ни вереду места нет ни на белом тили, ни на рети́вом серци. Нынь пувику, отыни дувику. Аминь. [<<]
    Населенный пункт: Кенозеро
    Датировка: 1914 г.

  7. Враниковское [Безъимянным пальцем обводят веред.] Как в ели́ сук вене и сохне, так бы у тебя, раба Божья, вяло и сохло, век пувику отныни дувику. Аминь. [<<]
    Населенный пункт: Враниковское
    Датировка: 1914 г.

  8. Ундозеро Стану благословесь, пойду перекрестесь, выду я в цистоё полё, стану на восток лицём, на запат хрёптом, погляжу под востоцьну сторону. Подъ востоцьной стороной Кем морё, в Коми мори Кем остроф, в Кем острову Кем каминь, на Кем каменю дев муш сидит. У дева мужа тридеветь жон, из девети восемь, из восьми семь, из семи шэсь, ис шести петь, ис пети цётыри, ис цётырёх три, ис трёх две, из двух едная жона. Как эты жоны исцезли и спропали, и так жо бы у раба Божья цирьи и вереды исцезли и спропали, зделалосе бы тело, как кось бела, отыни и до веку, век по веку. Аминь. [<<]
    Населенный пункт: Ундозеро
    Датировка: 1914 г.

  9. Враниковское [На уголь, которым обводят три раза больное место.] Этот уголь посох и поблёх, у раба Божья этот цирей, верет посох и поблёх и вверх ни подалсы, вики пувики, отыни пувики. [<<]
    Населенный пункт: Враниковское
    Датировка: 1914 г.

  10. Враниковское (Его кругом цертя безымянным перстом.) От каменя трава не ростё, от сухого дерева отростилинья нет, в мёртвом тили душы нет, у раба Божья вереду места и росту нет. Во имя... Аминь. [<<]
    Населенный пункт: Враниковское
    Датировка: 1914 г.

  11. [Слова против вереда]. Благослови, Господи. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Как этот сук засох (указывая на стену, обводя по нем крестообразно безымянным пальцем, т.е. вторым от мизинца, и делая такие же чертежи на вереде), так, чтобы и этот окаянный засох, во веки век, без отрышки и без повороту, аминь (3 раза). (№ 34, С. 335-336).[<<]
    Населенный пункт: Кондуши

  12. Безымянному пальцу имени нет, а у раба Божья (имя) чирию нет. Аминь. (Архангельская обл., Приозерный р-н, д. Верхняя, 1962 г.) - №1815.[<<]

  13. Безымянному персту имени нет, а у меня чирию на белом теле места нет. Аминь. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Горка, 1963 г.) - №1816.[<<]

  14. Безымянным пальцем тычут в больное место и говорят: Как у этого пальца имени нет, так у этой притци пути нет. Аминь. Три раза. Плюнуть. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Погост, 1962 г.) - №1817.[<<]

  15. Зачеркивают безымянным пальцем от вереда. Безымянному пальцу имени нет, так бы и у рабы Божьей (имя) чирью-вирью места нет. Отныне до веку, век по веку. Аминь. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Шелтомино, 1963 г.) - №1818.[<<]

  16. Как этому безымянному пальцу имени нет, так этому чирию-вереду намоем теле места нет. Посохне, поблекне у рабы Божьей (имя). Веки по веку, отныне до веку. Аминь. Три раза сказать и правой рукой обвести веред. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Шелтомино, 1963 г.) - №1820.[<<]

  17. Безымянному пальцу имени нет, у раба Божья (имя) ни чирию, ни вереду места нет. Не красней, не бурей, не желтей, не черней, чтобы зацахло, почернело, чтобы кости не скомнули, чтоб жилья не тянуло, чтобы тело не хрупело, было чистенько, беленько, гладенько. Тьфу. Аминь. Правая нога ко сырой земле приставала плотно и круто, и чтобы так плотно и крепко мои слова приставали к рабу Божью. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Надконецкая, 1963 г.) - №1821. [<<]

  18. Иголкой чирей обводят и, ища сук на стене, говорят: Где сук? Тут тебе не место, вот где место. Иголкой в стену ткнуть, чирей и засохнет. (Архангельская обл., Пинежский р-н, д. Чакола, 1971 г.) - №1828.[<<]

  19. Безымянным пальцем провести вокруг сучка на полу, приговаривая три раза: Как этот сук исчезает, так и, чирей, исчезай. И затем плюнуть на него. (Архангельская обл., Шенкурский р-н, х. Федоровский, 1967 г.) - №1830.[<<]

  20. Как на дереве суцёк растет, растет — посыхает, поблекает, также у раба Божья Андрея, циреёк, посыхай, поблекай. Надо сучок очертить безымянным пальцем, затем то же сделать с чирием. Повторить три раза. (Архангельская обл., Лешуконский р-н, с. Вожгора, 1978 г.) - №1833.[<<]

  21. Как на стены сучок сохнет, так же у рабы Божьей (имя) не сохло б, не ныло, не болело, отныне по веку, никогда больше — вовеки. Водить сначала по сучку три раза, и три раза плюнуть. Потом по больному месту водить, по телу, где нарыв. (Архангельская обл., Холмогорский р-н, д. Болото, 1969 г.) - №1834.[<<]

  22. Как сук в стене вянет и сохнет, так, чирей, посохни, повянь на белом теле, на алой крови. Безымянному пальцу имени нет, чирию-вереду места нет. Коли его, коли во веки веков. Аминь. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Мячево, 1961 г.) - №1838. [<<]

  23. Сук найти такой, что бывает в колоды, в стены, и безымянным пальцем обвести этот сук по солнышку. И скажи: Как этот сук сохнет и чахнет, так у рабы Божьей сохнет и чахнет чирей. Потом плюнуть на сук и этим же пальцем обвести чирей. Так три раза можно сделать и проговорить — засохнет чирей. (Архангельская обл., Приозерный р-н, д. Максимовская (Савино), 1962 г.) - №1840.[<<]

  24. Нарыв очертить, потом сук на лавке очертить, перекрестить, сказать слова: Как сук сохнет, так и чирей сохнет. Повторить три раза. (Архангельская обл., Лешуконский р-н, д. Олема, 1976 г.) - №1841.[<<]

  25. Найти сучок на полене и водить вокруг него пальцем, сказать три раза: Как на бору сосна сверху сохнет, снизу вянет, так чтобы у меня, рабы Божьей (имя), веред сверху сох, а снизу вял. Будьте, мои слова, крепки и лепки. Во веки веков. Аминь. (Архангельская обл., Котласский р-н, д. Чирково, 1974 г.) - №1844.[<<]

  26. Взять сухой сук, зачертить им веред со словами: Как этот сук сохне, так у раба Божья веред сохне. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Подгорье, 1963 г.) - №1847.[<<]

  27. Безымянным пальцем потыкать в сучок в лавке или на стене или пошептать на безымянный палец и сказать три раза: Как в стене сукне растет, камень не цветет, так бы у раба Божья (имя) прыщ (веред, чирей) не цвел и не рос, поцернел бы прыщ в черный уголь. Иссохни, исчахни, боле в век не воскресни. Во имя Отца, аминь, Сына, аминь, Святого Духа, аминь. Весь заговор повторять три раза. (Архангельская обл., Приозерный р-н, д. Лешино, 1962 г.) - №1852.[<<]

  28. Как в стены сук не растет, камень не цветет, так бы эта боль не росла, не цвела и вперед не шла, зачернела бы, как черный уголь. Как мертвое тело умрет, так и эта боль вся умрет. Отныне до веку, век и по веку. Аминь. (Архангельская обл., Приозерный р-н, д. Кузьминская (Кухтин Наволок), 1962 г.) - №1853.[<<]

  29. Берут нож:, очерчивают чирей и приговаривают: Как эта сталь не растет и не цветет, так же и у рабы Божьей (имя), чирей, не расти и не цвети. Три раза надо сказать. (Архангельская обл., Лешуконский р-н, д. Кеба, 1976 г.) - №1855.[<<]

  30. Чирей-вырей, дай тебя вырву, а нет — ножом вырежу. Повторяется трижды, крестится ножом. (Архангельская обл., Верхнетоемский р-н, д. Пога, 1969 г.) - №1856.[<<]

  31. Найти на стуле сук, взять нож и им три раза обвести вокруг сука и три раза вокруг чирья — и сказать: Как этот сук не растет, не бодреет, так и раба Божья (имя) это худое мясо не растет, не бодреет. Аминь. После этого плюнуть назад. (Карельская АССР, Пудожский р-н, с. Чёлмужи, 1960 г.) - №1857.[<<]

  32. Найдут сук, безымянным пальцем по суку проведут, а потом по болячке: Этому пальцу имени нет. а тебе, чирей, места нет. Аминь. Три раза. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, с. Конево, 1963 г.) - №1858.[<<]

  33. Окрестить безымянный палец. Пальцем поводить по сучку, потом — по больному месту: Как моему пальцу имени нет, так моей боли имени нет ни днем, ни вечером, чтоб не болел. Аминь. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Йоктуша, 1963 г.) - №1860.[<<]

  34. С корня посохни, сверху зарости, не боли, не щипли, вперед не ходи у рабы Божьей (имя). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Водить мылом вокруг болячки три раза и говорить три раза. После зааминивания плюнуть на пол, отвернуться в сторону и плюнуть вбок. (Архангельская обл., Лешуконский р-н, с. Лешуконское, 1976 г.) - №1861.[<<]

  35. С корня посохни, сверху зарости, не боли, не щипли, вперед не ходи. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Зачертить тупым ножом или мылом это место и говорить. (Архангельская обл., Лешуконский р-н, с. Лешуконское, 1976 г.) - №1862.[<<]

  36. С корня посохни, с верху зарости, не боли, не щипи, вперед не ходи. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Больное место обвести ножом, мылом или подорожником, Мать-и-Мачехой. (Архангельская обл., Лешуконский р-н, с. Мелогора, 1976 г.) - №1863.[<<]

  37. Циреёк, вириёк, посыхай, помирай, больше век не бывай. Уголек возьмут, почертят кругом. Ткнет в середку, подует, плюнет. (Архангельская обл., Лешуконский р-н, д. Селище, 1976 г.) - №1864.[<<]

  38. Ни от дров ядра, ни от чирия добра. Безымянным пальцем по сучку поводить, потом — по чирию. (Архангельская обл., Онежский р-н, д. Камениха (Амосовская), 1965 г.) - №1865.[<<]

  39. Ни от каменя плоду, ни от мертвого роду — ни тебе, чирей, место. Вот тебе, чирей, сук, самый круг. Аминь. Три раза. По сучку, потом по чирию поводить пальцем. (Архангельская обл., Онежский р-н, д. Камениха (Амосовская), 1965 г.) - №1866.[<<]

  40. Ни от чирия — крови, ни от сука — плоду, ни от пламени — искры, у раба Божья не будь никогда. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сначала по сучку поводить, потом плюнуть, потом как следует прижать чирей. (Архангельская обл., Онежский р-н, д. Грибаниха, 1965 г.) - №1867.[<<]

  41. У рабы Божьей Катерины — как сук сухни. Так у камени нету приплоду, у сухого дерева нету отрасти листа, у мертвого тела нету душа, у рабы Божьей Катерины нет места чирию, вереду. Ныне — по веку. Отныне до веку. Аминь. Вокруг сука пальцем провести три раза и плюнуть. Если силу возьмет, он не будет действовать. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Марковская, 1963 г.) - №1868.[<<]

  42. Не рости, чирей, не цвети, чирей, не бутий, чирей, не замогей, чирей. Нет тебе, чирей, ни роду, ни плоду и ни племени. Ни у камня — воды, и ни у чирья — головы. Отныне и до веку, век и по веку. Аминь моим словам. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Афаносово, 1963 г.) - №1869.[<<]

  43. Три раза очертить против солнышка по чирию, сказать: Ни от камени — плоду, чирию нету плоду. (Архангельская обл., Онежский р-н, д. Усолье, 1964 и 1965 гг.) - №1870.[<<]

  44. Не от каменя плоду, не от мертвого крови, не от чирья — головы. Каков чирей зародился, таков бы и потаился у рабы Божьей (имя). Аминь. Три раза. На безымянный палец наговорить и очертить ногтем. (Архангельская обл., Плесецкий р-н, д. Басино, 1964 г.) - №1871.[<<]

  45. От угля плод не живет, от камня трава не растет, в мертвом теле душа не живет. Аминь. Три раза обвести углем вокруг чирия. (Архангельская обл., Приозерный р-н, д. Афаносово, 1962 г.) - №1872.[<<]

  46. От ногтя нет роду, от камня нет плоду, от мертвого — (души? крови?), от угля — воды, от чирья — головы. Чирью, вереду нигде б места не было у раба Божья (имя). Ключ да замок, чтоб ввек не завелось. Лютей да чахни, вперед не воскресни. Три раза. (Архангельская обл., Онежский р-н, д. Андозеро, 1964 г.) - №1873.[<<]

  47. Как с ноги выстанешь, безымянный палец послюнявить и три раза сказать: От камня плоду нет, от угля трава не растет, в мертвом теле души нет, тебе, чирею, вереду, гнойнику, пупышу, на белом теле места нет. Во веки веков. Аминь. С этими словами три раза вокруг чирея очертить и три раза безымянным пальцем правой руки в середину ткнуть. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Пожары, 1963 г.) - №1874.[<<]

  48. От угля трава не росте, от камня роста нет, вот на рабе Божьем этому чирею-вирею места нет. Аминь, аминь, аминь. (Архангельская обл., Кенозеро, д. Кумбасозеро, 1958 г.) - №1876.[<<]

  49. Ни от камня — плоду, ни от сухого дерева — роду, ни от мертвого — крови, ни от угля — воды, ни от чирия — головы. Худ, мал — да пропал. Безымянным пальцем три раза обвести да подавить и говорить эти слова. (Архангельская обл., Онежский р-н, д. Андозеро, 1964 г.) - №1877.[<<]

  50. Как этот уголечек помирает и потухает, также б у рабы Божьей (имя) чирьечёк помирал и потухал, верёд не оживал. Чирей обводится углем. (Архангельская обл., Верхнетоемский р-н, д. Пога, 1969 г.) - №1878.[<<]

  51. Ни от уголья — зелья, ни от камени — плоду, ни от чирья — роду. Аминь. Три раза. Кругом очертить и углем потыкать. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Троица, 1963 г.) - №1879.[<<]

  52. Безымянному пальцу имени нет, от угля плоду нет, от камня трава не растет, так у рабы Божьей (имя) и вереда нет. Отныне и до веку. Аминь. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Горка, 1963 г.) - №1880.[<<]

  53. Камень камня не родит, по углу трава не растет. В мертвом теле души нет. У раба Божья (имя) на белом теле больному месту местечка нет. Безымянным пальцем обвести вокруг больного места. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Горка, 1963 г.) - №1881.[<<]

  54. Складывают четвертый палец с первым и при последних словах крестят чирей. Из камня плоду нет, из угля цвету нет, у рабы Божьей на белом теле чириям и нечистям места нет. Тьфу. Во веки веков. Аминь. Повторить три раза. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, с. Бережная Дуброва, 1963 г.) - №1882.[<<]

  55. От камени нет пламени, от железа крови нет, от грубости(?) плоду нет, а безыменному персту имени нет, а тебе чирью-вереду места нет, отныне и до веку и во веки веков. Аминь. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Вздыхалино, 1963 г.) - №1883.[<<]

  56. В холодном углю огня нет, а в мертвом теле души нет, у рабы Божий (имя) череду-вереду нет. Есть место в чистом поле, есть место в синем море, в горячей пеци на девятом кирпици. Отныне и до веку и вовеки веков. Аминь. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Малое Конево, 1963 г.) - №1884.[<<]

  57. От камня плоду нет, от угля травы нет, в мертвом теле души нет. Тебе, чирею-вереду, у раба Божья (имя) места нет. Ключ и замок моим словам. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Подгорье, 1963 г.) - №1885.[<<]

  58. Ни от чирья — чирья. Откуль пришел, туда поди. Три раза ножом прижать, три раза плюнуть на сторону. (Архангельская обл., Плесецкий р-н, д. Канзанелда, 1964 г.) - №1886.[<<]

  59. Нет тебе ни имени и нет тебе ни вотчины, ни отчества — нет тебе, цирей, места. Аминь. (Архангельская обл., Кенозеро, Лёкшмозеро, 1958 г.) - №1888.[<<]

  60. Цирей-вирий, верей, тут тебе не место, не местьишшо. Там тебе место — на ножовом вострию, на самоцветном каменю, там садись и коренись. Дунуть и плюнуть. (Архангельская обл., Лешуконский р-н, д. Белощелье, 1976 г.) - №1889.[<<]

  61. Как на дереве сучок подсох и отсох и во веки веков не отживет, таки на твоем белом теле, на подколенной жиле, на горячей крови чирей отживет. На березке листочки посидят, улетят, на то место не прилетят, так бы на твоем теле болячки отживали. Пришел молча — и ушел молча. (Архангельская обл., Котласский р-н, д. Окулово, 1974 г.) - №1890.[<<]

  62. Без крыльев прилетел, без места посидел, без зуба укусил. Аминь. Три раза. Безымянным пальцем чирей перекрестить и прижать в середину. (Архангельская обл., Онежский р-н, д. Глотово, 1965 г.) - №1891.[<<]

  63. Красный чирей с красного моря прилетел и сел рабу Божию (имя) на белое тело. Откуль прилетел, туды и полети. Сохни и вянь, не иди вверх. Моим словам ключ и замок. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Три раза прочесть, плюнуть и ножом крест поставить. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Троица, 1963 г.) - №1892.[<<]

  64. Прилетел без крыльев, сел без места, укусил без зубов. Не от дров ядра, нету чирию добра. Не отыми перста, нет у чирия роста, и век по векам, а ты не до веку. Аминь моим словам, чур, мое слово. Затем нужно плюнуть на палец, дотронуться до нарыва и обвести пальцем несколько раз вокруг нарыва. (Архангельская обл., Холмогорский р-н, д. Бор, 1969 г.) - №1893.[<<]

  65. Чирей Василий сел без глаз, полетай без нас. Нет тебе дела на моем тебе теле. Есть тебе дело в дереве-суку. Тьфу, да и всё. Так сказать до трех раз. Наговаривается на сучок. (Архангельская обл., Мезенский р-н, д. Бычье, 1975 г.) - №1894.[<<]

  66. Чирей Василий летел без глаз, сел без нас к рабе божьей Анны. Тут тебе место, на черном углу, на березовом суку, на ножевом острию, на самом концу. Повторить три раза. (Архангельская обл., Мезенский р-н, с. Мелогоры, 1975 г.) - №1895.[<<]

  67. Чирей Василий летел без глаз, сел без нас, нет тебе дела на белом теле (имя). Вот тебе место — в суку. (Архангельская обл., Мезенский р-н, д. Печище, 1975 г.) - №1896.[<<]

  68. Надо взять сухой сук, наперед — в чирей, а потом в сук ножом потыкать и сказать: Чирей Василий, иди с того места, тут тебе не место, не местище, пойди к старому хозяину в сук, тут тебе и место, и местище. (Архангельская обл., Пинежский р-н, д. Михеево, 1971 г.) - №1897.[<<]

  69. Чирей Василий, сверху сохни, с испода чахни, поди в сук, поди в сук. Очертить ножом и постучать по какому-нибудь сучку. (Архангельская обл., Пинежский р-н, д. Вихтово, 1971 г.) - №1898. [<<]

  70. Чирей Василий, не распространяйся шире, не подымайся выше, тут и сохни. Сказать три раза, безымянным пальцем обвести вокруг нарыва. (Архангельская обл., Ленский р-н, д. Выемково, 1973 г.) - №1899.[<<]

  71. Чирей Василей, посохни-повяни, вперед не ходи, нету у камня воды, нет у чирья травы. Как этот сучок посох-повял, вперед не пошел. Таки чирей, Василей посох-повял, вперед не пошел. (Архангельская обл., Холмогорский р-н, д. Мякурье, 1969 г.) - №1900.[<<]

  72. Первый чирей — Василий, второй — Иван, третий — Демьян, подите попяты. Не жги, не боли, вперед не ходи. (Архангельская обл., Мезенский р-н, д. Тиглява, 1975 г.) - №1901.[<<]

  73. Чирей Василей, тут тебе не место: место тебе в чистом поле, на пустом месте, на кривой березы век по веку, отныне до веку. Аминь. Наговаривать на безымянный палец или уголь. Если — на уголь, то после слов бросить его и сказать: Откуль пришло, туда поди. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Авдотьино, 1963 г.) - №1902.[<<]

  74. Водят кругом чирия мылом, зачёркивают его крестом и приговаривают: Чирей Василий, нет тебе места на моем белом теле, есть тебе место во чистом поле. (Архангельская обл., Мезенский р-н, д. Дорогорское, 1975 г.) - №1903.[<<]

  75. Чирей Василий, подвинься пошире, на том месте мешаешь, на другом — есть шестьдесят. (Архангельская обл., Мезенский р-н, д. Печище, 1975 г.) - №1905.[<<]

  76. Чирей Василий, разодвинься пошире, в то место — четыре, кругом — пятьдесят. (Архангельская обл., Верхнетоемский р-н, д. Заблудиха, 1967 г.) - №1906.[<<]

  77. Чирей-вырей, раздайся пошире, в то место — четыре, кругом — пятьдесят. (Архангельская обл., Верхнетоемский р-н, д. Черный Ручей, 1969 г.)- №1907.[<<]

  78. Жаба ты, жаба, от тридевять слов убежала, от тридевять до восьми, от восьми до семи, от семи до шести, от шести до пяти, от пяти до четырех, от четырех до трех, от трех до двух, от двух до одного. Не будет ничего отныне до веку и во веки веков. Аминь. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Малое Конево, 1963 г.) - №1910.[<<]

  79. Наговаривать на воду или на жир, потом им натирать. Стану я, раба Божья Агриппина, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из сеней сеньми, из двора воротами, выйду в чистое поле. В чистом поле есть деверь-муж и у деверя-мужа девять жен, и восемь жен, и семь жен, и шесть жен, и пять жен, и четыре жены, и три жены, и две жены, и одна жена, и та жена исчахала, помирала, пропадала. И так же у рабы Божьей (имя) чирья-вереды иссыхали, помирали, пропали. И будь тело бело, как белая бумага, и будь тело бело, как белая кость, и будь тело бело, как белый снег. Аминь. (Архангельская обл., Плесецкий р-н, д. Прилуки, 1964 г.) - №1911.[<<]

  80. Скула-скулавица, черна муравица, по костям не ходить, костей не ломать. Там тебе кубки поналиванные, а столы позастиланные. Там тебе жить, гулять и скулу убирать. Девять раз плюнуть или сбрызнуть водой в течение трех дней. (Карельская АССР, Пудожский р-н, с. Чёлмужи, 1960 г.) - №1912.[<<]

  81. Встану я, раба Божья, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, выйду в чистое поле. Там стоит дуб кряков, на этом дубе крякове сидит Ворон Воронович, Кокот Кокотович. Я помолюсь этому Ворону Вороновичу, Кокот Кокотовичу: — Склюни, сглони призоры, оговоры, щипоту, ломоту, баенну нечистоту… На масло или сметану наговорить и к больному месту приложить. (Архангельская обл., Онежский р-н, д. Андозеро, 1964 г.) - №1913.[<<]

  82. Когда сядет чирей, надо истопить баньку теплую и сказать хозяину: Как в байне тепло и хорошо, так чтоб и тебе, хозяин с хозяюшкой и малыми детками, было б хорошо. Хозяин банный, хозяюшка банная с детушками малыми, простите меня, рабу Божию Анну, не вы на меня носили, а я на вас со своей хозяйкой и малыми детками. (Карельская АССР, Пудожский р-н, д. Нигижма, 1960 г.) - №1915.[<<]

  83. [Для вереда]. «Чирей-мирей, лопни, тресни, у тебя нет ни отца, ни матери, ни роду, ни племени, и у р. б. нет тебе места в белом теле. Заколю тебя острым ножем, во веки нерушимы. Аминь». Нашептывают, обводя ножем около сучка в стене и около вереда, попеременно по три раза, также обводят и безымянным пальцем. (№77, С. 683).[<<]
    Населенный пункт: Петрозаводск

  84. «Зааминиваю, заговариваю безымянным пальцем: как этому пальцу нет имени, так бы тебе не было места в белом теле у р. б. Аминь». «Как этот сучек подняться и вырасти не может, так бы и ты не мог подняться в белом теле, р. б. Аминь». Заговор считается недействующим, когда наговаривает человек, у которого нет зубов, а равно считается недействующим и того, который передал заговор другому. (№77, С. 683).[<<]
    Населенный пункт: Петрозаводск

  85. Чирей – (веред) лечат по большей части посредством прикладывания медовой лепешки. А то обращаются иногда и к знахарю, чтобы он уничтожил веред сразу, — засушил бы его. Знахарь берет столовый нож, находит в стене, в сосновом дереве, сук, обводит его рукой кругом три раза, а потом прижимает крестообразно острием ножа; после каждого раза то же проделывается и с вередом, причем знахарь приговаривает в это время слова, что-то в роде таких: «чтобы чирей засох, как сук этого дерева». (№ 38. С. 400). [<<]

  86. То же самое делается при чирьях и всевозможных сыпях, которые, по мнению поморов, получаются от «баенной нечисти». Вот употребляемые в таких случаях заговоры: «Есть у раба божьего (имя) девять дыр. Одна дыра – лишняя дыра. Во все поди: в одну не ходи. И раб божий (имя) хлеб ест и уголь ест, а жару не ест. Тело (имя) железное: тело, аки кремень. И солнечный жар, и баенный пар, и ангели божьи и жгут, и палят; и чирьи, и баенна нечисть, и прицы, призоры, лихие оговоры и ветренныи переломы. И отколь пришло – туды и ходи и раба божьего (имя) во веки не трони. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». (№ 1. С. 12).[<<]

  87. От чирьев существует особый заговор: «Чирей, веред, где ты зародился? Тут твои слова пуще вострого ножа. Маленький красненький, посохни, поблекни у раба божьего (имя больного). Будьте мои словеса крепки и емки. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, Аминь». Этой последней «присказкой» заканчивается всякий заговор. (№ 1. С. 12).[<<]

  88. "Чирей-веред, синюю синий, красную красный, снизу подгорай, сверху подсыхай". И вот этот сучок от дерева возьмешь: "Как сук сохнёт, так и у рабы божьей Симы веред сохни".[<<]

  89. "Чирей-вирей, нет тебе места на белом тиле, есть тебе место на дереве суке. Как сук сохнет, так и чирей сохни". Это вот возьмешь каку-нибудь с суком штуку и говоришь.[<<]

  90. [На начинающийся чирей]. «Не от угля, не от каменя не отростает отростель и не разцветает цвет: также бы и у меня р. б. им. не отростали бы на сем теле ни чирьи, ни вереды, ни лишаи и ни какие пупыши.» Слова эти шепчут трижды над углем, коим три раза обводять чирей, перекрещивают и тычут в средину его, а после бросают на отмашь па улицу, приговаривая: «с ветра пришло, на ветер поди, отколь пришло, туда и поди.» (Запис. свящ. Алексеев в с. Турчасове, Онежского у.) На начинающийся чирей / Записал свящ. Алексеев // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878. — Ч. 2. Народная словесность. — С. 210, №48.[<<]

  91. [От вереда или нарыва]. Прикладывают репейный лист, льняное семя, мелко растертое и смешанное с водой, и пьют настой травы медвежьи ягоды; проводят на нарыве черты ножем, а потом на суке в стене, и говорят: «Как у этого сучка нет ни плоду, ни роду, так бы и у этого попушка (нарыва) не было ни плоду, ни роду, вверх бы не поднимался и в ширину не раздавался.» (Записал Е. Ивановский в Шенкурском у.) От вереда или нарыва / Записал Е. Ивановский // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878. — Ч. 2. Народная словесность. — С. 210, №49.[<<]

  92. [От вереда или чирия]. Беруть в чашку сливки и наговаривают на них: «Раб б. Н. (имя больного) вставал, благословясь, и пошел, перекрестясь, из избы дверьми, со двора воротами, вышел в чистое поле. Есть в чистом поле сухая шалга; на той шалге трава не растет и цветы не цветут, и также у раба б. не было бы ни чирия, ни вереда, ни баенной нечисти. Очищается р. б. Н. Во имя Отца и С. и Св. Д. Аминь.» Проговоривши эти слова, помазывают по три раза больное место сливками. (Записано мною в г. Онеге.) От вереда или чирия // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878. — Ч. 2. Народная словесность. — С. 210, №50.[<<]

  93. [На чирий или на нарыв]. «Во имя Отца и Сына и Св. Духа, Аминь. Зааминю, зааминю, зааминю: вси цирьи, вси вереды, всю баенную нечисть у раба Божия (имя рек).» Говорят три раза. При наговоре очерчивают над чирьем вокруг, потом с последним словом делают над чирьем крест ножем и ищуть маленький сучок в стене на дереве, в который и вколачивают ножик. (Записал А. Шешенин в Кемском у.) На чирий или на нарыв / Записал А. Шешенин // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878. — Ч. 2. Народная словесность. — С. 210, №51.[<<]

  94. [От вереда или пупыша]. Обводят три раза чирей углем или безимянным пальцем, и, крепко прижавши его, приговаривают: «Ни от камени плоду, ни от чирия руды, ни от пупыша головы; умри, пропади!» После этого бросают уголь на опашку, с приговором: «откуль пришол, туда и пойди.» (Записан П. С. Ефименком в г. Холмогорах). От вереда или пупыша // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878. — Ч. 2. Народная словесность. — С. 210, №52.[<<]

  95. [От чирья]. Чтобы уничтожить черей, надобно троекратно носком ножика обвесть вокруг чирья, приговаривая: "Ни от камени плоду, ни от мертвого крови, ни от угля травы, ни у чирья головы". (№ 94, С. 998).[<<]
    Населенный пункт: Петрозаводск

  96. [Слова от чирьев] Слова от чир(ь)ев. Егда чирей народитца невели(к) на теле, и ты нащупай его перстом безымяным мален(ь)ка, да возми нож из *ножней, да очерти кругом 9-ю да 3 ж накрест острием ножичным окрести, да плюн(ь), а говори: (1) Злонравной чирей, отиди от раба Б(о)жия имярек, иди в пустой лес. И в другой ряд другой чирей станет тож мал, и ты учини також, а сам говори: (2) Злонравной вред, исчезни от ра(ба) Б(о)жия имярек, иди на злаг(о) моег(о) супостатая. А в третей ряд тож, а бол(ь)ши тог(о) не увидиш(ь) и не скажи ничег(о). (РЗРИ 2010:131, № 105) [<<]

  97. [Заговор от чирьев, нарывов, чесотки и т. д.] 274. Девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один — чирни чирей, баенну нечись безымянным перстому р<абы> Б<ожьей> (имя). Ныне и присно, и вовеки. Аминь. (НА КарНЦ РАН. А. 27/247. Исполнитель не указан. Зап. в 1920 г., Кемь, Кемский р-н, Респ. Карелия. И. М. Дуров переп. с рукоп., 1924 г., Сумский Посад). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 274). [<<]
    Населенный пункт: Кемь

  98. [Заговор от чирьев, нарывов, чесотки и т. д.] 275. На жар: Как будешь веник парить, возьми воды в ковш и правой рукой наотмашь плесни трижды на веник, и каждому плеску проговори: Есть у меня, р<абы> Б<ожьей> (имя), девять дыр, а из десятой вон выходи. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Когда будешь хвостаться: Тело у меня, р<абы> Б<ожьей> (имя), как камень, тело у меня, у р<абы> Б<ожьей> (имя), как кремень. Кремня нет. Ангел Божий жгет и палит баенную нечисть. Я есть, аки сын попов, окрещу и освещу, на свет не пущу, от чирьев, от вередов, от баенной нечисти, от призору, от оговору, от всякой скорьби и болезни от ветреного перелому. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Наговоры не с оговоры, переговоры будут сильны и крепки. Заключите и закрепите ключами и замками, и железными заложками. Ключи в воду, а замки ко дну. (НА КарНЦ РАН.  А. 27/251. Исполнитель не указан. Зап. И. М. Дуров, с рукоп., 1924 г., Сумский Посад, Беломорский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 275).[<<]
    Населенный пункт: Сумский Посад

  99. [Заговор от чирьев, нарывов, чесотки и т. д.] 276. От чирья или нарыва: Есть у руба Божьего (имя) девять дыр. Одна дыра — лишняя дыра. Во все поди, в одну не ходи. И раб Божий (имярек) хлеб ест и уголь ест, а жару не ест. Тело (имярек) железное, тело, аки кремень. И солнечный жар, и баенный пар, и Ангели Божьи и жгут, и палят и чирьи, и баенна нечись, и прици, призоры, лихие оговоры и ветреныи переломы. И отколь пришло, — туда и ходи, и раба Божьего (имярек) во веки не трони. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. <При этом знахарка обводит три раза ножом вокруг больного места и после каждаго раза плюет на последнее>. (НА КарНЦ РАН. А. 27/211. Исполнитель не указан. Зап. Г. Цейтлин, Сума (Сумский Посад), Беломорский р-н, Респ. Карелия. И. М. Дуров переп. из очерка Цейтлина (см. паспорт к № 31) в 1913 г.). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 276).[<<]
    Населенный пункт: Сумский Посад

  100. [Заговор от чирьев, нарывов, чесотки и т. д.] 277. Произносится в бане. Тело, аки камень, тело, аки кремень, от кременя Ангел Божий жгет и калит раба Божия (имярек). Аки есть сын попов, окрещу, огражу, на свет не попущу, от чирьев, от вередов, от баенной нечисти, от колотья, причта, призоры, лихи оговоры. Отца и Сына и Святого Духа. Аминь, аминь, аминь. (НА КарНЦ РАН. А. 94/70. От З. К. Синицыной зап. А. П. Разумова 18 ноября 1976 г., Петрозаводск, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 277).[<<]
    Населенный пункт: Петрозаводск

  101. [Заговор от чирьев, нарывов, чесотки и т. д.] 278. На чирей или на нарыв: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Зааминю, зааминю: вси чирьи, вси вереды, всю баенну нечись у раба Божия (имярек). Произносится три раза. (НА КарНЦ РАН. А. 27/204. Исполнитель не указан. Зап. И. М. Дуров, 1913 г., Сумский Посад, Беломорский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 278). [<<]
    Населенный пункт: Сумский Посад

  102. [Заговор от чирьев, нарывов, чесотки и т. д.] 279. Чичей-вирей, где ты зародился, там ты и посохни. Маленький, красненький, посохни, поблекни у раба Божьего (имя). Повторяется три раза и при этом делаются круговые движения вокруг сука на девятой от двери половице концом ножа, после чего этот сук надо троекратно перекрестить, опять же концом ножа, касаясь пола. — (Собиратель). (НА КарНЦ РАН. А. 155/117. От О. И. Корольковой зап. М. А. Тихонов, Е. А. Вашко, И. В. Береснева, 1982 г., Сумский Посад, Беломорский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 279).[<<]
    Населенный пункт: Сумский Посад

  103. [Заговор от чирьев, нарывов, чесотки и т. д.] 280. От чирья или нарыва: Чирей, веред, где ты зародился? Тут твои слова пуще вострого ножа. Маленький, красненький, посохни, поблекни у раба Божьего (имярек). Будьте, мои слова, крепки и емки. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь. <При этом знахарка обводит три раза ножем вокруг больного места и после каждаго раза плюет на последнее>. (НА КарНЦ РАН. А. 27/212. Исполнитель не указан. Зап. Г. Цейтлин, Сумский Посад, Беломорский р-н, Респ. Карелия. И. М. Дуров переп. из очерка Цейтлина (см. паспорт к № 31) в 1913 г.). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 280).[<<]
    Населенный пункт: Сумский Посад

  104. [Заговор от чирьев, нарывов, чесотки и т. д.] 281. На чирьи: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Чирей, пупыш, где зародился, тут и заразись! Эти слова пуще ножа и топора, и военного уружья. Коль сему песту имени нет, так и тебе, чирью, имени нет и места нет нигде. Аминь. (НА КарНЦ РАН. А. 27/246. Исполнитель не указан. Зап. И. М. Дуров, с рукоп., 1924 г., Сумский Посад, Беломорский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 281). [<<]
    Населенный пункт: Сумский Посад

  105. [Заговор от чирьев, нарывов, чесотки и т. д.] 282. На баенну нечисть: Выйду раб Божий (имя) из избы дверьмы, из двора воротами в чистое поле. В чистом поле стоит белая, белая береза; из той белой березы листье и прутье отпало, также у р<аба> Б<ожьего> (имя) чирьи, вереды и баенна нечись отпади; коли на березы листье падет, также у р<аба> Б<ожьего> (имя) коросты отпадите. (НА КарНЦ РАН. А. 27/239. Исполнитель не указан. Зап. И. М. Дуров, с рукоп., 1924 г., Сумский Посад, Беломорский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 282). [<<]
    Населенный пункт: Сумский Посад

  106. [Заговор от чирьев, нарывов, чесотки и т. д.] 283. На баенну нечисть: Я, раб Б<ожий> (имя), иду в байну. Я есть, р<аб> Б<ожий> (имя), попов сын. Я загрызаю, я заговариваю ноктовую болезнь, баенну гресь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. (НА КарНЦ РАН. А. 27/271. Исполнитель не указан. Зап. И. М. Дуров, 1935 г., Нюхча, Беломорский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 283).[<<]
    Населенный пункт: Нюхча

  107. [Заговор от чирьев, нарывов, чесотки и т. д.] 284. На <баенную> нечисть: Господи, благослови. Стану р<аба> Б<ожья> (имя) благословесь, пойду перекрестесь из избы дверьмы, из двора воротами. Выйду в чистое поле. В чистом поле навстречу едет сама Пресвята Богородица Мать Божия, раб Божий (имя) с тремя тарелками: на первой тарелки носит нетленную ризу, на второй — ладан и фимиан, на третьей — святую воду. Подходит и поклонится ей, покорится р<аб> Б<ожий> (имя) к самой Пресвятой Богородицы: «Закрой, закрой, р<аба> Б<ожъего> (имя) от зуду, от своробу, от чирья, от вереда, от баенной нечисти, закрой своею нетленною ризою, накади ладаном и фимиамом, омой святой водой р<аба> Б<ожьего> (имя)». Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. (НА КарНЦ РАН. А. 27/240. Исполнитель не указан. Зап. И. М. Дуров, с рукоп., 1924 г., Сумский Посад, Беломорский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 284).[<<]
    Населенный пункт: Сумский Посад

  108. [Заговор от чирьев, нарывов, чесотки и т. д.] 285. Чирей, Василей, тут тебе не место, место в осине, в самой вершине, тьфу, аминь. Плюнуть и потом сук вот так три раза <перекрестить>. И опять снова: Чирей, Василей, тут тебе не место, место в осине, в самой вершине, тьфу, аминь. Найти сук и через сук. <...> Сначала чирей перекрестить тихонько лезвием ножа и проговорить, а потом на сук — и так три раза. На сук только крестить, а говорить не надо. (НА КарНЦ РАН. Ф. 3221/39. От А. В. Спицыной зап. В. П. Кузнецова, А. А. Лапин, 1990 г., Ламбасручей, Медвежьегорский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 285).[<<]
    Населенный пункт: Ламбасручей

  109. [Заговор от чирьев, нарывов, чесотки и т. д.] 286. Для заговаривания чесотки <...> соли немного заворачивают в тряпочку или бумажку и над ней произносят следующие слова: Господи! Господи! Царь Саваоф, избавь, Господи, раба Божия Владимира от своей думы, от чужой чесоты, от подпорожней грязи его тело, ако кость бело. Потом соль выбрасывают в воду, а наговоренной водой моют все тело. (НА КарНЦ РАН. А. Р. VI. Оп. 1/92. Л. 39. От Е. С. Дъяковой, 1931 г., Сенная Губа, Медвежьегорский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 286).[<<]
    Населенный пункт: Сенная Губа

  110. [Заговор от чирьев, нарывов, чесотки и т. д.] 287. От чирья (цирей зачерчивать): Стану благословясь, пойду перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота. Стану, выду в цистое полё. Погляжу в подвостоцную сторону: стоит сухое, покляпое дерево. Я, раба Божья Агафья, с этого дерева выломлю три суцька, с под этого дерева возьму три уголька (в сук надо ткнуть безым<янным> пальцем), и как этот сук сохнет, как этот уголь тухнет, так бы сохнул и тухнул у раба Божья Романа цирей. Ты, цирей, посохни. Если ты не посохнешь, я схожу в море по солону воду, повыведу род и плод, и все переколение* твое. Притчи, призоры, ветряни переговоры, на темны леса, на сухи деревья, от раба Божьего Романа. Откуль, лихо, пришло, — туда, лихо, поди: от ветра пришло, — к ветру поди, от воды пришло, — к воды поди, от девки ль шимоволоски, от бабы ли простоволоски, от мужика ль клеветника, — туда, лихо, и поди. Аминь. Все повторяется три раза и берется по очереди три сука и три уголька. * Поколение. (НА КарНЦ РАН. А. 12/110. От А. М. Пашковой зап. Е. Родина, 1940 г., Петрозаводск, Респ. Карелия. Публикация: Т. И. Сенькина. «Лад да совет…», 1992. С. 122). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 287).[<<]
    Населенный пункт: Петрозаводск

  111. [Заговор от чирьев, нарывов, чесотки и т. д.] 288. Против нарыва — «вереда»: Водят кругом безымянным пальцем и приговаривают: Как этому безымянному пальцю нет имени, так бы этому вереду не было места в тили раба Божьего (имя) во веки веков. Амин. (НА КарНЦ РАН. А. 3/4. От И. Е. Басалаевой зап. Е. Родина, 1941 г., Аксинская, Пудожский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 288).[<<]
    Населенный пункт: Аксинская

  112. [Заговор от чирьев, нарывов, чесотки и т. д.] 289. На фурункулы: Углем обводят: Как на камне трава не растет, на теле чтоб чирья не было. Суку места нет, а тебе места нет. (НА КарНЦ РАН. А. 133/314, Ф. 1953/2. От Е. П. Белой зап. Е. И. Русакова, Е. М. Гин, 1973 г., Пелгостров, Пудожский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 289).[<<]
    Населенный пункт: Пелгостров

  113. [Заговор от чирьев, нарывов, чесотки и т. д.] 290. Я знаю <...>, как чирей заговаривать. Надо кругом сука: Как этот сучок сохнет, вот также этот чирей сох бы у младенца Володи. Амин, амин, амин. Три раза надо делать безымянным пальцем, только этим пальцем, и плюнуть, и еще надо на подушечку плюнуть и постучать три раза по сучку. (НА КарНЦ РАН. Ф. 3185/58. От М. Назаровой зап. Т. И. Сенькина, И. А. Санди, 1989 г., Петрозаводск, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 290).[<<]
    Населенный пункт: Петрозаводск

  114. [Заговор от чирьев, нарывов, чесотки и т. д.] 291. О сведении чирья: Водить вокруг сукá безымянным пальцем и говорить: Как на дереве сук сохнет, так пусть и скорбная болезнь сохнет у рабы Божьей (имя). Водить вокруг трех сучков по три раза. (НА КарНЦ РАН. А. Р. VI. Оп. 1/12. Л. 32. От О. А. Каратаевой зап. В. Кузнецова, 1929 г., Вонжинская (Шуя), Прионежский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 291).[<<]
    Населенный пункт: Важинская (Вонжинская)

  115. [Заговор от чирьев, нарывов, чесотки и т. д.] 292. Кружат пальцем по больному месту и говорят: Как в стене сук сохнет, так и у рабы Божьей (имя) скорбная болезнь сохнет отныне и до века. Аминь. (НА КарНЦ РАН. А. Р. VI. Оп. 1/26. Л. 12. От Н. А. Масаевой зап. М. Ростовцева, 1929 г., Ивановская (Шуя), Прионежский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 292).[<<]
    Населенный пункт: Ивановская

  116. [Заговор от чирьев, нарывов, чесотки и т. д.] 293. Если вскочит прыщ, то его можно заговорить. Обводят около прыща, затем около сучка и говорят: Как стоит сук сохнет, так пусть прыщ сохнет у раба Божьего Алексея отныне и до века. Аминь. Так повторяют три раза и плюют через левое плечо. (НА КарНЦ РАН. А. Р. VI. Оп. 1/96. Л. 12. Исполнитель не указан. Зап. А. А. Ростовская, 1929 г., Шуя, Прионежский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 293).[<<]
    Населенный пункт: Шуя

  117. [Заговор от чирьев, нарывов, чесотки и т. д.] 294. <От суровца>: Стану я, раб Божий, благословясь, пойду перекрестясь из избы дверьми, из двора воротами, во чисто поле завором — в восточную сторону. В восточной стороны есть сине море, в синем море синей камень. На том ли, на синем камне сидит Пречистая Богородица. Возмолюсъ, поклонюсь я, раб Божий (имярек), той ли Пресвятой Богородице: «Пречистая Богородица! Вынь и выложи из раба Божия (имярек) суровец, непросып головной, глазной, пупной, из сахарных уст, из горячей печени, сердечной и подсердечной, закожной и подкожной, нутровой, пузырной и истовой, костовой и мозговой, жильной и составной, из сорока жил, из сорока составов, из сорока жил подпятных, с головы да в тулова, из тулова в ноги, из ног в подошвы, из подошев в сыру землю, за темные леса, за дики острова, где птица не залетает, где звери не забегают, добрые люде не загуляют, и ворон кости не заносит — ныне и во веки веков. Аминь. (НА КарНЦ РАН. А. Фонд 1. Оп. 32/39. Исполнитель не указан. Обонежье, Респ. Карелия. Публикации: Е. В. Барсов — ОГВ. 1867. № 1. С. 13; П. Н. Рыбников — «Песни…». 1-е изд. 1867. Ч. IV (раздел V). № 18. С. 258-259; 2-е изд. 1909-1910. Т. III. № 18. С. 221-222; 3-е изд. 1991. Т. III. № 16. С. 215). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 294).[<<]

  118. [Заговор от чирья] От чирея надо три раза обвести безымянным пальцем вокруг сука на косяке дверей и говорить: «Чирей, чирей, тут тебе не место, место тебе в лесу, на осине в самой середине». [<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  119. Каршево, 2003 [От чирея] [Не доводилось к бабушкам обращаться в Подлозеро?] Не, самой нет. [Может быть, кто-то из родственников, знакомых обращался?] Заговаривали то-то. Вот полено, в полене сук, и вот уголь возьмут и вот заговариват: «Как этот сук выше не вышется, шире не ширится, вниз опускается, вперед не подымается, так же чтоб у раба, - вот которому заговаривать, как там его зовут, - у такого-то, там, младеня, так младеня у большого, дак ну имя там назовёшь. Чигирей(?) верест, баеной нечисти. Выше не вышились, шире не ширились, вниз опускались, вперед не подымали. Тьфу! Плюнуть всё. Надо три раза, прочертят тогда. С трёх пройдет, дак пройдет, ежели не с трёх, так ешче три раза ещо потом позаговаривают. [<<]
    Населенный пункт: Каршево (Каршевское)
    Датировка: 2003 г.

  120. Авдеево, 2004 (Рассказывает об излечении нарыва на попе) (Нарыв на попе?) [ПЕД]: Ну раньше назывались чирии или у нас-то здесь и... [ПИП]: Фурункул звали. [ПЕД]: Фурункул. [ПИП]: Фурункул. [ПЕД]: Фурункул называли. [ПИП]: Медицинское-то название. [ПЕД]: Ну. Зайди, говорит, сюда, вот она мне. Я зашла. Она мне три раза сделала, все как рукой снялó. (Это кто?) [ПЕД]: Сыну. (Кто сделал?) [ПЕД]: Моя тётка, умёршая она уже. (Что она делала?) [ПЕД]: Заговаривала. (Заговаривала?) [ПЕД]: Да. (Какие-то действия совершала?) [ПЕД] Да, вот она заговаривала на сук. (На сук?) [ПЕД] Да. (Как это?) [ПЕД] Вот на дерево. Вот сук, и она чертит ножиком... о...о штобы, он это, нож был острый. И вот она и говорит. Чертит, и сама и говорит: «Как этот сук сохнет и вянет в дереве, так посохни, поблёкни у раба Божьего Владимира...» это... ну «Посохни, поблёкни. Амин. Амин». И вот три раз надо это было делать, и потом: «Как будьте мои слова крéпки и ёмки, во имя Отца и Сына, Святово Д/уха. Амин». Вот это она да. Вот это... я ... нащё... она и, она мне и слова эти дала, сказала: “Возьми, тебе пригодица, у тебя парень растёт”,– говорит. (То есть она крест чертила?) [ПЕД]: Нет. [ПИП]: Не крест. [ПЕД]: Вот сучок. [ПИП]: Нет, нет, нет, я видала тоже это. [ПЕД]: Нет, она сучок, вот, вот сучок. Вот сучок, вот сучок, тут, (показывает на бревне сучок) А она около должна этого. Есть, есть пальцем крутят. [ПИП]: Нет. [ПЕД]: Есть на, на, на угли. На уголь говорят. А вот она вот именно мне вот. [ПИП]: Ножом. [ПЕД]: Сучок ножом. Вот так вот, вострый нож, она крест-накрест вот так крестит и, и говорит. И ему, на сук говорит, и потом ему вот говорила. [ПИП]: Ему, надо водить этим ножом вот так кругом. (Вокруг?) [ПЕД]: Нет, нет, нет, нет. [ПИП]: А потом. (А как?) [ПЕД]: Вот, например, вот так прыщ, дак вот и, вот надо и: «Как этот сук сохнет и вянет, так посохни, поблёкни у раба Божьего...» Надо так. (Произносит слова и показывает направление движения ножа туда – и обратно) (То есть по треугольнику?) [ПЕД]: Да, да, ну треугольник, вот так вот и... “Амин. Амин”. (И на суку тоже также?) [ПЕД]: Да, да, вот на суку и на этом. Вот она, вот, вот это я сама лично, она меня сама лично учила. (Сначала на суке, потом на человеке?) [ПЕД]: Да вот. Да, да, да, да, да. Три, три раз она делала, ну. И до трёх раз вопще надо делать это дело. Ходить и в смысле. А покойничка у Сергея Васильевича-то знаешь, как было, скоко, ужас, дак ведь она вылечила ево. (Тоже чирии были?) [ПЕД]: Да, ужас. Дак она ведь вылечила. (Она знающая была?) [ПЕД]: Щас-то она умéршая, дак знала она. (А что она еще знала?) [ПЕД]: Ну знала, как скот ставить, выпускать скот. (А как ее звали?) [ПЕД]: Ирина Николаевна Карпова. Нету ей живой. (А как она скот ставила?) [ПЕД]: Ой, jетова не знаю. (Тоже какие-нибудь слова были?) [ПЕД]: Да, а без слов ничё теперь не сделать. Ни молоко. Во, потеря молока, тоже делали. (У кого: у женщины, или у коровы?) [ПЕД]: Нет, у коровы. Тоже делали вот это. Или вот, вот выпустят скот, ну он на, на пастбище. Корова не приходит домой, нет и нет. Бегает, ищет. Я, я лично са... сами мы, искали, корова у нас не пришла домой. Дак пришли мы к дяде Феде, вот, это к Ольге Фёдоровной отцу-то, ой, отец мой говорит: «Ой брат, – говорит, – корова-то домой опять не пришла, – говорит. Дак што ты, - я говорю, – там в болотке, полянках уже бегали искали, и всё нет». Он и говорит: «Ну, погоди минутку. Надо было раньше сказать». Приходит сам и говорит: «Идите в (нрзб.) полянку, она стоит у стога». Приходим, действительно, она там стоит. Вот тоже делали вот. (Как она узнала, что корова там?) [ПЕД]: Он узнал. Видимо, он знал. (Это кто был?) [ПЕД]: А это был моему отцу брат. (Как его звали?) [ПЕД]: Фёдор Николаевич. (А фамилия?) [ПЕД]: Хотин. (…) (А тетка по матери?) [ПЕД]: Да. Он дак вот и... Он. А там в деревне-то у нас всё хóтинцы, одни и были да чикинцы, а больше никого и не было. (Это все оттуда?) [ПЕД]: С Кильпоги, да, да, да. (И тётка тоже?) [ПЕД]: Да, да, вот это, да, это они. [ПИП]: Такой деревни нет. (Они кому-то передали потом?) [ПЕД]: Вот не знаю. Ничево не знаю. Мы, мы тогда ещё маленькие были, тогда мы этими не увлекáлися делами. Вот теперь, дак немножко тут, конешно и надо бы, вот токо, вот запомнила, вот тётка мне вот передáла вот это, только што вот, и действительно, да. [<<]
    Населенный пункт: Авдеево

  121. Бураково, 2004 [А как чирей лечили?] Чирей, брали вот палец, сучок брали где-то, искали сучок, обязательно, штобы сук был, вот так водили: Палец безымянный, Чирей окаянный, Пó телу не ширся, Вверх не подымайся, Сохни как сучок, Черней как уголёк. И вот так (безымянным пальцем) крест ставили. И потом этот... у этово сучка, а потом у человека вот это место также говорили. И опять также. Вот три раза так делали, а потом уже: «Аминь, аминь, аминь». «Аминь» в каждый раз говорили. Всё я переношу на этот сучок. Да, чирей проходил. [<<]
    Населенный пункт: Буракова

  122. [АС: А мама вам не передавала знание какое-то?] <мотает головой> [АС: А вы слышали, что вот человек знающий, он …] Да, я слыхала, слыхала. Ну вот это токо передала, дак и то вот без зубов. Например, пещер так. «Кукиш, кукиш, на те кукиш». <1 нрзб> какой-то. И безо всякого все проходит. Вот это говорила. И то, если зубы есть. А если зубов нет, дак бесполезно. Всякие наговóры, надо чтобы были зубы. Зубов нет, значит, все впустую. [АС: Она у вас кроме зубов еще что-то лечила?] А зубов нет. [АС: Нет. А вот ваша мама кроме зубов что-то лечила еще?] Ничего, никого не лечила. Вот от пýпок мало у нас, вот от тощака знаю. Вот. От вередóв тоже там сучок, дак вот этим пальцем [безымянным] обводила тож. Тоже помогало. <2 нрзб>. [ЕЧ: А что обводила?] ат, я забыла уж она че говорила. Говорила … «Как сук сохнет, так и веред подсыхал». [АС: Кто подсыхал?] «Свят дух, аминь». [ЕЧ: А что она обводила так?] Она, вот на дереве сук есть вот, например, сук вот этот. Вот дак, вот да дак этим пальцем. [ЕЧ: Четвертым] три раза обводила. «Как сук сохнет, так и веред, так что-то». [ЕЧ: Это от чего такой заговор?] Вот, дак вот мало ли вередá бывает. На руках, на спине. [АС: А что такое вереда?] Вереда. Ну или чирьи, или не знаю, как тут по-научному. [ЕЧ: Чирьи?] Чирьи. Ну вот. А потом еще чего ж еще. Ну вот болячкой тоже хорошо помогает, вот если там у маленького ребенка есть, но и у взрослого. Вот там, че болит где-нибудь, так вот этим пальцем то место обводи, этим, и все. <1 нрзб>. Это, как, постой, это-то говорят. Как-то, болячка.. Места нет болячке… И как-то... А, этому пальчику имени нет, места болячке места нет. Аминь. Три раза. Быстрó подсыхает. Вот у Вали-то [подруга информантки, живет в Морозовице] когда сидели, мы вот, и у внучки-то на личике было тоже. Я ей сказала, Валя-то грит, я токо раз сделала, и быстро все сошло. А меня-то молоденькой еще научили. <1 нрзб> одна как раз.[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

Свернуть все тексты

Отметить все населенные пункты