Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний

Заговоры Обонежья

Классификация заговоров по: источникам | функциям | датировке | населенным пунктам

Функция: от грыжи

  1. [От грыжи]. Стану я, раба Божья, благословясь, и пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, во далече чисто поле. Во далечем чистом поле, в синем море есть бел камень; на белом камне рыба щука, рыбой толста и пером широка, кусит и проглонет, сквозь себя пропустит. Я, раба Божья, помолюсь и покорюсь, и до земли поклонюсь к этой рыбе: сними у раба (имрек) щепоту и чесоту, и великую тяготу, от тела скорбость, от кости болезнь и грыжную призорную боль. И будь мои слова — святы замки и золоты ключи. Вовеки, аминь, аминь, аминь. (№ 45. С. 645).[<<]

  2. [От грыжи всякие, а говори 3-жды на семянное масло]. Господи, благослови, отче. Госпоже пресвятая Богородице, святые ангели и архангели безплотных сил небесных и воеводы, закройте, государи, своими нетленными ризами и от всякого человека помогите и пособите от уразу и от удару, и от вязу и от клену, и от ясну и от дубу, и от товолги, и от ребины, и от березы, и от илму, и от липы, и от древа отколотого, от нащепа и ращепа, и от ожега, и от стега, и от вострого, и от веревки, и от тупого, и от серетин, и от конда, и от кнута, и от плетей, и от всякого власа мужеска и женска, и от всякого древа, какое бы на роду было межа небом и землею, и от всякия крови и молока яловненя, и от всякия скотины и собачтей крови, и меди, и железа, и от огня и воды, и от всякого порчения ныне и присно, и во веки веков. Аминь. (№ 94, С.3).[<<]
    Населенный пункт: Сенная Губа

  3. [Молитва от грыжи от всякие]. Господи Боже, благослови мя, раба своего, добрых слов говорить. Святые, честные Козма и Домиан, помозите мне рабу (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Стану аз, раб, благословясь и поиду, перекрестясь, из избы дверми, из двора воротами, и выду далече в чистое поле, и встречу святого Михаилу архангела на добром кони, на руки везет сокола, а по себе ведет выжлеца. И аз, раб, помолюся святому Михаилы архангелу. Ой, еси святый Михаило архангел, пошли ко мне к рабу своего борзого выжлеца выняти у сего раба грыжу красную, и мокрую, и белую, и сухую, и ломовую, и ходячую, и нутреную, и сердечную, и пуповую, и становую, и жилную, и костяную из моего белого тела становых костей и все 12 грыж, и всех недугов. И чтобы твой борзой выжлец все те грыжи и недуги у сего раба зубами выгрызал, ногтями выдрал и хвостом запахал, и в землю закопал, и усами разносил по темному лесу и по чистому полю, и по широким раздольням, чтобы тем грыжам и недугам вовси не бывать у сего раба. Пошли, святый Михаило, своего ясного сокола к сему рабу выняти у сего раба грыжу красную и белую, и мокрую, и ходячую, и ломовую, и сердечную, и костяную и все 12 грыж и 12 недугов из белого тела, из костей, из мозгов. И чтобы твой ясной сокол те грыжи и недуги носом выклевал, ногтями выщипал, крыльями замахал и разносил по тихим заводям около океяна-моря, по глубоким озерам, в непроходимые места; чтобы тем грыжам и недугам во веки не бывать у сего раба. И пошли, святый Михаило архангел, своего доброго коня, и чтобы добрый конь вынял у сего раба грыжу красную и белую, мокрую и солоткую, и ходячую, и пуповую, и становую, и ломовую, и нутреную, и жилную и мозговую и все 12 грыж и 12 недугов у сего раба, чтобы копытами выгреб и зубами выгрызал, и хвостом выпахал, чтобы у сего раба тем грыжам во веки не бывать. И сам, святый Михаило архангел, вынь своим золотым жезлом у сего раба грыжу красную и белую, и солоткую ходячую, и пуповую, и сердечную, и ломовую, и костянную, и нутреную, и жилную напущенную, ветряную словами и травиями от еретика и от еретицы, и все 12 грыж и 12 недугов, и выколи и выскреби златым жезлом и сошли их в непроходимые места, и где звери не плодятся и птицы не залетают, ни солнце не согревает. И там бы им и погинуть и не бывать у раба Божия в нове месяце и ветховом, и по вся дни, и по вся часы отныне родов во веки веком. Аминь. Говорить 3-жды на деревянное или на семенное масло и на вино да пить и тереть. (№ 97, С. 3).[<<]
    Населенный пункт: Сенная Губа

  4. [И добыть узел у завертки и говори на узел]. Как ты крепко завязан, так бы крепко завязалось во утробе моей вся моя уды и чрево проходные мои жилы. И как с тебя узел ни вода, ни кров не течет, и так бы из меня, рабы, не текла кровь и не канула. Поиди, болезнь, на медведеву жену, и она по рекам разносит и водами размоет. Поиди, болезнь, на синее море под бел камень, и там из камени ни течет, ни канет ни кровь, ни вода, ни бело, ни красно; так бы из ея – жены не шло ни кровь, ни вода. И поиди, грыжа, прочь солоткая и костянная, и напущеная от мужеска и женска в питие и в естве, в молоке и в тароге, и в хлебе. О, святая великомученице Марие Египецкая, избави мя, рабу, от болезни сея: ты веси немощи наша и буди ходатаица ко Христу Царю и Спасу нашему. Пресвятая Богородице, исцели немощь мою, кровоточную грыжу, нутренную и солоткую напущенную. Как море не держит в себе никакого имения, и так бы не держалось во утробе жены ни грыжа, ни порча всегда ныне и присно и во веки веком. Аминь. Добывши узел, да наговори 3-жды, сожги на пепел, да по зорям давай пить на тощее сердце. (№ 97, С. 3).[<<]
    Населенный пункт: Сенная Губа

  5. [Заговор от грыжи] Господи Иисусе Христе, сыне божий! Во имя отца и сына и святого духа! Ста (стану? — Сост.) раб божий Абппидив, ве(выйду? — Сост.) на улицу, на ве(сти) (восточную? — Сост.) сторону, на вестой стороне есть пристол (престол), на том на пристоле сам Исус Христос, царь небесной, с громовой и молоньей и громовыми стрелами, и громом отбивает, и молоньеи ожигает, и стрелами отстреливает уроки злые, прокосы всяки, винокосы (валокосы?), кие киликеи всяки-перевсяки злы, лихие недуги, грыжи. Подите старому атаману на пяту, где состигите и постигите починника и урочника, завидника, еретика, клеветника, грыжника, икотника, ропотника. Как злой человек не может крови своей пить и мозгу своего (со)сать, чевь из утробы добыть, морской глубины проведать, земной широты, небесной высоты, всей земной окружности, такоже не мог ни меня, раба божия (имрек), ни злым конем, ни диявольским можением, ни бесовским помыслом. (С. 219, №15)[<<]
    Населенный пункт: Петрозаводск

  6. [Заговор от белой грыжи и зубов] Стану я, раб божий, благословясь, Пойду перекрестясь, Из избы дверьми, Из двора воротами Во чисто поле — Путем дорогою По край синя моря. В синем море есть Святой божий остров; На святом божьем острове Святая божья церковь; В той святой божьей церкви Есть престол господен; На том престоле господне Есть священномученик Христов Антипа, Исцелитель зубной, И бессребреники Христовы Козьма и Дамиан. Помолюсь и поклонюсь раб божий (имрек): «Священномученик Христов Антипа И бессребреники Христовы Козьма и Дамиан! Исцелите скорбь и болезнь зубную И грыжу белую». И речет священномученик Христов Антипа: «Есть в той божьей церкви Адамово тело, Не слышит ли Адамово тело Звону колокольного, Пения церковного — В белом теле ходячей грыжи». И отвещает мертвое тело Адамово: «Я не слышу звону колокольного, Пения церковного — В белом теле ходячей грыжи, Тильной, жильной, пуповой, Суставной, становой, подкожной, Ушной, глазной, зубной... Так же раб божий (имрек) не слышал бы в себе, в белом теле, ходячей грыжи отныне и до века, век по веку веков, аминь! (С. 219-220, №16).[<<]
    Населенный пункт: Петрозаводск

  7. [От зубной болезни, и щипоты, и от грыжи] Говори на соль трижды: «Господи боже, Исусе Христе, сыне божий, помилуй мя, грешного, аминь! Во имя отца и сына и святого духа, аминь! Вечерняя заря Марья, утренняя Маримьяна, (уговори и утоли) у меня, у раба божия (имрек) сего, грыжи и щипоту, и зубную щипоту и костяную ломоту, и червия неусыпающие, и всякой болезни, и уразы телесные, и жильные, и костяные, и сердечные, отныне и до века и до второго Христова пришествия. Аминь! Млад молод месяц, у меня уговори и утоли, у раба божия (имрек), грыжи, и щипоты, и болезни, и уразы телесные и жильные, и зубную щипоту, и костяную ломоту, и грыжу, и червей неусыпающих, отныне и до века и до второго Христова пришествия. Аминь! Рече Каин брату своему Авелю: «Восстанет ли брат наш Авель от мертвых? И никако же не восстати брату нашему из мертвых»! Тако же бы и не чета сему рабу божию (имрек) ни грыжи и ни щипоты, ни болезни, ни уразу ни телесного и ни сердечного, ни зубные щипоты, ни костяные ломоты и грыжи, и червия неусыпающего отныне и до века и до второго Христова пришествия! И како же убитой мертвец Авель лежит от начала света и не чует в себе ни грыжи, ни щипоты, ни болезни и уразу телесного, ни жильного и ни костяного, и ни зубные щипоты, ни костяные ломоты, ни грыжи, ни червия неусыпающего, такоже бы у сего раба божия (имрек) ни грыжи, ни щипоты, ни болезни, ни червия неусыпающего отныне и до века и до второго Христова пришествия и суда. Аминь!» (С. 225, №24).[<<]
    Населенный пункт: Петрозаводск

  8. [Как заговаривать грыжу]. а) В дальном чистом поле есть сырой дуб, под сырым дубом сидит черный кот, у того кота когти железны, зубы булатны. И сидит этот кот грыжу зацыпывает и заговаривает у раба Божия N, пуповую, сердечную, подляшную, золотничную, и не роду, и не племени его, не болела и не щемила бы у раба N, ключ и замок на веки, аминь (3 раза). и б) Синее море, в синем море рыба-щука, зубом остра, пером широка. Она закусывает, загрызывает у раба Божия N пуповую грыжу, заговаривает поясничную грыжу, пуповую, подьяичную, и пахову, чтобы она во веки век не бывала без отрышки и без повороту, и провалилась бы в преисподнюю, аминь (3 раза). (№ 34, С. 336).[<<]
    Населенный пункт: Кондуши

  9. Пупок загрызать и говорить: Закусаю, загрызаю, заговариваю пяточну грыжу, подпяточну грыжу, коленную грыжу, подколенную грыжу, лобочную, подлобочную, мошоночну, подмошоночну грыжу, пуповую грыжу, сердечную грыжу, ушную грыжу, глазную грыжу. Семьдесят семь жил, семьдесят семь суставов закусаю, загрызаю, заговариваю. Ты (имя), грыжа, не грызи, я тебя грызу и совсем загрызу. Три раза — на ночь. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Авдотьино, 1963 г.) - №1521.[<<]

  10. Я говорю-уговариваю сердечную грыжу, заплечную грыжу, пуповую и паховую. Завязать узел на платке правой рукой над грудью, а левой рукой — над пахом и пупком, и узел прикусить. (Архангельская обл., Верхнетоемский р-н, д. Наволоцкая, 1967 г.) - №1524.[<<]

  11. Не грызи, грыжа родима, раба Божьего Ивана. Грызи в болоте осину, с камней — до вершины. Аминь. Три раза — на соль или воду. (Архангельская обл., Вилегодский р-н, д. Струпкино, 1974 г.) - №1529.[<<]

  12. Не грызи, грыжа, я сама погрызу. Через платок или тряпочку загрызают и приговаривают. (Архангельская обл., Ленский р-н, д. Ирта, 1973 г.) - №1531.[<<]

  13. Покусывать пуп и три раза сказать: Не ты меня грызешь, а я — тебя. (Архангельская обл., Ленский р-н, д. Тохта, 1973 г.) - №1534.[<<]

  14. Стану, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, изворот в ворота, выйду я в чистое поле. Пойду я на путь-дорогу широкую, на этой на пути-дорожке есть река Онега, на этой речке сидит Мать Пресвятая Богородица и бабушка Соломона, моют Иисуса Христа и грыжу загрызают медными зубами, железными клыками, пуповую и подпуповую, пятную и подпятную, глазную и подглазную, язычную и подъязычную. Так у рабы Божьей (имя) грыжу заедаю, загрызаю, заговариваю медными зубами, железными клыками. Будьте, мои слова, крепки, крепче булата. Ключ — с собой, замок — в море. Аминь. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, Коневский сельсовет, 1963 г.) - №1535.[<<]

  15. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Стану я, раб Божий, благословясь, и пойду, перекрестясь, из дверей дверьми, из ворот воротами в чистое поле. В чистом поле стоит древо, под древом стоят святые отцы: Курил, Графанаил, два евангелиста: Матфей, Иоанн. Оне же стояху на море, зряху — внезапну возмутиса море, изидоша из моря двенадцать девиц, пустовласы, без поясы. В окаянным ведением изыманы бышы те девы силою невидимою, Михаилом и Гавриилом, вопросиша их, что есть девы. Оны же рекоша: «Мы есть девы Ирода царя, дочери, идем в мир, (имя), кости его ломить, тело его трясти, изнурять». Тут святые отцы взяша в руки двенадцать прутов железных, биша их и даша им по тысяча ран кровавых. Оны же заклинашася богом Саваохом: «Где сего раба увидим или голос его услышим — не прикасаться». Всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. (Архангельская обл., Кенозеро, д. Поромское, 1958 г.) - №1536.[<<]

  16. Пресвятая Мати Богородица приходила, заговорила, закусила все двенадцать грыж — пуповые, жиловые. Приходила, заговорила, закусила, под синь камешек положила, пятой поколотила все двенадцать грыж. (Архангельская обл., Шенкурский р-н, х. Федоровский, 1967 г.) - №1537.[<<]

  17. Выстану, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, изворот в ворота, выйду я в чистое поле. В чистом поле — океан-море, в океан-море — стара рыба щука плава, железны зубы. Вот я и покорюси и помолюси, чтобы загрызла у раба Божья младеня (имя) белую грыжу, красную грыжу, пуповую, ломовую и пояснищную, и яичну. Чтобы грыжа не грызла ни в день, ни в полдень и ни в ночь, ни на утренней зари, ни на вечерней зари. От родни — до байны, от байны — до креста, от креста — до смертного конца. Аминь. Повторить три раза. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, с. Конево, 1963 г.) - №1539.[<<]

  18. Едят хлеб с солью и приговаривают: Не хлеб с солью ем, а золотник — заедаю. (Архангельская обл., Котласский р-н, д. Бердяиха, 1974 г.) - №1543.[<<]

  19. Стану я, раба Божья, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из ворот воротами, выйду в чисто поле, к окияну-морю. На том окияне-море плавает щука, зубы железны, крылья железны. Она схватывает, сглатывает с рабы Божьей (или с коровушки) все двенадцать кил, килы сухие, килы сырые, килы опашные, от костей, килы рассыпные, воздъемные, нарывные, из каждого местечка, с каждой косточки, с каждого суставчика с рабы Божьей — и кидаются в сине море в месяце перекрас (?). (Архангельская обл., Вилегодский р-н, д. Выползово, 1974 г.) - №1544.[<<]

  20. Кильна трава есть. Надо ее привязать и до трех раз сказать: Трава, высыхай — и, кила, высыхай. Можно менять траву и говорить каждый раз. (Архангельская обл., Холмогорский р-н, д. Сухие, 1969 г.) - №1545.[<<]

  21. [Для грыжи]. «Встану и проч. Увижу в море камень, на камне петух, когти костяные, крылья золотые, нос булатный. Ногтем выскребает, крыломъ вымахивает, носом выклюивает у р. б. грыжу сердечную, пуповую, телесную, мясную, жильную, костяную, суставчатую, призорную, оговорную и все тридевять грыжей, с отцом и матерью и со всею их отраслью. Хоронит во пни и коренья, где люди не ходят и птицы не летают. Аминь». Этот заговор применяется и к разного рода сыпям. Петух с булатным носом заменяется щукою с булатными зубами, которая заедает грыжу и сьедает всякую нечистоту и хоронит на дно «бездонного» моря. (№77, С. 683).[<<]
    Населенный пункт: Петрозаводск

  22. "Живи, грыжа родима, сама мати родила, сама и грыжи загрызала, пуповую, паховую, половую. Будьте мои слова лепки, крепки. Аминь". Вот и загрызают. Загрызут, она и попустится. 3 раза прочитают и потом она подсохнет.[<<]

  23. Берешь ребенка, пуповину отрежу: "Родимая мати, загрызай грыжу, на родимом месте, чтобы отныне и до веку отрыжки не было".[<<]

  24. - Что, - говорят, - баба грызешь? - Родимую грыжу загрызаю. - Грызи горазней, чтобы век не было. - Не было и не будет.[<<]

  25. [На грыжу]. Станет р. б. (имя рек) благословесь и пойдет перекрестесь из избы дверьми, из двора воротами и станет под восточную сторону и заглянет за тридевять земель и за тридевять морей. Там есть вылетает злат петух, садится к рабу б. N на голову и на темя, порхат и выпорхает у р. б. N золотым своим крыльем и золотыма своима коктями вси грыжи и грыжухи, родовы и напускны, уросны и прикосны, улетает у р. б. N из головы и с темени; он уносит в золотых своих коктях и в золотом своем крыльи вси грыжи и грыжухи, родовы и напускны, уросни и прикосны, улетает за тридевять земель и за тридевять морей. В том синем море есть лютая змия, отдавает злат петух той лютой змеи из своих золотых коктей вси грыжи и грыжухи, та лютая приедает и прижырает, тем сыта пребывает. Во веки веков, аминь. (Записано на Кур-острове Холмог. у. помощ. миссионера Батраковым) На грыжу / Записано помощником миссионера [Ф. С.] Батраковым // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878 — С. 200, №16.[<<]

  26. [От грыжи]. Господи Боже благослови, Во имя О. и С. и св. Д. Есть море Окиян; в том море Окияне есть белой камень латырь, высота его 60 сажень, толщина его 60 сажень, поперек его 60 сажень. На том на камени латыри стоит хрустальный терем, в том хрустальном терему стоит золотой стул, на том стуле сидит красная девица, подпоясалась золотым поясом, подперлась золотым посохом. Государыня ты красная девица, дай ты мне р. б. и. грыжных слов добрых, грызет у меня раба б. вотчину золотная грыжа, истовая грыжа, пуповая грыжа, мокрая грыжа, белая гр., красная гр., родимая гр., привязанная гр., кила-грыжа, тазотеченная гр., отрочная гр., сердечная гр., десная гр., поясовая гр., водяная гр., кровавая гр., пригнойная гр., суставная гр., нутренная гр., верхняя гр., ручная гр. и ножная грыжа. Грызет та грыжа ветха месяца и молода месяца и в перекрой месяца, по утренним зорям и по вечерним зорям, и по всякой день и по всякой час и по всякое время. И возговорит красная девица: ой еси грыжа, вошла еси ты в р. б. N. в вотчину щукою, и ты выйди из него окунем, и пойди к белому каменю, буди тамо до скончания века, да свей себе, грыжа, в камени гнездо круглое, а не грызи ты у меня р. б. N ни крови, ни тела, ни костей, ни мозгов, грызи себе злая грыжа у тридевять рек головы, а не ешь ты, злая грыжа у меня р. б. N. ни крови, ни тела, ни костей, ни мозгов, грызи себе, злая грыжа, у тридевять гор головы, а неешь ты у меня р. б. N. ни крови, ни тела, ни костей, ни мозгов, грызи себе злая грыжа у тридевять древ головы, а неешь у меня р. б. N. ни крови, ни тела, ни кости, ни мозгов, грызи себе злая грыжа горькое древо осину, и неешь у меня р. б. N. ни крови, ни тела, ни костей, ни мозгов от ныне и до веку и до гробовой доски, в день и в ночь во всякий час, аминь. Указ: говори трижды на сало ворванное, или на кислия шти, или на матерно млеко, или на щучьи зубы, и мазать безименным перстом против того места, где грызет. (Из. рукоп. статьи Ив. Костылева: Простонар. медицина в Шенкур. у.). От грыжи («Господи Боже благослови, во имя О[тца] и С[ына] и св. Д[уха]....») / Из рукоп. ст. Ив. Костылева // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878. — Ч. 2. Народная словесность. — С. 200—201, №17.[<<]

  27. [От грыжи]. Говорить в теплую воду, обданою на дресве: Господи Боже, благослови. Стану я раб божий Иоанн благословесь, пойду перекрестесь, из избы дверми, из двора воротами, пойду в чистое поле; есть в чистом поле акиян море и есть на акиане-море белой камень, и есть под белым каменем щука золотая и перье золотое и кости золотия, и зубы золотия, и приди щука к рабу божию имяреку и выгрызи у р. б. имярека своими золотыми зубами грыжу ветряную, грыжу напущенную, грыжу жильную, грыжу костяную, сосцовую грыжу, красную грыжу, мокрую грыжу, от отца грыжу, от матери грыжу, всякую бывающую, и спустись грыжа к поясу и выйди мочью и шулятами на дресвян камень, и поживи три часа денных, и пойди грыжа с дресвяна камени на пустое место, в темное место, где солнце не огревает, где люди не ходят и не бывают, где птицы не летают, где звери не заходят, и пойди грыжа за быстрия реки и пойди грыжа за гремучие ручьи, и когда будет Христово второе пришествие, обратись грыжа вспять, тем словам во веки веков, аминь: (Выписано из старинного сборника заклинаний). От грыжи («Господи Боже, благослови. Стану я раб божий Иоанн благословесь...») // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878. — Ч. 2. Народная словесность. — С. 201, №19.[<<]

  28. [От грыжи]. Бабушка Соломония мыла, парила раба б. N. в парной байне, заедала, загрызала и заговаривала грыжные грыжи у раба б. N. в становой кости, в пуповой жилы, в руках и ногах, заноготные и чишальные грыжи; не троньте и не грызите раба б. N. ни в день, ни в ночь, ни в утреню зорю, ни в вечерню, ни на нову, ни на ветху и ни на перекрою месяцу. Пойдите грыжи из сеньцей воротами, из байни дверьми, в чистое поле. В чистом поле есть сер камень, грызите грыжи серый камень. Во веки веков, аминь. Три раза приговаривают и за каждым разом трижды сплевывают. (Записано П.С. Ефименком в г. Онеге). От грыжи («Бабушка Соломония мыла, парила...») // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878. — Ч. 2. Народная словесность. — С. 201, №18.[<<]

  29. [От грыжи]. Говорить в теплую воду, обданою на дресве: Господи Боже, благослови. Стану я раб божий Иоанн благословесь, пойду перекрестесь, из избы дверми, из двора воротами, пойду в чистое поле; есть в чистом поле акиян море и есть на акиане-море белой камень, и есть под белым каменем щука золотая и перье золотое и кости золотия, и зубы золотия, и приди щука к рабу божию имяреку и выгрызи у р. б. имярека своими золотыми зубами грыжу ветряную, грыжу напущенную, грыжу жильную, грыжу костяную, сосцовую грыжу, красную грыжу, мокрую грыжу, от отца грыжу, от матери грыжу, всякую бывающую, и спустись грыжа к поясу и выйди мочью и шулятами на дресвян камень, и поживи три часа денных, и пойди грыжа с дресвяна камени на пустое место, в темное место, где солнце не огревает, где люди не ходят и не бывают, где птицы не летают, где звери не заходят, и пойди грыжа за быстрия реки и пойди грыжа за гремучие ручьи, и когда будет Христово второе пришествие, обратись грыжа вспять, тем словам во веки веков, аминь: (Выписано из старинного сборника заклинаний). От грыжи («Господи Боже, благослови. Стану я раб божий Иоанн благословесь...») // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878. — Ч. 2. Народная словесность. — С. 201, №19.[<<]

  30. [От сглазу, грыжи и баенной нечисти]. Когда занеможет младенец, то моют в бане и приговаривают: Стану я раб б. N. благословясь, выйду перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротми; выйду я в чистое поле; помолюсь и поклонюсь на восточную сторону. Под восточной стороной есть окиан море, на окияне море ходит щука бела, зубы укладны, хвост булатный, поедат и пожирает у раба б. N. уроки и прикосы, и грыжи, и баенны нечисти, чтобы век не бывали ни в день, ни в ночь, ни в утренню зорю, ни в вечерню, ни на нову, ни на ветху и ни наперекрою месяцу; во век веков, аминь. Будте мои слова замком замкнуты, ключем заперты. (Записано П. С. Ефименком в г. Онеге). От сглазу, грыжи и баенной нечисти («Стану я раб б[ожий] N. благословясь...») // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878. — Ч. 2. Народная словесность. — С. 217, №91.[<<]

  31. [От сглазу, грыжи и баенной нечисти]. Во имя О. и С. и Св. Духа, аминь. Сходит Егорий с небес, по золотой лестницы, сносит Егорий с небес триста луков златополосных, триста стрел златоперьих и триста тетив златополосных и стреляет и отстреливает у раба б. N. уроки, прикосы, грыжи, баенны нечисти и отдавает черному зверю медведю на хребет: и понеси черный зверь медведь в темные леса и затопчи черный зверь медведь в зыбучие болота,чтобы век не бывали ни в день, ни в ночь.... Во веки веков аминь. Три раза произносят и за каждым трижды сплевывают. (Зап. П. С. Ефименком в г. Холмогорах). От сглазу, грыжи и баенной нечисти («...Сходит Егорий с небес...») // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878. — Ч. 2. Народная словесность. — С. 217, №92.[<<]

  32. [Заговор от грызи] Слова грызныи. Говор(и) на семенное масло в ноч(и) или в вечер(и) и поутру, на ветху в вечери, на новцы поутру говор(и): Поклоняюсь Богу. И поклонис(ь) на все на 4 сторон(ы). Каково тобе, грыз(ь), у ряпчея камени жит(и), таково ж тобе, грыз(ь), у тог(о) раба Б(о)жия младенца имярек; как же тебе, грыз(ь), ряпчея камени не угрысты, так же бы тобе, грыз(ь), сего раба Б(о)жия младенца имярек не угрысты. Поди же ты, грыз(ь), на ол(ь)ховую красоту, опустисся ты, грыз(ь), в ол(ь)ховое корен(ь)е и там тобе, грыз(ь), добро жыт(и) и прожиточно и ес(ть) тобе там, что ести и пити. Говор(и) 3 ж, да то масло дай пити и маж(ь) младе(н)ца, где грызет. (РЗРИ 2010:118-119, № 63) [<<]

  33. [Заговор от грыжи] Начинаются сии словеса от самог(о) Исуса Христа и от небесныя силы, от востоку и до запада, от лета и до севера, от Адама и ко Евве. Есть на сем свете златое море, а в том златом море злат терем, а к тому златому терему злата лествица, по той златой лествицы златой муж ходит. В том тереме злата кроват(ь), на той златой кровате злата перина, на той златой перины злато зголов(ь)е, и ставает златой муж со златы кровати, со златы перины и со злата зголов(ь)я, емлет тридевять ключей, и отмыкает тридевять полат, и емлет тридевять мечев, и сечет грыжу напущеную и родимую и пристречную. Есть в морской глубины кит рыба и преедает грыжу и болезнь у раба Б(о)жия имярек. Сии слова наговариваю ни на час, ни неделю, ни на месяц, ни на год; на век человеческой, сему рабу Б(о)жию имярек на здрав(ь)е, а морю на славу, а мне, рабу Б(о)жию имярек, на памет(ь). Во веки веком. Арип. // (л. 37 об.) (РЗРИ 2010:133-134, № 111) [<<]

  34. [Заговор от грыжи] // (л.. 41)[начала нет] ... сил по тихим заводям около окияна моря и по глубоким озерам, и в непроходимая места, и чтоб тем недугам во веки не бывать у р(аба) Б(ожия) и(мярек). И пошли, святый Михайло архангел, своего добраго коня и чтоб доброй конь у р(аба) Б(ожия) и(мярек) вынял грыжу красную и белую, и мокрую, и солоткую, и ходячую, и пуповую, и истовую, и хомовую, и нутрянную, и жильную, и мозговую, и всю 12 грыж и 12 недугов у р(аба) Б(ожия) и(мярек), и чтоб копытами выскреб и зубами выгрыз, и хвостом запахал и в землю // (л. 40 об.) затоптал, и чтоб у р(аба) Б(ожия) и(мярек) тем грыжам во веки не бывать. И сам святыи Михайло архангел, вынь своим златым жезлом у р(аба) Б(ожия) и(мярек) грыжу красную лютую и белую мокрую и солоткую, и ходячую, и пуповую, и сердечную, и ломовую, и костянную, и нутрянную, и жильную, и напущеную, и ветрянную, и словами и травами, от еретика и от еретицы, и вою 12 грыж и 12 недугов, и выколи, и выскреби своим златым жезлом, и сошли их в непроходимыя места, где зверь не родится // (л. 41) и птица не залетает, и солнце не огревает, и там бы им погибнуть, и не бывать у р(аба) Б(ожия) и(мярек) в нове месяце и в полне, и в перекрое, в новцевом и в ветховом, и по вся дни, и по вся часы отныне и до века и во веки веком, аминь. 3-ж на древянное масло или на семячное, или на вино да испити и тертись, а быть зело в чистоте от скверны свободну . // (л.42 об.) (С. 338)[<<]

  35. [Молитва, аще жену спортят, а напустят грыжу солоткую или костяную или кровью мочится или белью] Благодарю тя, Господи, пресвятая Троице, за Твое милосердие и долготерпение. Аще бо не Твоя благодать покрыла бы меня, грешную р(абу) Б(ожию) и(мярек) от всякия притчи и от кровоточивыя болезни, от вражия напущения и от его угодников. Пречистому образу покланяюся, грешная, прошу у ея исцеления от кровото­чения. О, Пречистая Дево // (л.46) Мати Божия, умилостивися на мя, грешную и недостойную р(абу) Б(ожию) и(мярек). Великая Христова мученица Екатерина, и Варва­ра, и Евдокия, и Фекла, и Феодора, помолитеся о мне, грешной и недостойной р(абе) Б(ожией) и(мярек) Пресвятой Богородицы: “О, Пресвятая Дево Мати Божия, ты веси сердца наша разумеешь сердца наша (!), и исцели меня, р(абу) с(вою) и(мярек). О, велицыи апостоли Петре и Павле, призрите на р(абу) свою и(мярек). Пойди от меня, порча, прочь на темные лесы, на лешаго жену и на дочери его молитвами Пречистая Богородицы и всех святых Богу угодивших”. Добудь узол у завертки и говори на узол: “Как ты, узол, крепко связан, крепко связан, так бы крепко завязалося во утробе моей вся моя уды и чрево и проходная моя жила. Как ис тобя, узол, ни вода, ни кровь не течет, и так бы из меня, р(абы) Б(ожия) и(мярек), не текла ни кровь, ни бель, ни вода и не канула. Поди, болезнь, [на] медведеву жену, и медведица па лесу розносит, поди, болезнь, на черную куницу и куницу // (л.47) и куница по деревью розносит, пойди, болезнь, на боброву жену, и она по рекам розносит, водами розносит и размоет, пойди, болезнь, на синее море под бел камень: как ис камени не течет, ни канет ни кровь, ни вода, ни бело, ни красно, так бы и из сея жены не шла кровь, ни вода, поди, грыжа, прочь, солоткая и костянная и напущеная от мужика и от женки, в питие и в естве, в молоке, и в пироге, и в хлебе. О, святая и великая Мария Египетская, // (л.47 об.) избави меня, р(абу) Б(ожию) и(мярек), от болезни сея. Ты веси немощи наша, буди ходатаице ко Господу Богу и Пречистой Богородицы и исцели немощь мою кровоточивую, грыжу нутрянную и солоткую и напущеную. Как море в себе не держит в себе никакого имения, так бы не а держалося во утробе жены сея ни грыжи, ни порчи. Во веки веком, аминь. И тот узол да сожги на пепел. Говори 3-ж, и по зорям да испить на дщее (?) сердце // (л.48). (С. 339-340)[<<]

  36. [Заговор от грыжи] От грыжи тоже есть молитва. Я делаю на этом, на осиновом полене, на суку. [Обводишь сук на полене и говоришь]: «Как полено на огне сгорает, так бы (тоже имё) рабы Божьей грыжа сохла, иссыхала, на огне сгорала».[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  37. Красноборск, 2005 [АТ: Как вы рассказывали про грыжу? Можно повторить?] Про грыжу? [АТ: Да.] Сама мáти носила, сама мáти родúла, грызь и родимчик сама заговорила (и вот пяткой надо, пяткой, вот эти слова говорить и пяткой в пупик, в пупик [показывает], ну у мальчиков бывает што и в пахý ещё, да и у девочек бывáт тожо). Сама заговорила, от ношенья до рожéнья, от рожéнья до бани (это когда купаешь), от бани до крещенья, от крещенья до венчéнья, от венчéнья до жизни кончéнья. [АТ: Хорошие слова.] Да, вот такие слова. [<<]
    Населенный пункт: Красноборский

  38. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, Андомский погост, д. Михалево, 2006 [Есть такие люди, что от грыжи помогают?] Конечно, от грыжи это помогает. Это есть. От грыжи. Эта от грыжи тоже. А у меня вот у сына была грыжа. Я к скольким бабкам водила ведь – ничо не помогало, пока не сделали операцию. Дак восьми месяцам операцию пришлось делать. А вот тут ничо не помогло, ак уже мог – от той деревни жили, каких бабок только бабушка не приводила, и к каким не водила – а тут не помогло. Ак не знаю: верь, хоть не верь, не знаю. [Говорят, бабушки как-то грызут эту грыжу?] Не знаю. Тут так только - не грызут. Только я слыхала вот когда, вот я запомнила только те слова, вот бабушка говорила, что когда вот и от грыжи у меня лáдили вот маленькому-то сыну да, только эти слова: «Закаливаю-заговариваю, 12 грыж, 12 болей». Вот как-то вот «Закаливаю-заговариваю, 12 грыж, 12 болей». Вот эты только слова я помню, она вот как-то… А там она много-много – читат и читат. Дак вот помню, мне эти слова запомнились. [Когда ребенок плачет, бессонница у него?] Тоже, тоже есть. Тоже это, тоже. Тоже это есть. Это тоже. [<<]
    Населенный пункт: Михалёво
    Датировка: 2006 г.

  39. Бураково, 2004 [Заговор от золотухи или грыжи] «Встану благословясь, выйду перекрестясь, выйду в чисто поле, в чистом поле живёт сестра Елéнушка. Я ей помолюся, я ей покорюся: сестрица Елéнушка, возьми двенадцать, отомкни двенадцать замкóв, выпусти двенадцать серых волкóв; эти серые волки пусь у раба такова-то загрызают грыжу вот такую-то, такую-то, грыжу, золотуху и родимец» – Ну и перечисляешь все эти могилы. Вот. А дальше-то я и забыла уже. Вот не помню до конца. (Что это значит: «Перечисляю все эти могилы?») Все грыжи перечислю; двенадцать волков и перечисляю все эти грыжи: головную, мозговую, вот такую и такую. [<<]
    Населенный пункт: Буракова

  40. Ошта, 2008 [ТИ: А вы каких-нибудь слов, например, по детям не знаете?] Не. А по детям какие слова? [пауза] Грыжу заговаривать-то, эти… А так по детям ведь слов есть много, Таня [обращение к ТИ], ну. Не пользовалась я этими словами, не. Грыжу заговаривали, ак эту только, а так не. [ТИ: А какими словами заговаривали грыжу?] Ак я могу передать, если интересно, ак у меня зубов нету теперь дак. У меня всё равно, при себе держи, хоть передай кому-ни. Ну. [ТИ: Передайте, пожалуйста!] Да. Ну вот «я, раба божья Вера встану, благословясь…», ну это я от себя говорю, а там, если ты будешь говорить дак, это уже «раба божья Таня» надо, пóняла? [ТИ: Да?] Да, вот так. «Встану, благословясь, пойду, перекрестясь, úз двери в двери, к чистому полю, к океану-морю. Выйдет щука с океана-моря крылáстая, глазáстая и зубастая. Разгляди болезнь…». Но болезни тоже, вот, например, ты, может, для ребёнка, может, для брата, тут уже надо… «разгляди болезнь у раба божьего…» как там, от кого пошла дак, эту уже не своё имя надо, смотри, сказать. Пусть назовём «раба божьего Володю», либо… «У раба божьего Володи пуповýю, мудовýю, сердцевýю, плечевýю, локтевýю, коленновýю, пятовýю и всю суставнýю. Укрепи крепче его… крепче мёртвого тела отныне и во веки веков, аминь, аминь, аминь». Три разá. Вот. [ТИ: Какие слова хорошие!] Да. И бывал случай. У меня сестра жива есть, сейчас на Алтае. Она уже порядочная была, так порядочная. На крик кричит, на крик кричит. Все болят, врачи говорят: ничего не можем признавать, нету у ей ничего. А мать покойница и говорит: «Надо тебе к тёте Дусе сходить, не попробует ли она грыжу…» Видишь, грыжа-то у ней, суставны́е, все дак. «Иди», - говорит. Таня говорит: «Я пойду к тёте Дусе схожу», ну. Она пошла покойница, тётя Дуся попробовала, наказала мать, это, сестру мою напоила, там. И наказывает матери: «Марина, если она не проснётся, вы не будите, пока она не проснётся. Где, говорит, пойдёшь да дашь, пусть она тут, на этом месте это выпьет и пусть тут и лежит. Сама проснётся, потом можете начать с ей разговор». Мать пришла: «На, говорит, Таня, выпей вóто». Таня выпила, Таня уснула, а большинство ходят под вечер за этими, с этими, с просьбами. Таня наша спит, спит, мы поужинали, потом зашевелилась, потом проснулась. «Ну, говорит, ну я выспалась». Это, по-своему говорит: «Ну я и выспалась». Мама спрашивает: «Ужинать будешь дак?» - «Буду, вы что ли ужинали?» - «Ужинали». Ну, поужинала. Тут не стали, тут и ночь, опять её спать уложили. Ну, а тётя Дуся и говорит: «Ну, говорит, завтра, Марина, ещё приди вечерком». Назавтра опять Таня, ну, Мама пошла, Тане ещё повторно сделали этот, процедуру, Таня поправилась, как ни в чём не бывало, всё прошло. Вот эта Таня уехала, [вздыхает] замуж вышла в Свердловскую область. Родился у ей сын, Коля. Она и пишет домой мне: «Вера, буде жива есть тётя Дуся, попроси, пожалуйста, ко всем бабкам, говорит, ходила, и Коле нету пользы ни от кого, грыжа, говорит, у Коли». Ну. Я пошла к этой тёте Дусе и говорю: «Тётя Дуся!» - «Чё, Вера, пришла?» Ну. Я говорю: «Тётя Дуся, вот это я, по такому поводу пришла. Таня просит дак. От тебя-то ей была тогда помощь, она больше ведь не знала ничего, в лесу, да и всё, работала да и даже не чувствовала ничего дак. Может, поможешь? Сын родился, да и говорит, бабки там есть, ходила дак, нету помощи ни от кого дак. Она говорит: «Давай, пиши. Я буду диктовать». Я написала, написала. «И одну, говорит, перепиши, оставь для себя, нас, говорит, нá век не хватит. А вы, молодые, не ýчитесь. Ни у кого, говорит, нету желания, чтобы пришли, например, хоть бы меня просили, что «передай». А из молодёжи, говорит, никого нету. Кому бýдё приспичит, дак родители есть. Дак родители прúдут. А ты, видишь, молодая, будут у тебя, говорит, свои дети, будет-то ведь… Мáти навек не хватит, дак скотинка. Ну, будешь знать. Ну». Я одно написала, отправила Тане в письмо положила, другую… дак вот эти слова-то от этой тёти Дуси у меня. Ну. С переездом, видишь, дак я эту бумажку там оставила дома. Потом моя золовка здесь что-то стала говорить, «так ты ведь, говорит, грыжу умеешь». Я говорю: «Галя, я умею, дак у меня ни одного зýба нету. Что я буду говорить-то?» Ну. А врач-то к тому этому инсульту-то у деда ещё признала, говорит: «Дядя Коля, у вас и грыжа растёт». Ну. «Я, - говорит, - всё сомневалась, а всё с каждым разом приду, дак щупаю, дак больше». Ну. Врач-то ушла, а Галя и говорит, сестра евóнная: «Вера, ведь ты умеешь». Ага. Тут до меня дошло: значит, они эту-то бумажку нашли в моём дому там где-то. Я говорю: «Умею, помню. Бумажка куда-то затерялась, но я хорошо помню». Ну. «Только зубов у меня, ни одного зуба, - я говорю, - нету. Вставные пока были а потом вставные, да и все пали ак». Вновь положила, вставила, а они не подходили. Ну. «Ак толку, я говорю, мало будет». Ну. «Не буду и пробовать». Ак вот я тебе сегодня-то, видишь, слово пришло дак, у меня теперь они негóжи ак. Передала, запúсывайте. [<<]
    Населенный пункт: Оштинский погост

  41. Ошта, 2008 <…> Запишите для себя дак. Слова запиши: «Стою, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей к двери, из ворот в ворота, в тихое поле, в чисто поле. В чистом поле стою Пресвятая Матушка, Царица небесна Матушка, Царица небесна, прошу избавь меня (ну, моего младенца, там), ото всих болезней, скорбей, от минутных и часовых стрел, навеки свои без отрыжки Амин, амин, амин». Тьфу и на эту сторону [через левое плечо]. [МД: А еще знаете заговоры?] «Господи, благослови, спаси, Господи, раба Костеньку, доброй ему дороженьки. И только благословите через спинку и все». [<<]
    Населенный пункт: Оштинский погост

Свернуть все тексты

Отметить все населенные пункты