Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний

Заговоры Обонежья

Классификация заговоров по: источникам | функциям | датировке | населенным пунктам

Функция: от зубной боли

  1. [Зубная болезнь] Лечение. Взять или соли, или воску, или серы, или камфоры, или водки и говорить слова: «Я, раба Божья Н., закаливаю, заговариваю у раба Божьего Н. зубную грызь, щечную грызь, головную грызь, чтобы не болели, не щемило во веки веков. Зосима и Савватий, зубные исцелители, исцелите, сохраните у раба Божьего Н. зубы, чтобы не болели во веки. Буди мои слова крепки и тверды в ключи и замки во веки веков. Аминь, аминь, аминь». Говорить слова три раза, после каждого раза плюнуть три раза в соль или др. Наговоренную соль, воск и др. положить на больной зуб. Если ломит щеку, голову, то потереть наговоренным веществом. (Олонецкие губернские ведомости. 1900. № 112. С. 2.) [<<]
    Датировка: 1900 г.

  2. [Молитва зубная, а говорить на горелую соль, или на чесноковицу одиначку]. Господи Боже, благослови меня сих добрых слов говорити. Святыи честныи Козма и Домиан, ремесленники и безсребренники, помогите мне, рабу Божию, и пособите во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Встану я, раб Божий (имярек), благословясь, и пойду, перекрестясь, из избы дверями, из двора воротами, далече выду в чистое поле, и есть в чистом поле славное святое океян-море, и есть среди того океяна-моря белой камень-латырь. И на том белом камени-латыри поставляется престол Господень, опущается сам Господь Исус Христос, царь небесный, и с ним 12 апостолов и святый Антипа. Аз, раб Божий, помолюся истинному Христу, царю небесному. Ой, еси истинный Христос, царь небесный, пошли ко мне, рабу Божию (имя), святого Антипу выняти у меня, раба Божия, из кости зелезный червь, из зубов и грыжу напущенную, ветряную и костяную и своей злой и лихой думы. И посылает истинный Христос, царь небесный святого Антипу. Ой, еси святый Антипа, подь к рабу Божию (имя), вынь у него у раба Божия из зубов черви, изо кости болезни и грыжу, чтобы у него, раба Божия, зубы не болели и черви не точили. И грыжа не грызла наговорная, вечерная, и питная в нов месяц в полне, в перекрое, в новцеволе и ветхшом, и в нарожении месяца, и по вся дни в месяцах во исходные пятии и до мертвого тела моего раба (имя). И како Лазырево тело лежало в земли 4 дни, и не имел он у себя в сердцы болезни и в костях щипоты, и зубы у него не болели, и кости не щипели, и черви не точили и грыжа не грызла. И тако бы у меня, раба, зубы не болели, кости не щипели, и черви не точили и грыжа не грызла в нове месяце и в ветхе в полне и в перекрое, в новцеволе и ветховоле, и по вся дни в месяцах оных, и до века во веки веком. Аминь. А говори трижды, да поплевать на первый на кон 1, на второй 2, на третий 3. А ножик в руке держать, да на всякой на кон накрест чертить. Как плюнешь, на что наговариваешь, да вытри больную щеку, да на зуб положи, на что наговариваешь. (№ 94, С.3).[<<]
    Населенный пункт: Сенная Губа

  3. Село Красное Восподи Божэ, благослови. Стану я благословесь, пойду перекрестесь к чистому озерку. У этого озерка стоит куст, у етого куста стоит каминь, ис-под етого каминя выскочит щука. Я спрошу у тебя, щука, щука, у тебя зубы не болят ни утренню зорю, ни вечернюю пору, ни полуденную. Так бы у раба у Ивана зубы не булили ни утренню зорю, ни вечерню пору, ни полуденную. На етом каминю ни держутса ни вода, ни земля, ни ростёт ни муравая трава, и так бы у раба у Ивана не держилась эта болесь ни утренню зорю, ни вечерню, ни полуденную. Амин, амин. [<<]
    Населенный пункт: Андрюковская (Красновская)
    Датировка: 1914 г.

  4. Село Красное Стану я благословесь, пойду перекрестесь из избы дверьми, из двора воротами по пути по дороги. На пути на дороги лежыт стар старицёк, сто тритцеть лет на одном боку. Я спрошу етого старицька: Стар старицёк, ты лежыш сто тритцеть лет на одном боку, я спрошу тя, молюсе и корюсе, баливали ли у тя зубы и скулы и действа (?). Он отвицяё: «У миня век не баливали зубы и скулы и действа.» Я вам молюсе, так бы у миня, раба Божья, штобы ни болили у миня зубы и скулы и действа, штобы ни шывилило. Отныни и до века и векоф. Аминь. [<<]
    Населенный пункт: Андрюковская (Красновская)
    Датировка: 1914 г.

  5. Река Кена У Адама да у Евги зубы не болят, не тоснут, и у меня у раба Божья и не болите и не тосните днём по солнышку, и ноцью по мисицю, и утряной порой и вецернёй зорёй, и аминь (Трожда). [<<]
    Населенный пункт: Кенозеро
    Датировка: 1914 г.

  6. Враниковское Стану я, раб Божэй, благословесь, пойду перекрестесь, выду в цисто полё. В цистом поли на путе на дороги йидё Адам на коне, визё мёртвоё тело в тороку. У етого мёртвого тела щоки не пухнут, и зубы не болят, так бы и у тебя, раб Божэй, щоки не пухнули и зубы не болили, век пувику, отыни дувику. Аминь. [<<]
    Населенный пункт: Враниковское
    Датировка: 1914 г.

  7. Ундозеро Стану я, раб Божэй, благословесь, пойду перекрестесь из избы дверьми, из ворот воротами, выду я в цистоё полё. Выкаталсы ясной мисець из-за тёмного лесу, из-за высоких гор. Я спрошу у ясного мисиця: Не болят ли у тя зубы, не щемит ли алакоф? «Нет, говорит, не боля зубы, не щемит алакоф». Так жо у моёго младенця не болити, зубы, не щеми алакоф. [Три раза.] [<<]
    Населенный пункт: Ундозеро
    Датировка: 1914 г.

  8. Ундозеро Стану... В цистом поли мне стрититси раб Божэй Филатей. Спрошу я раба Божья Филатия: Не боля ли зубы, не щемит ли алакоф? «Нет, говорит... [Кончается также, какъ и предыдущий.] [<<]
    Населенный пункт: Ундозеро
    Датировка: 1914 г.

  9. Ундозеро Мисиць ты, мисиць, младой ты мисиць, выкатилсы, мисиць, из-за крутых гор, из-за тёмных лес, стритил ты, мисиць, первого человека Адамья. У Адамья зубы не болили никогды, ни зимой, ни летом, ни кутни, ни передни, ни середни. Такжо бы у раба Божья зубы не болили, ни кутни, ни передни, ни середни. [<<]
    Населенный пункт: Ундозеро
    Датировка: 1914 г.

  10. Ундозеро (На мисець выходя и смотря на ёго.) Каин убил первого человека Абеля. У ёго зубы не болили и кось не щипела, во веки веками. Аминь. На амини сам Сус Христос и сама Царица Нибесная, Господним Духом, железным тылом. Будьти, мои слова, крепки, крипце булатнёго ножа. [<<]
    Населенный пункт: Ундозеро
    Датировка: 1914 г.

  11. Почозеро [На соль или сахар.] Мисиць, ты мисиць, катилсы по всей Расии и видел ты, мисиць, и жывых и мертвых. У мёртвого зуби не болили и не щемили, и зубныи церви не тоцили. Так бы у раба Божья зубы не болили и не щемили и зуби, церви не тоцили. Вики пувики, отыни дувики. Аминь. [<<]
    Датировка: 1914 г.

  12. Почозеро Мисець, ты мисець, млад ты полуноцьной, ходиш ты, мисець, по всей земли и много ты видиш жывых и мёртвых, и у мёртвого не болят зубы и не щемя щоки и не тоцит червь зубная. И так бы у раба Божья не болили зубы, ни щемили щоки и не тоцила червь зубная, ни днём и не ноцью, ни поутру, ни вецером и ни в какой цяс и ни в каку минуту. [Три раза.] Аминь. [<<]
    Датировка: 1914 г.

  13. Колодозеро Выстану благословесь, пойду перекрестесь из двирей в двири, из ворот в ворота, в цистоё полё, пойду по цистому полю, приду к синёму морю. В синем мори лежыт белой каминь, на этом каменю мёртвые тила сикут и рубя. У их зубы не боля и не щемя ни поутру и ни днём и не вецером и не ноцью. Так бы у раба Божья зубы не болили, не щемили, ни поутру и ни днём и не вецером и не ноцью, отныни до века. Аминь моим словам. [<<]
    Населенный пункт: Колодозеро
    Датировка: 1914 г.

  14. Колодозеро [На луковицу или на соль.] Стану, раба Божья, благословесь, пойду перекрестесь из двирей в двири, из ворот в ворота, по пути по дороги в цистоё полё. И стрицю я двух братоф и двух Фефилатоф, и помолюси я и покорюси я: Ай жо ви, два брата и два Фефилата, и ходите вы по всем землям и по всем сторонам, и сходите вы на онной свет к Онтипу г зубному. Как у мёртвого зубы не боля и кожы не тйнё и кости не ломит, так бы у раба Божья зубы не болили, кожы не тянуло и кости не ломило, отыни и до веку век по веку, от рождения и до крещения и от крещения и до винцения и от винцения до концения, вовеки векоф. Аминь. [<<]
    Населенный пункт: Колодозеро
    Датировка: 1914 г.

  15. Колодозеро [На соль, сахар или луковицу.] Матушка Присвятая Богородиця, жона мироносниця, заложаша, замыкаша золоты клюци. Так замкни и заложи зубную болесь, штобы зубы не болили и щоки ни щемили у раба Божья, во веки векоф. Аминь. [<<]
    Населенный пункт: Колодозеро
    Датировка: 1914 г.

  16. Салмозеро Выстану благословесь, пойду перекрестесь, выду в цисто полё, пойду по пути по дороги. Идё мертвець по дороги. «Што у тя, мертвець, болит, в роти зубы не боля-ли?» — «Ништо у мня не болит, и в роти зубы не боля.» Так бы у раба Божья в роти зубы не болили, век и пувики викоф. Аминь. [<<]
    Населенный пункт: Салмозеро (Салма-Наволок)
    Датировка: 1914 г.

  17. Водлозеро [На вино или сахар.] Стану я благословесь, пойду перекрестесь, отцём прощона, матушкой благословлёна, на добры дела поучёна. Заговариваю, раба Божья, у раба Божья зубную скорбень и болезень, штобы эта зубная скорбень и болезень не тронула и не вередила никакой бы жылы и никакой бы кости и не зубных кореньёф. Тут Окиян морё, в Окиян мори Окиян остроф, в Окиян острову Окиян каминь, и конь крепок и ёмок, и тонь бы крепки и ёмки мои слова бы были рабу Божью. Век повеку, отныни и довеку. Аминь, Господь. [<<]
    Датировка: 1914 г.

  18. Корбозеро Стану я благословесь, пойду я перекрестесь, отцём благословлёна, матерью прощона, выду я в цисто полё, в шыроко роздольё. В цистом поли йидё сам Исус Христос и с Матушкой Присвятой Богородицей и ж жоной Мироносницей, и припадат к матушки сырой земли и спрашыват свет истинной Христос у мёртвых косьёф, не боля ли суставы и ни скумнут ли косьё. Отвицяют мертвым косьё: «Не боля суставы и не скумнут косьё и притця, призор никогды не жывё». Так жо у раба Божья не болили бы зубы, не скумнули бы косьё. Во имя... [<<]
    Населенный пункт: Корбозеро
    Датировка: 1914 г.

  19. Кенозеро Стану я, раб Божэй, благословесь, пойду благословесь и перекрестесь, матерью прощон, отцём благословлён, на добры дела. Пошол из дверей дверьми, из ворот воротами и вышол в цистоё полё. В цистом поли Екиян морё, в Екияни мори Екиян камень, на этом каменю Екиян остроф, на этом острову стоит Давыдов дом. Под этим домом много похоронено мёртвых мертвецёф, у этых мертвицёф ни боля зубы, ни щемя щоки. И так бы там у раба Божья не болили бы зубы, не щемили бы щоки. Клюць, клюць, камень, плотно замкнуто, крепко заложоно, мои слова, отыни и довеку и аминь пувеку. [<<]
    Населенный пункт: Кенозеро
    Датировка: 1914 г.

  20. Враниковское (На соль, и солью нашоркать зуб. Три раза говоря.) Мисець новець и в земли мертвець и камень нутрець, когды эты три вещи вместо сойдутсе, тогда у раба Божья зубы розгниютсе. Этым трём вещам в ми́стях не бывать, у раба Божья зубам не баливать. Вики пувики, отныни дувики. Аминь.[<<]
    Населенный пункт: Враниковское
    Датировка: 1914 г.

  21. Кенозеро Стану я благословесь, пойду перекрестесь, выду я и́з-избы двереми, из двора воротами, и вижу я Адама и Обрама; у их зубы не болили и щоки не щемили. Так бы у раба Божья и зубы не болили и щоки не болили, на век пувеку, отнынь дувеку, вовеки. Аминь. [<<]
    Населенный пункт: Кенозеро
    Датировка: 1914 г.

  22. Село Красное «Каин и Авель, братья родные, были вы на онном свети, видили-ли вы там покойных.» — «Видили мы покойных, все покойны лежат, все покойны лежат, ни болят у их зубы и алака, ни болят у их зубы и алака, ни щемит у их косья, ни щемит у их косья, до страшного суда, до второго пришествия, во век векоф. Аминь.» [<<]
    Населенный пункт: Андрюковская (Красновская)
    Датировка: 1914 г.

  23. Ундозеро Мисець ты, мисець, младой ты мисець, выкаталсы ты, мисець, из-за темных лисоф, из-за высоких гор, увидал тя, мисець, первой человек Адам. У человека Адама щоки не болили, в щоках зубы не щимили, не переднии, ни середнии и не коренныи и не какие. Так жо у раба [имя] щоки не болили, в щоках зубы не щемили, не переднии, не середнии, не коренные и не какии. Пусь мои слова востре булатнёго ножа, пусь моим словам клюць и замок, во веки векоф. Аминь. [<<]
    Населенный пункт: Ундозеро
    Датировка: 1914 г.

  24. Кенозеро Стану я, раб Божэй, благословесь и пойду перекрестесь из дверей в двири и выду в цисто полё и пойду по пути по дороги. И встрицю вёзут мёртвого мертвеця. Мёртвой мертвець, у тя зубы не боля, щоки не щемя и рети́во серцё не ржавіё. Так бы у раба Божья и зубы бы не болили и щоки бы не щемили и ретиву бы серцё не ржавило. Век пувеку, отныни дувеку. Аминь. [<<]
    Населенный пункт: Кенозеро
    Датировка: 1914 г.

  25. [Заговор от белой грыжи и зубов] Стану я, раб божий, благословясь, Пойду перекрестясь, Из избы дверьми, Из двора воротами Во чисто поле — Путем дорогою По край синя моря. В синем море есть Святой божий остров; На святом божьем острове Святая божья церковь; В той святой божьей церкви Есть престол господен; На том престоле господне Есть священномученик Христов Антипа, Исцелитель зубной, И бессребреники Христовы Козьма и Дамиан. Помолюсь и поклонюсь раб божий (имрек): «Священномученик Христов Антипа И бессребреники Христовы Козьма и Дамиан! Исцелите скорбь и болезнь зубную И грыжу белую». И речет священномученик Христов Антипа: «Есть в той божьей церкви Адамово тело, Не слышит ли Адамово тело Звону колокольного, Пения церковного — В белом теле ходячей грыжи». И отвещает мертвое тело Адамово: «Я не слышу звону колокольного, Пения церковного — В белом теле ходячей грыжи, Тильной, жильной, пуповой, Суставной, становой, подкожной, Ушной, глазной, зубной... Так же раб божий (имрек) не слышал бы в себе, в белом теле, ходячей грыжи отныне и до века, век по веку веков, аминь! (С. 219-220, №16).[<<]
    Населенный пункт: Петрозаводск

  26. [Заговор от зубной боли[c]] Во имя отца и сына и святого духа! Стану я, раб божий (имрек), благословясь, пойду перекрестясь, отцом прощен, матерью благословлен, выйду я, раб божий (имрек), из избы в избу дверми, из двора воротми в чистое поле. В том чистом поле идут путем-дорогою три святителя Христовы: Авраам, Исаак и Антип — зубной исцелитель. При пути и при дороге лежат мертвецы непогребенны. Спросят у них святители Христовы: «Что вы, мертвецы непогребенны, лежите при пути при дороге? Не болят ли у вас болелые зубы, не щепят ли кости, не точат ли черви; нет ли в них щипоты, ломоты и опухоли? И говорят мертвецы непогребенны: «Ой вы святители Христовы! Мы есть мертвецы непогребенны, лежим при пути при дороге. Не болят у нас болелые зубы, не щепят кости, не точат кости (черви?); и нет в них щипоты, ломоты и опухоли». И так я, раб божий (имрек), помолюсь и поклонюсь трем святителям Христовым: Аврааму, Исааку и Антипу — зубному исцелителю. Помогите и пособите мне, рабу божию (имрек), чтобы не болели мои белые (болелые?) зубы, не щепили бы кости и не точили бы черви, и не было бы в них щипоты и ломоты и опухоли в ста-то трех и двух составах (суставах. — Сост.) в ста семидесяти двух и трех жилах, в новомесяце, в полном и в перекрое, в новцóвом и верховом, в нарожденном и схожой (?) пятницы. Будьте мои слова и речи сильные, и тем словам в подтверждение ключ и замок. Слава отцу и сыну и святому духу ныне и присно и во веки веков, аминь! [c] Молитва на зубную боль. Читать над чесноком ее трижды. Положить одну половину чесночники на больной зуб, а другую привязать к жиле той руки, на которой щеке болит зуб. (Примеч. рукописи.) (С. 221, №17)[<<]
    Населенный пункт: Петрозаводск

  27. [От зубной болезни, и щипоты, и от грыжи] Говори на соль трижды: «Господи боже, Исусе Христе, сыне божий, помилуй мя, грешного, аминь! Во имя отца и сына и святого духа, аминь! Вечерняя заря Марья, утренняя Маримьяна, (уговори и утоли) у меня, у раба божия (имрек) сего, грыжи и щипоту, и зубную щипоту и костяную ломоту, и червия неусыпающие, и всякой болезни, и уразы телесные, и жильные, и костяные, и сердечные, отныне и до века и до второго Христова пришествия. Аминь! Млад молод месяц, у меня уговори и утоли, у раба божия (имрек), грыжи, и щипоты, и болезни, и уразы телесные и жильные, и зубную щипоту, и костяную ломоту, и грыжу, и червей неусыпающих, отныне и до века и до второго Христова пришествия. Аминь! Рече Каин брату своему Авелю: «Восстанет ли брат наш Авель от мертвых? И никако же не восстати брату нашему из мертвых»! Тако же бы и не чета сему рабу божию (имрек) ни грыжи и ни щипоты, ни болезни, ни уразу ни телесного и ни сердечного, ни зубные щипоты, ни костяные ломоты и грыжи, и червия неусыпающего отныне и до века и до второго Христова пришествия! И како же убитой мертвец Авель лежит от начала света и не чует в себе ни грыжи, ни щипоты, ни болезни и уразу телесного, ни жильного и ни костяного, и ни зубные щипоты, ни костяные ломоты, ни грыжи, ни червия неусыпающего, такоже бы у сего раба божия (имрек) ни грыжи, ни щипоты, ни болезни, ни червия неусыпающего отныне и до века и до второго Христова пришествия и суда. Аминь!» (С. 225, №24).[<<]
    Населенный пункт: Петрозаводск

  28. Млад месяц, золоты рога, царь-батюшка, вся вселенная — нам Царство небесное. Млад месяц, златы рога, не болят у тебя зубы, не ноют десны, так и у меня, рабы Божьей, не нойте зубы, не болите десны, днем при солнце, при месяце, при частых звездах, при утренней звезде Марье, при вечерней — Марианне, при полуночной — Ульяне, все двадцать четыре часа, все двадцать четыре минуты. Будьте, мои слова, крепки и лепки, отныне и до веку, их ветром не сдует и водой не снесет. (Архангельская обл., Вилегодский р-н, д. Выползово, 1974 г.) - №1403.[<<]

  29. Выйти на крыльцо и сказать: «Месяц, на том-то свете был?» — «Был». — «Мертвых видел?» — «Видел». — «У мёртвых зубы не болят?» — «Нет, не болят». Так же и у меня, рабы Божьей, Ирины, зубы, не болите век по веки и не до веки. Дунуть, плюнуть. Говорить три раза. (Архангельская обл., Холмогорский р-н, д. Лутоши, 1969 г.) - №1420.[<<]

  30. Наговаривать на соль, сахар, луковицу: «Месяц-новец, на море бывал?» — «Бывал». — «Рабу Божию (имя) видал?» — «Видал». — «У нее не болят ли зубы?» — «Нет, не болят». — «У нее не щемят ли зубы?» — «Нет, не щемят». Чтобы век зубы не болели и не щемили у рабы Божьей (имя). Аминь. (Архангельская обл., Плесецкий р-н, д. Прилуки, 1964 г.) - №1421.[<<]

  31. «Месяц молодой, ты на море бывал, мертвых людей видал. Болят ли, нет — у мертвых людей зубы?» Так и у рабы Божьей Лидии не болели (бы). Мои слова — крепче булатного ножа. Аминь. Повторять три раза, смотреть на месяц. (Архангельская обл., Холмогорский р-н, д. Меландово, 1969 г.) - №1428.[<<]

  32. Встану, благословясь, пойду, перекрестясь из дверей в двери, издверей в ворота, выйду в чистое поле. В чистом поле стоит церква, кругом — ограда. Я залезу на ограду и буду рыкать: «Покойнички, у вас не болят зубы? Не тянет олоков (десен) во веки веков?». Так бы и у рабы Божий Анны не болели зубы, не тянуло олоков, во веки веков. Аминь. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Малое Конево, 1963 г.) - №1432.[<<]

  33. Встану я, раба Божья, благословясь, пойду, перекрестясь, выйду из дверей в двери, из ворот в ворота, выйду в чисто поле. В чистом поле стоит божий храм. У божьем храме зарыт младой покойник. «Не болят ли у тя зубы, не щемит ли косья, не пушит ли щек?» — «Нет, никогды у меня не болят зубы, никогды не щемит косья, никогды не пушит щек». (Архангельская обл., Приозерный р-н, д. Конево, 1962 г.) - №1433.[<<]

  34. Стану я, раба Божья (имя), благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей дверьми, из ворот воротами, выйду в чистое поле, в широкое раздолье. В чистом поле, в широком раздолье есть Бобер-остров. Стоит на Бобер-острове Божья церковь, лежит мертвое тело. Спрашиваю я у этого мертвого тела: «Не боля(т) ли в роте зубы?» Отвечает: «Не боля(т)». Так бы не болели у рабы Божьей (имя) ни в какое время, ни в какую пору, ни в какой час, ни в какую минуту, ни днем, ни ночью, не ради хитрости, не ради мудрости, а ради великой Божьей милости. Тьфу, тьфу, тьфу. Сказать три раза на соль и положить на зуб. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Шелтомино, 1963 г.) - №1434.[<<]

  35. Стану, благословясь, пойду, перекрестясь, выйду я в чистое поле. В чистом поле лежит мертвое тело — не болит) лака (челюсти), не скомнут зубы. И так бы у меня, у раба Божья (имя), не болели бы лака, не скомнули бы зубы ни в какие дни, ни в какие часы, ни в какие минуты — ни днем по солнышку, ни ночью по месяцу, ни по утренней заре, ни по вечерней, ни по полуденной, ни по полуночной, ни по частым мелким (звездам?). Отныне и до веки веков. Аминь. Сказать на воду, на сахар, на горькое три раза. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Пожары, 1963 г.) - №1435.[<<]

  36. Стану я, раба Божья, благословясь, выйду, перекрестясь, из ворот в ворота, в чистое поле. В чистом поле лежит мертвое тело к западу лицом, к востоку хребтом. Не шевелит ни руками, ни ногами, ни буйной головой. Не болят у него зубы, не щемят щеки. Так бы и у тебя, раба Божья, не болели бы зубы, не щемили бы щеки. Отныне по веки, до веки. Аминь. (Архангельская обл., Кенозеро, д. Поромское, 1958 г.) - №1437.[<<]

  37. Стану я, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы в двери, из дверей в ворота, выйду в чисто поле. Там — две дороги, там — две росстани, там лежит гусарска мертвая голова. Спрошу я у гусарской мертвой головы: «Не болят ли у тебя зубы? Не щипит ли у тебя кости?» — «Не болят у меня зубы, не щипит у меня кости». Так и у тебя, рабы Божьей Елены, не болели бы зубы, не щипили бы кости. (Архангельская обл., Холмогорский р-н, д. Мякурье, 1969 г.) - №1438.[<<]

  38. Взять постное масло и рукой натереть им десны, сказать слова и ложить больного спать и чтобы не разговаривал. Благослови, Господи, Иисусе Христе, во имя Сына и Святого Духа. Встану я, благословясь, выйду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, выйду в чистое поле. Встречу два мертвых тела: «Не болят ли зубы?» — «Нет, не болят». — «Не болят ли десны?» — «Нет, не болят». Заговариваю раба Божья (имя), слово мое — крепко. Аминь. Три раза. (Архангельская обл., Приозерный р-н, д. Горки, 1961 г.) - №1439. [<<]

  39. Наговаривают на хлеб, на соль, на мясо и лук, положить их на больной зуб, а потом проглотить. Повторить три раза: Встану я, раба Божья, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, пойду в чистое поле. В чистом поле ездит на коне идол с острою саблей, сечет и рубит мертвое тело. И спрашивает у мертвого тела: «Не болят ли зубы, не болят ли губы, не болят ли кости, не болят ли ягодицы?» Отвечает мертвое тело: «Не болят зубы, не болят губы, не болят кости, не болят ягодицы». Так бы и рабы Божьей Марьи не болели бы зубы, не болели бы губы, не болели бы кости, не болели бы ягодицы. Отныне и во веки веков. Аминь, аминь, аминь. Тьфу, тьфу. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, с. Бережная Дуброва, 1963 г.) - №1440.[<<]

  40. Во имя Отца и Сына. В новом Иерусалиме встречает Иисус Христос Лазарю: «Лазаре ты, Лазаре, четырехдневный Лазаре. И был ты на новом онвище (?), и был ты на том свете, и видел ты, Лазаре, из мертвых воскресных. Не болели ли там зубы, не тоснули ли щеки, не ходила ли зубная червь, не росло ли дикое мясо?» Ён отвечав: «Был я, Лазаре, на новом онвище, видел я, Лазаре, из мертвых воскресных. Не болели там зубы, не тоснули там щеки, не росло дикое мясо». Так бы и у раба Божья (имя) не болели зубы, не тоснули щеки, не росло дикое мясо. Ключ и замок — моим словам. Плюнуть три раза. Наговаривать на соль, лук, редьку. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Подгорье, 1963 г.) - №1442.[<<]

  41. Стану, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, со двора воротами, выйду в чистое поле. На синем море лежит мертвый Лазарь. Спрашиваю я у мертвого Лазаря: «Десны не болят ли, зубы не ноют?» — «У мертвого Лазаря зубы не болят, десны не ноют и щеки не ломит». Так бы у раба Божьего зубы не болели, десны не ныли, щеки не ломило, во веки веков. Аминь. (Архангельская обл., Верхнетоемский р-н, д. Запольки, 1969 г.) - №1443.[<<]

  42. Когда был жив святой бог Лазарь, у него зубы не болели, кости не щипели, в голове мозги не болели. Так же бы у рабы Божей зубы не болели, кости не щипели, в голове мозги не болели. Аминь. Аминь. Аминь. (Архангельская обл., Пинежский р-н, д. Слуда, 1971 г.) - №1444.[<<]

  43. Грядет Царь с небеси, настрету ему четыредневный Лазарь. Лазарь был мертв, был из мертвых мертв, у мертвого не боля (ти) зубы, не ломитщек, не отрастает дикое мясо, так бы у раба Божьего (имя) не болели бы зубы, не ломило бы щек, не отрастало бы дикое мясо, не напускалась бы горящая кровь. Отныне по веку, во веку, во веки веков. Аминь. Наговорить на луковицу, масло. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, с. Ошевенский Погост, 1962 г.) - №1445.[<<]

  44. Стану я, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы в избу, изворот в ворота, в чистое поле, под восточную сторону. Под восточной стороне есть Антипа святой, Антипа зубной, великомученик. Я, раба Божья Мария, помолюсь и покорюсь Антипе святому, Антипе зубному, великомученику: «Не болят ли у тебя зубы, не ноют ли кости, не опухают ли колока, не подъедают ли черви коренья?» Отвечает Антипа зубной, великомученик: «Не болят у меня зубы, не ноют и кости, не опухают и колока, и не подъедают и черви коренья». Отныне и до веки. Аминь. Медок наскоблят с картофелины, наплюют, наговорят и в рот берут, или — на воду, умываются. (Архангельская обл., Красноборский р-н, д. Кузнечиха(Сеньковская), 1967 г.) - №1447.[<<]

  45. Антипий праведный, утишь зубну ломоту, лошь наложи. Спаси, Господи, помилуй рабу Божию (имя). Аминь. (Архангельская обл., Холмогорский р-н, д. Лутоши, 1969 г.) - №1448.[<<]

  46. Что-нибудь положить на зубы со словами: Встану, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из Дверей в ворота. Выйду в чистое поле, в чистом поле — океан-море. По этому океан-морю — три дороги. По этим дорогам идут три брата: два брата Ипата, третий брат — зубной бог Антип. Я попрошу и помолюсь: «Зубной бог Антип, дай слов рабе божьей Анне зубных, мясных и костяных». Чтоб у рабы Божьей не болели зубы, не тускнули щеки, ни в какие часы и минуты, ни по утренней заре, ни по вечерней, ни по полуденной, ни по полуночной, отныне и до веку и во веки веков. Аминь. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Малое Конево, 1963 г.) - №1449.[<<]

  47. Месяц — на небе, сер дуб — на земли, рыба кит — в воде. Когда они, три брата, сойдутся вместе, тогда перестанут болеть зубы у рабы Божьей Елены. Ключ — в море, замок — в поле. Аминь. (Архангельская обл., Мезенский р-н, д. Бычье, 1975 г.) - №1452.[<<]

  48. Когда зубы болят, глядя на полную луну, сказать: В поле — волки, в древе — черви, в море — камень, а когда сидят все три брата вместе, месяц полный, зубы болят. (Архангельская обл., Ленский р-н, д. Березняк, 1973 г.) - №1453.[<<]

  49. Червь ты, червь, зубнатый червь, не точи, не верти у рабы Божьей (имя) зубы, точи и верти в поле дупленастую березу. Можно наговаривать на сахар. (Архангельская обл., Лешуконский р-н, д. Резя, 1976 г.) - №1455.[<<]

  50. Повторяется над объеденным мышью куском хлеба три раза. Потом этот кусок надо съесть: Господи, Исусе Христе, Господи, благослови рабу Божью (имя). Как у этой мыши-твари зубы не болят никогда, ни в какую пору, ни в какую зорю, грызет она железо, дерево, каменье, так чтоб у рабы Божьей не болели зубы ни в какую пору, ни в какую зорю, не тоснули. Аминь. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, Коневский сельсовет, 1963 г.) - №1456.[<<]

  51. Встану я, раба Божия Катерина, благословясь, пойду, перекрестясь, из двери в двери, из ворот в ворота, выйду в чистое поле. В чистом поле — лютое море, в лютом море — лютый камень. Под лютым камнем у лютой щуки семьдесят зубов. Железные зубы не болят — и не сомкнули эти зубы. Так и у рабы Божьей Екатерины по ясной и к облачной погоде не болели (бы), не сомкнули зубы. Отныне на веку, отныне по веку, ключ и замок — на мои слова. Аминь. Наговорить на соль, на луковицу и положить ее на зуб. Лечь и не ходить на улицу. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Марковская, 1963 г.) - №1457.[<<]

  52. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Как мецунец-кладунец с места на место не двигнуть, так у рабы Божьей боль бы шире не двинулась. Будьте, мои слова, крепки, лепки, к белому телу, к ретивому сердцу, к черной печи, к крови горячей. Иисусе Христе учился — не доучился, а я не поняла. Будьте, мои слова, востряя ножового острия и булатной стали. Прежде, чем произнести эти слова, обвести вокруг себя иконой или лучше всего — медным распятьем. Необходимо быть в платке и обуви. Так же заговаривали чирьи. (Архангельская обл., Верхнетоемский р-н, д. Ухменьга, 1969 г.) - №1459.[<<]

  53. Как у дерева сук не болит, не шипит, так и у рабы Божьей (имя) не боли, не шипи — ни на ветху, ни на новцу, ни на перекрой месяцу. (Архангельская обл., Мезенский р-н, д. Тиглява, 1975 г.) - №1461.[<<]

  54. Жердинка, коринка, я тебя избавлю от ветряного маханья, а ты меня избавь от зубного заболеванья. На ветку наговорить и на зубы наложить. (Архангельская обл., Онежский р-н, д. Усть-Кожа, 1965 г.) - №1466.[<<]

  55. Корка ты, корка, я тебя сбавлю от вечной муки, а ты меня сбавь от зубной болезни. На развилке ивы выщипать зубами корку и сказать три раза). (Карельская АССР, Пудожский р-н, д. Пяльма, 1960 г.) - №1467.[<<]

  56. Ивинка-матушка, я тебя спасу от вечной виселицы, а ты спаси меня от зубной боли. Заговаривать надо на больные зубы, с дуплами. Говорить на иву на трясущуюся. Отломить прутик и поковырять в зубе. Можно наговаривать на сучок любого дерева. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Горка, 1963 г.) - №1468.[<<]

  57. Зубы мои, зубы, десны вы, десны, болите у меня каждую весну. Подойти к рябине, грызть ее и приговаривать до трех раз. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Быковская, 1963 г.) - №1471.[<<]

  58. Зуб — за зуб, зубы — за зубы. Зубы и десны, болите зиму и весну. (Архангельская обл., Ленский р-н, д. Ярыгино, 1973 г.) - №1473.[<<]

  59. 1474. Зубы вы, зубы, теслы (десны?) вы, теслы (десны?), болите вы всю зиму и весну. Наговаривать на яичницу, соль, чай. В конце дунуть в горсть. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Малокондратьевская, 1961 г.) - №1474.[<<]

  60. Зубы вы, зубы, красны вы десны, болите всю зиму, болите всю весну. (Архангельская обл., Ленский р-н, д. Потылинская, 1973 г.) - №1475.[<<]

  61. Зубы, зубы, десны, болите зиму и весну. А боли — выболи, тяни — не вытяни. А не заживет, так и так живет. Тем словам — ключ и замок. Во веки веков. Аминь. Наговорить на воду и выпить. (Архангельская обл., Онежский р-н, д. Хайла, 1964 г.)- №1476.[<<]

  62. Болели зубы год, болели зубы два. Станет зубу легче, дай по зубу крепче. (Архангельская обл., Мезенский р-н, с. Лампожня, 1975 г.) - №1477.[<<]

  63. Болите зубы, выболите зубы, останьтесь одни губы. Три раза. (Архангельская обл., Красноборский р-н, точное место записи не указано, 1967 г.) - №1479.[<<]

  64. Идут тридевять кузнецов, берут тридевять молотков. Уклаты-булаты бьют и куют. Еще уклаты-булаты — у раба Божьего (имя), чтобы зубы не болели, кости не шипели. Ни щипоты, ни ломоты, ни опухоли. Повторить три раза, поплевать на ватку. (Архангельская обл., Верхнетоемский р-н, д. Запольки, 1969 г.) - №1483.[<<]

  65. Вот как мать — сыра земля была основанная на трех китах, как ёна остановиласи и уплотиласи, так бы скорбь и болезнь великая остановиласи и уплотиласи, чтобы не тронуло и не шевелило, и ни в день, и ни в ночь, и ни в какой час, и ни в какую минуту. Возвратись назад, откудова пришло: с лесу пришло — на лес поди, от людей пришло — по людям поди, с ветру пришло — на ветер поди, чтобы ни призор и ни отудья не перешла. Во веки веков. Аминь. Проговорить три раза на редьку и на соль. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, с. Конево, 1963 г.) - №1484.[<<]

  66. Секу-высекаю, гоню-выгоняю. Уроки, прикосы, шепоты, ломоты и переполохи, с рабы Божьей (имя) скатитесь, свалитесь — с белого тела, с ретива сердца, из ясных оцей, из церных бровей, из пятных жил, из подколенных сустав. И подите, эти стрелы, и грыжи, родимцы, переполохи, по скотам, по горам, по всем болотам беспятно, безворотятно. Повторить три раза, плюнуть налево. (Архангельская обл., Лешуконский р-н, д. Ценогора, 1976 г.) - №1485.[<<]

  67. А вот оспы не смеют потревожить никаким заговором. Заболело дитя оспою, и все желания дитяти исполняются, чтобы угодить сердитой гостье. Во время ее посещения в доме не моют и не стирают, из соседних домов, где есть дети, приходят звать ее к себе в гости, надеясь, что приглашенная гостья не так бывает сердита. А проходит оспа – ее чрез посредство дитяти угощают всем лучшим; хотя дитя ничего и ни ест, но на стол кладется все, и дитя ласково приглашает покушать того и другого. А вот если зуб заболит, то его надеются надеются изличить(6) заговором(*) и самым пустейшим: «Встану я, р. б., благословясь, и проч…. в поле Антипа. Антипа! Зубной врач и целитель!» Исцели душу и тело, поди спроси у мертвых во гробе: «Не болят у нас зубы, не щемит ли тело? Не играет ли кровь по зубам? Так бы у р.б. не болели бы зубы, не щемило бы тело, не играла бы кровь по зубам. Аминь». Наговаривают(7) на соль или ладонь, а чтобы не было зубной боли, для этого, увидавши летом гриб первый, вырывают его из земли зубами. Выдернутый гриб сожигают сожигают и пеплом его вытирают зубы, или пальцем умершего человека проводят по зубам. Заговор не может уничтожить боли у того человека, который чистит зубы железом. (*) Нужно заметить, что если хотят достигнуть заговором чего либо доброго, то заговор начинается так: «Встану я, р. б., благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота»…. А если хотят напакостить; или напр. скот возвратить со следа лесовика, то начало заговора такое: «Встану не благословясь, пойду не перекрестясь, не в ворота и двери, а прогнетусь под самое подворотное, подпольнее, нижнее бревно»…(6) Так в подлиннике – ред. (7) Исправленная опечатка. Было: «Наговариваривают», исправлено на: «Наговаривают» - ред. (№76, С.673).[<<]
    Населенный пункт: Петрозаводск

  68. "Месяц ты, месяц ясный. Спустись ты во сыру землю. Найди во сырой земле кость мертвую. Как у этой кости мертвой не болят зубы, десна, так и у меня, рабы божьей, не болели зубы и десна".[<<]

  69. "Стану я, раба божья, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверями, из ворот воротами. В чистом поле на восточную сторону к океяну-морю. В океане-море есть большой храм, под тем храмом мертвая Лазурь [мертвый Лазарь]. Я, раба божья, помолюся и спрошу у мертвого Лазаря: "Мертвый Лазарь, не болят у тебя зубы, не ноют кости, не пухнут десна, как жабы?" Так не болели бы зубы, не щемили бы кости, не пухли бы десна и рабы божьей (имя). Аминь".[<<]

  70. [Зубния слова]. Стану я р. б., благословесь, пойду перекрестесь, из избы дверьми, из двора воротами в чистое поле, под восточную сторону, к синему морю. И есть в чистом поле под восточной стороной лежит белодубова гробница, и есть в той белодубовой гробнице Июня мертвец, и как у того Июня мертвеца зубы не болят, мясо не пухнет, червь зубов не точит, так же бы у меня раба б. N зубы не болели, мясо не пухло и червь зубов не точила. Век повеки, от ныне и до веку. Будьте мои слова полны не договорны и не переговорны, которое слово учитель недоучил или сам ученик позабыл, то слово не отставай, в тот же аминь приставай. Аминь. (Из рукописного дела, доставленного из Шенкурского уезда: «Наряд Устьпаденского приказа о доставлении в Архангельскую уездную контору сведений для составления этнографии чиновником особых поручений г. товарища министра уделов, 8 апреля 1847 года»). Зубные слова // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878. — Ч. 2. Народная словесность. — С. 201, №20.[<<]

  71. [От зубной боли]. Если у какого человека болят зубы, то берут шепотки в соль и кладут на зубы. Стану я р. б. N благословесь, пойду перекрестесь из избы дверьми, из двора воротами в чистое поле задворами в восточную сторону, по пути же мне святые Авраам, Исаак, Иаков, на супротив их в синем окияне море плавает утоплой мертвого человека труп, а по-под ясному небу летит ясной сокол, и спрашивают св. Авраам, Исаак и Яков: что ты утоплой мертвого человека труп, не болят ли у тебя зубы, не шипят ли шоки, не гризет ли алаковь? Ответ им держит мертвой труп с синяго моря: св. Авраам, Исаак и Яков, у мертвого человека не болят зубы, не шипит щок и не грызет алаковь, а у ясного сокола не пришевают губы, так же у р. б. N не болели бы зубы, не шипели бы щоки, не пришевели губы и не грызло бы алаков, век по веку от ныне до веку. Будьте мои слова крепки, как камень на воде и на земле на хлебе и соли. Всем моим добрым словам небо ключ земля замок, и ныне, и присно, и во веки веков, аминь. (Наряд Устьпад. удельн. приказа о доставл. в Арх. Удел. Конт. этногр. сведений 1847 г. за № 60.) От зубной боли («Стану я р[аб] б[ожий] N благословесь...») // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878. — Ч. 2. Народная словесность. — С. 201, №21.[<<]

  72. [От зубной боли]. Берут листок луку и говорят в него: «Стану я рабица божия (имя рек), благословясь, пойду перекрестясь, из избы двермы, из двора воротами, в чисто поле задворами, в восточную сторону. В восточной стороне стоит Лазарева церковь, в Лазаревой церкви, на средней лавке, стоит дубовая гробница; в бодувой гробнице лежит Иван мертвец. У Ивана мертвеца не болела голова, не щимило зубы, не ломило кости, века по веки от ныне до века. Так бы и у р. б. (имярек) не болела голова, не щипило зубы, не ломило кости веки по веки, от ныне до веки. Будьте мои слова плотно на плотно, крепко на крепко, к моим словам ключ и замок булатна печать.» Лук кладется на больной зуб. (Записал Е. Ивановский в Шенкурском у.). От зубной боли («Стану я рабица божия (имя рек), благословясь...») / Записал Е. Ивановский // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878. — Ч. 2. Народная словесность. — С. 201—202, №22.[<<]

  73. [От зубной болезни]. Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь. Стану я, раб божий им., до сход солнца, стану благословесь, и пойду перекрестесь; выйду в чистое поле, в широко роздолье. В чистом поле, в широком раздолье лежит белый камень Латырь. Под тем белым камнем лежит убогой Лазарь. То я, раб божий им., спрошу убогого Лазаря: не болят ли у тебя зубы, не шепит ли щоки, не ломит ли кости. — И ответ держит убогой Лазарь: «раб божий имя рек, не болят у меня зубы, не шепит щоки, не ломит кости.» Так бы у меня раба божия им. не болели бы зубы, не шепило бы щоки, не ломило бы кости, в день при солнце, ночью при месяце, на утреней зори, на вечерней зори, на всяк день, на всяк час, на всякое время. Тем моим словам ключ и замок: во имя Отца и Сына и Св. Духа, аминь. (Заимствована из старинного рукописного сборника, полученного из г. Шенкурска). От зубной болезни // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878. — Ч. 2. Народная словесность. — С. 202, №23.[<<]

  74. [От зубной боли]. Во имя О. и С. и Св. Д. Аминь! Месяц Генварь (или другой, тот, в который произносится Заговор). Спрашивал я, р. б., N. у Ивана Богослова: болят ли у мертвых зубы? Иоанн Богослов спрашивал у Самого Истинного Христа: болят ли у мертвых зубы? Рече ему Истинный Христос: не болят у мертвых зубы до второго святого пришествия Христова. Также не болели бы и р. б. N. до второго святого пришествия Христова. (Доставил Н. А. Иванов из г. Пинеги). От зубной боли («Стану я рабица божия (имя рек), благословясь...») / Записал Е. Ивановский // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878. — Ч. 2. Народная словесность. — С. 201—202, №24.[<<]

  75. [Слова зубния]. Говорить в соль, вино, воду и пр. Во имя Отца и Сына Св. Духа. Стану я, раб божей имя рек, благословесь слова говорить: сам Господь Иисус Христос поди на помощь, явися Маий месяц, восходит высоко и видит далеко в чистом поле мертвых много. Как у мертвых зубы не болят, так бы у меня, раба божия имя рек, зубы не ныли и неунывали, черви не точили и не подтачивали. Как мертвый не слышит в себе ни скорби, ни болезни, так бы я, раб божей имя рек, не слышал ни скорби, ни болезни, ни опухоли, ни щепоты, ни уразу от всякого зла и лиха человека вся крепость Св. Духа, аминь, аминь, аминь. (Из старинного рукописного сборника, полученного из с. Ваймуги, Холмогор. у) Слова зубные // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878. — Ч. 2. Народная словесность. — С. 202, №25.[<<]

  76. [От зубной боли]. Стану я раб б. N. благословясь, выйду перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротми. Выйду я на широкую улицу, посмотрю и погдляжу на млад светел месяц: в том младу месяцу два брата родные, Кавель (sic) да Авель, как у них зубы не болят и не шипят, так бы у меня раба. б. N. не болели и нещипели. (Записано в г. Холмогорах.) От зубной боли («Стану я раб б[ожий] N. благословясь...») // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878. — Ч. 2. Народная словесность. — С. 202, №26.[<<]

  77. [От зубной боли]. Четыре сестрицы Захарий да Макарий, сестра Дарья да Марья, да сестра Ульянея, сами говорили, чтобы у раба б. N. щеки не пухли, зубы не болели, век по веку и от ныне до веку, — тем моим словам ключ и замок: ключ в воду, а замок в гору. Наговаривают на воду, которую потом и выпивают. (Записал г. Огородников. См. Труды Арх. Ст. К. 1865, стр. 41.) От зубной боли («Четыре сестрицы Захарий да Макарий...») / Записал г. Огородников // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878. — Ч. 2. Народная словесность. — С. 202, №27.[<<]

  78. [От зубной боли]. Взять три корешка земляники, пустить в воду и сказать три раза: «Как земляника эта засыхает и завядает, так чтобы и у раба б. N. зубы замирали и занемели, чтобы черви и пути занемели, по сей день, по сей час.» Положить корешки на зуб, а воду пить. (Доставил Н. А. Иванов из г. Пинеги.) От зубной боли («Как земляника эта засыхает и завядает...») / Доставил Н. А. Иванов // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878. — Ч. 2. Народная словесность. — С. 202, №28.[<<]

  79. [От зубной боли]. Говорить три раза на вино: Яост есть остров, Яост полон людей, вен при своей простоте, и хвалитца Архан на Русь побывать и Русь (воевать?) И молюся, я раб божий имярек, Пречистой Богородицы, чтобы Архану царю на Руси не бывать, Русь не воевать; так бы у меня, раба божия имя рек, зубному недугу не бывать, щекам не пухнуть, зубам не болеть, в полне месяце и в ущерби месяц. Моим словам небо и земля ключ и замок, аминь, аминь, аминь. (Из старинного рукописного сборника, полученного из с. Ваймуги, Холмогорского у.) От зубной боли («Яост есть остров...») // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878. — Ч. 2. Народная словесность. — С. 202—203, №29.[<<]

  80. [Слова на уроки и на прикос и на уразы и на зубную болезнь вопше (вообще)]. Станет раб б. N. благословясь, и пойдет перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами, стенет под восточную сторону и зглянет на сионскую гору. По сей сионской горе ездит и розезжает ростом матер человек на своим вороном кони, по колен ноги в серебри, по локоть руки в золоти, во правой руки тугой лук, а во левой руки калена стрела; тугой лук натегает, калену стрелу спущает, во мертвеца в бело тело бьет и сечет каленой стрелой. Тако лежит мертвой мертвец, истинной небесной Христос не слышит в себе ни удару и ии уразу, и ни щепоты, и ни ломоты и ни синей опухоли и ни уроков, и ни прикосов, и ни ветренных прострелов, и ни людских оговоров, и ни зубной болзни; откуль пришло, туда и поди: от бельца к бельцу, от чернца к чернцу, от троезубых к троезубым.. Тем всем моим словам небо ключ, земля замок. Во веки веков, аминь. (Записано помощн. миссионера Батраковым в Куростровских селениях). Слова на уроки и на прикос и на уразы и на зубную болезнь вопше (вообще) / Записано помощником миссионера [Ф. С.] Батраковым // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878 — С. 218, №97.[<<]

  81. [Заговор от зубной боли] На сем году, на сем полугоду и на сем месяце, и на сем полумесяце, и на сей недели, и на сей полунедели, // (л. 20 об.) и на сем дни, и на сем полудни, и на сем часе, и на сем получасе, и на малых получасех у раба Б(о)жия имярек зубом не болет(ь), ни впред(ь) ни отрыган(ь)я не быт(ь). В небе млад месяц, во удоли сухо древо, мертв черв в зубех. Говор(и) сию молитву 3 ж. (РЗРИ 2010:111, № 43) [<<]

  82. [Заговор от зубной боли] О том же, о зубех. Во удоли сухо древо, а у меня черв в з(у)бех. Иванне, Иванне, иди, вопроси Лазаря четверодневнаг(о), болят ли у нег(о) зубы. Како хотят у м(е)ртвеца болети зубы, так и у раба Б(о)жия имярек зубом не болет(ь) ни вовеки. Всегда и ныне и присно и во веки веком. Амин(ь). Говор(и) 3 ж. (РЗРИ 2010:111, № 44) [<<]

  83. [Заговор от зубной боли] Аще у ког(о) зубы болят, и ты пойди в лес, и найди рябины на мурав(ь)ищи, и выми у ней с(е)рдце, спрошай у ней: Болят ли у тебя, рябина, корен(ь)е ил(и) телеса? Так бы у раба Б(о)жия имярек зубы не болели вовеки. (РЗРИ 2010:111, № 45) [<<]

  84. [Заговор от зубной боли] О том же. Глаголи 3 ж. Глаз(а) налились... от недугов 1 недуг. Как станет тот раб Б(о)-жий имярек тот хлеб ясти и сол(ь), с того моего уговору рабу Б(о)жию имярек даст Бог здрав(ь)е зубом и с(е)рдцу, и радость, и челюстной болезни. (РЗРИ 2010:111-112, № 46) [<<]

  85. [Заговор от зубной боли] О том же. Говори на что хощеш(ь) 3 ж. Карлуард, болят ли у тобя, имярек, зубы? Коли имут у Володимера болети, тогда имут зубы // (л. 21) болети у меня, раба Б(о)жия имярек. (РЗРИ 2010:112, № 47) [<<]

  86. [Заговор от зубной боли] Заговор, у ког(о) зубы болят. Говори на теплой хлеб. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Господи Боже, благослови, отче. Стану аз, раб Б(о)жий имярек, благословяс(ь), пойду перекрестяс(ь) и Богу помоляс(ь), из ызбы двермы, из ворот воротмы; пойду аз, раб Б(о)жий имярек, путем дорогою и стрею аз, раб Б(о)жий имярек, мертвеца; и спрошу аз у мертвеца: Скажы ты мне, мертвец, рабу Б(о)жию имярек, болят ли у тобя зубы и щеки? И реч(е) мертвец: Не болят у меня, у мертвеца, зубы и у всех у мертвецев не болят ни зубы ни щеки. И так бы не болели ни зубы ни щеки у меня, раб(а) Б(о)жия имярек, от твоег(о) гробу, а до моего веку. Амин(ь). (РЗРИ 2010:123, № 82) [<<]

  87. [Молитва от зубной боли] (От) сея болезни зубныя и щепотныя. Пречистая Богородица, помози мне грешному от сея болезни зубныя и щепотныя. // (л. 30) Святии архангели Христови Михаила и Гавриил, и вся силы небесныя и святыи, священномученик Христов Антипа и святый аггел хранител(ь) мой, преданный мне от Бога на сохранение от рожения моего имярек, сохрани мя от сея болезни зубныя и щепотныя и черва зубнаго. Во веки веком. Арип. (РЗРИ 2010:124, № 83) [<<]

  88. [Заговор от зубной боли] 194. От зубной боли: Стану благословясь, пойду перекрестясь, пойду из дверей в двери, выйду на красно крыльцо, с красного крыльца выйду в красно поле, стану в восток лицом, в запад хребтом, помолюсь Господу Богу, Пресвятой Богородице. Приду в чисто поле, в чистом поле есть камень-алатырь. На том каменю лежит мертвяц. Приду я к мертвяцу, спрошу у мертвяца: «Не болет ли у тебя зубы, не ноют ли лаки*?» Вот он и скажет: «Не болет у меня зубы, не ноят ли лалаки». Так же не болите, зубы, у Аиды, не нойте, лалаки, и быти спокойны отныне и до веки. Аминь! * Лаки — десны. (НА КарНЦ РАН. А. 56/108а. От М. С. Ефремовой зап. И. Этина, 1935 г., Калгалакша, Кемский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 194).[<<]
    Населенный пункт: Калгалакша

  89. [Заговор от зубной боли] 195. На зубы: Слышит ли мертвый звон колокольный? Слышит ли мертвый пение церковно? Болят ли у мертвого зубы? Щемят ли у мертвого уста? — Не слышит мертвый звону колокольного. Не слышит мертвый пения церковного. Не болят у мертвого зубы. Не щемят у мертвого уста. Также у рабы Божьей Марьи зубы не болите и не щемите. Аминь. Три раза читают. (НА КарНЦ РАН. Ф. 862/6. От М. В. Дементьевой зап. Л. Крупина, 1967 г., Вирма, Беломорский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 195).[<<]
    Населенный пункт: Вирма

  90. [Заговор от зубной боли] 196. На зубы: Стану я, раб Божий (имя), благословясь, пойду перекрестясь из избы дверьмы, из дверей воротами в чистое поле; стану на восток лицом, на запад хребтом, помолюсь и поклонюсь истинному Христу — царю небесному и тридневному Лазарю: «Тридневной Лазарь, пройди скрозь небо и спроси у мертвых: не болят ли зубы, не щипят кости, не двигаются жилы в поговори, на ветху и на новцу и на перекрой месяцу, днем под солнцем, а ночью под месяцем, под утренным и вечерным зорям». Святитель всем моим словам скрепительным и присно, и во веки веков. Аминь. (НА КарНЦ РАН. А. 27/238. Исполнитель не указан. Зап. И. М. Дуров, с рукоп., 1924 г., Сумский Посад, Беломорский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 196).[<<]
    Населенный пункт: Сумский Посад

  91. [Заговор от зубной боли] 197. От зубной боли: Собака бежала, жава кровь бежала; собачка стала, жава кость <кровь?> перестала и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Ключ и замок, ключ и замок. (НА КарНЦ РАН. А. 155/123. От О. И. Корольковой зап. М. А. Тихонов, Е. А. Вашко, И. В. Береснева, 1982 г., Сумский Посад, Беломорский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 197).[<<]
    Населенный пункт: Сумский Посад

  92. [Заговор от зубной боли] 198. Зубы заговаривать: Я, раб Божий Иван, <выйду> из избы в двери, из дверей в ворота, из ворот в чисто поле. В чистом поле есть церковь. В этой церкви — Кощей Бессмертный. У этого Кощея зубы не болят и щеки не щемят, так же у раба Божья Ивана зубы не болели и щеки не щимили бы. (НА КарНЦ РАН. Ф. 3116/3. От И. Д. Фролова зап. А. Ю. Кастров, А. Троицкая, В. П. Кузнецова, 1986 г., Вырозеро, Медвежьегорский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 198).[<<]
    Населенный пункт: Вырозеро

  93. [Заговор от зубной боли] 199. От зубной боли: В морозную темную ночь выйти на крылечко. Луна должна быть полная, чтобы и губы, и нос, и рот, и глаза видно было. Спросить у луны: — Луна, луна, откуда ты идешь? И представить, что луна отвечает: — За моря иду. — Луна, луна, у тебя зубы болят? — Нет, не болят! — Луна, луна, и у меня не болят! Плюнуть через левое плечо и уйти. Ходить три вечера подряд, и никогда зубы болеть не будут. (НА КарНЦ РАН. А. 151/26. От А. А. Трифоновой зап. С. Кулагина, М. Лобышева, Н. Пирогова, Т. Трофимова, 1981 г., Спасская Губа, Кондопожский р-н, Респ. Карелия. Вариант: Ф. 2695/1). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 199).[<<]
    Населенный пункт: Спасская Губа

  94. [Заговор от зубной боли] 200. На зубную боль: Надо делать три тряпочки <...> белых: одна побольше, а други поменьше. Одну побольше сперва, другу поменьше, потом еще самую маленькую. И там который зуб болит, с того зуба кровь сбавить <...>. Три раза взять кровь с зуба и класть <...> на тряпочку. Ну и придти в лес — найти в лесях дерево, чтобы было бы дупло там — дырка. Туды в дырку эту тряпочку класть (хоть маленька дырочка — там небольши тряпочки надоть). И сверху надо другим забить туды, как, вроде, клинышек класть сверху. И надо сказать, что: Грызи эти деревянные корни, а не зубы, грызи деревянные корни, а не зубы, грызи деревянные корни, а не зубы. Во веки веков амин, во веки веков амин. Собиратель: Три раза надо это повторить? Исполнитель: Но, сказать еще аминь. «Грызи деревянные корни, а не зубы» — три раза надо так сказать и амин, амин, амин. (НА КарНЦ РАН. Ф. 2682/2. От Е. Е. Ванькиной зап. Т. И. Сенькина и студенты, 1980 г., Вост. Кончезеро, Кондопожский р-н, Респ. Карелия. Вариант: Ф. 2695/1). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 200).[<<]
    Населенный пункт: Кончезерско-Восточная

  95. [Молитва зубная] Говорить на соль горелую или на чесновицу одиначную Господи Боже, благослови мя, Господи, сих добрых слов говорить. Святыи честныи Козма и Дамиян ремесленники и безсреребренники, помогите мне р(абу) Б(ожию) и(мярек) и пособите. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Стану я р(аб) Б(ожий) и(мярек) благословясь и пойду перекрестясь, из ызбы дверми, из двора воротми, далече выду я в чистое поле, и есть в чистом поле славное святое море, и есть среди того окияна моря белой камень // (л.40) Латырь. Поставляется престол Господень, и на тот престол Господень опущается сам Исус Христос Царь Небесныи, а с ним 12 апостолов, и святыи Антипа. И аз р(аб) Б(ожий) и(мярек) помолюся истинному Христу Царю Небесному: Ой еси, истинный Христос Царь Небесный, пощли ко мне к рабу божию и(мярек) святаго Антипу вынять у сего р(аба) Б(ожия) и(мярек) ис кости болезнь и червь из зубов, и грыжу напущеную и ветрянную и костяную, и от своей злой мысли и худой мысли. И посылает истинный Христос Царь Небесный святаго Антипу: Ой еси, святый Антипа, поди к //(л. 39 об.) (?) р(абе) Б(ожьему) и(мярек) и вынь у него у раба Б(ожия) и(мярек) ис кости болезнь и червь из зубов, и грыжу, чтобы у сего у р(аба) Б(ожия) и(мярек) зубы не болели и червь не точила и грыжа не грызла наговорная и ветрянная, и питная, и естная в нове месяце и в полне и в перекрое в новцевом и в ветховом, и в нарождения месяца, и по вся дни в месяцах, и во исхожия пятки, и до умертвия тела моего р(аба) Б(ожия) и(мярек). И како Лазарево тело лежало в земли четыре дни и не имел он у собя в сердцы болезни и в костях щипоты и зубы у него не болели и кости ...[конца нет, 1 ? л. утрачен. Возможно, начальные листы сборника могли находиться здесь]. (С. 336-337)[<<]

  96. Красноборск, 2005 [От] зубной боли я сама не заговариваю, хотя у меня и слова есть где-то вот, а не заговаривала ни разу, а вот мене бабушка заговаривала, к рябины меня водила, прутик снимала, отламывала, и прутиком вот больной зуб несколько раз вот так тыкала, и слова говорила, дак вот што, я еще молодая была дак, ничего в ту пору не знала, сама ничё не знала.[<<]
    Населенный пункт: Красноборский

  97. [Заговор от зубов] «[А от зубов, чтобы зубы не болели?] Я вот делаю токо от зубов (тоже мама научила), делаю от зубов дак вот… Тоже наговариваешь… я и в чоснок… чоснокович… я и наговариваю… на зуб кладут: Месяц Буян, есь у тебя брат Адам. Не болят у Адама зубы? Нет, не болят. Так пусь у рáба Божьего не болят алые дёсны и белые зубы. Вот те и всё. Я дак эдак делаю».[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  98. Андомский погост, 2006 [Заговор от зубов] От зубов. Тоже начинается точно так же, а потом начинаешь: «такому-то - имя скажешь, заколола раба Господи Мария», как ты будешь дома. Так. «Заговорила зубную боль». Зубную боль. Зубную боль. «Не щиплúте губы». Эти маленькие заговорчики. «И не рвите зубную боль такому-то». Ну, вот так вот. «Чтобы зубы никогда не болели, были чистые, лучистые, светлые, здоровые». И скажешь: «Как месяц и звёзды. Аминь». На луковицу смотришь. На лук хорошо, на лук обязательно. На лук. [1 нрзб] будут болеть. «Прошу тебя раба Господи, Пресвятая Дева, - говорить если будешь ты, так слово скажешь, что… Месяц высоко летает, людей много видает. Видает злых, больных, мёртво тело тоже видаешь». Вот и спросишь у месяца, что: «Месяц, месяц, болят ли у мёртвого человека зубы? Рвёт ли зубы, колят ли зубы?» Вот это просто, скажешь вот это. А потом: «Уйди эта боль тоже, тоже в тёмны леса эта боль, всю отправляешь в тёмны леса и в сини моря, тоже на всех злых зверей, на больных и здоровых. Так вот. Аминь». Это на луковицу эти слова скажешь. На лук. Маленькие заговорчики. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

Свернуть все тексты

Отметить все населенные пункты