Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний

Заговоры Обонежья

Классификация заговоров по: источникам | функциям | датировке | населенным пунктам

Функция: прочие

  1. [Жар у младенца] Слова: «заговариваю, отговариваю раба Божья Н. сосновый жар, еловый жар, березовый жар, ольховый жар, вересовый (можжевельник) жар, еловый жар от рождя (рождения) до байны, от байны до молитвы, от молитвы до креста (до крещения), от креста до венца, от венца до жизни веку конца у младенца Н., чтобы отрыжки не было (не возвратилась болезнь) отпадала бы болезнь с костей, с ясных очей, с белого тела, со всего стану человеческого у младенца Н. во веки веков. Аминь, аминь, аминь». Говорить слова три раза, после каждого раза плюнуть три раза на больное место. (Олонецкие губернские ведомости. 1900. № 112. С. 2.) [<<]
    Датировка: 1900 г.

  2. Река Онега Стану я благословесь, пойду перекрестесь из ызбы дверьми, из двора воротами, в цисто полё заворами, погляжу в востоцьну сторону, там стоит гора Вертеп, на горы на Вертепи Апостольска Соборна церковь, в этой Соборной Апостольской церкви и спала матушка Присвятая Богородиця с Успинью с Божьёй Матерью и с бабушкой Соломонидой. Я, раба Божья, вам молюси и корюси и на помогу вы мне пособити и помогити, и как Ты, Матушка Присвятая Богородиця, Иисуса Христа родила и бабушки Соломониды бабить благословила, на доброё здоровьё наладила, и так мне пособити и помогити, Мать Присвята Богородиця, Успиньё Божья Матерь и бабушка Соломонида, раба Божья младенця обабить и на добро здоровьё наладить, заись, и загрысь медныма щоками и жолезныма зубами и булатныма устами, и родовую грыжу и нутряную и пуповую и становую, штобы не было ни щипоты, ни боли, ни крови и ни опухоли и в пупке и лопке и в мошоночке. Грыжу головную, хрептовую и потхребетную и оцьную и серцовую и потсердецьную, руцьную, ножную и потколенную и потпятную и потпошвенну и подноготную; 77 жыл и 77 суставоф и 77 грыж, едину жылу, едину и грыжу, заидаю, загрызаю и заговариваю: Вы, грыжы, не грызити, не шевелити и не беспокойти младеня ни в какой цяс, ни в какую минуту, и ни в какую сикунту. Исуса Христа клюць и Богородицин замок. [<<]
    Населенный пункт: Каргополь
    Датировка: 1914 г.

  3. Река Онега (На камишок наговоря.) Чистой, хрустальной камишок, где ты не шаталсы, где ты не валялсы, ничёго ты не боялсы, ты не болел, ни свербел, ни боялсы ни урокоф, ни призороф, ни ветряных переломоф, ни людских оговороф, ни утра рано, ни вечёра поздо, ни сирётки белб дни, ни сирётки тёмной ночи, ни в день по сонцу, ни в ночь по мисицу, ни на новцы, ни на вётхи, ни на мисяцы перекрои, так бы мой младень ни болел, ни свербел... ни утра рано, ни вечёра поздо, ни сирётки белб дни, ни сирётки тёмной ночи, ни в день по соньцу, ни в ночь по мисяцу, ни на новцы ни на вётхи, ни на мисяцы перекрои. Камишок ко дну, а младень ко сну. Аминь Христов.[<<]
    Населенный пункт: Каргополь
    Датировка: 1914 г.

  4. Село Красное на Онеге Восподи Боже, благослови на сёгодняшной день рабу Божью обабить младенческу душеньку, ни трону́ло бы ёго, ни пошевелило, ни пупком, ни мошоночкой, грыжные слова уговаривай и заговаривай, ни грызи, ни боли, никогда не шевели младенческую душеньку. Бутьти, мои слова, крепки и ёмки. Аминь. [<<]
    Населенный пункт: Андрюковская (Красновская)
    Датировка: 1914 г.

  5. Река Кена Стану я, раба Божья, благословесь, пойду перекрестесь из ызбы дверьми, из двора воротами, выду в цистоё полё, пойду по пути по дороги, стрицю саму Пресвятую Госпожу Богородицу. Сама Пресвятая Госпожа Богородица идё, нисё святую воду под пеленой оммыть и опкатить раба Божья младеня, с рук и с нок и с могуцих плець и с буйной головы, штобы не болело, не щимило у раба Божья младеня ни в какую пору, ни в какоё времё, ни в какую минуту, ни в какой цяс, ни днём по красному солнышку, ни в ночь по ясному мисицю, ни на утренной зари, ни по вецерной зари. Ныни пувику, отныни дувику. Аминь. [<<]
    Населенный пункт: Кенозеро
    Датировка: 1914 г.

  6. Река Кена Матушка Мария, бабушка Соломонида света истинного Христа мыла и парила и на ношки ставила, нам остатоцьки оставила. Аминь. [<<]
    Населенный пункт: Кенозеро
    Датировка: 1914 г.

  7. Почозеро (Как станут мыть робёнка, говорят на воду.) Как матушка Присвятая Богородиця уродила света истинного Христа, Царя Небесного, и у ёго не были ни писки, ни верёски, так бы раба Божья [имя] уродила раба Божья младеня, и тожо бы ни были ни писки, ни вирёски. Спал бы, лёжал, никаких рук не знал. Вики пувики. Аминь. [<<]
    Датировка: 1914 г.

  8. Почозеро Матушка Присвятая Богородиця света истинного Христа родила и ницем не вередила; так бы раба Божья [имя] раба Божья родила и ницем бы не вередила. [<<]
    Датировка: 1914 г.

  9. Водлозеро (Квасу ленеш на уголья и промашош платком пару на ухо.) Стану я благословесь, пойду перекрестесь, отцём прощон, матерью благословлён, выду из избы дверьмы, из синей воротамы, выду я в цисто полё, на стричю Кузьмы и Демьяна. Серебренники Христовы, пособите и помогите заговорить окаянную золотуху своим булатным ножыком ис правого уха, из левого уха, из ясных оцей, ис цёрных бровей, з белого лиця, со всего стану человического, колюцю и шумуцю, и не болело бы и не щемело бы всякового времени до мёртвого тела. Во имя... Аминь. [<<]
    Датировка: 1914 г.

  10. Колодозеро Раб Божэй [имя] у рабой Божьёй [имя] закаливаю и заговариваю золотуху в ухи от ынины и до ивины, от ывины и до ольшынины, от ольшынины до ребинины и от ребинины до церёмшыны и от церёмшыны до ёлки, от ёлки до сосны, от сосны до кипарисова дерева, от кипарисова дерева до щипицины и до калинины, и закаливаю и заговариваю шум и гром и лом, отыни и до веку. Клюць и замок моим словам. [<<]
    Населенный пункт: Колодозеро
    Датировка: 1914 г.

  11. Кенозеро (Ножыком до печки дотронутьси и водить им потом кругом уха; пофукать.) Печка матушка, стоиш ты, сохнёш от соснины, от фересины, от кипарисного дерева, так бы у раба Божья золотуха и колотуха засохла, завяла в ушах, в нозрях, в ясных оцях, в белом лици, в ретивом серци, не гнела бы и не болела, засохла и завяла в ушах, в ноздрях, в ясных оцях, в белом лици, в ретивом серци. [Три раза.] [<<]
    Населенный пункт: Кенозеро
    Датировка: 1914 г.

  12. Весной как-то Акулина Лопаткина ходила с детьми в Голодаевку, — к сестре своей в гости, а у той ребятишки лежали в оспе. От них, должно быть, болезнь перешла и к Акулининым ребятишкам, а там и (начала) гулять по Адуевке, — всех ребят перековеркала, а многие и Богу душу отдали. Кто-то советовал адуевцам больных детей держать отдельно от здоровых и не пускать к больным никого из других изб, чтобы не переносить из дома в дом заразы. Но адуевцы недоверчиво покачали головами и махнули рукой: — Божеское это попущение — и ничего тут не поделаешь, — потому, больше Бога не быть!.. Даже к Еремеевне, — известной знахарке, — обращались редко за наговором, разве уж в особенно затруднительных случаях. Однако болезнь день ото дня становилась все опаснее и опаснее: бедные ребятишки мерли, как мухи. Хотя многим из адуевцев ребята были и в тягость, но все-таки жаль. — Ведь тоже живой человек, хоть и мал!... Чад, тоже чувствия есть и также больно!... толковали они. Наконец Данило Кривоколесов направился за фельдшером в волость (его кто-то надоумил), а бабы нашли к Еремеевне за советом, — что делать и как быть? Еремеевна и тут не растерялась, а научила неразумных, что и как, — приставила голову к плечам. — Вам, говорит, надо было бы встретить оспу-то энту с хлебом-солью, как гостью, умилостивить ее, — вот она бы и полегче стала ребят-то дергать… А прогнать ее совсем нельзя, потому — она Богом послана… Болесть она лютая, и таких болестей  двенадцать сестер, а всем им разныя имена, и посылаются оне Богом для вразумления людей, и носят их двенадцать буйных ветров на двенадцати огненных крылах. Оттого эти болести и жгут, и томят человека. Шесть старших — черныя немочи, а шесть младших — красныя. Черных ничем не умилостивить и не дай Бог с ними спознаться… Младшия, красныя, только жгут человека, их можно умилостивить: вот хоть бы оспу  надо встречать с хлебом-солью да приговаривать: ‑ Оспа-оспица, Красная сестрица! Хлеба-соли откушай, Наше моленье послушай! Без огня к нам приди, За дубовым столом посиди, На далекий путь отдохни. Гости час, Уйди от нас, — С буйным ветром полетай В заморский—чужой край, На неверных людей Уноси сто огней!... Вот оспа и послушает: слегка пожжет, пожжет детушек, да и смилостивится! Низко поклонились адуевския бабы Еремеевне за добрый и дельный совет и ушли оспу встречать. У Еремеевны от такого совета в закроме мучицы прибавилось, да лишняя кура завелась… (№ 77, С.2).[<<]
    Населенный пункт: Петрозаводск

  13. Здесь кстати и «шептание» пуповой бабушки (няба буабо), которое она читает во время мытья. Приведем ее по-карельски. Оно читается так: «Вези пруаведной! пезе и пелласта и пухтаста ойгей генги младенчу. Минун кяйс ляхты муамас и муга олгах пухтас иян». По-русски так: «Вода праведная! вымой, выбель и очисти чистую душу младенца. С моей руки пусть выйдет он так же чист, как вышел из матери, и пусть таким чистым будет на всю свою жизнь». Священник Виктор Никольский. (№ 16. С. 371).[<<]

  14. Пока ребенок спит, сказать: «Сашенька, младенечек, спишь?» — «Сплю». — «Белый свет забыл?» — «Забыл». — «Так же забудь отца и мать и материну белу грудь». На конфету наговорить. Когда ребенок проснется, скормить конфету. (Архангельская обл., Онежский р-н, д. Андозеро, 1964 г.) - №29.[<<]

  15. Начинают мыть и говорят три раза: Матушка Пресвятая Богородица, Царица Небесная, своего Сына мыла да парила — и тебе, Иван, водушки оставила. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, с. Ошевенский Погост, 1962 г.) - №36.[<<]

  16. Водой облить и сказать: Царь Морской, да Царь Двинской, да Царь Пинежский, дай воды на живот на здравие раба Божьего Михаила, начистоту его, на красоту его. (Архангельская обл., Пинежский р-н, д. Михеево, 1971 г.) - №38.[<<]

  17. Водушка — в землю, а ребеночек — в рост. Сказать три раза, омывать ребенка водой и приговаривать. (Архангельская обл., Онежский р-н, д. Усть-Кожа, 1965 г.) - №43.[<<]

  18. В бане приговаривают, окачивая водой: С гоголя — вода, с младенца — худоба, укатися вся. (Архангельская обл., Холмогорский р-н, д. Сельцо, 1969 г.) - №53.[<<]

  19. После купания окачивали ребенка: С гоголя — вода, с гоголюшки — вода, с нашего младенца — вся худерьба. (Архангельская обл., Холмогорский р-н, д. Красный Яр, 1969 г.) - №54.[<<]

  20. Купаешь ребенка, обдаешь водой и приговариваешь: С гоголя — вода, со младеня — вся нечистота. (Архангельская обл., Онежский р-н, д. Клещево, 1965 г.) - №55.[<<]

  21. С гоголя — вода, с дерева — роса, с рабицы Божьей Параскевы скатись худоба, уроки, прикосы, переполохи. Говорится при купании ребенка три раза. Ополаскивают голову ребенка водой — от затылка ко лбу. (Архангельская обл., Лешуконский р-н, с. Вожгора, 1978 г.) - №67.[<<]

  22. Малыша моют в бане и приговаривают: С гоголя — вода, с каменя — струя, с раба Божия (имя) — с белого его тела, с ретивого сердца, с ясных очей, с могучих плечей, со всех легких, печеней. Аминь. (Архангельская обл., Мезенский р-н, д. Дорогорское, 1975 г.) - №68.[<<]

  23. Когда ребенка в бане моют, говорят: Приходила бабушка Соломонюшка из чистого полюшка, мыла, парила раба Божья младенецка (имя) щучьими щоками, собачьими зубами. Не смотрите, не глядите, не ешьте, не грызите, смотрите глазами нежилую хороминку, банну грязь. (Архангельская обл., Мезенский р-н, д. Березняки, 1975 г.) - №72.[<<]

  24. Если ребенок падал, говорили: У сороки боли, у вороны боли, у нашего Сашуни камешком зарости. (Архангельская обл., Холмогорский р-н, д. Высокое, 1969 г.) - №520.[<<]

  25. Когда ребенок упадет: У вороны боли, у сороки боли, у нашего Сашеньки все заживет. (Архангельская обл., Холмогорский р-н, д. Сухарево, 1969 г.) - №521.[<<]

  26. Вымьешь его, завертишь [в пеленку] и приговаривай: "Как эта пеленочка спокойна, угомойна, не требует ни титьки, ни зыбки, ни песту. Будьте мои слова лепки, крепки, до ныне, до веку веков. Аминь".[<<]

  27. "Пресвятая Богородица рожала Иисуса Христа чистого, угомонного, белого, обиходного. А я, раба божья (имя), родила раба Божьего (имя) чистого, угомонного, белого, обиходного".[<<]

  28. Ребенка положишь на стол и говори: "Как стол стоит не шелохнется, не воротнется, спокойно так, так и ребенок был бы спокойным".[<<]

  29. Чтобы спокойны ребята были. Принесет из церкви, как крестили. С церкви как несет, сразу кладет на стол: "Как стол ничего не требуёт, так бы у мения парнишка ничего не требовал. Будьте мои слова крепки, лепки отныне до веку".[<<]

  30. [Для чистоты тела младенца]. Обливают или окачивают младенца водою, приговаривая: «С гоголя вода, с младенца N. вся худоба! вода под пол, младенец на пол.» Это делается большею частью бабкой в бане. (Записал свящ. Федоров в с. Лисестрове, Архангельского уезда.) Для чистоты тела младенца / Записал свящ. Федоров // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878. — Ч. 2. Народная словесность. — С. 199—200, №12.[<<]

  31. [От чесотки]. Чесотку ребенка выводят так: мажут больное место серой, смешанною с сливками и дегтем; берут сор из трех бань, помет курицы, лист от чеснока, все это превращают в пепел, и мажут больное место. Или же берут одне сливки и говорят в них слова: «Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Идет красна девка с сухим веником, тушит, гасит банную нечисть, мокры коросты. Как у этого веника листки сухи, так были бы и коросты сухи; как у этого веника листки падут, так бы и часотка спала.» (Записал Е. Ивановский в Шенкурском у.) От чесотки / Записал Е. Ивановский // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878. — Ч. 2. Народная словесность. — С. 200, №13.[<<]

  32. [От боли в ушах]. Прикладывают дитя к угловому кресту у избы, образующемуся из древесной серы, от действия жара, и говорят: «Угол рублен и крест дубов. У того креста не болело, не щипело и уха не вертело; и так бы у раба Б. Н. не болело, не щипело и уха не вертело, ни в день, ни в ночь, ни в утренню зорю, ни в вечерню, ни на нову, ни на ветру, и ни на перекрою месяцу. Вовеки веков, аминь.» (Записано П. С. Ефименком в Холмогорах.) От боли в ушах // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878. — Ч. 2. Народная словесность. — С. 203, №33.[<<]

  33. [Заговор от щетинки] 138. Как выводят щетинья? Выводят только на грудное молоко, чиркаешь да шоркаешь, так и щетинку выводят. А мы запустили у парня, так сплошная черная была. Парня трясли все время, не было покоя; баню вытопили — лучше, вторую — лучше стало, третью — лучше стало. На молоке с медом намешали колоб, нашоркали его да в плат шелковый навяжем, утром встанем, а щетина так в шелковый-то плат и втыкнется. Потом ребенок стал спать. <...> Никому ребенок спокоя не давал. Теперь пришлось идти воды брать, да парня мыть, поливать. Если годная мать, так возьмет водушки да скажет: Вороний грыз, сорочий щёк, куричий зоб, лихому в глаза ветер, смола и пепел. С гоголя вода, с раба Божия Ивана вся худоба. Водушка-кормилица, обмажь кустышки, прутышки, желты пески, серы камешки, так же и смой с раба Божия Ивана легки призоры, лихие уговоры. Своя лиха-худая дума, отойди прочь от раба Божия Ивана. (НА КарНЦ РАН. А. 129/60, Ф. 1487/14. От О. Т. Соболевой зап. А. П. Разумова, Н. А. Лавонен, 1970 г., Нюхча, Беломорский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 138).[<<]
    Населенный пункт: Нюхча

  34. [Заговор, чтобы ребенок не писался] 139. Ребенок долго пи́сался, старушка заговаривала его, научила мать: вырви вичку, прутышек. Когда ребенок написает, <...> помаши над ним и скажи: Не писай, давайсе, не спи, пробужайсе. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Раб Божий Валерий, не писай, давайсе, не спи, пробужайсе. И так три раза. У парня, как рукой, сняло, писаться не стал. Когда корюху рыбачат, а наважка попадет, корюх перепрелый в наваге: кулыбаку надо испечь такую, чтобы рассол не протек, и эту кулебачку скормить ему, чтобы немножко. Паренек эту кулебячку скушал и, как рукой, сняло. (НА КарНЦ РАН. А. 129/64, Ф. 1487/18. От О. Т. Соболевой зап. А. П. Разумова, Н. А. Лавонен, 1970 г., Нюхча, Беломорский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 139).[<<]
    Населенный пункт: Нюхча

  35. [Заговор, чтобы ребенок заговорил] 140. У нас как ребенок в детстве долго не говорит, в колокольню под большой колокол вот и посадят ребенка, а сторож стоит да звонит-названиват: Я звоню-звоню-звоню, а тебе тоё говорю: какой звонкий колокол, такой будь у тя, младенца, розговор! И нося раз, два, пятнадцать под этот колокол. (НА КарНЦ РАН. А. 82/201. От М. Н. Суховой зап. В. П. Суховей (Кузнецова), Т. И. Сенькина, 1975 г., Великодворская, Пудожский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 140).[<<]
    Населенный пункт: Великодворская

  36. [Заговор от золотухи] 143. От золотухи: Печка-каменка, начисто очисти, набело сделай бело тело, как бело полотно. Заговариваю золотуху раба Божия Анна у раба Божьего Виктора в правом ухе, в левом ухе, в ясных очах, в черных бровях, в буйной голове, в русых волосах, в белых зубах и во всем стане человеческом, чтобы не болело, чтобы не кремело белое тело, не ломало слуху, духу не отнимало, за уши не кололо от рождения до венца, от венца до смертного конца. Аминь. (НА КарНЦ РАН. А. 142/408, Ф. 2603/1. От А. Н. Теребовой зап. Н. Ф. Онегина, Э. П. Кемпинен, А. Т. Пакконен, 1980 г., Ламбасручей, Медвежьегорский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 143). [<<]
    Населенный пункт: Ламбасручей

  37. [Заговор от золотухи] 144. Когда родятся, от золотухи заговаривают: Вот золотуха слуховая, золотуха уховая, золотуха паховая, золотуха ветряная, вот золотуха призорная и вот золотуха оговорная, — несколько этых золотух, сойдите проць с белого тела, с ретивого сердця, с рук и с ног, и с буйной головы, штобы не болело, не щемило, отныне до веку, век по веку, амин! (НА КарНЦ РАН. А. 3/5. От И. Е. Басалаевой зап. Е. П. Родина, 1941 г., Аксинская, Пудожский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 144).[<<]
    Населенный пункт: Аксинская

  38. [Заговор от золотухи] 145. От золотухи: Говорю и заговариваю раба Божья Авдотья проклятую золотуху: «Проклятая золотуха! Не стреляй ни по пеньям, ни по кореньям, стреляй справа уха в лево ухо, чтобы не болело, не кололо у рабы Божьей Авдотьи отные до веку!» Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь! (НА КарНЦ РАН. А. 8/221. От А. А. Титовой зап. Б. Е. Марголис 18 июля 1940 г., Рагнозеро, Пудожский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 145).[<<]
    Населенный пункт: Рагнозеро

  39. [Заговор от золотухи] 146. От золотухи: Стану благословясь и пойду перекрестясь из избы дверямы, из дверей воротами, выйду в чисто поле; в чистом поле стоит Михаил Архангел, калёной стрелой направляет. Я покорюся, я помолюся: «Не стреляй ни по пеньям, ни по кореньям, а стрели в раба Божьего (имя), стрели́ в право ухо, стрели в левое ухо, не выстрели ни слуха ни духа, а выстрели в дьявольную злодейную золотуху: глазну, ротову, горлову, сердечну, пупову, пахову, коленну, подпятну, суставну и суху, и мокру. От роди́н до креста, от креста до виньца, от виньца и до жизни коньца. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Все повторяется три раза. (НА КарНЦ РАН. А. 8/261. От И. Н. Карачевой зап. Б. Е. Марголис 11 июля 1940 г., Выгостров (Водлозеро), Пудожский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 146).[<<]
    Населенный пункт: Выгостров

  40. [Заговор от золотухи] 147. От золотухи: Стану благословясь, пойду перекрестясь <...>, выйду в чистое полё, в чистоём поле — гора бошови́нска, на горы бошовинской — древо кипарисно. На древы кипарисной Иисус Христос ходит, тридевять лукóв натягает, тридевять стрел полагае, хочет стрелять по пеньям, по кореньям, по сухим деревьям. А покорюсе я, помолюсе я, раба Божья Дарья: «Иисус Христос, Царь небесной, не стреляй не по пеньям, не по кореньям, ни по сухим деревьям, а поди к рабы Божьей Дарье (нап и сотона помоги?) пособи и помоги заесть, заговорить, постановить золотуху ушну, подзаушну, горловую, зубовую, всяку туды, и грудну, подгрудну, и брюшну и подбрюшну золотуху. Не болело, не щемило никакого места. Если како, у Ивана или Петра, не болело бы, не щемило никогды, от рождения до молитвы, от молитвы до креста, а от креста до венца, от венця до жизни коньця, чтобы было все стояло, держалось». (НА КарНЦ РАН. А. 140/236, Ф. 2538/16. От Д. Ф. Маташовой зап. В. П. Кузнецова, 1978 г., Колово, Пудожский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 147).[<<]
    Населенный пункт: Колово

  41. [Заговор от золотухи] 148. На золотуху: Стану я, раба Божья Офимья, благословясь, пойду перекрестясь, матушкой прощёна, батюшкой благословёна, выйду из дверей двермы, из ворот воротмы, выйду в цистое поле. В цистом поле святые честны́е Кузьма и Демьян, ремесленники и бессеребряники, стреляе по пеньям, по кореньям, по злым, лихим деревьям. Покорюся им, помолюся им: «Святые Кузьма и Демьян, не стрелите по пеньям, по кореньям, по злым, лихим деревьям, а стрелите в правое ухо, выстрелите в левое ухо, не отбейте ни слуху, ни духу, а отбейте злую, худую, лихую золотуху». Три раза сказать да пофыркать в то и другое ухо. Колотье уймется. (НА КарНЦ РАН. А. 21/222. От О. И. Козинóй зап. Г. Григорьева 5 июля 1961 г., Алексеево, Пудожский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 148).[<<]
    Населенный пункт: Алексеевская

  42. [Заговор от золотухи] 149. От золотухи: Стану благословясь, пойду перекрестясь из дверей в ворота, пойду в чисто поле; в чистом поле два родные братца колупают, жолубают сухой дуб. «Не колупайте, не жолубайте сухого дуба; Антип Ив..., исцелите-заморите, каленой стрелой застрелите у раба Божьего младенца (имя): в право ухо стрелите, в лево выстрели<ли>... с красного мяса, с горячей крови, с ритивого сердца, с бумажного тела, из буйной головы, со слуховых ушей, с ясных очей, со всего стану человечьего». (НА КарНЦ РАН. А. 6/56. От А. С. Агеевой зап. Е. А. Белованова, август 1938 г., Семеново, Пудожский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 149).[<<]
    Населенный пункт: Семеново

  43. [Заговор от золотухи] 150. Против золотухи: Стану я благословясь, пойду перекрестясь. В чистом поле, в чистом поле идет Ангел Господень, несет каленую стрелу. Целится в раба (рабу) Божьего (Божью). Не отбей слуху, а отбей золотуху. (НА КарНЦ РАН. А. 196/851. От С. А. Пуннь зап. Л. М. Ступникова, 1990 г., Петрозаводск, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 150).[<<]
    Населенный пункт: Петрозаводск

  44. [Заговор от золотухи] 151. Как вылечить золотуху: Выйду из дверей-ворот в ворота, выйду в чисто поле. Стоят два Ангела, два Архангела: натягивают свои каленые ружья, начинают стрелять по пеньям, по кореньям, по лихим деревьям. Помолюся, покорюсь двум Ангелам, двум Архангелам: «Не стреляйте по пеньям, по кореньям, по лихим деревьям, а стреляйте рабу Божью (имя) младеню в правое ухо, выстрелите в левое ухо. Не отбейте ни духу, ни слуху. Отбейте злодейную злую золотуху — все двенадцать золотух: головную, мозговую, глазную, ушную, зубовую, носовую, ноготнюю, подноготнюю, кожную, подкожную, сердечную, пуповую, яичную, суставную, костовую, пятовую. Все двенадцать золотух заговаривает раба Божья (имя), младеня не болела бы, не шумела. Отныне во веки веков. Аминь». (НА КарНЦ РАН. А. 157/224а. От Т. А. Харлашкиной зап. А. Позднякова, И. Полузерова, Т. А. Бендь, 1979 г., Заозерье, Прионежский р-н, Респ. Карелия. Вариант: А. 157/78). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 151).[<<]
    Населенный пункт: Заозерье

  45. Андомский погост, 2006 [Заговор от золотухи] Золотýшка, если смотришь, дак от золотýшки тоже немного. Сказать, что сня́ла золо… [Обращается к АС] Пометь золотýшку. Особенно маленьким надо глядеть, иначе… пусть знает, когда бывает на глаза отразится, бывает на уши. Это худая болесь. Тоже всё начинается также, а потом говоришь, что Снимаю… [Смотрит в тетрадку АС] Как я сказала-то, где тут чего, погоди. От золотушки. «Снимаю золотýшку с раба Божьего такого-то, млáденца, или хоть у тебя заболят уши, можешь сéбе тоже к нóчи, это ничто. Чтобы не кололо уши, не болели уши, чтобы были всегда здоровые». Забыла я птицу-то как звали эту, вот которая летает, она не видит, а ночью всё видит, так вот надо… Надо вспомнить. Этот редко я, когда прúдут ребята. Прогоняю золотýшку в лес, в лес. Уйди золотуха от такого-то такого-то в лес, в лес. И пни ко... Жги, пни колоду, сухую огорóду. Жги в лесу пень, колоду, сухую огорóду». Пусть она идёт вот от него. Золотуха, красный бывает ребёнок-то, если родители заболеешь, если у тебя будет. «Чтобы не мучила его золотушка. Не болели уши (ещё раз), не щипало глазки, всё было здоровое, чистое, как месяц и звёзды. Аминь». [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

Свернуть все тексты

Отметить все населенные пункты