Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний

Заговоры Обонежья

Классификация заговоров по: источникам | функциям | датировке | населенным пунктам

Функция: от родимца (припадков)

  1. [Родимец] Лечение. Взять воды или молока и говорить в них слова: «Забаиваю, заговариваю я, раба Божья N, у сего младенца N родимец с костей, с мозгей, с ретивого сердца, с тридевяти жил и с тридевяти суставов, чтобы больше не болело, не щемило. Заговорила, зааминила дитимец (болезнь детей) и родимец и всяку(ю) немочь у раба Божьего младенца N. Чего сама не договорила, чего мастер не доучил, а будьте мои слова тверды и крепки в ключи и замки во веки веков. Аминь, аминь, аминь». Говорить слова три раза, после каждого раза плюнуть в воду или молоко три раза. Наговоренной водой напоить и окатить ребенка. Если слова говорены в молоко, то последнее выпоить ребенку. (Олонецкие губернские ведомости. 1900. № 109. С. 2.) [<<]
    Датировка: 1900 г.

  2. Враниковское Раба Божья младеня отказываю, отговариваю, проклятую свою и окаянную свою, нецистую свою, на красном солнышки, на светлом мисици. Не тронь и не шевели ни рук, ни нок и ни спины и ни брюха и ни ясных оцей, ни цёрного тимини. Век пувику, отыни дувику. Аминь.[<<]
    Населенный пункт: Враниковское
    Датировка: 1914 г.

  3. Враниковское Стану я, раба Божья, благословесь, пойду перекрестесь из двирей в двери, из ворот в ворота, на путь на дорогу. Три Пресвятых Богородици идёт: перва Пресвятая Богородица нисёт святую воду и крест животворящій, другая Пресвятая Богородица нисёт димьян и ладан, третья Пресвятая Богородица нисё святую ризу. Я им покорюси и помолюси: «Перва Пресвятая Богородица, прикрой и прихрани [имя] от скорби и от болизни и от родимця! Другая Пресвятая Богородица, огради димьяном и ладаном от скорби, от болизни и от родимця! Третья Пресвятая Богородица, прикрой своей ризой нетленной от скорби, от болизни и от родимця». Во имя Отця и Сына и Святого Духа. Аминь. [<<]
    Населенный пункт: Враниковское
    Датировка: 1914 г.

  4. Почозеро [На воду.] Скорбь, болезнь и ноцьна греза, отойди от раба Божья трубой дымом, со двора тыном, из избы тёплом, не играй, ни тешси раба Божья младеня, ни днём, ни ноцью, ни вицёру, ни поутру, ни в како времё и ни в какой цяс. И клюць моим словам, замок и медныма замками и серебряныма клюцями. Век пувика, отыни дувика. Аминь.[<<]
    Датировка: 1914 г.

  5. Ундозеро Стану я, раб Божэй, благословесь, пойду перекрестесь в цистоё полё и в шырокоё роздольё, в цистом поли, в шыроком роздольи умоюси росой, утруси травой и белым полотенцем. И в этом поли стоит часовинька, в этой часовиньки жывё Присвятая Богородиця, она исциляе и излицяёт младенцёф. Я прихожу к Матушки Марии. «Матушка Мария, пособи и помоги мне отставить у раба Божья младенця всех гостей и гостюшок денных, ноцьных, полуноцьных, минутних». Я всех этих госьюшок возьму ножыком сколю, в пець задавлю, через грядку шыблю и смерти предаю. Моим словам клюць и замок. Мои слова крипци булатнёго ножа.[<<]
    Населенный пункт: Ундозеро
    Датировка: 1914 г.

  6. Салмозеро Восияла раба Божья и восияла рабу Божью младеню, и отказываю свою и отговариваю свою и проклятую свою и окаянную свою, штобы не тронýла и не шевелила и не вередила не рук, не нок, и не белого тела, и не ретивого серця, и не ясных оцей, и не цёрных бровей, и от рождения до винцения, и от винцения до концения. [Три раза.] Аминь. [<<]
    Населенный пункт: Салмозеро (Салма-Наволок)
    Датировка: 1914 г.

  7. Водлозеро [На воду или пресное молоко, и обвести безымяннымъ пальцемъ около пупа.] Во имя Отця и Сына и Святого Духа. Аминь. Стану я, раба Божья, благословесь, пойду перекрестесь, отцём прощена, матирью благословлёна, на добры дела поучена. Заговариваю, раба Божья, у раба Божья, злодейной родимиць и дитимиць от рожджения и до молитвы, от молитвы до креста, от крёста до винця, от винця до смерти, до последнёго конця, штобы этот злодейной родимиць не тронул бы и не шевелил бы раба Божья, не рук и не нок и не белого лиця, не румянных косиць и не ретивого серця, и некакой бы жылы и некакой бы кости. Во имя... Аминь. Окиян морё, в Окиян мори Окиян остроф, в Окиян острову бел златырь каминь, конь крепкой и ёмкой, и так бы крепки и ёмки слова мои, рабы Божьёй, рабу Божью. Век пувеку, отныни довеку. Аминь. [<<]
    Датировка: 1914 г.

  8. Почозеро [На воду.] Злая злодейка, отстань от малого дитейка, я тя, злую злодейку, запрягу в зимной гуж и летной. И ныни и пувики, и отыни и дувики, и вовеки векоф. Аминь. [<<]
    Датировка: 1914 г.

  9. Почозеро [На воду и окатить.] Стану я, раба Божья, благословесь, пойду перекрестесь из двирей в двири, из ворот в ворота, выду в цистоё полё, в шыроко роздольё и стану на запад лицём и на восток хрёптом, и покорюси и помолюси я, раба Божья [имя], самой Матушки Присвятой Богородици. «Нареди своих верных слуг за тридивить поль и за тридивить морь и в Окиян морё, и в Окияни мори Окиян каминь, и в Окияни камини троё клюци золотыи, и перьвы клюци золотыи, други серебряны, а третьи виковыи. Отложыти и выньти у раба Божья младеня с ретивого серьця и со рук и со нок и с кажынного места и з белого тела, отныни вовики, доныни повики викоф. Аминь.»[<<]
    Датировка: 1914 г.

  10. Кенозеро Андел во крёста и архандел фёрестах и святые отче во святых шолках, спасити и помилуйти раба Божья от худой трясуцей болести. Отныни и довеку. Аминь. [<<]
    Населенный пункт: Кенозеро
    Датировка: 1914 г.

  11. Кенозеро [Когда воды для больного берутъ изъ реки, приговориваютъ.] Морьской цярь и морьска цяриця, и благослови миня водушки взеть, и не ради хитрости, не ради мудрости, а ради раба Божья скудости! И серые, хрустальные камишки, вы не знаити ни скорби, ни болезни и ни тяжолого сердецьного воздыхания, и так бы раб Божэй не знал бы ни скорби, ни болезни и ни тяжолого сердецьного воздыхания. Век пувеку, отыни дувеку. Аминь.[<<]
    Населенный пункт: Кенозеро
    Датировка: 1914 г.

  12. Село Красное Стану я, раб Божей, благословесь, пойду перекрестесь из дверей во двери, из ворот в ворота, выйду я в чистое поле, в чистом поле Океан море, в етом Океане море латыш камень, под етим латыш камнем щука глотуха. Ета щука глотуха ужирает и убирает реки, озёра и мелки источники, так же бы убирала и ужирала с раба Божия такого человека урченика, порченика, колдуна, колдуни. Сохрани Господь раба Божия человека от польской, от мирской, от ветренной, от лесной, от колючей, от трясучей, от опухольной, от хрипучей, не было бы в рабе Божием человеке ни грыжи, ни щипоты ни в горячей крови, ни в тридевять суставах, ни в белом теле, ни в ретивом серце, ни в ясных очях, во веки веков. Аминь. [<<]
    Населенный пункт: Андрюковская (Красновская)
    Датировка: 1914 г.

  13. [Заговор против родимца у младенца]. а) В чистое поле, в чистом поле встречаются мне св. Святители: Михаил Архангел, Гавриил Архангел, со ангелами, со архангелами, отбивая у раба Божия N зыбочный родимец, костяной, моровой, суставный, и тридевять суставов, и подстановной жилы, чтобы этот родимец во веки век не бывал, без отрышки, без повороту, во веки век, аминь (3 раза). и б) Выйду, благословясь, в чистое поле; в поле на крутой горе, с подвосточной стороны, ходит кобылица-златылица и 31 жеребец. Они залягивают и закусывают у раба Божия N денной родимец, ночной, полуденной, полуночной, солностоставной, месячной во веки аминь (3 раза), ни роду и не имени его, аминь (3 раза). (№ 34, С. 336).[<<]
    Населенный пункт: Кондуши

  14. Стану, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, выйду в чистое поле, пойду далеким-далеко к окиян-морю. В окиян-море бел Латарь-камень, на этом камне нет ни крови, ни ольхи, ни опухоли. Так бы и у моего младеня (имя) не болело, не тоснуло, ни в жилье, ни в суставах, ни в костях, ни в мозгах, ни в буйной голове, ни в горячей крови. Аминь. Три раза проговорить над младенцем, как он только родится. Тот, кто принимает роды, тот и скажет. (Архангельская обл., Приозерный р-н, д. Афаносово, 1962 г.) - №488.[<<]

  15. Если парализует ребенка, то сказать надо: Я сама, мати, родила и сама пособила, и сама разрожу. Двенадцать грыж и исполохов уговорю, мимоход разложу. Ты, сестра, не свет больна, я, сестра, над тобой больна. Утрення Марея вечерня! Нет вам, исполохи, места вам, переполохи, поместья у рабы Божьей Ериньи — ни в костях, ни в мозгах, ни в буйной голове. Есть вам, исполохи, место в темном лесе, под пень, где огни горячи, котлы кипячи. Там вам питье, еденье и кушанье. Моими словами: небо — ключ, земля — замок. (Архангельская обл., Пинежский р-н, д. Ерхино, 1971 г.) - №489.[<<]

  16. Сперва Иисусова молитва. Потом берешь ребенка в руки, лезешь на полок и говоришь такие слова: Мою, мою, мою, смываю, все худы немощи смываю: сухошницу, уполошницу, полуношницу, уросницу, прикосницу. Сухотшща, уполошница, полуношница, уросница, прикостница, отойдите отраба Божья младенца. Из черных бровей, из ясных очей, из ретивого сердца, из бани — жаром, из сеней — стужей, вечером с улицы, щегой(?) больше ни ногой к рабу Божьему младенцу. Аминь. Аминь. Аминь. (Архангельская обл., Пинежский р-н, д. Слуда, 1971 г.) - №490.[<<]

  17. Говорят, когда в бане моют: Сама мати родила, сама пособила, сама избавляла от неснохода, от скорбного. Пойдите, скорбные болезни, в темные леса, в зыбучи болота, под пенье, под колодье, раба Божья Ивана больше не троньте, ввек не хватайте. (Архангельская обл., Пинежский р-н, д. Шардомень, 1971 г.) - №491.[<<]

  18. Родимка-злодейка, подлая болезнь, не тронь раба Божья, младенца Алексия. Поди-тко к королю, ко французу. Там кровать тесова, перина пухова, жить добро, спать тепло. А я сколю и зарежу. Аминь. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, с. Ошевенский Погост, 1962 г.) - №492.[<<]

  19. Стану я, раба Божья, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы в избу, из ворот в ворота, выйду я в чистое поле. В чистом поле есть синее море, в синем море есть остров. На том острове стоит святая церковь, в этой церкви есть престол. На престоле сидит Богородица. Я, раба Божья Мария, помолюсь, покорюсь Пресвятой Богородице: «Ты Пресвятая Богородица, сними с рабы Божией Александры двенадцать родимцев: первый родимец — белый, второй родимец — красный, третий родимец — желтый, четвертый родимец — падучий, пятый родимец — кожный, шестой родимец — суставный, седьмой родимец — жильный, восьмой родимец — пухлый, девятый родимец — ломовой, десятый родимец — костный, одиннадцатый родимец — родимый, двенадцатый родимец — нервный». Сошла Пресвятая Богородица с престола и сняла. Отныне вовеки, на веки веков. Аминь. Голова ли заболит, человек испугается, от паралича. В воду говорить и поить. (Архангельская обл., Красноборский р-н, д. Кузнечиха(Сеньковская), 1967 г.) - №493.[<<]

  20. Проклятая своя и окаянная своя, и не тронула бы тебя, и не шевелила бы тебя ни в день, ни в ноць, ни в какую пору, ни в какой цас, ни в какую минуту. Наговорить на воду, на молоцко, водушкой помыть или дать попить. (Архангельская обл., Приозерный р-н, д. Кузьминская (Кухтин Наволок), 1962 г.) - №494.[<<]

  21. Круг очертят, положат ребенка на родимо место и скажут три раза: Исуса Христа, сына Божьего, во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь! Родимо место, прибери родимец. А не приберешь, сам приберись. (Архангельская обл., Лешуконский р-н, д. Резя, 1976 г.) - №495.[<<]

  22. Я сама дитя носила, я сама и приносила, сама мыла и чинила, на пришестье столб становила. Ты не бойся, дитя, ни думы, ни оговору, ни ветряного людского призору, денно полуденьице, ночно полуночнице. Родимица, остудница, отстаньте от раба Божья младенца (имя) — на быструю водушку текучую, на буйны ветра на шумучие, на высокие леса на дремучие. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь, аминь, аминь. Наговорить на воду и этой водой омыть ребенка. Это слово и от родимца, и от оговору, и от крику. (Архангельская обл., Онежский р-н, д. Глотово, 1965 г.) - №496.[<<]

  23. Не сама мати носила, не сама мати родила, не сама и разрожу, не сама и перерожу. Я родимец рассижу, мимоходом растопчу. Не ты, сестра, перед рабой Божьей больша, а я — больша. Топнешь ногой три раза и плюнешь — оно и пройдет. (Архангельская обл., Пинежский р-н, д. Вихтово, 1971 г.) - №497.[<<]

  24. Я сама дитё ростила и сама его родила, я сама и родимец уговорила. Против скобного, сердцевого, дремучего, трясучего, кашливого и дрисливого. Три раза повторить. Пойди прочь, родимец, в лес-от дремучий, в болота зыбучие, там тебе место. А которы слова не договорю, которы переговорю, которы учитель не доучил, те быть, те крепки и действительны. Тридевять аминь, тридевять аминь, тридевять аминь. Три раза плюнуть. (Архангельская обл., Холмогорский р-н, д. Болото, 1969 г.) - №498.[<<]

  25. Встану я, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, изворот в ворота, в чисто поле, на сине море. На синем море стоит синий камень, там сидит щука Пятница, переедает, перегрызает, тимец-родимец, от первой байны до креста, от креста до венца, век конца. (Карельская АССР, Пудожский р-н, с. Римское, 1960 г.) - №499.[<<]

  26. Стану, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, во цисто поле. В чистом поле белый камень, из-под белого камня вода бежит, а по этой воде щука плывет. У этой щуки зубы медны, глаза залезны и ест-переедает, грызет-перегрызает грызь и родимец, от первой байны до другой байны, и до венца, а от венца до жизни века конца. Во веки веков. Аминь. (Карельская АССР, Пудожский р-н, д. Пяльма, 1960 г.) - №500.[<<]

  27. Стану, благословясь, раба Божья (имя), пойду, перекрестясь, из избы дверьми, со двора воротами в чистое поле. В чистом поле стоит избушка, в избушке стол-престол стоит, святая Мати Богородица сидит. От рабы Божьей (имя) отметает Богородица, отгребает шелковой кистью (по?) золотой тарелке. Отметает, отгребает притчи, прикосы, порчи, уроки, переполохи, нечистые духи. Идите, живите за темными лесами, за синими морями, за высокими горами, за тягучими болотами, за вязучими грязями. (Архангельская обл., Верхнетоемский р-н, д. Запольки, 1969 г.) - №501.[<<]

  28. Раба Божья (имя) стану, благословясь, пойду, перекрестясь, выйду я из избы дверями, из дверей воротами. Стану я на восток глазами, на запад — хребтом. Стоит море-океан, в море-океане белый остров, на белом острове стоит Георгий Христодеец, сам белый и одеяние белое, руках держит белу льдинку. Как льдинка тает, ноет-изрывает, так же и у раба Божия младенца (имя) уроки-прикосы изнывали, изрывали из 77 суставов, из 77 поставов, из 77 жил, из 77 поджилков. Которы слова не договорила, которы переговорила, сердитесь на него век навеки. Аминь. Замок — в море, ключ — в роте. Говорится на воду. Ее пьют или окатываются ею по зорям три раза. (Архангельская обл., Пинежский р-н, д. Лохново, 1982 г.) - №502.[<<]

  29. Стану я, раба Божья (имя), перекрестясь, пойду на высокую гору высокую церковь. Там стоит престол. За этим престолом двенадцать братьев, двенадцать апостолов держат двенадцать золотых прутов. Я помолюсь, помолюсь этим братьям: «Пособите, помогите отстегнуть родимца от раба Божия младенца (имя) — ходовые, ломовые, прикчетые, урокчатые». Подите, мои прикчи, на пустые леса, все мои родимцы — на зыбучие болота. Там ломайте, вихайте, раба Божия младенца не задевайте. Так говорят три дня по три раза. (Архангельская обл., Котласский р-н, д. Бердяиха, 1974 г.) - №503.[<<]

  30. Стану я, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из дверей в ворота, выйду на восточну улицу. На восточной улице стоит белый храм, в храму святая Матерь Богородица, сам Иисус Христос, онисовет советуют, думу думают про уроки, про прикосы, про исполохи, и так же о рабе Божьей Анастасии. Все уроки и все прикосы и исполохи, оставайтесь отколь пришли: от женки-частозубки, от бабки-редкозубки, от мужика-еретика, от девки-чернавки, простоволоски. Отколь пришли, туда и пойдите, от женки пришли — к женке пойдите, от бабки пришли — к бабке пойдите, от мужика пришли — к мужику пойдите, от девки пришли — к девке пойдите. И будьте, мои слова, емки и крепки, замок — в море, ключ — в роще. Повторить три раза и воду чертить ножом. (Архангельская обл., Пинежский р-н, д. Пиринемь, 1971 г.) - №504.[<<]

  31. Стану я, раба Божия, Надежда, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из двора в ворота, в чистое поле, под востошную сторону. Под востошной стороне стоит святая церква, в этой святой церкве есть престол. На этом престоле сидят три святые святителя: Иван Урошливый, Прокопий Праведный, Михайло Архангел, держат три девяти тиф(?), держат три девяти лук. Откаливайте, отстреливайте уроки и призоры и родимцы — от двенадцати уроков, от двенадцати родимцов, от двенадцати всяких болезней, от двенадцати всяких ломей, от всякого врага, враговицы, от всякого еретика, еретицы, от всякого злого, лихого человека, от мужика от черного, от мужика от белого, от мужика однозубого, от мужика двоезубого, от мужика троежоного, от девки-простоволоски, от бабы-китоволоски, от грыскуна и от грыскуньи. Аминь, аминь, аминь. Будьте, мои слова, лепки и крепки, в путь и на помощь, возьмите мои слова воды быстря, ножа востря, чтобы ветром не сдуло, водой не снесло, век по веку отныне и до веку. Аминь. (Архангельская обл., Вилегодский р-н, д. Струпкино, 1974 г.) - №505.[<<]

  32. Завернем ребенка на пець: — Кого пецёшь? — Чахотку ле. — А пеки хорошенько, чтоб век не болело да не отрыгивало. (Архангельская обл., Мезенский р-н, д. Кильца, 1975 г.) - №509.[<<]

  33. Понесут его (ребенка) в поле. В меже яму выкопают. Одна из женщин просунет ребенка, друга примет. Рубашку закопают. К жизни — будет здороветь, не к жизни — через три дня умрет. Еще надо сказать: Земля-мать, бери, нет — здоровья давай. (Архангельская обл., Лешуконский р-н, д. Резя, 1976 г.) - №511.[<<]

  34. В бане тут моют и веником по ребенку хвостают и приговаривают: Чахота, сухота, пойди на пень, на колоду, на осиновый листок, чтобы ветром тебя раздуло, дождиком россёкло, ветерком рознесло. Тридевять аминь, тридевять аминь, тридевять аминь. И плевать три раза. (Архангельская обл., Холмогорский р-н, д. Болото, 1969 г.) - №513.[<<]

  35. Если у ребенка чахотка, то его заворачивают и пихают в печь, а вторая женщина в это время за дверью стоит и спрашивает: — Чего, пекёшь? — Собачью старость перепекаю. — Пеки хорошенько, чтоб век не бывало и не отрыгивало. До трех раз запихивала на хлебной лопаты. Запехнёт да выпехнёт. Повалят ребенка и к лопаты привяжут. (Архангельская обл., Мезенский р-н, с. Мелогоры, 1975 г.) - №514.[<<]

  36. А есть ребятишки закривлятся, закривлятся, да зачахнут, так их пекли. Завертят, да рот призакроют кисейкой. И в печку сажали на лопаты в жар после печенья. И приговаривали: — Чего пекёте? — Собачью пропасть. — Пеки хорошенько, чтоб век не была. Сказать и выхватить, и до трех раз. Садят утром после печенья. Садили па хлебной лопате или на палатухе, чтоб не свернулся. (Архангельская обл., Мезенский р-н, д. Печище, 1975 г.) - №515.[<<]

  37. Летят, летят тридцать три ворона, несут, несут тридцать три каменя. Садились эти вороны на гороцку, на гороцку, под елоцку, под лиственку, под парную баенку, под жаркую каменку, они брали, снимали чахоту чахоточну с раба Божьего (имя). Полетите, эти вороны, во чисто поле, спуститесь во синё море, как ключ ко дну. (Архангельская обл., Лешуконский р-н, д. Ценогора, 1976 г.) - №516.[<<]

  38. Родимец. Под этой болезнью в деревнях известна детская болезнь — паралич, или падучая болезнь, иначе называемая: «свой» (свой прошел) ‑ в зрелом возрасте*). В этом случае всегда прибегают за помощью к опытной бабке, которая спрыскивает или обливает больного водой, предварительно пошептав что-то над ней. Кроме того, поят и спрыскивают такой водой, которой мыли иконы; зачерпывают также «створами» (складни — медные образа, состоящие из двух половин) воду в реке против течения и поят, и моют больного. Но все эти спрыскиванья и нашептыванья не приносят никакой пользы (самый больший процент смертности детей, как это видно из церковных метрик, происходит от родимца). Как крайнее средство от родимца употребляют большой церковный покровец, именуемый «воздухом»**), которым покрывают лицо младенца на час‑на два. «Лучше этого средствия нет от этой болести», ‑ говорила мне старушка. *) У лошадей называется «черес». Когда лошадь начнет «катать» (местн. выражение), говорят: у ней «черес». Для этого призывается опытный человек-знахарь, который (лично мне удалось видеть) трет по брюху лошадь вязовой (черемховой) дугой, приговаривая: «тру я дугой вязовой от ногтя (?) и от череса. Аминь.». **) Дается он, разумеется, с разрешения священника. (№ 38. С. 400). [<<]

  39. [От родимца]. а) У каждого ребенка непременно бывает болезнь названием родимец. Всех же родимцев двенадцать. Они носят название по той части тела, которая болит у ребенка: родимец пуповой, сердцевой, внутренной, суставной, жиленой, костяной, волосяной, ножной, ручной, глазной, ревун и говорун. Ребенка, подвергшогося родимцу, поят и моют водой, в которую говорят слова: «Грызу я загрызаю, уйму я унимаю на рабе божием (имя рек), двенадцать родимцев (следует перечисление их). Как мертвый от могилы не ворочаетса, так бы и на раба божия (имя рек) эти двенадцать родимцев никогда бы не ворочались, веки по веки, отныне и до века.» (Записал Е. Ивановский в Шенкурском у.) От родимца / Записал Е. Ивановский // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878. — Ч. 2. Народная словесность. — С. 199, №5.[<<]

  40. [Заговор от родимчика] 152. От паралича: Рехмеч-паралéч, пойди прочь от раба Божья Василия из головы, из темени, из глаз, из дренья, из слуху, ушей, из печени и сердца, из поступу ног. Святый Боже, Святый крепкий, один помер, другой ожил. Моим словам ключ и замок. Аминь! Аминь! Аминь! (НА КарНЦ РАН. А. 56/150б. От К. И. Коноваловой зап. И. Этина, 1935 г., Гридино, Кемский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 152).[<<]
    Населенный пункт: Гридино

  41. [Заговор от родимчика] 153. На родимчик: Знахарь или знахарка наговаривает на заваренную в кипятке траву или листья от малинника, шиповника или др<угого> целебного растения, читая шепотом молитву три раза: «Да воскреснет Бог и разыдутся врази его...» и т<ак> д<алее>; затем, раздувая кадильницу (ручную), и ложит в нее рослый ладон в разожженные угли, причем три раза читается молитва «Богородица-Дево, радуйся» и т<ак> д<алее>. Этим курением окуривается больной со словами «Святый Боже, Святый крепкий, помилуй нас». После трехкратного прочтения этих слов читается главный наговор: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Отпади, отпадшая сила, от Духа Святого, раба Божия (имярек), не обиди, отпадшая сила, Духа Святого. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Этот наговор читается три раза. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Не тебя кажу раба Божьего (имярек), а кажу недуг твой черный. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. (НА КарНЦ РАН. А. 27/230. Исполнитель не указан. Зап. И. М. Дуров, 1919 г., Вирма, Беломорский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 153). [<<]
    Населенный пункт: Вирма

  42. [Заговор от родимчика] 154. От родимца и трясовицы: Стану я р<аб> Б<ожий> (имя), благословесь, пойду перекрестесь, отцом прощен и матерью благословлен. Выйду в дальнее чистое поле, навстречу едет Святой Пророк Илья милостивый; он едет на огненной колесницы с громом и молниею, с огненными стрелами. От грому, от молнии и от огненных стрел бежит всяк нечистый дух, трясовицы и родимец бежат под пень, под колоду безотпятно и безотворотно; так же и от меня, р<аба> Б<ожьего> (имя), трясовицы и родимец бежали бы под пень, под колоду безотпятно и безотворотно. Христа-Царя небесного при распятии Христовом пали жидове о землю, так же и у р<аба> Б<ожьего> (имя) от моих человеческих пали бы трясовицы и родимец о землю, как мертвым от могилы не востать, падучей болезни во веки не бывать у р<аба> Б<ожьего> (имя). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. (НА КарНЦ РАН. А. 27/237. Исполнитель не указан. Зап. И. М. Дуров, с рукоп., 1924 г., Сумский Посад, Беломорский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 154).[<<]
    Населенный пункт: Сумский Посад

  43. [Заговор от родимчика] 156. Ребенок заболел — родимчик захватиу <…>: Свя́тый Боже, Свя́тый крепкий, Свя́тый, помилуй душу, рабу (имя). Пора тебе, хрещена, поправиться, расправиться. Поправленный — поправица, расправленный — расправица. Отныне и во веки веков. Аминь. (НА КарНЦ РАН. А. 151/315. От М. П. Гужиевой зап. Е. Ю. Черных, С. Ю. Пырч, 1981 г., Центр. Кончезеро, Кондопожский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 156).[<<]
    Населенный пункт: Кончезеро

  44. [Заговор от родимчика] 157. На родимець: Говорю и заговариваю раба Божья Авдотья тимець-родимець от рождения до байны, от байны до винча, от винча до жизни его конча. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь! (НА КарНЦ РАН. А. 8/223. От А. А. Титовой зап. Б. Е. Марголис, 1940 г., Рагнозеро, Пудожский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 157).[<<]
    Населенный пункт: Рагнозеро

  45. [Заговор от родимчика] 158. От родимца: Как станешь, глаза перекрести́шь: Господи, благослови. Стану благословясь, пойду перекрестясь из избы в избу, из дверей в двери, из ворот в воротá, выйду в чистоё полё. В чистом поле стоит престол. На этом престоле сидит Матушка-Царица небесная Богородица. Поклонюсе я, помолюсе я: «Матушка-Царица небесная, Богородица, поди к рабы Божьей там Дарье, пособи и помоги родимець заговорить, усмирить: сухой родимець, сырой родимець, мокрой родимець, головной, подголовной родимець, шейной родимець, подшейный, грудной, подгрудный, брюшной, подбрюшной, боковой, подбоковой, ручной, подручный, локотный, подлокотный, спинной, подспинной, ножной, подножной, коленной, подколенной, брюшной, подбрюшной, и этот, главной родимец, <...>. Всякой родимець: черной родимець, синий родимець, желтой родимець, алой родимець, белой родимець, красной родимець (6 родимцев). <...> Потом уж его скрестят там. Вот, дай, Господи, здоровья ребенку ли <кому>. Вот это когды родимчик берё, ак он, как черной чи́не (?), заводится. И вот как заговоришь, если не смерть, — ён, значит, заживает, как на смерть, — ён чернее. (НА КарНЦ РАН. А. 140/235, Ф. 2538/15. От Д. Ф. Маташовой зап. В. П. Кузнецова, 1978 г., Колово, Пудожский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 158). [<<]
    Населенный пункт: Колово

  46. [Заговор от родимчика] 159. На родимку: Стану я, раба Божья Офимья, благословясь, пойду перекрестясь, матушкой прощёна, батюшкой благословёна, выйду из дверей двермы, из ворот воротмы, выйду в чистое поле, с чистого поля в окиян-море. В окиян-море ходит щука — зубы железные, глаза оловянные. Глазами заглядывае, зубами загрызает вси родимцы, вси детинцы, вси люличники, вси дудочники, вси молочники, вси двенадцать грызей: красна грыжа, бура грыжа, зелена грыжа, голýба грыжа, сухá грыжа, пуповая грыжа, иячна грыжа, подъяична грыжа, вси двенадцать грызей, чтоб не болели от рожденья, от венца, от венца до смертного конца. Три раза наговорить на воду, намыть его и попить. (НА КарНЦ РАН. А. 21/221. От О. И. Козинóй зап. Г. Григорьева 5 июля 1961 г., Алексеево, Пудожский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 159). [<<]
    Населенный пункт: Алексеевская

  47. [Заговор от родимчика] 160. На родимку: Стану я, раба Божья Офимья, благословясь, пойду перекрестясь, матушкой прощёна, батюшкой благословёна, выйду из дверей двермы, из ворот воротмы, выйду в чистое поле, с чистого поля в темный лес. В темном лисе ходит зверь-медведь: из поднебесья рвет пенья, коренья, злые, лихие деревья. Поклонюсь ему и помолюсь ему: «Медведь, не пеньев не рви, не кореньев, а сорви у младенца скорби и болезнь, и тоску, и пецаль, чтоб не тоснул и не скомнул, и не болел, с белого тела и с ретивого сердца, и с ярого сала, и с горячей крови, и с ясных оцей и с бесчисленных волос, со всего стану младенцеского (или цоловецеского). Три раза наговорить на воду, намыть его и попить. (НА КарНЦ РАН. А. 21/221а. От О. И. Козинóй зап. Г. Григорьева 5 июля 1961 г., Алексеево, Пудожский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 160).[<<]
    Населенный пункт: Алексеевская

  48. [Заговор от родимчика] 161. На воду: Господь благ, водица-кормилица, на что я возьму, на то ты и годись. Возьму воду не на суд, не на питье, прямо на мытье, на все доброе здоровье, для всех хворостей, для всех болестей, для детинцу, для родинцу, для проклятой болезни, для своего времени, для припадку, для переставления. Избавляю из буйной головы, из белых грудей, из ретливого, с тридевять жил, с тридевять сустав, с тридевять костей, со всей плоти человеческой во веки веков. Аминь. Исуса Христа распятие, избавляй сего раба (имя), раба почищайте — полно маяться, время исправиться или перестается <преставиться>, во веки веков аминь, отныне и до века. (НА КарНЦ РАН. А. 94 нац./68. Из записей Ф. Вешкельского, зап. А. Луккарева, 1938 г., Святозеро, Пряжинский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 161).[<<]
    Населенный пункт: Святозеро

  49. [Заговор от родимчика] 162. Детинец умер, родимец умер, свое время умерло и припадок умер. Царь умер и царица умерла, дети умерли, отец и мать умерли, род-племя умерли, братья, сестры умерли, умерли в этот час, в эту минуту. И как кровь выпала с петливого горца, так чтобы выпал детинец-родимец в свое время. Как венец кончился, так бы кончился детинец-родимец в свое время. Как хлеб и соль, и вода крепко стоят на земле-матери, так избавляю, исцеляю от детинца, от родинца, от припадка, от проклятой болезни, аминь во веки веков, аминь отныне и присно, и во веки веков аминь. (НА КарНЦ РАН. А. 94 нац./68. Из записей Ф. Вешкельского, зап. А. Луккарева, 1938 г., Святозеро, Пряжинский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 162). [<<]
    Населенный пункт: Святозеро

  50. [Заговор от грыжи] 175. От грыжи и родимца наговаривают чистую воду в маленькой посуде: Загрызаю, заговариваю грысь и болесь, родимец и резимец с породья до молитвы, от молитвы до креста, от креста до венца, от венца до будущего конца. Водой наговоренной опрыскивают. (НА КарНЦ РАН. А. Р. VI. Оп. 1/92. Л. 38. От Е. С. Дьяковой зап. в 1931 г., Сенная Губа, Медвежьегорский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 175).[<<]
    Населенный пункт: Сенная Губа

  51. Красноборск, 2005 [АТ: А если корову ставят, вот она бодается?] А корову-то я не знаю, штоб она бодается как, а вот когда купят на роздóй, например, раздаивают корову, надо раздáивать дак, тут... да вот слова-то забыла уж теперь, давно как корову-то не держу, но у дочки-то недавно ещё, год как нету коровы, так у ней корова была. Всё... дак было на роздой, што... Ой, не могу сказать даже, — забыла, забыла вот эти слова, и всё. [АТ: А вы никогда не записывали вот эти слова?] Да вот не записывала, вот я што этого... меня бабушка научила вот, тут одна всё ко мне ходила, когда ребята-то у меня стали рожаться, дак она всё ходила. Бывало, у меня сына, которого живого нет, дак два годика было — родúмчик по ему шел. Так он в зыбке лежит, дак вот так рукамы, ногамы вот все... весь вот так. Я бегом тут за бабушкой, ак она приходила, дак этого... позаговáривала ему и надо закрыть... Родимчик чего боится? Боится вот... неводом рыбу-то ловят, — кния. Эту книю обязательно боится, ну, хоть сетúще какое-ни, только штобы вот плéтено-то было, вязано или мешок мучной или скатерётки раньше были, то чем мы на столе, или скатерку, на которой едят-сидят, полагать — родимчик отходит. Он боится этого. Вот такое всё. [АТ: От чего еще эта бабушка помогала?] А та бабушка вот научила меня и грыжу заговаривать, но вот золотуху от мамы, но вот на бессóньё эта бабушка меня тоже научила, ёйны слова у меня, бабушка Луша такая была. Я после с ейной дочкой разговаривала, она говорит: «Меня дак ничего не научила». Я говорю: «Ты нé жила в деревне, видишь што». Ко мне приходилось ещё всё звать, ребята-то тоже, нет-нет, а кто-ни што-ни сделается, заболеет ли што. Но у меня этого...тьфу-тьфу-тьфу, грыжой никакой не болели ребята, всё уж... сáмы ребята всё нормально было, но а вот родимчик, он, видишь, Павел у меня болел. [АТ: Грыжи ведь разные бывают?] А грыжа паховá и пуповá бывает. Даже вот я заговаривала здесь и грыжу, вот тут дом сгорел, в этом доме жила женщина, она с Молдавии сама, а ребёночек уже три года было. Я говорю... «Ой!», пришла: «Ой, бабушка, уж если што знашь...» Я говорю: «Маша, всё-таки ему три годика вот, я, мне не тяжело, я позаговариваю, только чтоб прошло-то, и полáдилоси, у парня прошла грыжа». [<<]
    Населенный пункт: Красноборский

  52. Каршево, 2003 [Шепчут над новорожденным] «Сама дитя носила, Сама дитя родила, Сама грызь родимец заговорила». И вот это у пупу, дак вот у пупка так, ну, зубам или губам дотронешься да раз проговоришь, так сделашь, потом до трёх раз. Вот так. Кому поладится, а кому не поладится. Придет человек, дак поладится. [Грыжи бывают разные?] Да, грыжи всяка бывают. Грызь пуповая, грызь паховая, грызь яичная, грызь сердечная, эта всё, всё… грызь многих видов. Ну а там заговаривают… вместе вот иногда там, над пупком да над яичком, да … да… загрызала… заедала грызь. «Грызь пуповую, грызь паховую, грызь яичну, грызь сердечную, грызь синюю, грызь белую, грызь голубую, чтобы не болела, чтобы не щемила у раба Божья младеня такого-то. Отныне до веку, века повеку». Вот так. Особенно у мальчиков. У девочек тоже бывают. Ну а по-большому, то мальчишки страдают. Как погода плохая, так, значит, он болеет. [<<]
    Населенный пункт: Каршево (Каршевское)
    Датировка: 2003 г.

  53. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, Андомский погост, д. Ребово, 2006 [Если ребёнок плачет по ночам, как эта болезнь называется?] Это родимчик. По-старому это родимчик. [Как от него лечить?] Дак вам никто не скажет, как. [Почему?] А потому что нельзя говорить этого. [Нельзя слова говорить, а сам способ-то можно?] Так дело-то всё в словах. Вам же никто не скажёт. [А если без слов?] А без слов ничего не поможет. Когда ребёночка моют, и вот наговаривают от родимчика. Так же и грыжу. Моют и заговаривают, и грыжа уходит. [Это любого ребенка заговаривают или больного?] Но, как, обычно новорожденных. [А если ребёнок не спит, плачет без конца?] Ну, дак, это грыжа и есть. Вот он и плачет. Ну вот и к бабушкам водят их. [Это любая женщина может заговорить?] Ну, что любая, любая не сделает этого. Дак только кто знает. Любая не сделает. [Но я слышал, что не просто любая, а чтобы у нее зубы были целы?] Но? Надо чтоб… не все зубы, но чтоб… А если вообще нет зубов, дак надо копейку в рот пологать. Это спроста ничо не делается. [А ещё мы слышали от бабушки, когда человек через реку идет, он как-то слова говорит?] «Через реку перехожу и слова переношу». Иначе не перенесут. [Так эти слова в чем-то несли?] Ну теперь если, ребёнка, например, с бутылочкой переходят, если ребенка принести не могут дак – вот бутылочка. Вот на молоко наговариваешь, вот идут и говорят: «Через реку перехожу и слова переношу». Чтоб слова не пропали. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  54. Бураково, 2004 [После родов мать клала новорожденного между ног и трижды приседала] Ей сразу давали черный хлеб с солью. Вот. Потом, значит, ребёнку, когда тóко родúт. Мать, и матери вот так ложúли сюда, и мать вот так приседáла и… Какие же слова-то надо? «Сама тебя носила, сама тебя родила, сама и грыжу и родимец затовариваю». Вот это. Даже вот такой заговóр был, это мать сама вот делала. На родимом месте называлася. [<<]
    Населенный пункт: Буракова

  55. Андомский погост, 2006 [Заговор от родимчика] [АС: Бабушка, а от родимчика?] От родимчика тоже, что «Сними родимчик с мала... с младенца такой-то, такой-то, такой-то». Это маленькие заговаривают ребята, маленьких, родимчик. Тоже так же просишь всё. Всё надо просить. Тоже так же: «Уйди, родимчик, от такого-то, не беспокой младенца такого-то». Льняным надо закрывать его, льняным чем-нибудь, пелёнкой. От этого много маленьких умират тоже. Так. Тоже: «уходи в тёмны леса, в сини моря на всех злых зверей, на всех худых, больных и недобрых людей». Тоже просишь. Начинается всё так же. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

Свернуть все тексты

Отметить все населенные пункты