Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний

Заговоры Обонежья

Классификация заговоров по: источникам | функциям | датировке | населенным пунктам

Функция: от испуга, сглаза и порчи

  1. У младенцев бывает еще болезнь "от призора". Опризорится ребенок, если кто посмотрит на него худым глазом, либо похвалит ребенка, позавидовав его здоровью. От такого призора ребенок худеет, страдает поносом, не спит по ночам. Тут надо матери вынести ребенка на дворовые ступени (крыльце на скотный двор) и здесь три раза пронять его между своими ногами, с словами: "в сей час родился, в сей час из чрева вышел, в сей час произошел на свет". Потом снести его на сенные ступени (крыльце в избу) и повторить то же; затем внести в избу и здесь над печною заслонкою обдать водою чрез решето, в которое должны быть собраны все ложки, рогатки и поваренки; воду принести наготово и так, чтобы во время ходьбы за нею ни с кем встречным не говорить ни слова. Так только можно вылечить ребенка от "призора". (С. 602). [<<]
    Населенный пункт: Повенец

  2. Кроме песен, я записал еще следующий заговóр, который Артюшкина произносит, когда парит в бане ребят от призора (т. е. от лихого глаза): Раба Божия Прасковья Встану, благословясь, Пойду, перекрестясь. Выйду в чисто поле, В чисто поле, в океан-море. В океан-море стоит черный остров, На том черном острове стоит белый камень, На том белом камне стоит конь карий, На том коне карем сидит красна девица С острыми ножами, с саблями, с рогатинами. Выгрызывает, закаливает, Всяки немочи, всяки хворости, Вси притчи, вси призоры И ветрены переломы; От ветров, от вехарев и от всяких своих дум, От тридевяти жил, От тридевяти суставов, От пупа пупового И от сердца сердцевого Во веки веков аминь. (№ 8. С. 17-18).[<<]

  3. [Слова от призора детей] Все заболевания ребенка крестьяне приписывают непременно призору. «Камешек-рамешек, скажи Божью правду», — говорит ворожея, держа камешек в руке. — «Откаливаю, отговариваю притчи, призоры, ветренные переговоры и поганые свои думы с костей, с мозгей, с буйной головы, с ясных очей; с черных бровей с румянного лица, со всей горячей крови у раба Божьего младенца N от девки шимоволоски, от бабы простоволоски, от мужика вертополоха и от всякого нечистого духа: от борового, от мохового, от лесового, от болотного, от ветренного, от ветренницы, от баенного, от каменного, от небесного, от земного. Все цари простите раба Божьего младенца N. Возьмите свою красоту, отдайте ему добро(е) здоровье. Буди мои слова тверды и крепки из ключа в ключ, из замка в замок во веки веков. Аминь, аминь, аминь». Говорят эти слова тоже над камешками, над каждым один раз. После каждого раза зевнуть и плюнуть три раза в воду. Камешки спускают в воду, которой окачивают ребенка то же над трубой или на третьей подпольной ступени и поят его. Если наговоренная таким образом вода не поможет, то берут три распятия (большие медные кресты), кладут в котел с водой и кипятят. Над кипяченой водой говорят вышеуказанные слова. Водой окачивают и поят ребенка. (Олонецкие губернские ведомости. 1900. № 107. С. 2.) [<<]
    Датировка: 1900 г.

  4. [Слова от призора детей] «Из озера в озеро, из Онега в Онего обливаем пеньки и клочки и белые камешки, так же измою раба божьего младенца N от худой худобы, от лихой лихоты, от матерной думы, от отцовских помыслов, от девки простоволоски, от бабы шимоволоски, от мужика клеветника, который наперед ногами родился, от парня ябедника. Буди мои слова тверды и крепки в ключи и замки во веки веков. Аминь, аминь, аминь». (Олонецкие губернские ведомости. 1900. № 107. С. 2.) [<<]
    Датировка: 1900 г.

  5. Ундозеро (На водушку, обдавать водой.) Стану я, раба Божья, благословесь, пойду перекрестесь из избы дверьми, из ворот воротами, выду я в цистоё полё, в цистом поли стоит дуб, в этом дубу человеческая мёртвая голова, в этой головы нет ни урокоф, ни призороф, ни людских оговороф, ни отцёвой думы, ни материной. Такжо бы у моёго робёнка не были ни уроки, ни призоры, ни людскии оговоры, ни отцёвы думы, ни материны. Отець нёбо, мать зимля, дай добра моёму младенцю, не для мудрости, не для хитрости, для великой для Божьей для милости.[<<]
    Населенный пункт: Ундозеро
    Датировка: 1914 г.

  6. С гоголя — вода, с дерева — роса, с рабицы Божьей Параскевы скатись худоба, уроки, прикосы, переполохи. Говорится при купании ребенка три раза. Ополаскивают голову ребенка водой — от затылка ко лбу. (Архангельская обл., Лешуконский р-н, с. Вожгора, 1978 г.) - №67.[<<]

  7. Вода ты, вода, дорога ты вода, как ты, вода, с крутых берегов смываешь чернить-сквернить, так с рабы Божьей (имя) смой сполошью (сполохи) тоску с белого лица, исполох, кручинушку, исторопь из ясных очей, из черных бровей, с ретивого сердца. (Архангельская обл., Пинежский р-н, д. Вихтово, 1971 г.) - №240.[<<]

  8. Царь деньской, зверь лесной, дедушка водяной, дай воды ключевой рабу Божьему (имя) на уроки, на прикосы, на переполохи. Вода-водица, река-речица, Морская Царица (пропуск) мыла-полоскалась, пенья-коренья, луга зелены, травы шелковы, желты пески, серы камешки. Так сполощи с рабы Божьей все шепоты, уроки, прикосы, ломоты и переполохи. Архангельская обл., Лешуконский р-н, д. Белощелье, 1976 г.) - №241.[<<]

  9. Вода-водица, раба-рабица, как ты моешь-полощешь желты пески, круты бережки, так смой, сполощи с раба Божьего (имя) уроки, прикосы, все переполохи. Водички принесешь да окатишь. (Архангельская обл., Лешуконский р-н, д. Пылема, 1976 г.) - №242.[<<]

  10. Заговаривают пуганых младенцев. Берут из колодца воду с девяти кругов. Круги делают по ходу солнца. При этом приговаривают: Царь Земляной, Царь Водяной, дай мне воды не для мудрости, не для хитрости, для раба Божья младенца (имя). Повторяют три раза. Воду ту берут, хранят в прохладном месте три дня. Младенцу — смачивают его темечко, сердце, пятки. Каждый день поят этой водой. (Архангельская обл., Котласский р-н, д. Бердяиха, 1974 г.) - №243. [<<]

  11. Воду наливают в чашку медную. Ножичком чиркают крест-накрест и считают: Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять. Три раза по девяти. Затем этой водой надо вымыть головку, ножки, ручки и брызнуть. (Архангельская обл., Холмогорский р-н, д. Бор, 1969 г.) - №244.[<<]

  12. Камешек, камешек, не бойся ни стуку, ни юку, ни исполоху, ни переполоху, ни злящего морозу. Раб Божий Иван, не бойся ни стуку, ни юку, ни исполоху, ни переполоху ни злящего морозу. Котора переговорю, котора не договорю. На утренней заре, на вечерней заре. Аминь. (Архангельская обл., Мезенский р-н, д. Азополье, 1975 г.) - №249.[<<]

  13. Когда в бане мою Алёшеньку, заговариваю от исполоха: Как каменюк ничего не боится, раб Божий Алёшенька, не бойся ни туци, ни грома, ни пляшего(?) мороза, ни переполоху. Скажу три раза — и проходит. (Архангельская обл., Мезенский р-н, с. Мелогоры, 1975 г.) - №250.[<<]

  14. Раба Божья Анна у рабы Божьей Ирины стягаю-махаю исполох из рук, из ног, из ребячьего сердца, из буйной головы, из ясных очей, из могучих плечей, из печени, из махсы(?), из тридевять подпятных. Будьте, мои слова, верны и правильны, которые — переговоры, которые — недоговоры. Аминь. (Архангельская обл., Мезенский р-н, д. Бугава, 1975 г.) - №252.[<<]

  15. Секу-пересекаю, раба Божья Ивана исполох ожигаю. От резвых ног, от белых рук, от белого лица, от ясных очей, от ретивого сердца, от горячих кровей, от всех легких-печеней. Надо принести воду и поить. Черпать надо в ручье, по течению. Если нет ручья, можно брать воду из ушата: покрутить ковшиком три раза, а потом черпать. С камня серого, с камня синего, дай мне водички для раба Божия Ивана. (Архангельская обл., Пинежский р-н, с. Березник, 1971 г.) - №253.[<<]

  16. Секу-посекаю, гоню-выгоняю из рабы Божьей Агафьи уроки, прикосы, переполохи: из рук, из ног, из ясных оцей, из церных бровей, из ретивого сердца, из церной пецени, из тринадевять суставов, из единого сустава, из тринадевять жил, из единой жилы. Аминь. (Архангельская обл., Лешуконский р-н, д. Пылема, 1976 г.) - №254.[<<]

  17. Секу-посекаю, гоню-выгоняю из раба Божьего Ивана — переполох снимаю. Исполох, переполох, скатися, свались с белого тела, из ретивого сердца, из церной пеци (пецени?), из горяцей крови, из резвых ног, из белых рук, из буйной головы, из ясных оцей, из церных бровей. Возьмешь три прутика из трех веницков и стегаешь легонько. Три раз повторить. (Архангельская обл., Лешуконский р-н, д. Пылема, 1976 г.) - №255.[<<]

  18. У раба Божьего у Ивана переполох снимаю, родимец прогоняю. Днем при солнце, вечером при месяце, при утренней заре и при вечерней. Из белого тела, из ретивого сердца, из ясных очей, из черных бровей, из белых рук, из резвых ног, из легкого, из печени. Поди в сине море, в чисто поле, там старой дуб стоит. Ты его мучь и позорь, а его, раба Божьего, отпусти. Отвяжись, откажись. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. (Архангельская обл., Лешуконский р-н, д. Пылема, 1976 г.) - №257.[<<]

  19. Секу я высекаю, гоню я выгоняю урцы, порцы, переполохи. Скатитесь, свалитесь с рабы Божьей Анны корцы, порцы, переполохи — из буйной головы, из ясных оцей, из черных бровей, из белого тела, из ретивого сердца, из руцек, из ножек. Смой-сполощи, ключева водиценька, с рабы Божьей Анны. На утренней заре и на вечерней, днем и ночью. Аминь. Три раза проговорить, на гору сходить, да воды принести, да обкатить ребенка. (Архангельская обл., Лешуконский р-н, д. Пылема, 1976 г.) - №258.[<<]

  20. Секу-высекаю, гоню-выгоняю прикосы, уроки, исполох, родимец — из буйной головы, из ясных очей, из черных бровей, из раба Божьего(имя), из белого тела, из ретивого сердца, из черных печеней, из подпятного жилья, из горючей крови. Аминь. (Архангельская обл., Мезенский р-н, д. Погорелец, 1975 г.) - №259.[<<]

  21. Исполох снимаю, огонь разжигаю, дым выпускаю в чистое поле, бесей отгоняю от раба Божьего младенчика (имя) на утренней зари, на вечерней зари, на кажных межименных днях. (Архангельская обл., Мезенский р-н, д. Азополье, 1975 г.) - №270.[<<]

  22. Исполох снимаю, огонь оживляю, дым выпускаю, бесей отживаю от раба Божия (имя) с ясных очей, со кровавых печеней, из ретивого сердца, из буйной головы. Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь! Тьфу! (Архангельская обл., Мезенский р-н, д. Жердь, 1975 г.) - №271.[<<]

  23. По полям, по долам, по зеленым лугам, и по желтым пескам, и по быстрым рекам ходил раб Божий (имя). Как желтые пески пересыпаются, как быстрые реки переливаются, как с зеленой травы вода скатывается, так с раба Божьего (имя) и исполох скатится — с буйной головы, с ретивого сердца, с ясных очей, с кровяных печеней и со всего тела белого. (Архангельская обл., Пинежский р-н, с. Березник, 1971 г.) - №275.[<<]

  24. Как Исус Христос не боялся ни стуку, ни грому, ни конного топоту, ни соловьиного посвисту, так же раб Божий (имя) не боялся ни стуку, ни грому, ни конного топоту. Три раза сказать. Говорить нужно на воду, а потом ею облить испуганного, но не вытирать, а дать обсохнуть. Ни в коем случае нельзя холодной водой обливать. (Архангельская обл., Мезенский р-н, с. Лампожня, 1975 г.) - №278.[<<]

  25. Иван Креститель, святой помогитель, помоги и пособи смыть рабе Божьей (имя) прикосы, уроки, ночны исполохи. С гоголя — вода, с камня — ручья, заячий снег семидесяти жил, семидесяти суставов. Собирайся в одну жилу, в один сустав, скорбь и болезнь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Молченой водой намой. В какой рубахе заболел — не снимай. В байну пойдешь — эту рубаху намочи и наговори, а потом наговори с рубахи. (Архангельская обл., Мезенский р-н, д. Печище, 1975 г.) - №279.[<<]

  26. Стану я, раба Божья (имя), благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверями, из сеней воротами, выйду в чисто поле. В чистом поле стоит Михаил-архангел. Михаилу-архангелу я покорюсь, поклонюсь: у рабы Божьей (имя) сойми все уроки и прикосы. С ветру пришло — на ветер пойди. От людей пришло — на людей поди. С дому пришло — на дом поди. С души пришло — на душу поди. С глазу пришло — на глаз поди. Поди под пень, под колоду, под темны леса. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Для крепости повторить три раза. (Архангельская обл., Холмогорский р-н, д. Усть-Мехреньга, 1969 г.) - №280.[<<]

  27. Михаила Архангел, отпахи, отмахи, урци-пурци и переполохи снимаю с рабой (имя). Повторить три раза. (Архангельская обл., Лешуконский р-н, д. Кеба, 1976 г.) - №281. [<<]

  28. Стану я, благословясь, пойду, перекрестясь, на восточную сторону, в чистое поле. В чистом поле престол стоит. На престоле пелена, на пелене — Иисус Христос, Пресвятая Дева Мария, Иван Златоус. Эдак на воду наговорят и лечили этой водой, обмоют больного, скобы, углы у стола. Лечили от испуга, притчи, уроков, всяких скорбей. (Архангельская обл., Ленский р-н, д. Томца, 1973 г.) - №282.[<<]

  29. Как родится младенец, сразу маленького с себя водой окатить. От матери и лечится. Есть переполоха-уполоха. Вы нечисты духа, Марья Магдалина, раба Божья, сестра Лазарева, идите, отгоните, выманите переполоха-полоха из белого тела, из ретивого сердца, из горячей печени, из каждой жилы, из каждого сустава. Угоните их за чистые поля, за синие моря, за гнилую колоду, пейте-ешьте сухое дерево. Будьте вы, мои слова, крепче серого камня, острей булатного ножа, будьте вы, мои слова, в помощь и в пользу рабу Божию (имя). Ключ — в море, замок — в роте. Аминь. (Архангельская обл., Пинежский р-н, д. Сульца, 1971 г.) - №284.[<<]

  30. Из темных лес, из быстрых рек, из гремучих ручей идет красная девица Мамерычна. Навстречу ей ополохи-переполохи. Все нечистые духи, лесные вы, и водяные, и ночные вы, и денные, — распроговорила красная девица — иду, отсылаю от рабы Божьей (имя) ополохи-переполохи. Все нечистые духи, вы пойдите из избы дымом, а из двора ветром, а на улку — под щепу, в чисто поле — под траву, в темный лес — под смолливый пень. Хоть вы не пойдите и не послушайся, пошлю я со всех четырех сторон два ангелиста. Они будут громом бить, убивать и молнией палить, выпаливать. Начисто делати, как мать родила. Будьте, мои слова, с неполна. На ветоху, на молоду, на перекрое месячу. Аминь. (Архангельская обл., Верхнетоемский р-н, с. Бубновское, 1969 г.) - №285.[<<]

  31. Лохи вы, блохи, высполохи! Куда вы пошли к рабу Божью (имя)младенцу? Навстречу им Марья и Маримьяна. Не ходите вы к рабу Божью младенцу (имя). У раба Божья у младенца (имя) нет вам ни воды и ни земли, ни гнезда и не места. Пойдите вы в чисто поле, под белуберезу, под гнилую колоду. Там вам и вода, и земля, и гнездо, и местовсегда, ныне и во веки веков. Аминь. (Архангельская обл., Пинежский р-н, д. Лохново, 1982 г.) - №286.[<<]

  32. Охи-исполохи, охи-исполохи, нет вам места у раба Божия (имя), есть вам место в темных лесах, в дремучих борах, в зыбучих болотах, в пенье, в коренье, в осиновом листе, в темном туеске. Тут надо веник сквозь бездонный туес продернуть. (Архангельская обл., Пинежский р-н, д. Шардомень, 1971 г.) - №287.[<<]

  33. Встану я, благословясь, выйду я, перекрестясь, из дверей в двери, изворот в ворота. Стану я под восток, под восточную сторону. Под востоком, под восточной стороной есть сине море. В синем море есть серый камень, под этим серым камнем есть белая рыба щука. У щуки зубы медны, глаза оловянны. Спивает-съедает с серого камня мох и траву. Съедай и спивай с рабы Божьей Нади всю худобу, уроки, призоры, всяки уроки, прикосы, исполохи и испорчи, всякие говоры, всякие думы, всякие завидости, всякие ненавидости, отрывную материнскую думу, от девки-простоволоски, от женки-красноголовки, мужика-клеветника. На всяк день Христов, на всяк час, на всякую минуту, на утренней зари, на вечерний зари, на дня, на полудня, ночи и на полуночи, на восходе солнца, на закате солнца, на новцу, на торцу, на перекрой месяцу. Подите вы, уроки, призоры, старому одору на пяту. Больше век не ходите к рабе Божией Наде. Сну и росту и великого спокою давайте. Будьте, мои слова, крепки и емки, и от рабы Божией Анны рабе Божией Наде покою давайте. (Архангельская обл., Пинежский р-н, д. Чакола, 1971 г.) - №289. [<<]

  34. Откуль пришло, там и поди от рабы Божьей (имя). Аминь. Если чего испугаешься в лесу ли, дома ли, скажи и плюнь за ворот рубашки. (Архангельская обл., Лешуконский р-н, с. Мелогора, 1976 г.) - №294.[<<]

  35. У мертвого мертвеца зубы не жуют, глаза не видят, у раба Божьего младенца от рождения матери чтоб век не было сполохи и переполохи, ветряные переломы, из реки(?) в огонь сердца, из кровавых пеценей. (Архангельская обл., Лешуконский р-н, д. Лебское, 1978 г.) - №296. [<<]

  36. В бане мыть. Бабушка Соломонида мыла и парила, и заговоры заговаривала из жилы в жилу, во единую жилу, чтобы не брали и ни уроки, и ни призоры, и никакие оговоры; ни своя дума не брала, и ни свои не брали — и ни ушная, и ни языцная, и ни подъязыцная, пятная и неподпятная, подошвенная и подподошвенная. Аминь. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, с. Конево, 1963 г.) - №299.[<<]

  37. Истинный Христос мылся, полоскался, ничего не боялся, так бы иты, раб Божий младенчик, мылся, полоскался, ничего не боялся. Отныне и до веку и во веки веков. Аминь.(Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Малое Конево, 1963 г.) - №300.[<<]

  38. Заря-заряница, ночна полуночница, не мучь, не позорь рабу Божию (имя). Сама мати носила, сама приносила, сама ростить буду, тебе дела нету. (Архангельская обл., Мезенский р-н, д. Печище, 1975 г.) - №302.[<<]

  39. Младенца Сашеньку никто не может ни одумать, ни оговорить. От всякого пороку, от всякой завидости. Ни откинуть, ни одумать, ни оговорить. В воду плюнуть и этой водой ребенка омыть. (Архангельская обл., Онежский р-н, д. Андозеро, 1964 г.) - №304.[<<]

  40. Белая березка, кудреватая березка росла в чистом поле, широком раздолье. Всякий шел — ей завидовал. Не боялась она ни ветра, ни погоды, ни людской оговоры. Так и ты бы, младенец, раб Божий, не боялся ни ветреных переломов, ни людского оговора. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Малое Конево, 1963 г.) - №305.[<<]

  41. Святые, Боже, святые крепки, святые бессмертные, помилуйте нас. К этой молитве не льните ни уроки, ни призоры, никакие оговоры. Век по веку, отныне до веку. Аминь. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Авдотьино, 1963 г.) - №306.[<<]

  42. Раба Божья (имя) встану, умоюся и перекрещуся. Из ворот в ворота, на широкую уличку, на чистое поле. Едет Егорий на синем коне с золотою метлою: загребает и заметает со всех четырех сторон ко мне, рабе Божей (имя) в ловушку. Чур от руки, чур от ноги, чур от сердца, от печени, от крови горячей, от однозубых, от двоезубых, от троезубых, от девки-простоволоски, от бабы-долговолоски, от мужика-дурака, от лиходея-встречи. Это от призору, чтобы с девкой ничего не случилось. (Архангельская обл., Красноборский р-н,д. Обросовская, 1967 г.) - №307.[<<]

  43. Стану, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из ворот воротгами на широку улочку, во чисто поле, на восток и на восточну сторону. На востоке, на восточной стороне стоит Пресвятая Божья церковь о три девяти углах, о тридевяти крестах, о тридевяти престолах. Как эту церкву никто не может с места на место перенести, переставить, так же бы не мог истравить, испортить (Катерину ли, Ивана там, кого) ни порченики, ни урочники, ни клеветники, ни клеветничухи, ни двоезубы, ни троезубы, ни девки косматы, ни женки волосаты, ни стары старики, ни молодые мужики. Кто на рабу Божию (такую-то) лихо думает, зло творит, тому шипицы в ресницы, смолы на язык, дресвы на зубы, соли в глаз. Аминь. (Архангельская обл., Верхнетоемский р-н, д. Борисиха, 1969 г.) - №309.[<<]

  44. Если ребенка обурочили, берешь воды и три камешка из трех бань. Опустишь камешки в воду и говоришь: На девку, на женку, на мужика. Какой камень закипит, значит, он и изурочил. Этой водой скобу обмоешь и ребенка умоешь. (Архангельская обл., Ленский р-н, д. Конец, 1973 г.) - №310.[<<]

  45. Уголек положить в воду и с уголька смыть ребенка: Как к угольку ничего не приставает, так младеню (имя) чтоб ничего не приставало: ни болезни, ни оговоры, ни приговоры. (Архангельская обл., Онежский р-н, д. Усолье, 1964 и 1965 гг.) - №312.[<<]

  46. Как ребенка оприкосят, надо наложить в решето рубашку, нитку, шелку, веретёшко, ножичек, ножницы, напилок, камешок, кремешок. Потом водой окачивать и приговаривать: Сойдите, прикосы, уроки, с раба Божьего (имя): с буйной головы, из белого тела, из ретивого сердца, из черной печени. (Архангельская обл., Мезенский р-н, д. Печище, 1975 г.) - №325.[<<]

  47. Собрать чашки, ложки, поварешки, скалы, мутовки — все сложить в решето и окатить водой на подпольном пороге. А потом этой водой омыть ребенка. Затем положить ребенка на то место, где мать его родила, и сказать: Сама дитя носила, сама дитя приносила, сама починиваю и заговариваю. Три раза по солнцу его обойти и говорить приговор три раза. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, с. Ошевенский Погост, 1962 г.) - №332.[<<]

  48. Сама дитя одумала, сама я пособила, скрозь зубы воду процедила — частыми зубами, красными губами. Наговаривают на воду три раза, можно немножко на головушку полить, побрызгать. Ребенок будет спать. От старух слышала. (Архангельская обл., Холмогорский р-н, д. Сухарево, 1969 г.) - №333.[<<]

  49. Свет Божий, ветер божий, люди божьи, сохраните, сберегите младенца Сашеньку от двозубья, от трезубца, от детской прикоски, от девки-трикоски, от женки-простоволоски, от лихого человека. Камень — в зубы, соль — в глаза. Из байны идешь, робенка несешь, так наговаривают. Язык закусишь, да и плюнешь через левое плечо. (Архангельская обл., Онежский р-н, д. Андозеро, 1964 г.) - №344.[<<]

  50. Отойдите, трутия(уроки?), прикосы, старому хозяину шепяты(?). (Архангельская обл., Лешуконский р-н, с. Козьмогородское, 1975 г.) - №346.[<<]

  51. Сходить в лес, взять с берез веточки, но чтобы березы друг друга не видели, связать веничек и слегка ударить ребенка по спине. Стояла белая березка у краю дорожки, не боялася ни стуку, ни грому, никакого оговору, так и мой младенец не боялся бы ни стуку, ни грому, никакого оговору. Аминь. Три раза. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, с. Конево, 1963 г.) - №349.[<<]

  52. Прилетала жолна, на правое плечо садилася, носом клевала, крылом уметала, выметывала. Плюнуть в ушко и сказать эти слова. Жолна — птица. (Архангельская обл., Верхнетоемский р-н, с. Бубновское, 1969 г.) - №350.[<<]

  53. Стану, благословясь, выйду, перекрестясь, из дверей в двери, изворот в ворота, выйду в чистое поле. В чистом поле летает птица-железный нос. Носит птица все людские оговоры, уговоры и все призоры, байную нечисть и свою думу бездельную. Аминь. В лицо говоришь — так и всё. (Архангельская обл., Приозерный р-н, д. Афаносово, 1962 г.) - №351.[<<]

  54. Встану, раба, благословясь, пойду, перекрестясь, выйду я в чистое поле. В чистом поле летит птица. Эта птица, долгой нос, эта птица носит все призоры, людские оговоры, байну нечисть, худую думу бездельную. Век по веку, отныне до веку. Аминь. Говорить три раза на воду. Попить, омыться, окатиться, умыть детей на весь день — ничего не пристанет.(Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Авдотьино, 1963 г.) - №352.[<<]

  55. Подите, прикосы, в цисто поле, в сине море. Там стоит дом, там — домовишче. Там — мед да сахар, а здесь — деготь да смола. С раба Божа да с младенюшка (имя). Произносят в бане. В бане хоть каки слова лучше. Берут детскую рубашку, мочат в воде и, подняв локоть так, чтобы с рубашки (которая в руке) вода стекала по локтю, обкачивают ребенка водой. (Архангельская обл., Лешуконский р-н, д. Кеба, 1976 г.) - №353.[<<]

  56. Золотая мелкая речка бежит по пеньям, кореньям, по белым каменьям, омывает, ополаскивает пенья, коренья, белые каменья. Омой, ополощи раба Божия Дмитрия — все уроки-прероки, ветреные переломы, людские оговоры и все думы: свои, чужие, отцовы, материны, дедовы, бабкины, теткины, бажанкины (божаткины). Отныне и до веку и во веки веков. Аминь. Надо взять воду из речки, поговорить на нее и обмыть кого-нибудь. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Малое Конево, 1963 г.) - №355.[<<]

  57. Когда моют маленького ребенка, говорят: Вода-водяница, земная царица, как служишь Богу и царю, так послужи рабой Божьей младенцу Анны на легость, на здоровье, на Божью милость. Как срываешь, сдираешь с кряжов, берегов пенья, коренья и выскорбья, так и смой-сполощи с раба Божья младенца (имя) все уроки, прикосы, ломоты, щи-поты и переполохи, и ветрены переломы — из ушей, из ноздрей, из ясных очей, из черных бровей, из косков, из мозгов, изо всех спойков, из тридевять суставов, из тридевять подпятных жил, чтобы не мучился, не маялся раб Божий младенец не на ветху, не на новцу, не на перекрое месяцу, не во всякое время, не во всяк свят час. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. (Архангельская обл., Лешуконский р-н, с. Лешуконское, 1976 г.) - №356.[<<]

  58. Стану, благословясь, выйду, перекрестясь, из избы дверьми, из двери воротьми, в чисто поле, под восточную сторону. Под восточной стороны есть море-окиан (пропуск). В той Божьей церкви есть старичок кудрявой, ходит он, носит тетивую шелку (тетиву шелковую?), стреляет и отстреливает от раба Божьего младенечка (имя) все прикосы и уроки, шепоты и ломоты, опухоль и оговор от раба Божья младенца — на утренней зари, на вечерний зари, на кажных безымянных днях, на полном месяцу, на перекроенном на ущербе месяце (пропуск). Не бойся, раб Божий младенечек, ни прикосов, ни уроков, ни щепотов, ни ломотов. Небойся ни девки-волосатки, ни женки-простоволоски, ни мужика-дурака, ни пьюшшего, ни матушшего. (Архангельская обл., Мезенский р-н, д. Азополье, 1975 г.) - №357.[<<]

  59. Выйду я, раба Божья, из ворот в ворота, прийду к реке Онеге. Река Онега, ты бежишь по течению, моешь, смываешь черное коренье, серое каменье, крутые бережочки, желты мелкие песочки. Омой у раба Божия все прикосы, монокосы, ветряны переломы и людские оговоры, и свою думу, и материну думу. Спаси, Господи, раба Божия. Будьте, мои слова, крепче крепкого ножа. Аминь. Поутру рано берут воду с Онеги по течению и смывают ребенка. (Архангельская обл., Онежский р-н, д. Усолье, 1964 и 1965 гг.) - №359.[<<]

  60. Господи, Исусе Христе, Господи, благослови! Встану, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота. Выйду я в чистое поле, пойду путем-дорогою. При пути при дороге встречу трех жен-мироносиц: Марию, Магдалину и Марфу. Помолюся. У первой жены-мироносицы Марии на золотом блюде пелена Пресвятой Богородицы. У второй жены-мироносицы Магдалины на золотом блюде крест животворящий. У третьей жены-мироносицы Марфы на золотом блюде вода святая. Помолюся, покорюся, покаюся трем женам-мироносицам: Марии, Магдалине и Марфе — пособите, помогите или сами подойдите к моему младеню, уймите, уговорите все скорби и болезни, все призеры, уговорите всю худую материну думу, опеленайте пеленой Пресвятой Богородицы, оградите крестом животворящим, окропите водой святой, чтобы ушли, улетучились, назад не воротились, за синее море, за желтые пески. Аминь. Если наговариваемому от семи до двадцати лет, то вместо младени надо говорить «юноше» или «моему рабу». (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Горка, 1963 г.) - №362.[<<]

  61. Вода-водица, Морская царица, мыла-полоскала пеньё, кореньё, луга зелены, травы шелковы, так же смой, сполощи с раба Божьего младенечка уроки, прикосы, переполохи. В воду наговорят и в бане этой водой моют. (Архангельская обл., Лешуконский р-н, д. Ценогора, 1976 г.) - №2131.[<<]

  62. Вода-водяница, земная царица, как служишь Богу и царю, так послужи рабу Божью младенцу Андрею — на легость, на здоровье, на Божью милость. Как срываешь, сдираешь с кряжов, с берегов пеньё, кореньё и выскорьё (ель выворотит, корешки торчат), так и смой, сполощи с раба Божьего младенца Андрея уроки, прикосы, щипоты, ломотьё, и переполохи, и ветряные переломы (с ветра придет — и заболел), из ушей, из ноздрей, из ясных очей, из черных бровей, из косков (костей), изо всех спойков (места споёв, сгибов у рук, ног, шеи и др.), из мозгов, из тридевять суставов, из тридевять надпятных жил, чтобы не мучился, не маялся раб Божий Андрей ни на ветху (кончается месяц), ни на новцу (новый месяц), ни на перекрое месяцу (закрывается месяц), ни во всякое время, ни во всяк свят час. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. (Архангельская обл., Лешуконский р-н, с. Мелогора, 1976 г.) - №2134.[<<]

  63. Господи Исусе Христе. Вода-водица мыла, полоскала пеньё, кореньё, каменьё точила, песок серебрила. Так же смой-сполощи с раба Божьего младенца (имя) все уроки, прикосы, переполохи — с черных бровей, с ясных очей, с ретивого сердца. (Архангельская обл., Лешуконский р-н, д. Ценогора, 1976 г.) - №2148.[<<]

  64. Если дитя казалось по виду здоровым и веселым, а потом вдруг начало по ночам таять и что день, то «как воск тает», это значит - к дитяти пристал оговор, дитя «опризорилось». Берут воды и нашептывают над ней: «Встану, р.б., и проч….в поле церковь, в церкви двенадцать апостолов, Фома старше всех, очищает и избавляет от всех уветов, призоров, людских оговоров и от своей худой думы. Я ему покорюсь и помолюсь. Избави р.б. на веки нерушимы. Аминь». Сильное истощение детей – это «собачья старость», а чтобы избавиться от нее, парят младенца в бане попеременно с собакою, конечно с приговором, чтобы собачья старость собаке и досталась. Или держат младенца над ступою, в которой отделяют шелуху от семян, ударяя пестом в ступу, этим забивают старость в ступу, т.е. как бы совершенно уничтожают ее, превращая в пыль; или держат дитя над жерновом, а жернов вертят, тоже с нашептываниями. (№ 75. С. 667).[<<]
    Населенный пункт: Петрозаводск

  65. Призор очес действует большею частию на детей. Заболел ребенок чем-либо, плачет, беспокоится, — говорят: «его опризорили», не справляясь о других причинах его болезни. Немедленно обращаются за помощью к бабке-ворожее. Эта, посмотрев на ребенка, начинает вправду уверять, что боль пришла от глазу: «я, мол, верно уж знаю, — мне не впервой вылечивать с глазу». Пойдут тут у родных догадки: кто при этом был в доме у заболевшего и давно ли, не смотрел ли на ребенка, не хвалил ли его и т. под. А тем временем бабка-ворожея делает свое дело: наливает воду в чашку, благословясь смотрит на нее и начинает нашептывать: «Стану я благословясь, пойду перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, выйду в чистое поле. В чистом поле стоят горы турецкие; по тым горам турецким ходит прекрасная девица — Сама Пресвятая Богородица. Носит Она в руках золотую чашу, святую воду, ломает с белой берёзыньки шелковой веничек, обмакивает в златую чашу, святую воду, спахивает, смахивает с раба Божия NN притчи-призоры, лихие оговоры, аминь». Затем бабка этой нашептанной водой спрыскивает ребенка или и прямо «окатит» (обольет); после того кладет его в зыбку (колыбель) и начинает сильно качать. От воды ли, неожиданно для ребенка вылитой на него, от сильного ли качанья, — только ребенок, случается, становится спокойнее. Бабка, конечно, очень довольна, — помогла, значит! Спрыскивают также ребенка из рта в дверях из той чашки, из которой пили гости. Делают еще и так: перетягивают у ребенка правую ногу с левой рукой и, наоборот, левую ногу с правой рукой так, чтобы пальцы рук и ног соприкасались, и читают в это время: «во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». От «думы» случается что-нибудь непременно со взрослым человеком (ребенок не может еще сознательно думать). Сходил человек в чужую баню, услышал разговор или рассказ про худую «болесть», увидел, наконец, и сам наружную боль у кого-либо, — и случилось вдруг самому заболеть, говорят: «подумал», или — «боль пришла от думы». Многознайка же какая-нибудь, посмотрев на больного, подтверждает предположения касательно причины болезни, и пойдут опять разного рода нашептыванья и поплевыванья... (№ 39. С. 411).[<<]

  66. «Горожу огороду кругом этого раба божьего младенца (имя) от земли и до неба, обкладну, булатну, железну, каменну, чтобы не брали прицы, призоры, людские оговоры, люди посторонны и отцовы-материны худые думы. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». При этом безушей иголкой обводят вокруг подушки, на которой спит ребенок, 3 раза и оставляют ее где-нибудь в подушке. (№ 1. С. 14).[<<]

  67. [Заговор от сглаза, напущенного на младенца] От призору на мл(а)д(ен)ца в очи и от усовной болезни на яйцо говори 3 ж на желток, и тем ч(е)ловека мазат(ь). Есть гумно железное, есть на том гумне железном стоит бык железной, и роги, и ребра железныи, и копыта железные. Бодет усовы и призоры и лихие глаза на буйные ветры, на холодную северну. Пусть он и щемит, и болит, и кричит, и вопит от сего раба Б(о)жия имярек. Говор(и) 3 ж. (РЗРИ 2010:111, № 42) [<<]

  68. [Заговор от порчи ребенка, взрослого или скотины] Слова мл(а)д(е)нцу о уроце моли или скотине. С(вя)тый государь Илья пророк, поедеш(ь), государь, на ветреннем коне, розшиби, государь, дуб в поли, камен(ь) в море, так отшиби, государь, от сего раба Б(о)жия имярек ил(и) младенца, или от сея животины всякие уроки и всякую порчю, и притчю, и призор, и прикос, и всякую болезнь от раба Б(о)жия имярек. Отныне и до века. Амин(ь). (РЗРИ 2010:112, № 49) [<<]

  69. [Заговор от порчи младенца] Как найдет на мл(а)д(ен)ца уреки или притча, и матери истопит(ь) байню, и в байну матери итти без людей, и робя выхвостат(ь), и вымыт(ь), да вымывши, матери да сест(ь) близко дверей баенных, на середи ноги матерные, а младенца мат(ь) полож(и) на стегне ниц и мерь правою рукою к левой ноге чрез хребет, а другую руку и ногу так же, полож(и) накрес(т) руки и ноги; и взят(ь) младе(нца) над верхним порогом в байне за ноги, обе пяты в ногах ровно держат(ь) // (л. 22 об.) в левую рукой, а правой рукой бит(ь) по пятам, а сама говор(и): Как на мори у ключа ни стоит, ни лежыт ни хворость, ни пена, так бы на рабе Б(о)жыи имярек младенцы сем ни стояла б, ни лежала б ни притча, ни порча, ни людцкии переговоры; пущу на притчю щучьи зубы, росомаш(ь)и ногти; поди ты, притча и порча, на пуст лес, на сухое пен(ь)е и на гнилое колод(ь)е, на бобровые иста, там тебе место. Говор(и) 3 ж, а 3 ж опрокин(ь) младенца, а 3 ж плюн(ь) через порог баенной. (РЗРИ 2010:114, № 54) [<<]

  70. [Заговор от детских недугов] 91. От призора*: Стану благословясь, пойду перекрестясь из дверей в двери, из сеней в сени, из ворот в ворота. Отцом прощена, матерью благословена; умоюсь частыми и мелкими слезами, оденусь небесной красотой, опояшусь небесной зарей. Стану на всток лицом, на запад хребтом. Погляжу в чисто поле, в чистом поле — сине море. Как в синем море щука-рыба сожирала со мелких брегов пески, так же раба Божья смой сполон с раба Божья младенца урехи, прорехи, завидны глаза. Кто думой подумал, кто глазом поглядел, по думам, по мыслям каленой стрелой простреляй от раба Божья младенца. Моим словам ключ и замок. Аминь! Аминь! Аминь! И во имя Отца и Сына и Святого Духа. *От болезни детей. (НА КарНЦ РАН. А. 56/150а. От Е. И. Коноваловой зап. И. Этина, 1935 г., Гридино, Кемский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 91).[<<]
    Населенный пункт: Гридино

  71. [Заговор от детских недугов] 93. На призор ребятам: Ребятам воду берут, значит, когда: Небо-батюшко, вода-матушка, небо-батюшко, земля-матушка, вода свята мной взята, рабой Божьей Зинаидой, рабу младенцу на сон, на рост, на велико Божье здравие, на крепкий сон, на скорый рост. Воймя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь, аминь! Три раза надо говорить. (НА КарНЦ РАН. Ф. 867/3. От З. К. Синицыной зап. Л. Крупина, 1967 г., Колежма, Беломорский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 93).[<<]
    Населенный пункт: Колежма

  72. [Заговор от детских недугов] 95. <От дурного глаза>: Река-девица, вода-кормилица, благослови рабе Божьей матери (имя) <взять водицы> для раба Божьего младенца (имярек). Не для ради хитрости, не для ради мудрости, а для ради великой Божьей милости. На левось-на здравие и на доброе здоровье. (НА КарНЦ РАН. А. 27/216. Исполнитель не указан. Зап. Г. Цейтлин, Лапино, Беломорский р-н, Респ. Карелия. И. М. Дуров переп. из очерка Цейтлина в 1913 г.). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 95).[<<]
    Населенный пункт: Лапино

  73. [Заговор от детских недугов] 97. На призор: Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Сама мать несла, сама родила, сама грыжу отняла; все притчи, призоры, лихи оговоры, худы свои думы, худы свои мысли, отойдите от младенца, от раба Божия (имярек). Дай, Господи, младенцу на спокой, на угомон. И ныне, и присно, и во веки веком. Аминь. Фу-фу-фу-фу! (НА КарНЦ РАН. А. 27/231. Исполнитель не указан. Зап. И. М. Дуров, 1926 г., Сумский Посад, Беломорский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 97).[<<]
    Населенный пункт: Сумский Посад

  74. [Заговор от детских недугов] 98. Сама несла, сама родила, сама тягость приняла. Сама мою, сама избавляю все приты, все призоры, все людские разговоры, материнские, отцовские худые помыслы со буйной головы, со ясных очей, со белого тела, с ретивого сердца, со легкого, со печени, со семидесяти семи жил. Говорят, когда моют маленьких детей. (НА КарНЦ РАН. А. 155/178. От А. Г. Трифоновой зап. И. И. Кошева, О. В. Задорская, О. М. Ильина, Г. А. Федорова, 1982 г., Сумский Посад, Беломорский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 98).[<<]
    Населенный пункт: Сумский Посад

  75. [Заговор от детских недугов] 99. Все прици да все призоры,... лихи́ наговоры, своя дума, да чужа дума, да ветрена дума — все 40 дум от рабы Божьей там от такой-то. Мало ли что такое случится, и большому, и маленькому эти слова применяются. (НА КарНЦ РАН. А. 131/206; Ф. 1777/4а. От Т. И. Махилевой зап. А. П. Разумова, Е. И. Русакова, 1972 г., Сумский Посад, Беломорский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 99).[<<]
    Населенный пункт: Сумский Посад

  76. [Заговор от детских недугов] 103. Родники у нас есть мужские, есть женские. Мужские, значит, для мужчин, женские для женщин. Маленьких ребят мыли раньше, — колдовали немножко там. В баенках ребят мыли, ну, и вот этой водичкой польют, будто ребенок поправится. Варят водичку и все наговаривают. <...> Свекрова станет байну мыть — она бросает мусор в байну и курит. Мне говорит: «Спрашивай: — Что, баба, куришь? Она отвечает: — Курю, выкуриваю все прици, призоры, людские оговоры, ветрены переломы, от девки-шимоволоски, от бабы-простоволоски, от старика-еретика, от старухи-дуры, тьфу, аминь. (НА КарНЦ РАН. Ф. 862/6. От М. В. Дементьевой зап. Л. Крупина, 1967 г., Вирма, Беломорский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 103).[<<]
    Населенный пункт: Вирма

  77. [Заговор от детских недугов] 104. <От дурного глаза>: Горожу огороду кругом этого раба Божьего младенца (имярек) от земли и до неба, — обкладну, булатну, железну, каменну, чтобы не брали прици, призоры, людские оговоры, люди посторонны и отцевы-материны худыя думы. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. <При этом безушей иголкой обводят вокруг подушки, на которой спит ребенок, три раза и оставляют ее где-нибудь в подушке>. (НА КарНЦ РАН. А. 27/214. Исполнитель не указан. Зап. Г. Цейтлин, Сума (Сумский Посад), Беломорский р-н, Респ. Карелия. И. М. Дуров переп. из очерка Цейтлина в 1913 г.). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 104).[<<]
    Населенный пункт: Сумский Посад

  78. [Заговор от детских недугов] 105. Брожу я огороду кругом этого раба Божьего младенца (имя) от земли до неба, — обкладну, булатну, железну, каменну, чтобы не брали прищи, призоры, людские говоры, люди посторонны и отцов и материны худые думы. Во имя Отца, Сына и Святого Духа. (НА КарНЦ РАН. А. 155/118. От О. И. Корольковой зап. М. А. Тихонов, Е. А. Вашко, И. В. Береснева, 1982 г., Сумский Посад, Беломорский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 105).[<<]
    Населенный пункт: Сумский Посад

  79. [Заговор от детских недугов] 106. Крест, креститель, знамени Господне. Крестом окрещу, крестом огражу, прич и призор на свет не пропущу. <...> Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Три раза надо проговорить <...> да окрестить. А ребенок заснет, как умрет. (НА КарНЦ РАН. А. 109/21. От А. М. Егоровой зап. А. П. Разумова, Е. И. Русакова, Р. Денисова, 1977 г., Колежма, Беломорский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 106).[<<]
    Населенный пункт: Колежма

  80. [Заговор от детских недугов] 109. От призора: Отговаривала раба Божья Катерина прици, призоры, ветрены переговоры, лихие слова с костей, с мостей, из избы ветром, из трубы дымом, с ясных очей, с могучих путей, со всякой жилы от раба Божьего младенца (имя). Три раз: «Камень (от) из земли создан, земли-матери придан, камень в лоб». Три раз проговоришь, да этой водушкой. <...> Камешки — все говорили на призор. Камешек должна держать в руке, ребенок перед тобой. Как отговоришь в камень все слова, плюнешь и скажешь: «Камень (от) из земли создан, земли-матери придан, камень в лоб». Около лба по солнцу три раза и коснуться лба хоть камушком, хоть рукой. Потом этот камень в водушку. Наладишь ковшичек либо во что. Черпнешь, только что уж разом — не десять раз: «Ой, мало, — прибавить». Потом камень, как отлежит, дак из воды камень вынь руками и эдак туды наиспашку брось: «Откуль пришло, — туды поди». А потом дай ему три глоточка, хоть сырая вода, дай три глоточка в рот, и вымой. (НА КарНЦ РАН. Ф. 3224/5. От Е. Е. Тюковой зап. В. П. Кузнецова, А. А. Лапин, Р. Б. Калашникова, 1990 г., Вороний Остров, Медвежьегорский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 109).[<<]
    Населенный пункт: Воронской Остров

  81. [Заговор от детских недугов] 110. От призора ребенка. Глазки вымоешь и говорить: Бабка Соломонида, Христова угодница, всему миру помощница, как Христа избавляла от всяких болей, напастей, так избавь младенца Оленьку от всех притч-причинья, призора, ветрены переломы, мирские переговоры и худую свою думу, от черных глаз, от серых глаз. Аминь. (НА КарНЦ РАН. А. 151/200. От А. Ф. Гордеевой зап. Е. Нефедкина, И. Пузырева, 1981 г., Вороново, Кондопожский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 110).[<<]
    Населенный пункт: Большое Вороново

  82. [Заговор от детских недугов] 111. Заболел ребенок. Скажут: «Опризориуся». Надо читать: Все придчи, призоры, мирски наговоры, отойдите от раба младенца! Дунешь, плюнешь. Ложки моют и у стола конешники вымыли, и этой водой ребенка обмоют. (НА КарНЦ РАН. А. 151/315. От М. П. Гужиевой зап. Е. Ю. Черных, С. Ю. Пырч, 1981 г., Центр. Кончезеро, Кондопожский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 111).[<<]
    Населенный пункт: Кончезеро

  83. [Заговор от детских недугов] 112. Сглазят, дак пожалуйста: Как железна тяга ничего не боится, ничто не пристает: ни вода, ни огонь, так и у младенца ништо не пристало бы. <Через> железну тягу вымой глаза да ниче не будет. (НА КарНЦ РАН. Ф. 2683/15. От М. И. Степановой зап. Трукан, Пелдола, Силина, Лаврова, 1980 г., Вост. Кончезеро, Кондопожский р-н, Респ. Карелия. Вариант: А. 150/83, Ф. 2683/19). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 112).[<<]
    Населенный пункт: Кончезерско-Восточная

  84. [Заговор от детских недугов] 116. Бабушка Соломонидушка, Христова угодница, как Христа умывала, к Христу поспевала, так умой сего младенца (имя), сбавь от притчей и призоров, от людских переговоров, от девки-касатки, от бабы-глазатки, от мужика-космача. Аминь. (НА КарНЦ РАН. А. 159/80. От А. С. Лазаревой зап. О. Климова, Н. Мешкова, 1981 г., Суйсарь, Прионежский р-н, Респ. Карелия. Вариант: А. 159/127). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 116).[<<]
    Населенный пункт: Суйсарь на материке

  85. [Заговор от детских недугов] 117. Кузьма, Демьян, бабушка-серебреница мыла, налаживала (имя) от притчей, от призоров, от ветреных переломов, от черных, от белых, от татки, от мамки, от бабушки, от девки-косматки, от бабы-волосатки. Светло Христово воскресение, просветите младенца на Святую Русь от рожденья до крещенья, от крещенья до венца, от венца до самого конца. Эти слова говорят тогда, когда ребенок заболеет, говорит их мать. (НА КарНЦ РАН. А. 159/54. От П. И. Горбачевой зап. С. Самарина, Н. Иванова, 1981 г., Суйсарь, Прионежский р-н, Респ. Карелия. Вариант: А. 159/197). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 117).[<<]
    Населенный пункт: Суйсарь на материке

  86. [Заговор от детских недугов] 118. От призора (худого, дурного глазу). Когда по неизвестной причине ребенок плачет, не спит ночами, капризничает: Заговаривают соль, которою солят воду, и в ней купают опризореного ребенка. Заговор говорится три раза. Господи, благослови, пойду благословясь, двери и ворота открою, пойду благословясь, вижу баню благословясь, колдую (дую) благословясь от призора и причины, от ветра призора, от бани и от ветра, от избы призора, от девок, от парней, от баб призора, от худых языков, отныне до веку. Аминь. (НА КарНЦ РАН. А. Фонд 26. Оп. 1/15. Л. 112, 113. От А. Я. Тимбаевой зап. С. А. Макарьев 4 сентября 1924 г., Рыбрека, Прионежский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 118).[<<]
    Населенный пункт: Погост (Рыборецкий)

  87. [Заговор от испуга] «Это делается нá воду. Можно без робёнка. Нá воду оно делается. «Стою я благословясь, иду перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворóта, в чисто полё, под частые звёзды, под ясный месяц. В этом поле стоит стол-престол, на столе стоит Пресвятая Богородица, в руках держит серебряную чашу и позолóчёной крёс. Пойду я помолюсь и поклонюсь Пресвятой Богородице до сырой воды, до сухой земли ото всех святых опостолов, Катерины, Надежды и Любов. Мать София ходила, просила, умоляла Пресвятую Богородицу ото всех болéй, от урошливой, от переполошливой, от головной, от мозговой, от костяной, и от жиляной, и от внутренной. Как утрешна зоря исходит, так бы не было (опять вот ребёнка имё), так бы не было у рáбы Божиево, там имё никакой боли, ни урошливой, ни переполошливой, ни головной, ни мозговой, ни костяной, ни жиляной, ни внутренной. И опять: Как вечёшная заря (две зари), как вечёшная заря исходит, так бы вся боль исходила, урошлива, переполошлива, головная, мозговая, костяная, и жиляная, и внутренная. Вот и всё. Аминь, аминь, аминь. Три раза».[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  88. [Заговор от сглаза] [Чтобы не испортили маленького ребёнка, надо, выходя из дома], «сольцы бросать [ему] на голову». [При этом сказать]: «Злому, лихому соли в глаза».[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  89. Каршево, 2003 [А.В. имела троих детей, обращалась за помощью к бабушке. Использовали ли при лечении воду, пропущенную через ручку дверей?] Это призор, опризорится каком. Через ручку да, водушку наговорят, да помоют лицо, да попить ещё дают. Плюнут раза два-три, а потом выплеснут на улицу. «злой, лихой, нехороший, откуда пришла, туда и уйди». Выльют да и всё, это призор, опризорилось вовек. Переговорили. А ему призорилось. [Кто может опризорить? Наверное не каждый человек?] Ну не каждый, ну вот придёт с света человек, ребёнок там маленький. «O, - ска… какой хороший да там…», ну и ёму опризорится. Он начнет плакать да всё… вот призором считает, что призорилось. [Я слышал, что от призора помогает булавка?] Но это уже взрослый, когда куда походят, дак ну к рубашке или к чему-ни дак пристягивают булавку, чтобы не опризорили. Пристёгнуть, чтоб не видно - с внутренной стороны пристёгнуто. [Что-нибудь клали в зыбку, чтобы не опризорили ребёнка, например ножницы?] Ножик да, под подушку или под постелю кладают. Ой, всёго! Рада накласть хоть шобы не плакал. Шче мучны мешки кладали да… всёго кладали. [<<]
    Населенный пункт: Каршево (Каршевское)
    Датировка: 2003 г.

  90. [Оберег от порчи] <Чтобы не сглазили ребенка, нужно посыпать соль ему на голову или на грудь и сказать>: «Всяка притця соли боиця».[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  91. [От сглаза] [Чтобы ребенка не сглазили, что нужно делать?]: А у нас они, знаешь, как делают – мать научила у их, вот годик у этой, три годика. Чё-то соли сюда вот [показывает на лоб]. Не знаю чего. Не слышно, говорит ли чё ему, думает. Сольцы сюда и никто не уурочит. [Что сделает?] Соли… Ну, как? «Всякая причта соли боится», говорят. «Всякая причта соли боится», вот. А кто нáпокость делает, дак «злому, уродливому соли в глаза» – это говоришь так, чтобы они тебя… <…>[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  92. Бураково, 2004 [Как определяли, кто сглазил ребенка?] Дак определяли как так? Обычно уже этих людей вот бóялись, есь такой вот человек некоторый и сичас такие людú есь, што вон он придёт – всё уже ребёнка ничем не уважить и ничем не наладить. Ну это определённые люди такие были. Дак чем? Вот мыли через ручку, через дверную водичкой, вот этой стороной [тыльной] по лицу вот так водили и говорили: «Срываю, смываю, пéнья корéнья все уроки, уроки и людские разговоры и людски переговоры. Аминь». Вот это помогало. Вот и я говорила: сажей мазали, сюда или сюда [за ухом или на лбу], штобы ничево тоже к ребёнку не приставало, никакой вот это. Крестили, если некрещёный ребёнок. Крестили, тоже, говорят, помогало вот в таких случаях. [<<]
    Населенный пункт: Буракова

  93. [От испуга] КГИ показывает на АА, как она снимает испуг: Давай, я на тебе сделаю. [Давайте] Давай, я на тебе покажу. Ничего не сымай. [Уходит в другую комнату, берет катушку ниток]. Ниточку принесу. Сиди. Я-то, видишь, не колдунья, дак… Худо делаю [смеется]. Как вас зовут? [Настя]. Настя? Давай. У нас которая правая-то нога? Эта? [Смеется, берет АА за правую ногу] Правая, левая где сторона? Так. Давай руку эту… [КГИ оборачивает правую ногу АА ниткой, затем этой же ниткой оборачивает левую руку АА]. Вот так. <нитка перекрутилась, пытается ее распутать> Вот говорю: «Сымаю переполох с рабы Божьей Надежды [имя испуганной дочери КГИ], сымаю заразу, чтобы нет и не было отныне до веку. Аминь». Это вот. Это проговорила. Вот ниточку отрываю я [отрывает нитку от катушки]. Вот это второй раз говорю [перевязывает таким же образом левую ногу]. Опять. Эту ногу делаю. Опять говорю это же… [перевязывает правую руку] Косые руки у бабки [смеется] «Сымаю переполох с рабы Божьей Надежды, сымаю заразу, чтобы нет и не было отныне до веку веков. Аминь». Испуга. Вот и на руке опять эдак, и на третий раз опять это же говорю. Вот эту ниточку оборву [отрывает вторую нитку от катушки]. Опять. Потом на голове делаю третий раз. Этот… Оно помогало хорошо, я делала много детям. Даже поросят лечила маленьких. [Точно также?] Также! А маленького поросенка принесут – испугается… [КГИ сворачивает оторванные нитки в комочек и, держа их в руке, делает рукой круговые движения над головой АА] Вот эдак опять: «которые слова ученик научил, которые… не доучил – будьте слова мои крепки, лепки. Аминь». Вот три раза опять это говоришь. Потом эту ниточку выбрасываешь на… на ветер через ло… через левое пле… плечо [показывает, как надо выкидывать – заводит правую руку за левое плечо]. Этот. «С ветра пришло – на ветер поди, с лесу пришло – на лес поди, с людей пришло – на людей поди». Опять три раза проговоришь, через левое это плечо бросишь и всё. Бросишь и всё. Вот так, девочки [обращение к собирателям]. [<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  94. [От думы и наговоров] Выстану благословясь, пойду перекрестясь из избы в сени, из сеней в ворота стану на восток лицом, на запад хребтом. Пойду в океан море. В океан море лежит синий колючий камешок. У синего колючего камешка лежит щука золотая, крылья перья золотые. Она защипывает закусывает синий горючий камешок. Я попрошу раба божьего, закуси, защипни у меня рабы божьей Зины худую думу, худые мысли, по мысли одумления, презрение от кого к тебе пришло, от девки чернокосой, от бабы простоволосой, от сердца пришло, от старицы пришло девицы блудницы, откуда худо пришло, туда худо пойди. С улицы водица, с младенца лиховица, от кого взялось, тому передалось. Кто со злобой колючею, тому слезою горючею (произносить заговор умываясь, сливая воду на пол или на землю) По головушке светлой, по спине прямой, животику белому, ножкам резвым, яичко катается, сглаз да хворь на него мотается. Соберётся вся немочь по крупице, кто наслал к тому возвратится. Кто заставил Зину мучаться, тот от порчи жгутом скрутится (произносить заговор, катая по телу яйцо. Потом бросить его в печь и сжечь). Снимаю все придчи призоры, все людские наговоры. Я купаю всю худобу снимаю с гуся вода, с рабы божьей Зины худоба. Спокой дорогой на сон грядущий успокой Во имя отца и сына и святого духа Аминь. [<<]
    Населенный пункт: Белый Ручей

  95. [От испуга] [ЕК: А если ребенок испугается чего-то?] Даа, испуг… испугается, дак чего испугается? [АА: Ну, напугает кто, или собаку увидит…] Даа. Дак испугается, знаешь, робенок другой раз он испужается ак и ревет, и ночам соскакывает, плачет – тоже надо пособлеться, переполох надо снимать. [АА: А как это делается?] А вот как? Дак ведь не знаю я как. Как же я вам все объясню? [ЕК: Мне бабушка рассказывала, что святой водой могли брызгать…] Даа. [ЕК: Тоже так делают?] Даа. [АА: А может быть, нужно что-то сказать при этом?] А как ни сказать? [АА: Что?] «Переполох снимаю, тишину унимаю с раба Божья», называешь его. Вот и умывай. [АА: А чем нужно умывать?] Водицей. [АА: Т.е. все это надо на воду наговорить?] Да. Водицей надо умывать. [АА: А как правильно-то сказать при этом?] Как я тебе вот сказывала? «Переполох снимаю, тишину унимаю с раба Божья…» Там называешь робенка как зовут и по отчеству. [АА: И все?] Да, и три разá делаешь. [ЕК: Три раза надо это прочитать?] Да, три разá. Три матицы вот умыть. Матица, вот видишь, матица [показывает на потолок дома] [ЕК: Вот это длинная доска?] Да, да. Это не доска, а дерево целое [смеется].[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  96. [От грыжи, от испуга] Она [КАЯ, знахарка] тот раз этого меня так подвела, не подвела… [смеется] Я, значит, дома чего-то нахожусь… ой! Машина идет. Это заходят люди чужие – ну, я их сейчас-то ведь знаю – Козулина Галя. Галя и говорит: «Меня ведь натыкáли на ва… на тебя, Мария». Я грю: «Чего?» А вот эти прыщики-то все появилися у робеночка-то. Я говорю: «Дак я не ведь это. Я тоже, я грю, худо знаю». Но они от меня не отвязалися. Но одна ко мне женщина приходила – я таких не видала. Мама рóдная! Живот вот такой большущий [показывает вокруг себя] и, значит, на этом животе-то эти… как они называются по-научному-то? Мы вот чирьями, чирьями ли как ли называем их тут вот. Я грю: «Дак мне ниче с тобой не сделать!» Вот. Она говорит: «Делай ради Бога хоть чего-нибудь!» Говорит: «Мне в больницу не охота». Ак у йих я не знаю, буде какое оно такое. Значит, у мужа такое было – резали его не один раз в этой, в больнице. А потом она ко мне пришла – свекровка привела ее. Сейчас свекровка-то умерла. Вот дак этого. Я говорю: «Не знаю я, Таня, поделаю тебе». Она приходила ко мне три разá. На третий раз я ей взяла да все и написала, чего, как делать. Она потом хвастала, и сейчас видаю ее да всё дак. «У меня, грит, все прошло». Я грю: «Ну, прошло, и слава Богу!» Слава Богу – всё прошло. А сейчас вот эта Света-то Коряковская приехала опять. Я грю: «Господи, дак ведь я не знаю!» Я сама себе грю: «Может это, ну как, поможет ли нет ли как ли». Я, значит, этого… Опять они приезжали три разá ко мне. Дак у меня у самой было в детстве вот туто! [показывает на середину лба] У меня и сейчас яминка есть. Прыщик вскочил, я взяла соскоблила. И я училась еще, наверно, в третьем классе. Ну, ладно это, а надо выступать было в клубе это нам, ребятишкам-то. Я так забинтованная, без меня это… никак не выступить. Я грю [с сарказмом]: «Ну, конечно, не выступить!» Мы в лесопункте еще жили, у нас отец вот у меня это начальником лесопункта был. Вот это. А маму и научили: значит, намазать это место это сметаной, маслом больше и дать собаке слизать. Вот. Я этих-то и научила. Я говорю: «Ладно». Они приходили три разá ко мне. Ну, я поговорила да всё это поделала. А потом я говорю: «Вы делайте сами!» У йих собака есть, ну, это. Тут живет парнишка-то да всё дак это-то. Все равно это собака знакомая. Вот дак они говорят: «Мы это говорили…» Ну, не говорили, а делали это. Дак помогла. Вот. [АА: А что у них было-то?] А у ёго тоже вот это прыщик был и пошло по всему лобу. Я ведь тоже не знаю, чего и делать. А я-то этим пальчиком [показывает безымянный палец] очерчиваю. [АА: А как вы это делаете?] А вот просто так [водит безымянным пальцем по руке круговыми движениями]. [АА: А сказать что-то надо?] Ну… А сук надо… это… палочку с сýком. «Как вот этот сук сохнет-иссыхает, так бы у рабы Божьей такого-то пýпыш сох-иссыхал. Как этому пальцу [показывает безымянный палец] – это безымянный палец – это имени нет, так бы пýпышу места не было». Вот. [АА: А сучок зачем? Надо сучком водить?] Нет. По сучку водить. [АА: А покажите на доске?] Воо... Ага [находит на доске место с сучком] Вот эдак. Я тут такую полешку это брала, а потом сожгла в печке – надо его обязательно сожгать. Вот эдак вот и очерчиваешь, все делаешь [водит пальцем вокруг сучка]. [АА: И это с любым прыщом так можно делать?] С любым. [АА: И на животе…] Да, да, да. [АА: И слова те же самые?] Угу. [АА: А в глазу нарыв?] Ааа, это как… [думает] песий ячмень называется. Тоже можно. Тоже можно вот этим. [АА: И также сказать?] Да, да. [АА: А на губе?] И на губе. Всё везде.[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  97. [От испуга] Как СВВ лечила ребёнка от испуга: «откуда вылезла, тем и лечись» от испуга слова специальные. Грыжу закусывали: «Я не пупик закусываю, а грыжу грызу» так три раза после родов.[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  98. [От испуга] [А как от испуга лечить?] Дак это же и есть. Испуг дак мочой. [А какие слова при этом говорить?] «Откуда вылезло, тем и лечи».[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  99. [Поправить дитя] Если сглазили дитя, слизнуть языком с его лобика. Слизнуть и сказать: «Соль да вода всем вам в глаза». И обтереть личико подолом, говоря при этом: «Вам плакать, нам смеяться». [<<]
    Населенный пункт: Белый Ручей

  100. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Великий Двор, 2007 г. У меня было. Мы отсюда, в Архангельску область, вот я по вербовке-то на железну-то дорогу. Вот поженилися с мужем, у меня дочка родилась, вот с пятьдесят пятого года дочи. И, это, мужа взяли в армию, тогда три года служили. Ну, и жили тут двое. На одном колидоре два хозяина было, две кварт[иры]. И собака залаяла, и она маленькая была, месяца, наверно, три было. Она напугалась. Ну, вот, плачет и плачет, плачет, плачет, плачет, не знаю, не перестаёт. Я уже и в больницу отвозила, здоровая, ничё не произведаю. Девка, не пьёт, не ест, всё плачет. Потом одна бабка и спрашивает: «Тётя Марфа, как Надя-то?» «Да, - говорит, - никак, бывает так: не живёт и не помирает. Будем в одну сторону: куда жить, дак жить, а помирать дак». «Вот, - говорит, - пришла к одной, чтоб от. Пришла, - говорит: «Мати, дак сходи-ка ты к ней». Ну, мама пришла туда, ей рассказала, она говорит: «Принеси муки, чтобы калач сделать такой. Она, - говорит, - собаки напугалася, в общём, у неё называется собачья старость, пристала такая болезнь». Ну, врачи никто, ну, не признали, знаешь. Здорова девка – и всё. Ну, ладно. Она раз ходила. А подруга: «Мать-то есть у неё?» Она говорит: «Как же, есть». Я по сменам ходила, так что: «Вот, - говорит, - завтра днём будет дома». «Ну, вот, пусть мать и придёт с ней». Ну, я пришла, она забрала девку, на кухне окно открыла и говорит.. Ну, вот, как наш вот, ну один дом так. И говорит: «Вокруг дома оббежи». Я вокруг дома оббежала и к окну. И она, и спрашивает: «Чё пекёшь?» Она мне отвечает: «Пеку перепёку, пеку недопёку, перепекаю перепёку». Я опять. От, три раза дом оббегу. Три раза оббежала, девку взяла, пош[ла]. Три раза сделала – всё. А чё уж она там шептала, уж это я не знаю, а мне вот так отвечала. Тоже было. Ну, это уже давно, дак давно. У меня уже дочери пятьдесят два года, пятьдесят второй будет в сентябре, восьмое сентября пятьдесят два будет. [АТ: А как Вы говорите, она говорила?] «Пеку недопёку, перепекаю перепёку». А больше чё говорила, не знаю. Это она мне отвечала в окно. Три раза вот так. [АТ: Ну, что-то делала она там всё-таки?] У неё был кре[ст]… калач вот такой сделан большой, и она чё там делала. «И потом я, - говорит, - этот калач дам собаке. Что собаке… собака её напугала, дак собачья старость дак». И собаке, отдавала собаке. Чё уже, может, и говорила чё, но она сама делала это. Не знаю чё. [АТ: А как-то я слышал, вот, когда собачья старость, так даже в печку ребёнка?] Дак, вот, она, видишь, это, я уходила, дак она и маленько-то её туда, в устье-то. И я-то прихожу, а у меня, вот я, что вот так я спрошу, и она мне. И вот так три раза по три дня. И всё. Недалеко так в печку, так, в устьё. А чего уж говорила, не знаю там. [АТ: А где это было?] А это было в Архангельской области. Я была девчонкой, когда по вербовке уезжала. Оттуда мы сюда и переехали. [АТ: А какой район Архангельской области?] Архангельская область, станция Шурай. Это, едешь на Котлас, дак, станция Шурай. [АТ: А какой район?] Костылёвский район. [<<]
    Населенный пункт: Девятины

Свернуть все тексты

Отметить все населенные пункты