Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний

Заговоры Обонежья

Классификация заговоров по: источникам | функциям | датировке | населенным пунктам

Функция: от укуса змеи

  1. [Укушение змей] Лечение. Взять горшок с водой, положить туда травы пячи (макрицы) или сена, камешок и говорить слова: «Отговариваю раба Божья Н. от раба Божьего Н. гажью клеванницу и от пловучего (гада), и от летучего, и от ветренного. С воды гад клюнул, вода на пользу. С травы гад клюнул, трава на пользу. С ветра гад клюнул, ветер на пользу. С камня гад клюнул, камень на пользу». Говорить слова три раза, после каждого раза плюнуть в горшок три раза. Водой тереть ужаленное место. (Олонецкие губернские ведомости. 1900. № 114. С. 2.) [<<]
    Датировка: 1900 г.

  2. [Молитва св. апостола Павла, аще егда когда кого змия уязвит]. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аз Павел-гонитель бысть и камением метах на честные сосуды. Изыдах ревностию своею в Киликию и абие ту ехидна изыде от тое плоты и обвесися на десней руце, аз же, Дух святый имый, отряс ее на восходящий пламень. Аз же ничтоже злая приим от сея вещи и на сон се ми обрати. Пришел архангел Михаил, возгласи ми ангел Павел, рабе Господни, возстани и приими книги сия и обрящеши в них написана ображения, написано не о едином страждущем мя, не со мнозех. Наутре, возстав, приим сию, разумех и обретох в ней написана сице. Заклиная вас шестиедесяти и пяти половина змеина, ползающих на земли, и Господи нашего Исуса Христа, сотворшего небо и землю и море, ибо престол Его неподвижимый во огненную реку исходящую; подножие Господи нашего Исуса Христа во множество святых апостол Его, приимши власти от него, наступати на змия и скорпия и на всякую силу вражию, змию вредящую, и всилиска асцида, змию облаковидную, змию дубовосходную, змию огневидную, змию власяную, змию слепую безочевидную, змию стретчу, змию черну, змию ехидну медяну, имущую яд в одной челюсти, скорпия вдохновение диавольское аще ухопит человека, невозможно есть исцелитися ему; аще к породове изгиблющеся идеже присне верного и благодатного Павла запрещения идеже проповедуется зверей ради всякого году, змия всякого рода умрет, а врежденного ту исцелят во славу Божию. Аминь. Возьми сосуд чистой воды и сосуд чистой, молитву сию рек трижды, и у болящего помаж место, идеже изьедено, пред образом Божиим. (№ 90, С.3).[<<]
    Населенный пункт: Сенная Губа

  3. Кенозеро (Говорить над водой и пересикать ножыком на крест.) Стану я, раб Божэй, благословесь, пойду перекрестесь, выду я в цистоё полё. В цистом поли есь староё мижыщо, староё мижыщо, староё мижыщо, в старом мижыщи [три раза] е лютоё гнездыщо [три раза], в цистом гнездыщи [три раза] е лютоё змиищо [три раза]. Мои слова зляе жлала и жыгала [три раза]: заговариваю у раба Божья клёф и болизну и змииную рану [три раза]. Во Киеви намотроф (?), и заговариваю у раба Божья на век пувеку, во веки. Аминь. [<<]
    Населенный пункт: Кенозеро
    Датировка: 1914 г.

  4. Кенозеро [На воду в медной посуде.] Святые Егорий Храбрый, и спаси, сохрани раба Божья ото всех от двенатцети змий, и от серой, от белой, от красной, от синей, от цёрной, от травянной, от водяной, от земляной и от лётуцей и от ходуцей, от хлевной, от дворовой (Трожда). [<<]
    Населенный пункт: Кенозеро
    Датировка: 1914 г.

  5. Почозеро Стану я благословесь, пойду перекрестесь, выду я в цистоё полё. В цистом поли под востоцьной стороной анделы и арханделы, сама Мать Присвятая Богородиця, Олёксандр Киньской и Невской и Ошевеноской. Я вам покорюсе и помолюсе, науцити миня добрых слов говорить, змия заговаривать, сала зажымать. В Киеви змея и в Пещоры змей, у змея в мори, а у миня в роти вода. Отыни до веку. Клюць и замок моим словам. Аминь. [<<]
    Датировка: 1914 г.

  6. Кенозеро (Взеть зубами от ивы лыка, а из байны дресвяной каминь, и штобы на пальци было серебряноё кольцё, и натереть больноё место у скотины.) От ив лыка, от каминя искра, от серебра цистота, от сия жывотинки [по шерсти] опухоль. Гад домовой, гад дворовой, гад улицьной, все три гада, полетите за синё морё к цярю Санталу, у цяря Сантала всех рыб нажарено, и щук напецено, наварёно: пейте, еште и лопайте, тресните! [<<]
    Населенный пункт: Кенозеро
    Датировка: 1914 г.

  7. Враниковское [На воду, которой потомъ промываютъ укушенное место.] Стану я, раб Божэй, благословесь, пойду перекрестесь из дверей в двери, из ворот в ворота, выду в цистоё полё. В цистом поли Окиян морё, в Окияни мори гадовищо, жыгалищо, мидиница и золизиница и змий и змия в мори, у них вода в роти, не могли не пушить и не палить ни камня, ни моря, ни жолеза. И так мою милую скотинку [по шерсти] не могли не пушить и не палить и вперёт опухоли не дать, век и по веку, отныни до веку. Моим словам клюць и замок. Аминь, аминь, аминь. Моим словам клюць и замок. Аминь. [<<]
    Населенный пункт: Враниковское
    Датировка: 1914 г.

  8. Ивово лыко, ивовый куст, осиновый сук, тут змеи место, тут змеи гнездо. Аминь. (Карельская АССР, Пудожский р-н, д. Погост, 1958 г.) - №1940.[<<]

  9. Пойду во цисто поле, помолюся Господом Богом. Иду по пути — по дорожке идет господин апостол. Змея в пути его не тронет. Змея Василиса, сложи свое змеиное жало. Аминь. Трижды дунь, трижды плюнь, перекрестись. (Карельская АССР, Пудожский р-н, д. Новинка (Сумозеро) - 1957 г.) - №1942.[<<]

  10. Был здесь Александр Ошевенский. Был он угодник и сделал заклинание, чтобы не было змей. И до сих пор за пределами Ошивенского погоста есть змеи, а там — нет. Говорят, Александром Ошивенским спасаться надо. Первый раз в лес идешь и скажи: Преподобный Отче Александр Ошевенский, молю и прошу тебя, батюшка милостивого, нашего угодника, избавь меня от змеиного укуса — не только от укуса его, но и видения. Аминь. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, с. Конево, 1963 г.) - №1943.[<<]

  11. Сперва прочесть молитву «Достойно есть». Потом — слова: Змей — в Киеве, а змеиха — здесь. По проклятию змей проклят. Во веки веков. Аминь. Три раза. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Подгорье, 1963 г.) - №1946. [<<]

  12. В Киеве — змея, в Киеве — змея, в Киеве — змея, здесь — отрод, здесь — отрод, здесь — отрод. Своими губами зажимаю змеиное сало, своими губами зажимаю змеиное сало. Аминь, аминь, аминь. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, с. Ошевенский Погост, 1962 г.) - №1947.[<<]

  13. В Киеве — змеиха, а здесь — плод. По имени змея проклята. Заговариваю от ожога. Аминь. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Троица, 1963 г.) - №1948.[<<]

  14. Гаде ты, гаде, вынь свое жигало, вынь свое жигало. Читать до трех раз. Котелку медному говорят. Помогает, если говорить там, где змея укусила, на том же месте. (Архангельская обл., Кенозеро, д. Заречье, 1958 г.) - №1949.[<<]

  15. Гад змей-через, сойми свои зубы с рабы Божьей (имя), с белого тела, с ретивого сердца. Дом твой знаю, житьё твое знаю, дом твой — в чистом поле, под ракитовым кустом. Дом твой сожгу, детей твоих на ветер спущу. Нёбо, ключ, земля, замок. (Карельская АССР, Пудожский р-н, д. Пильмасозеро, 1957 г.) - №1950.[<<]

  16. Здравствуй, доброе утро! Лечу я (имя), выговариваю: — Уж-змей с гадюкой гулял — и яд потерял. Яду минаться — скотине (или человеку) поправляться. Сбрызнуть водой три раза, от удавицы-змеи — девять раз. (Карельская АССР, Пудожский р-н, с. Чёлмужи, 1960 г.) - №1951.[<<]

  17. Плюнь на (указательный) палец и против солнца вокруг ранки води. От черного змея, от лютого змея, от медянки, от железянки. Повторить три раза. (Архангельская обл., Котласский р-н, д. Окулово, 1974 г.) - №1952. [<<]

  18. Лесная змея медяница, лесная змея желяница, лесная змея черная, аи, гаде, аи, гаде, вынь жигало у раба Божья (имя). Ключ, замок моим словам. Во веки веков. Три раза сказать, плюнуть. Наговаривать на теплое молоко. Прочертить ножиком место укуса. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Подгорье, 1963 г.) - №1953.[<<]

  19. Змея-медница, змея-железница, змея серая, змея черная, змея рябая, змей-мат, змея-матиха. Отойди, гад, прочь. Отойди, гад, прочь. Отойди, гад, прочь. Вынь яд вон. Вынь яд вон. Вынь яд вон. Наговаривают на сметану, ножичком ее перекрестить. Труба, окна, двери закрыты. Повторять три раза: утром, вечером, на заре. Три дня. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Кувшиново, 1963 г.) - №1954.[<<]

  20. Пойду во цисто поле погляжу. Вдоль пути-дороженьки лежит змей на дороге. Змея Василиса, сложи свое змеиное жало в правую руку, в безымянный перст. От этого жала вся рука одрябла. Заживи, болесь — кровавая рана. Аминь. Трижды дунь, трижды плюнь. (Карельская АССР, Пудожский р-н, д. Новинка (Сумозеро) - 1957 г.) - №1969.[<<]

  21. Если ужалит змей, то становятся на ближайший камень и говорят: «Чур меня! Моя вода, моя земля, мой и камень». Если змей до произнесения этих слов не успеет «хватить воды», то издохнет. (№76, С.674). [<<]
    Населенный пункт: Петрозаводск

  22. Отправляясь в лес, на сенокос или просто куда-либо из села, многие произносят нечто вроде заговора против встречи со змеей ‑ следующего содержания: «Солнце, небо, мать-сыра земля, заприте змеев шипучих и ползучих, чтобы не грелись, да не крутились, не прыгали, да не скакали, не шипели, да не кусали». Этот языческий заговор знают очень многие из поморов. Но другой, не менее интересный заговор против заражения крови от укусов змеи, знают только немногие колдуны. Всей же массе знахарок и колдунов Поморья этот заговор совершенно неизвестен. Пользуясь любезностью одного из колдунов, разрешившего мне записать этот заговор, я могу познакомить с ним читателей. Прежде чем прибегнуть к чудесной силе заговора, колдун рекомендует возле места, укушенного змеей, сделать тугую перевязку, так, чтобы зараженная кровь не могла свободно перейти в другие части тела. Сделав перевязку, колдун обводит ножем вокруг опухоли три раза, причем после каждого раза плюет, приговаривая: «На мори, на Кияне, на острови, на Буяни стоит частый ракитый куст. В том частом ракитовом кусту лежит Змей-Шкурапей. О, Змей-Шкурапей, собери всих своих Змей-Змеевичев межных, подрубежных, колодных, подколодных, моховых и лесовых, змею – Шкурапею и змею – Переярую, летучих и ползучих. А не соберешь ты всих Змей Змеевичев межных да подрубежных, колодных да подколодных, моховых да лесовых, змею-Шкурапею да змею-Переярую, летучих да ползучих ‑ я пойду к самому Гавриилу да св. Николаю да попрошу их напустить грозного грому, грозну тучу, чтобы громом побило да молнией сожгло. О, раб Христов ‑ человек, ‑ не ходи к самому Христу, не пускай на меня грозного грому, да грозну тучу, не бей меня ни громом да ни молоньей, я ‑ раб, Христос человек. Вытащи жала русого. Как вода чиста и непорочна, так чтобы и раб Божий (имя) чист был и непорочен от змеиной лютости и ненависти. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Этот же заговор употребляется и от укуса бешеной собаки с прибавлением в конце следующих слов: «Вынимай дурну кровь из буйной головы, со ретивого сердца, из-под жил и жил, из-под ногтей и костей, из под-ногтей и ногтей, из-под кожи и крови. Да пусть сохранит тебя ангел-хранитель, помощник денной, одеждник теплый, всюду да везде: и в крутых горах, и во темных лесах, и от ведьмы еретицы, и от лешего, водяного, болотной бабы, домового, буйного дерева да нечистого духа. Аминь». (№ 4. С. 164).[<<]

  23. [Заговор от укуса змеи (карельско-вепсский)] Слова *фреипые. Кюи, кюи, тѣдян миня, кюи, колмеюгексат кюи: емягеш кюи пя уккоиж сини пя. Емягеш ма маттасъ мадележ кивиконге лизо синун коди. Отан миня шулкуижен вю(н), оигеидан юличи (ту)лижес... эгес. Сидя миня шулку // (л. 36 об.) ижесъ вюд мюте отан синул кибут кивиконге лиго пайшъкет синун паю мяття. [Перевод: Гад, гад, знаю я, гад, тридевять гадов: гадину — твою мать, главного гада — твоего отца синюю голову. Мать гадина в земляной кочке ползает, в груде камней возрастет твой дом. Возьму я шелковый пояс, расправлю поверх огненной реки. По этому шелковому // (л. 36 об.) поясу я сниму твою боль, в груду камней положу, нарывы твои — в кочку с ивой.] (РЗРИ 2010:132-133, № 109) [<<]

  24. [Заговор от змеиного укуса] 256. На змеиный укус: <Прежде, чем прибегнуть к чудесной силе заговора, колдун рекомендует возле места укушеннаго змеей сделать тугую повязку так, чтобы зараженная кровь не могла свободно перейти в другия части тела. Сделав перевязку, колдун обводит ножем вокруг опухоли три раза, причем после каждаго раза плюет, приговаривая:> На мори, на Кияне, на острови на Буяни, стоит частый ракитый куст. В том частом ракитовом кусту лежит змея-шкурапей. «О, <змей-шкурапей, собери всих своих змей-змеевичев межных,> подрубежных, колодных, подколодных, моховых и лесовых, змею-шкурапею и змею-переярую, летучих и ползучих. А не соберешь ты всих змей-змеевичев, межных да подрубежных, колодных да подколодных, моховых да лесовых, змею-шкурапею да змею-переярую, летучих да ползучих, я пойду к самому Гавриилу да Св<ятому> Николаю да попрошу их напустить грозного грому, грозну тучу, чтобы громом побило да молнией сожгло». — «О, раб Христов — человек, — не ходи к самому Христу, не пускай на меня грозного грому да грозну тучу, не бей меня ни громом да ни молоньей». — «Я, раб, Христов человек. Вытащи жала русого». Как вода чиста и непорочна, так чтобы и раб Божий (имярек) чист был и непорочен от змеиной лютости и ненависти. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. (НА КарНЦ РАН. А. 27/200. Исполнитель не указан. Зап. Г. Цейтлин, Сумский Посад, Беломорский р-н, Респ. Карелия. И. М. Дуров переп. из очерка Цейтлина (см. паспорт к № 31) в 1913 г.). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 256).[<<]
    Населенный пункт: Сумский Посад

  25. [Заговор от змеиного укуса] 257. На змеиный укус: Слава тебе, истинный Бог Исус Назарей. Аминь. Опустился сам Господь с небес. Пойде Господь от купеля в Новый Ерусалим. Грядет Господь по путе, лежит змей Василиск, аки бревно толст, аки бревно велик. Господь его пройде, а змей его не потроне. Заде гряде Иоанн Богослов. Поднесе к этому жигалу змеиному свою правую руку, свой безымянный перст. От этого жигала змеиного перст заболел; от этого перста вся рука опухнет; от этой руки весь святой раздряб, не может. Рече Господь Исус Христос: «Гряди, Петры, гряди, Апостол по Божьему слову, по Господнему велению: трожду дунь, трождуплюнь, трожду помазуй на тое на больное место, чтобы не болело у того раба Божия (имярек), чтобы не было на сердце тоски, щипоты, ломоты, на тели опухоли от двенадцати шерстей. Аминь. Аминь. Аминь». (НА КарНЦ РАН. А. 27/229. Исполнитель не указан. Зап. И. М. Дуров, 1914 г., Сумский Посад, Беломорский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 257). [<<]
    Населенный пункт: Сумский Посад

  26. [Заговор от змеиного укуса] 258. На змеиный укус: Слава тебе, Христос, истинный Бог Исус Назарей. Аминь. Спустился сам Господь с небес. Пойде Господь от купеля в Новый Иерусалим. Придет Господь по пути, лежит змей Василиск, аки бревно толсто, аки бревно велико. Господь его пройде, а змей его не потроне. Заде гряде Иоанн Богослов, поднеся к этому жигану змеиному свою правую руку, свой безымянный перст. От этого жигана змеиного перст заболел; от этого перста вся рука опухнет; от этой руки весь святой одряб, не может. Рече Господь Исус Христос: «Гряди, Петры, гряди, Апостол по Божьему слову, по Господнему велению: трижды дунь, трижды плюнь, трижды помазуй на тое на больное на место, чтобы не болело у того раба Божия, чтобы не было на сердце тоски, счипоты, ломоты, на теле опухоли от двенадцати шерстей. Аминь. Аминь. Аминь». (НА КарНЦ РАН. А. 155/126. От О. И. Корольковой зап. М. А. Тихонов, Е. А. Вашко, И. В. Береснев, 1982 г., Сумский Посад, Беломорский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 258).[<<]
    Населенный пункт: Сумский Посад

  27. [Заговор от змеиного укуса] 259. От змеиного укуса: Как змей клюнет да не полегчает — наговор есть: Утрось было, Господи шли по матушке по Согожь-горы со двенадцатью Апостолами. На пути лежал змей Василис. Все обошли и обоколили, только не могли обойти и обоколить Иван Богослов. А сопил его змей Василис за единый, за безыменный перст. Он опух и одряб, и за Ангелами идти не мог. Закричал Апостол Петр своими устами: «Сыне, сыне, трожды дунь, трожды плюнь, трожды безыменным пальцем обведи, и с раба Божьего сойдет с сердца болезнь, с костей щипота, с тела опухоль. Аминь». (НА КарНЦ РАН. А. 155/126. От А. Л. Митряховой зап. Е. А. Ремезова, В. М. Гацак, Л. Н. Гаврилова, 1956 г., Коросозеро, Беломорский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 259).[<<]
    Населенный пункт: Коросозеро

  28. [Заговор от змеиного укуса] 260. На змеиный укус: Наговаривается над камнем или перед водой. Ако камь, во рту вода, тебе, змей Василиста, болезнь, щипота. (НА КарНЦ РАН. А. 28/79. От М. Ф. Бахиревой зап. С. Г. Бахирев, 1935 г., Лапино, Беломорский р-н, Респ. Карелия. Идентичный текст: А. 34/51; вариант: А. 8/304. С. 99). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 260).[<<]
    Населенный пункт: Лапино

  29. [Заговор от змеиного укуса] 261. На обклевание змея: Ока камень, во рте вода, тебе, змей Василиста, болезнь, щипота. (НА КарНЦ РАН. А. 28/77. От М. Ф. Бахиревой зап. С. Г. Бахирев, 1935 г., Лапино, Беломорский р-н, Респ. Карелия. Идентичный текст: А. 27/195). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 261). [<<]
    Населенный пункт: Лапино

  30. [Заговор от змеиного укуса] 262. Против укуса змеиного: <Отправляясь в лес, на сенокос, или просто куда-либо из села, многие произносят нечто вроде заговора против встречи со змеей, следующаго содержания:> Солнце, небо, мать — сыра земля, заприте змеев шипучих и ползучих, чтобы не грелись да не крутились, не прыгали да не скакали, не шипели да не кусали. (НА КарНЦ РАН. А. 27/202. Исполнитель не указан. Зап. Г. Цейтлин, Сумский Посад, Беломорский р-н, Респ. Карелия. И. М. Дуров переп. из очерка Цейтлина (см. паспорт к № 31) в 1913 г.). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 262).[<<]
    Населенный пункт: Сумский Посад

  31. [Заговор от змеиного укуса] 263. Стану раба Божья Елена благословясь, пойду перекрестясь, пойду по Фолын-горе по матушке. На Фолын-горе, на матушке, лежит змей Василиста на все на девять шеретей, на все на разны шеретей. Иван Предтеца не мог обойти, окружить. Сам Господь обошеу, окружиу. Петр и Павел говорил: «Иван Предтеца, беги на реку». Иван Предтеца говорит: «Не могу бежать в реку». Сам Господь говорит: «Плюньте, дуньте на все на три стороны, обведите безымянным перстом у рабы Божьей Елены, выньте от сердца тоску, из костей щипоту, из тела опух проць из века в век, во веки веков аминь. Примечание: Заговор произносится при болезни, чаще всего при болезни скотины. Можно и при укусе змеи. (НА КарНЦ РАН. А. 79/255. От Е. Т. Анциферовой зап. Н. И. Савушкина, Е. А. Ремезова, А. Е. Быковская, 1956 г., Сенная Губа, Сегежский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 263).[<<]
    Населенный пункт: Сенная Губа

  32. [Заговор от змеиного укуса] 264. Господи, Боже, благослови! Благослови, Господи! И Свирской, Невской, Маховенской и Севильский, <...> спасите и сохраните меня и моих детей, когда пойдем мы за ягодами либо куда-нибудь, и змеи чтобы не трогали, <...> спасите нас. Вот и спасут. (НА КарНЦ РАН. А. 192/68, Ф. 3272/6. От А. А. Зотеевой зап. Е. А. Криничная, В. И. Пулькин, 1989 г., Спасская Губа, Кондопожский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 264).[<<]
    Населенный пункт: Спасская Губа

  33. [Заговор от змеиного укуса] 265. От укуса змеи: Стану благословясь, пойду перекрестясь, раба Божья Акулина, выйду в цистое поле, посмотрю в восточную сторону, — стоит покляпая* липа. Раба Божья Акулина надеру шелкового лыка, из под горючего каменя возьму маленькой гверстицы**, от ивы — лыка, от каменя — искра, от серебра — цистота, а от раба Божьего Ивана весь недуг и щипота. Червь полевой, червь дворовой, черной, пестрой, миденек, подьте к синему морю, к царю Салтану. У синего моря, у царя Салтана есь ясва сахарны, питва медвяны, — там ешь и лопни. А рабу Божью Ивану дай, Бог, доброго здоровьица отныне по веку и век до веку, от рождения до крещения, от крещения до венца, от венца до конца и до гробной доски. Аминь. Три раза проговорить. * Наклонная. ** Песок. (НА КарНЦ РАН. А. 12/111. От А. М. Пашковой зап. Е. Родина, 1940 г., Петрозаводск, Респ. Карелия. Публикация: Т. И. Сенькина. «Лад да совет…», 1992. С. 123). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 265).[<<]
    Населенный пункт: Петрозаводск

  34. [Заговор от змеиного укуса] 266. От укуса обыкновенного и «соломенного» гада: Господи, благослови, Господи Христос. Выстану благословясь, пойду в сине поле. В синем поле стоит дубовое дерево. Под дубовым деревом — дубовый стол. На дубовом столе стоит золотой петух, у петуха золотые крылья, золотые ноги, золотой клюв. Он гажью траву крыльями пашет, ногами скоблит, клювом клюет эту гажью траву, больших гадовей, маленьких гадовей — всех змеев-змей. Аминь. Аминь. Эту гажью траву. Сначала заговаривают больное место, потом постное масло, которым затем смазывают больное место, и в третий раз место укуса, смазанное маслом. (НА КарНЦ РАН. А. 12/111. А. Фонд 26. Оп. 1/15. Л. 111. От А. Я. Тимбаевой зап. С. А. Макарьев, 1924 г., Рыбрека, Прионежский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 266).[<<]
    Населенный пункт: Погост (Рыборецкий)

Свернуть все тексты

Отметить все населенные пункты