Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний

Заговоры Обонежья

Классификация заговоров по: источникам | функциям | датировке | населенным пунктам

Функция: от радикулита

  1. [Утюн (болезнь поясницы)] Лечение. Повалить больного животом на порог. По больному месту рубить топором, тупым, конечно, и слегка или бить топорищем и говорить слова: «Секу, секу утюн, засекаю утюн, чтобы спина не болела, поясницы не щемило, утюн век не бывал у раба Божия Н. Как в подполье камень не шевелится, не ворошится, так бы у раба Божия не шевелилось, не ворошилось в спине во веки веков. Аминь, аминь, аминь». Говорить слова три раза, после каждого раза плюнуть три раза на больное место. (Олонецкие губернские ведомости. 1900. № 114. С. 2.) [<<]
    Датировка: 1900 г.

  2. [Утюн (болезнь поясницы)] Повалить больного на живот, водить кочергой по больному месту и говорить слова: «Колю, колю и выколю! Что колешь? Усов колю. Коли его гораже (сильнее), чтобы век не болело». Говорить слова три раза, после каждого раза плюнуть три раза на больное место. (Олонецкие губернские ведомости. 1900. № 114. С. 2.) [<<]
    Датировка: 1900 г.

  3. Ундозеро (Провести три раза тремя соломинками кругом себя по солнышку и соломенки замкнуть в снопы.) Нива, ты, нива, матушка нива, стоиш ты середи поля чистого, ни боиси ты, матушка, не ветра, не падёры. И ты, раба Божья, не знай не устали, не пристали, не днём, не ночью. [<<]
    Населенный пункт: Ундозеро
    Датировка: 1914 г.

  4. Положить больного на живот, на спину — голик, топором по голику тихонько секут: «Что секешь?» — «Утин засекаю». — «Секи его пуще, чтобы больше вовек не болел». (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Троица, 1963 г.) - №1493.[<<]

  5. Положить на порог человека, на спину — веник и секут топором: «Чего секешь?» — «Утин». — «Секи боле, чтоб не было боли». Три раза так. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Шелтомино, 1963 г.) - №1494.[<<]

  6. Больной лежит, а другой — топором крестит наверху. Больной спрашивает: «Что, мужик, делаешь?» — «Утин рублю, рублю и повырублю, чтобы век не болело и не откидывалось». Аминь. (Карельская АССР, Пудожский р-н, точное место записи не указано, 1960 г.) - №1496.[<<]

  7. Человека кладут на порог, покрывают спину белой тряпочкой и легонько секут топором, секут да приговаривают. Больной спрашивает: «Ты чего секешь?» — «Утин засекаю». — «Секи пуще, чтоб на век не отрыгало». (Архангельская обл., Мезенский р-н, д. Бычье, 1975 г.) - №1497.[<<]

  8. «Чего секешь?» — «А утин секу». — «А секи его ладом, чтобы не было веком». (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Вздыхалино, 1963 г.) - №1498.[<<]

  9. Утин засекает первый или последний ребенок в семье. Болящий ложится на порог спиной вверх. Засекающий замахивается топором: «Что делаешь?» — «Утин секу». — «Секи-ко ладом, чтобы не болел он веком». Говорить три раза. (Архангельская обл., Приозерный р-н, д. Ручьево, 1962 г.) - №1499.[<<]

  10. Утин так засекают: Ты меня — раз, а я тебя — два раз, ты меня — два раз, а я тебя — три раз, ты меня — три раз, а я тебя — четыре раз, ты меня — четыре раз, а я тебя — пять раз… Девять раз. Я тебя загрызаю, засекаю, уничтожаю у раба Божьего (имя), чтобы тебя не тронуло, не шевелило и не грызло. Ныне и до веку, от веку по веку, аминь моим словам. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Кукшиново, 1963 г.) - №1500.[<<]

  11. Спина болела, дым засекали: «Чево секёшь?» — «Ушип (утин?) засекаю». - — «Чтобы век не болело, не отрыгивало». (Архангельская обл., Мезенский р-н, д. Кильца, 1975 г.) - №1501.[<<]

  12. Если болит спина, валятся на порог и веником по спине. «А что секешь?» — «Утин секу». — «А секи его ладом, чтобы не было потом». (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Вздыхалино, 1963 г.) - №1502.[<<]

  13. Сечь засмоленые полена на пороге и говорить: Кто на море бывал, солоны воды пивал, пивал-едал, утин засекал и смолы колупал. (Архангельская обл., Кенозеро, д. Заречье, 1958 г.) - №1504.[<<]

  14. О(б) овин шоркаюцце, чтоб никто не видел, и говорят: Овин ты, овин, возьми мой утин, а не возьмешь утина, сожгу тебя, овина. (Архангельская обл., Кенозеро, д. Заречье, 1958 г.) - №1505.[<<]

  15. Болезнь « Утюн». Болезнь «утюн» — сильная боль в спине, происходящая по большей части от подъёма тяжести не по силам. Человек при такой боли не может ни стоять прямо, ни ходить и находится в сгорбленном состоянии. Леченье этой болезни, известное под названием «рубить утюн», производится следующим образом. «Рубят», обыкновенно, два брата — старший и младший (в крайнем случае, могут их заменить и посторонние, преимущественно родственники). Для этого больной ложится на порог избы, головою в сени, на спину его кладут гулик (истрепанный — без листьев ‒ веник). Младший брат легонько ударяет тупым топором по гулику, а старший спрашивает: «что рубишь?» — «Утюн рублю»,‑ отвечает младший. «Руби его отныне и до веку, аминь», ‑ говорит старший брат. Так делают до трех раз. После третьего раза гулик бросают на улицу на «испашку» (назад себя слева — наотмашь). Подобного же рода болезнь — колотье в боках ‒ известна под названием: «Усовы колет» (ревматическая, кажется, болезнь), лечат ее другим способом, чем вышеприведенный, мне, впрочем, неизвестным. (№ 38. С. 399-400).[<<]

  16. [Утин прискать]. Утин, или спинную боль лечат, преимущественно старухи, следующим образом: больной лежит ниц через порог и когда он так ляжет, лекарка-старуха кладет на спину его веник (листоватик) и ударяет по нем острием топора. После каждого удара топором, больной спрашивает: — что сечешь? «Утин секу!» Отвечает лекарка. — Секи крепче! — говорит больной. Это повторяется до трех раз. Веник, лежащий на спине больного утином, выносится им на улицу и бросается на отмашку. (Доставил священник Макаров из Шенкур. у.) Утин прискать / Доставил священник Макаров // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878. — Ч. 2. Народная словесность. — С. 203, №34.[<<]

  17. [Слова-Заговор косить (чтоб не болела спина)]. Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Стану я, раб божий имя рек, благословесь, пойду перекрестесь, из избы дверьми, из двора воротами, выйду в чистое поле, и в зеленые луга; и как ростет в зеленых лугах трава и от Божей милости и от ветра колыбаетца и шатаитца и сгибаитца и не чует в себе никакия скорби и не болезни, также бы мне, рабу божию имя рек, косою траву косил, шаталсе изгибалсе и не чюл бы в себе устатку и в спины своей некакии скорби и не болезни; и сколько оная трава шатаитце от ветра и от всякой милости Божией и не чует некакого в себе устатку и болезни, также бы мне, рабу божию имя рек, сколько бы не косил и нечул бы в себе и в спины своей некакия болезни, не скорби и не устатку от ныне и до веку и до второго Христова пришествия; и тут моим словам ключ и замок, ключ в мори, язык в роти. Во имя Отца и Сына, и Св. Духа, аминь, аминь, аминь. (Из старинного рукописного сборника, полученного из с. Ваймуги, Холмог у.) Слова-Заговор косить (чтоб не болела спина) // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878. — Ч. 2. Народная словесность. — С. 203, №35.[<<]

  18. [Заговор от боли в пояснице] 216. Если болит спина, то рубят на пороге голик на пояснице у больной. Больная идет к бабке, та кладет ее на порог, вниз животом, берет голик, кладет его на поясницу и рубят голик топором. Больная должна спросить у лечащей: Что рубишь, раба Божья (имя)? А она отвечает: — Рублю-перерубаю уем, вырубаю-перерубаю. Так проделывают на трех порогах, а потом голик бросают на дорогу. (НА КарНЦ РАН. А. Р. VI. Оп. 1/7. Л. 40. Исполнитель не указан. Зап. В. Карелина, 1929 г., Шуя, Прионежский р-н, Респ. Карелия. Вариант: А. Р. VI. Оп. 1/18. Л. 32). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 216). [<<]
    Населенный пункт: Шуя

  19. [Заговор от боли в пояснице] 217. Если болит спина, берут голик (веник) и рубят его на трех порогах топором. Надь спросить у колдуньи:  Что рубишь, раба (имя)?  Я рублю, перерублю уем, вырублю, перерублю. И после этого голик выбросить на дорогу. Весь этот наговор может также совершить первенец — первый ребенок. (НА КарНЦ РАН. А. Р. VI. Оп. 1/12. Л. 32. От О. А. Каратаевой зап. В. Кузнецова, 1929 г., Вонжинская (Шуя), Прионежский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 217).[<<]
    Населенный пункт: Важинская (Вонжинская)

  20. [Заговор от боли в пояснице] 218. Когда начинают косить, из первой скошенной травы берут пучок и суют за пояс, говорят при этом: Костень-боленъ вся в косьевище. (НА КарНЦ РАН. А. Р. VI. Оп. 1/18. Л. 35. От П. В. Парамошкова зап. А. Милейковский, 1929 г., Пустошь (Шуя), Прионежский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 218). [<<]
    Населенный пункт: Пустоша

  21. Каршево, 2003 [Известна ли болезнь спины, у нас называется радикулит?] Ну а раньше называли ýтин. Тоже заговаривали. Я небольшая ещё была. У меня мама заговаривала. Через порог валится человек, у которого болит, возьмёт веник там, ножницы да ещё ножик да что-то. Кладет то ли в воду, то ли не знаю куда. И вот этот веник кладёт в воду, этому венику топором, топором секёт: «- Секу, секу ýтин, засекаю ýтин. А котора лёжит, та и: - За что баба ево секи-то […], секи его гораз, чтобы век не болел». Я вот так слышала. Таки слова. А больше не знаю ничого. [<<]
    Населенный пункт: Каршево (Каршевское)
    Датировка: 2003 г.

Свернуть все тексты

Отметить все населенные пункты