Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний

Заговоры Обонежья

Классификация заговоров по: источникам | функциям | датировке | населенным пунктам

Функция: наведение порчи («черные» заговоры)

  1. Взять стручок гороха с девятью горошинами: "Кладу девять горошин, девять чертешин (т.е. чертей), десята невеста, кони ни с места". Это на свадьбе. И кони не могли сдернуть.[<<]

  2. [Чтобы испортить, или навязать килы]. Чтобы испортить кого либо, необходимо взять шерстяную нитку и навязать на ней узлы. Эту нитку нужно бросить где либо в таком месте, в котором мог бы наступить на нее тот, кого нужно испортить. При завязке восьми двойных узлов говорятся следующия слова: 1) «Выйду я на улицу, 2) брошу в чисто поле, 3) в расстанье, 4) меж дворы, 5) в луга, 6) в моря, 7) в леса, 8) в зыбучие болота». Когда завяжутся все 8 узлов, то говорится: «Хоша и здес оставлю; куды пойдет, тут и очутися.» При завязывании каждого из 13 остальных узлов говорится: «По позднему вечеру выйду я на улицу и откажусь я от Иисуса Христа, от царя земного, от Бога вышняго, от веры православной, от бытюшки, от матушки, предаюсь я к нечистому духу, к окаянной силе, прошу я ей помощи, чтобы она помогла мне и пособила: поступаю я на вора разбойника, на денного грабильщика, на ночного полуночника, на (имя рек), и хочу я его свержить, хочу я его испортить: хоша среди дня, хоша среди ночи, хоша в чистом поле, хоша в темных лесах, хоша в зыбучих болотах, хоша сонного, хоша дремучого, хоша в терому, хоша за столами дубовыми, хоша со явствами медовыми, хоша пошел бы он и запнулся бы, самого себя заклянулся бы. Окаянные духи! придайте мне силы, помогите и пособите мне, чтобы не было (имя рек) ни в день житья, ни в ночь спанья, ни в час моготы, ни в полчаса терпежу. Хош бы схватило его грыжами или стрелами, взяло бы его в минуту или в две и узнал бы он все скорби и печали.» Заклинание произносится обыкновенно вечером, при чем заклинатель непременно должен быть без креста. Знатоки зтого дела советуют перед началом убить совершенно черного кота или кошку. Коль скоро тот, для кого приготовлено подобное заклинание, наступит на наговоренную нитку, то он споткнется и если при этом скажет какое либо скверное слово, заговор начнет свое действие. (Доставил г. Никольский из г. Мезени). Чтобы испортить, или навязать килы / Доставил г. Никольский // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878. — Ч. 2. Народная словесность. — С. 220—221, №107.[<<]

  3. [Икоту напускать]. При самом начале, когда учиться напускать икоту, снять с шеи крест, положить в сапоги под пяту, продержать полсутки, говорить слова: «Отрекаюсь Бога и животворящого Его креста, отдаю себя в руки дьяволам.» Шептать в соль, упоминая имя человека, коему зло намерен сделать, не иначе во-первых (прежде всего), как родственнице, упоминать слова: «Пристаньте сему человеку скорби, под названием икоты, трясите и мучьте (имярек) до окончания жизни». После, вынувши из сапога крест, повесить на спину, в то время будут дьяволы у тебя; помешкав сутки, переменить по обыковенному, наперед, тогда дьяволы от тебя отойдут, а будут мучить того, на кого сие учинишь. Соль же бросить на дорогу или в другое место, коим тот человек ходит, с приговором: «Как будет сохнуть соль сия, так сохни и имярек (тоть человек, коему таковое зло учинишь). Отступите от меня дьяволи, а приступите к нему.» И не вдолге сходить, соль ту разрыть, и сказать: «Поди, дьявольщина, от меня прочь!» И тогда злой дух (икота) начнет мучить то о человека. (Выписано П. С. Ефименком из дела Пинежского Уедн. Суда, 1815 г., о признавшемся чародее в напуске болезней, под названием икот, крест. Пильегор. волости Мих. Чупареве, апреля 13 дня 1815 г.; по генер. описи под № 985). Икоту напускать // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878. — Ч. 2. Народная словесность. — С. 221, №108.[<<]

  4. [Наведение порчи] В лети на заход(е) с(о)лнца зделат(ь) у воды человека в ег(о) имя з гнилы, нести в сокровенно место се и поставит(ь) стоя, да стрелят(ь) тридевятью стрел(ы) в брюхо, а говор(и) ко всякой стрелы: (1) Стреляю от всякой болезни. 1 стрел(е) говор(и): (2) Стреляю с(его) человека всякими приточными стрелами, чтоб прикоснула всякая болезн(ь), что на свете болезней ч(е)л(ове)ческих. А инныи иныма болезнми; а последная осиновая говор(и): (3) Как ся осина горкая вижжала и пищала от лют(а)го севера, (т)ак бы пищал и вижжал тот человек имярек. А стреляти… на солнышном закати. А пов... стрели, чтоб повалился... последней... // (л. 6 об.) говор(и): (4) Кол(ь) горка осиновая стрела, тол(ь) бы горко было сему человеку была всякая болезнь. А иные болезни приговаривай ко всякой стрелы розные. А как повалитце стреляючис(ь), и ты в лежачег(о) стреляй, а став(ь) к западу лицем. (РЗРИ 2010:95-96, № 7) [<<]

  5. [Заговор на смерть одного из новобрачных] 84. Говорится из ворот дома, мимо которого проходят или проезжают новобрачные после венца, или при входе их в родительский дом (мужа): Крест да могила, ладан да кадило. Произносится три раза: встрету, в бок и в затылок. (НА КарНЦ РАН. А. 27/280. Исполнитель не указан. Зап. И. М. Дуров, 1935 г., Сумский Посад, Беломорский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 84).[<<]
    Населенный пункт: Сумский Посад

  6. Бураково, 2004 [Как можно было отворожить?] Это называлось остуда (…). Ну, это поссорить. [Рассорить?] Да. Дак там берут соль и золы немножко и говорят: «Соль с золой злись, а такой-то с такой ругайся». И имена называют. «Ругайся и дерись». И вот эту посыпают у порога или где им там, у стола. Вот они переходят вот это место и скандал. [Это делают на свадьбу?] Нет, в любое время там делали. Не обязательно на свадьбу. [<<]
    Населенный пункт: Буракова

  7. [Порча] Как эта кость гниёт и тлеет, так у раба [пропуск] гней и тлей вся скотина (3 раза). (кость положить под порог хлева). [<<]
    Населенный пункт: Белый Ручей

  8. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, с. Девятины, 2007 г. [Пожелание зла] [Исполнитель поссорилась со своей подругой – дояркой Катей. Та пожелала ей зла, и всё сбылось] А Инка потом мне как через долго времени сказала, она сказала: «Ты, – го[вори]т, – погнала тогда корову, а Катя, – го[вори]т, – и сказала: «Долго не надёржит». И так и вышло. [<<]
    Населенный пункт: Девятины

  9. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, с. Девятины, 2007 г. [Пожелание зла] [Председатель сельсовета перед войной велел взорвать церковь, т.к. потребовался кирпич для строительства. И за это жители деревни ему желали зла. А на войне он первым погиб] И взорвали церковь – кирпич потребовался. Да за то этого председателя-т сельсовета так и говорили, што «первая тебе пуля в лоб!» И он, действительно, получил [смеётся] первую пулю, сразу и погиб, сразу и убили. [<<]
    Населенный пункт: Девятины

  10. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, п. Тяпуги, 2007 г. [Мать рассказчицы знала женщину, которую испортили на свадьбе] И вот говорили про эту женщину, что во время свадьбы там, видно, соперница или что какую-то порчу ей подсунула, что жених взял невесту на руки, чтоб как, такой обычай, занести домой. Ну, она сказала: «Всю жизнь и будешь носить на руках». И вот она обезножила – и вот в коляске. [<<]
    Населенный пункт: Девятины

Свернуть все тексты

Отметить все населенные пункты