Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний

Заговоры Обонежья

Классификация заговоров по: источникам | функциям | датировке | населенным пунктам

Функция: при купании

  1. [При купании]. Когда ребята купаются, то приговаривают: «Тройца велела, Богородица велела, трижды окурнутся, нырком пройти, и из воды вон идти». (Зап. г. Иванов в г. Пинеге). При купании / Записал [Н. А.] Иванов // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878 — С. 165, №27.[<<]

  2. [Заговор при купании в воде] 347. Перед погружением с головой — «нырком» — в воду произносят: Троицька велела, Богородицька велела трожды-трожды окурнутьце, трожды выкурнутьце и из водыцьки вон. (НА КарНЦ РАН. А. 27/123. Исполнитель не указан. Зап. И. М. Дуров 1913‑1935 гг. Сумский Посад, Беломорский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 347).[<<]
    Населенный пункт: Сумский Посад

  3. [Указ ках хош в воду ходить, чтоб не топила] Господи Боже, благослови Отче, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь. Таж говори псалом, “Господня есть земля”, весь до коньца. Молитва. Как Господь во ад снишел, и раступилися замки, и затворилися адовы врата, и устрашилися адовы вратницы, и так бы мне р(абу) Б(ожию) и(мярек) раступиласе вода и стояла бы она около меня, аки стена каменная тверда, и не топила, и // (л.16) не мочила бы меня р(аба) Б(ожия) и(мярек); и како Моисей привел и(зра)ильтельских людей сквозе Чермное море по суху, и вода ему была, яко стена со всей страны, и не топила, и не мочила, и не покрыла всех египет­ских и моявитских, и едомских, и измаильтельских князей, и так бы божиим повелением и архангельским запрещением и наказанием и мне р(абу) Б(ожию) и(мярек) стала бы она около меня р(аба) б(ожия) и(мярек), аки стена тверда, и огустела, яко олово, и не топила бы, и не мочила, и все водное естество его живое божиим повелением // (л.16 об.) устрашилось от меня р(аба) Б(ожия) и(мярек); и како Илия пророк Иелисия превел и был ему сух путь во образ креста, и стояла вода, аки стена, и прохождаше оба яко по суху, и не топила их и не мочила, и тако же бы от меня р(аба) Б(ожия( и(мярек) стала бы она вода около меня, аки стена, и не топила, и не мочила; и при Моисей раступилась от его жезла, и ныне мне р(абу) Б(ожию) и(мярек) раступися божиим повелением, а моими молитвами и словом, и Давыдовым слогом; и как держит воду божиим повелением и словом, и духом твердь не//(л.17)бесная и земная около рек и озер, и огражена, и сколь твердо и плотно стояла вода и водное естество Божиим духом, а моим словом и Давыдовым слогом, и как замыкаются замки по вечерным и по утренным зорям крепко и плотно, и по рекам, и по озерам, и по источникам, и так бы и от моих молитв, и от слов огустела вода и стала, аки стена, и мне р(абу) Б(ожию) и(мярек) сотвори Господи сух путь в воды, яко же Моисей в сем нове месяце, и в ветхе, и в полне, и во всякой час, и во всякое время во веки // (л.17 об.) веком, аминь. 3-ж до сем глаголи псалом “Помилуй мя боже” и “Верую во единаго Бога Отца” и “О тебе радуется” и “Взбранной воеводе”, и “Вокресную молитву” - все по 3-ж на воск. А воск прилепи ко кресту в левой стороне // (л.18) (С. 327-328)[<<]

  4. [Заговор от того, чтоб не утонуть] Читают раз в год на праздник Ивана-Купалы: «Исус Христос шел по воде, выше волн и над волнами. Господь всегда с нами. Возьми, господь, рабу (имя) под свое крыло, под свою опеку. Проводи по волне и над волнами. Огороди щитом от водяной пучины, от зряшного утопа. Слово крепко. Аминь». [<<]
    Населенный пункт: Белый Ручей

Свернуть все тексты

Отметить все населенные пункты