Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний

Заговоры Обонежья

Классификация заговоров по: источникам | функциям | датировке | населенным пунктам

Функция: на счастье и благополучие семьи

  1. Говорится женой или ее матерью, чтобы муж хороший был: Легка печень — кровь горяча, кровь моя — любовь твоя, люби меня, как сам себя. (Архангельская обл., Холмогорский р-н, д. Осередок, 1969 г.) - №820.[<<]

  2. От хлеба и от соли век не отказываются, так и ты от меня не отказывайся. При этом у жены в кармане должен лежать кусок хлеба и соль. (Архангельская обл., Холмогорский р-н, д. Осередок, 1969 г.) - №821.[<<]

  3. Если муж загулял и не приходит домой ночевать: Как красное солнце всходит и заходит, зная свое время, также и Сергей знай свое время — утром уходи, а вечером домой приходи. Для этого нужно взять с головы волос, положить их на правую руку, катать по солнцу. После этого волоса положить под порог дверей той комнаты, где вы живете. (Архангельская обл., Ленский р-н, д. Тундей, 1973 г.) - №826.[<<]

  4. В заутреню с первым колоколом в трубу орите: Леший лесной, бог наш, вышли мне Ивана, он мне нужен, я без него не могу ни жить, ни быть, ни дня дневать, ни часу часовать, ни минуты миновать. Вышли мне скорей! Аминь. Три раза. (Архангельская обл., Онежский р-н, д. Глотово, 1965 г.) - №830.[<<]

  5. В печку поставить чугунок — пусть он кипит. Кипящим девять раз выставлять и вылить на заре. Девять раз надо выставлять и опять ставить, приговаривая: Чугунок горит, водушка кипит, кипит там ретивое сердце, алая кровь, горячая печень. У раба Божьего Ивана по рабе Божьей Катерине, чтобы он не мог ни жить, ни быть, ни пить, ни есть, сухотовал и соболезновал по той рабе утром рано, вечером поздно, завсегда. Ныне по веку. Отныне до веку. Аминь. Девять раз на заре в дужку между дорогами вылить, тогда отступится. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Марковская, 1963 г.) - №831.[<<]

  6. В прежнее время были цари: Демьян, Константин и Соломон. Были они кротки, смирны и тихи перед Иисусом Христом, так же и муж мой(имя) был бы тихий, кроткий и смирный перед женой своей (или перед матерью), не буянил над женой (имя). (Архангельская обл., Холмогорский р-н, д. Плёсо, 1969 г.) - №834.[<<]

  7. У покойника Ивана не поднимется ни рука, ни нога, так и у моего Алексея на меня, Марию, не подымалась ни рука, ни нога, ни языки. Не бранился бы, не ругался бы. Аминь. Сказать три раза. Этим мылом надо мыться в бане этому человеку. (Архангельская обл., Красноборский р-н, д. Васильевская, 1967 г.) - №836.[<<]

  8. В Шенкурском уезде, в заключение стола после венца, приносят горшок крупяной каши. Последний из гостей, выхлебав всю и зачистив остатки, бросает порожний горшок на печь с приговором: Сколько черепья, столько ребят молодым! (Шенкур. уезда). «Сколько черепья...» // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878. — Ч. 2. Народная словесность. — С. 146, №8.[<<]

Свернуть все тексты