Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний

Заговоры Обонежья

Классификация заговоров по: источникам | функциям | датировке | населенным пунктам

Функция: прочие

  1. [Слова на честь девушкам, т. е. чтобы от молодцов постоянно им был почет] «Встану благословясь, пойду перекрестясь из дверей дверями, из ворот воротами, выйду в чистое поле, погляжу под восточную сторону. Под восточной стороной встает заря утренняя, выкатается красное солнышко. Пусть буду я, раба Божия Н. краше красного солнышка, белее светлого месяца, румянее утренней зари и вечерней, краше всего миру православного. Как глядят все православные христиане на красное солнышко и на белый свет, так смотрели бы молодцы на рабу свою Н. и почитали бы и возносили бы ее на головах своих. Не могли бы добрые молодцы и красные девицы без меня не жить, не быть, не игры заводить. Буди эти слова тверды и прочны из ключа в ключ, из замка в замок. Аминь, аминь, аминь». Говорить слова три раза в воду, после каждого раза плюнуть три раза в воду. Наговоренной водой помыться, а остатки вынести на улицу и вылить так, чтобы вода разлетелась по сторонам и сказать: «четыре брата вихоря, разнесите мою честь и славу по всем четырем сторонам». Если слова не помогут, то в Иванов день (24 июня) снести два яйца в муравейник и держать до Петрова дня. В Петров день одно яйцо вынести, а другое оставить гостинцами «муравейному царю». Принесенное яйцо выпить со словами: «Как около этого яйца «скались» мураши, так бы около меня, рабы Божьей Н. «скались» и увивались молодцы». (Олонецкие губернские ведомости. 1900. № 128. С. 2.) [<<]
    Датировка: 1900 г.

  2. Село Красное Стану я благословесь, выстану перекрестесь, пойду я из дверей во двери, из ворот в ворота, в цистоё полё. В цистом поли стоит озёрко. Почерпну я у этого озёрка водушки и пойду я, раба [имя] с етой водушкой. И пришла я, раба [имя] с водушкой. Стоит престол, у этого престола стоит Присвятая Богородиця. И помолюсь я Присвятой Богородици: Мать Присвятая Богородиця, пособи и помоги мне свести этих молодых. И у этой Присвятой Богородици стоит торелка, на этой торелки два золотых еиця. Они как эти еиця положоны, так и лежат крепко, плотно, они с места не катаютсе, так бы жыли крепко плотно [имена молодыхъ]. Пойду я, раба Божья, в этот дом благословесь с етой водушкой. Присвятая Богородиця, пособи и помоги свести в одно место. Умоютсе раб и раба этой водушкой, и их сохранит и помилует во всяко времё, во всяку минуту и во всякой час, и никто их, этих молодых посли этой воды не можот испортить, во всякой час, во веки векоф. Аминь. [На соль.] Рыба не можот жыть без воды, так бы раб немог жыть без рабы. Эти слова ёму пойдут в белу груть и белоё тело и на ретивое серце. Не мог бы он, раб, не жыть, ни быть без рабы, всё бы думал по ёй, и крепким снам засыпать, во всякой час, во всяку минуту. Этих я молодых свёла. Аминь. (Три разу.) [<<]
    Населенный пункт: Андрюковская (Красновская)
    Датировка: 1914 г.

  3. Враниковское Стану я, раб Божэй, благословесь, пойду перекрестесь, отцём, матерью благословлёна, на добрые дела наставлёна, выду в цисто полё. Там тикё быстра рицька, на этой рицьки лодоцька золота, друга серебряна. В одной лодоцьки Исус Христос, в другой Пресвятая Богородиця, думу думали, совет советовали. Так бы раб Божэй с рабой Божьёй думу думал, совет советовал, век пувику, отыни дувику. Аминь. [<<]
    Населенный пункт: Враниковское
    Датировка: 1914 г.

  4. Враниковское (Когда муж бьё.) Стану я благословесь, пойду перекрестесь, выду в цистоё полё. Там лёжыт мёртвоё тело, ни здымаютсе руки, ни гибаютсе ноги, не говоря грубо щоки, так бы у раба Божья не здымалисе руки на рабу Божью, ни гибалисе ноги, ни говорили грубо щоки, век пувику, отыни дуву. Аминь. [<<]
    Населенный пункт: Враниковское
    Датировка: 1914 г.

  5. Взять стручок гороха с девятью горошинами: "Кладу девять горошин, девять чертешин (т.е. чертей), десята невеста, кони ни с места". Это на свадьбе. И кони не могли сдернуть.[<<]

  6. У меня сеструха-то долго не выходила, дак не Великой четверг лазила я на хоромы к им и приговаривала, шевеливала этот охлупень: "Охлупень, шевелись, шевелись, и значит, и невесту с дому сшевели".[<<]

  7. [Снять тоску]. Нужно взять в какую-либо посудину воды из трех ручьев. Наливают ее ковшом, перекрестившись прежде всего три раза. Зачерпывают воду по теченью, считая ковши так: не раз, не два, не три...... не девять.... (всего 27 ковшей, т. е. три раза по 9-ти). Нужно стараться брать столько воды в ковшик, чтобы в эти 27 раз наполнить ровно половину посудины. Если же кажется больше или меньше, то выливается вон, на отмаш, говоря: тьфу ты окаянная сила! Если же налилось как раз до половины, то становятся на развязанной веник и обливаются этой водой, произнося следующие слова: Стану я млада на шелков веник белым телом, белой грудью, черными бровями, ясными очами, ретивым сердцем, слабыми мыслями, попрошу я серого зайка: прибежал бы ко мне серый заюшко, снял бы с меня тоску — кручину, — печаль, и понес бы он ее в чистое поле и спустил бы ее по буйному ветру, разнесло бы ее по разным городам и вложил бы ее рабу Божию (имя рек), об ком я млада кручинна тоскую. (Доставил г. Никольский из г. Мезени). Снять тоску / Доставил г. Никольский // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878. — Ч. 2. Народная словесность. — С. 144, №21.[<<]

  8. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Ялосарь, 2007 г. [Святочное гадание. Девушки выходят на перекресток, очерчиваются кочергой и произносят] «Ты залай, залай, собачка, на родимой стороне, на родимой стороне, да у милóго на крыльце». [<<]
    Населенный пункт: Девятины

  9. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, с. Девятины, 2007 г. [Перед сном девушка кладет какую-нибудь вещь своего возлюбленного под окошко и говорит] «Угол-угол, покажи милого угол, крышу, крыльцо, и самого на лицо». [<<]
    Населенный пункт: Девятины

Свернуть все тексты

Отметить все населенные пункты