Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний

Заговоры Обонежья

Классификация заговоров по: источникам | функциям | датировке | населенным пунктам

Функция: пчеловодческие

  1. [Пчелиные слова]. Изосим и Саватий Соловецкие, которые, по преданию первые ввели пчеловодство даже на Соловецком острове, признаны были распространителями и покровителями пчел и бортей во всей русской земле. В народе составился особый молитвенник, в роде целого молебна, об изобилии и сохранении пчел в ульях пчеловода. Устав чтения этого молитвенника таков: «Сей молитвенник и свиток читать на праздник Блоговещения Пресвятия Богородицы, на вербное и светлое Христово воскресение, между заутренями и обеднями в мшенике или на пчельнике. И высеки из громовой стрелы огня и положи в чистый сосуд, и в тоть сосуд положить росного ладону, и окружить на пчельнике или во мшенике, и поставить свечу Изосиме и Саватию, Соловецким чудотворцам, и помолиться им с верою, и держать сей свиток в самой чистоте, три раза аминь.» В молитвеннике этом, после «прославления благости Господа к уповающим на него,» состоящего из псалма: «живый в помощи Вышняго» и пр. читается дважды молитва к пчелам: Господи И. Х. С. Б., помилуй меня, грешного раба своего (им.). Господи благослови, аминь,» затем следуют самые молитвы, их всех семь. Первая из них читается: На морье-окиане, на острове-кургане лежит камень алатырь от конца века сего, и на том камне сидит ангел и Спас-образ с ангелы и архангелы и со Пресвятою Богородицею Божию дево-владыцею Матерью Мариею, и великии помощники Божии Изосим и Савватий Соловецкие чудотворцы. Посла их в Нарименские горы за силою пчелиною поймать крапчика и матку и посадити в зезл свой: подите дорогою, будет за вами погоня, то вы бросьте зезл свой в правую сторону. То они посланники Божии, Изосим и Савватий Соловецкие чудотворцы с архангелом Гавриилом, по Божию велению, пойдоша за силою пчелиною в Папа-Рымские земли, в Рымские горы, и пойдоша путьем к западу и до востоку, и дошед они посланники в ту землю, Изосим и Савватий Соловецкие чудотворцы, поймали крапчика и матку и посадиша в зезл свой и пойдоша путьем к западу и до востоку. Архангел Гавриил поднимает от земли всю силу пчелиную. Как восток имай, облацы поднимаются, тако бы поднималася сила пчелиная и пошла за Изосимом и Савватием, Соловецкими чудотворцами, силою небесною и Духом Святым. Идоша по надлежащим путьям и по тропам, то учинилася погоня из неверные земли, тогда архангел Гаврииль повелел Изосиму и Савватию бросить в правую сторону зезл и крапчика и матку возгнание дороги. То учинилася погоня, неверные догнаша и обыскаша по надлежащим путьям и тропам. И рече святый отец милостивыи: посланники Божии Изосим и Савватий, Соловецкие чудотворцы, возмите зезл свой, благословите и оградите путь сей и дорогу крестом и зезлом с востоку и до западу и со западу до востоку. И приведоша крапчика и матку со всею силою пчелиною и к тому ж собору Божию и ко Престолу Господню к ножиям Спасителя. И рече святый отец Изосим и Савватий: Господи! пришед еси по вашей седмице по твоему повеленью, сохранен и помилован вашими святыми молитвами. Ты еси Бог наш и Спаситель, ты еси нас спасл во всякой час и во всякое время. И приведоша к нозем твоим крапчика и матку со всею силою пчелиною. Куда, Господи девать и сажать? Господь же благословив и освятив духом своим святым, и преда и Господь Изосиму и Савватию Соловецким чудотворцам, и велел пустити от востока и до запада во всероссийскую землю, в темные леса в угодные древа, православным хрестианам и ко мне рабу б. (имя реку). Создай Господи милость свою, посли и надели мне рабу б. во дворье, в лесу и на пчельнике мои пчелы старые и молодые молитвами праведных отцов Изосима и Савватия, Соловецких чудотворцев. Как приведено по повелению твоему Господи из неверной стороны во всю российскую землю на канон и на воск, на фимиян и на всякую утварь церковную укрепление и утверждение скончания века сего, такожди Господи утверди у меня р. б. (им.), в пчельнике, во дворе, или в лесу на пчельнике пчел старых и молодых, до скончания века сего Духом Святым и преподобных отцев. Изосима и Савватий, помилуйте святыми своими молитвами у меня раба б. во дворе или в лесе, на пчельнике пчел молодых и старых, на выстановке во всяком году, во всяком месяце, в четверти и полчетверти. Около ограды пчельника моего обойду, духом Святым окурю от всякого глаза, от мужского, от женского, от простоволосых девиц, от чернца и от черницы, от колдуна и от колдуницы, от еретика и от еретицы, от нечистоты и от лихого человека и от чужих налетных пчел в ограду мою валитися, дабы от пчельника моего не отлетали старые и молодые до скончания века сего. Как по повелении твоему, Господи, океану-морью все морья покорны, реки и источники и потоки текут непрестанно денно и ночно, так бы, по повелению Божииму, чужая пчела моей пчеле покорна была завсегда, по всяк день и час. Спаси Господи и помилуй меня раба своего (им. рек), на пчельнике мои пчелы старые и молодые от всякого зверя и от всякой птицы, и от водяного потопленья и от нечистого духа, и от лукавого человека; покажи Господи милость свою, пришли и надели своим Божиим повелением и наделением моим пчелам, со всякого дерева, со всякого цвета старого сухого, и серого, и со всякого плоду брать на воск и на канон. Не повели Господи портить моих пчел ни колдуну, ни колдунице, ни еретику, ни еретице, ни дьявольским научениям и всякому злому человеку. Сохрани и помилуй от ныне и до века (три раза) аминь. Земля замок, небо-ключ, трижды аминь. (См. Ж. М. Н. Пр. 1863 г. № 1: Щапова, Истор. очер. народ. миросоз. и суеверий, стр. 52—54. Встречается и в Архангельской губернии.) Пчелиные слова / Из ст. [А. П.] Щапова // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. — М.: 1878. — Ч. 2. Народная словесность. — С. 177—179, №24.[<<]

Свернуть все тексты