Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний

Заговоры Обонежья

Классификация заговоров по: источникам | функциям | датировке | населенным пунктам

Функция: от других кожных болезней

  1. [Чесотка] Лечение. Взять воды или соли, или постного масла и говорить в них слова: «Встану благословяся, пойду перекрестясь из дверей в двери, из ворот в ворота, выйду в чистое поле. В чистом том поле мертвое море. В мертвом море вода мертвая — не шевелится и не ворошится. Так же бы раб Божий Н. не чесался бы и не ворошился бы. У Ирода царя девять жен, три девять дочерей. Оне все вкруту (быстро, скоро) счезли и пропали, так же у раба Божия Н. пропали чирья, вереда и собачьи голени (лишаи), и баенная нечись и вшивые городки (лишаи). Чего сама не договорила, чего мастер не доучил. Будьте слова крепки и тверды во веки ве-ков. Аминь, аминь, аминь». Говорить слова три раза после каждого раза плюнуть три раза в воду, соль, масло. Если слова говорены в воду, то последней обмыть больного, а если в соль или масло, то натереть ими больные места. (Олонецкие губернские ведомости. 1900. № 114. С. 2.) [<<]
    Датировка: 1900 г.

  2. [Чесотка] «Господи, Господи, царь Солян! избавь меня, Господи, от чужой чесоты, от баенной нечистоты, от порожной грязи, от веничной. Быть мое тело как кость бело, как камень во веки веков. Аминь, аминь, аминь». Говорить три раза и плюнуть три раза. (Олонецкие губернские ведомости. 1900. № 114. С. 2.) [<<]
    Датировка: 1900 г.

  3. «Чего секу?» — «Огонь секу, летучий огонь секу. Чтобы век не болело, не горело». (Архангельская обл., Лешуконский р-н, д. Койнас, 1976 г.) - №1728.[<<]

  4. Летучий огонь — красное пятнышко, обычно появляется на руках. Берут напилок и кремень, секут кремень на зари так, что искры сыплются и приговаривают: «Что секёшь?» — «Летучий огонь засекаю». — «Секи, секи пуще, чтобы век не болело, чтобы век не шипело. Шипи и кипи, где пенья, где коренья, где гнила колода». Надо три разапо зари сказать. (Архангельская обл., Лешуконский р-н, д. Кеба, 1976г.) - №1729.[<<]

  5. Засекают, как рожу, только не те слова говорят: Едут да гребут, не приворачивают, лодка — ледяна, весла — каменные у раба Божьего (имя). (Архангельская обл., Мезенский р-н, д. Печище, 1975 г.) - №1730.[<<]

  6. Бежала лиса с лисачами, с медными языками, зализывала, заплевывала летучий огонь, широховатого да чероховаты. Три раза плюнуть на то место, три раза прочитать, повторить эти слова. (Архангельская обл., Красноборский р-н, д. Томца-Первая, 1967 г.) - №1731.[<<]

  7. Захастываю, заговариваю жар печной, жар баенной от схожего красного солнышка, от дерева елки, от дерева березы, от дерева осины, от дерева крушины, всех святых древ. Во веки веков, аминь, аминь, аминь. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, с. Ошевенский Погост, 1962 г.) - №1737.[<<]

  8. Больного кладут на спину, в нескольких местах спину колют иголкой и читают несколько раз, заговаривают: Колю, колю, закалываю, золотуху заговариваю по ребрам, по жилам, по всем суставам, чтобы век не кололо, не отрыгнуло. Аминь. (Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Рубцово, 1962 г.) - №1738.[<<]

  9. Как катается красное солнце и подсолнечная луна по всей исцеленной, обсушивает рады, болота, прегр(л?) убы ручья, быстрые реки, так же обсуши у рабой(ы?) Божьей (имя) зуд и свороб, и мокру коростину. Будьте, мои слова, крепки и лепки, в договоре и не в договоре. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. (Архангельская обл., Лешуконский р-н, с. Лешуконское, 1976 г.) - №1739.[<<]

  10. Текет река Нева, плывет лодка ледяна с голубыми(?) с гребями, со святыми со людями — посетить, погостить лететь(?), и огонь полечить. Водить потом и повторить три раза, затем дунуть. (Архангельская обл., Лешуконский р-н, д. Засулье, 1976 г.) - №1740.[<<]

Свернуть все тексты

Отметить все населенные пункты