Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний

Заговоры Обонежья

Классификация заговоров по: источникам | функциям | датировке | населенным пунктам

Источник: Ильинский В. Свадебные обычаи в Ряговском приходе Каргопольского уезда // Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып. 3. Петрозаводск, 1894. С. 347 – 366.

  1. «Воскреснет Бог, расточатся врази, отбежат от лица Его ненавидящие Его! Яко исчезает дым, да исчезнутъ; яко тает воск от огня, так же погибнут бесы от лица Господня. Воззнаменуемся крестным знамением, возвеселимся о рекущих: Животворящий Крест Господень! прогони бесы силами на Тебе распятого Господа Иисуса Христа Сына Божия. Исповедаю едино крещение во оставление грехов, чаю мертвых воскресения и жизни будущего века. Словам моим: аминь. Ставлю к иконе свечку, ставлю попарно вкруг жениха и невесты, тысяцкого, сватьи, поезжаных, дружек и всего княжевецкого поезда; беру себе икону, иду вкруг княжевецкого поезда жениха и невесты, поезжаных дружек, ставлю медный тын от востока до запада, от севера до лета. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь. Обхожу кругом княжевецкий поезд, до трех раз ставлю медный тын от востока до запада, от севера до лета. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь. Ставлю икону на божницу, молюсь со всем княжевецким поездом иконе: сохрани мой княжевецкий поезд от шулупливого, от накляпого-горбатого, от встречного, поперечного, злодумливого. Ненавистникам смоляная спица из глаза в глаз, и вытяни из темени язык; тому делу — аминь. Сохрани мой княжевецкий поезд от кладуна, кладуницы, от бабы-еретицы, от бабы-белоголовки, от девки-черноголовки, от двоежена, троежена, от двоезуба, троезуба, от ведуна, от ведуницы, от встречного, поперечного, здодумливого, ненавистного; сохрани мой княжевецкий поезд в затворах, притворах, в утинах, притинах, в церковных порогах. Пусть мои слова крепче дерева тверда, стали и булата. Заключается моя статья статьями: отведу ему хитрую работу — пусть вкруг моря лес вырубит, пенье выломат, хвою выглодат, песок из моря вызоблет, кита-рыбу изловит, ключи выпорет, тогда мой княжевецкий поезд испортит. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, словам моим — аминь!» Отпуск читается не в той комнате, где сидят жених с тысяцким и поезжане, а в отдельной или в прирубе; следовательно, обход знахаря вокруг поезда бывает мысленный. Появление знахаря, по прочтении отпуска, в комнате, где находятся поезжане, служит знаком, что он кончил свое дело. Тогда тысяцкий выводит жениха из-за стола; все, находящиеся в избе, встают и молятся Богу. Затем начинается благословение, отец благословляет иконою, а мать — хлебом; жених кланяется в ноги родителям. Икона передается тысяцкому, который должен отвезти ее в церковь на время бракосочетания, а по окончании ‒ привезти обратно, и отправляются за невестою. На первой лошади едут дружки, на второй — тысяцкий и жених, далее ‑ поезжане. Весь поезд приезжает к невесте. Тысяцкий кладет икону на набожницу и с женихом идет к невесте, находящейся в другой комнате. Отец невесты берет ее за руку, подает жениху и говорит: «на (имярек жениха) сам тереби, а от других береги!» Когда жених поведет невесту из комнаты, девицы просят с него косное, т. е. за плетенье невесте косы денег на гостинцы, и он дает просительницам коп. 30—40. Тысяцкий ведет жениха, жених — невесту, а за невестою идет сватья, и все четверо садятся за стол, накрытый скатертью, с положенными на нем хлебом-солью. Захождение за стол должно быть произведено непременно с левой стороны — посолонь. Знахарь читает помещенный выше отпуск, после которого отец благословляет невесту иконою, а мать хлебом. (С. 364-366).[<<]
    Функция: обереги; прочие

Свернуть все тексты