Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний

Заговоры Обонежья

Классификация заговоров по: источникам | функциям | датировке | населенным пунктам

Источник: Елпидинский С., священник, настоятель Каргинского прихода. Обход или спуск для скота. // Олонецкие губернские ведомости. // 1872. № 52. С. 586 – 587.

  1. Обход или спуск для скота. До выпуска скота в первый раз весною на пастбище каждый деревенский пастух прежде всего старается запастись «Обходом или спуском для скота», как самою важною и необходимою для него вещию. Если который пастух не имеет «Обхода или спуска», то старается всеми способами приобрести оный, во что бы он ни стал, почему платит за оный довольно порядочную цену, от 3 до 5 и более р. сер.; а если пастух неграмотный, то сверх того за прочтение его, в первый день выпуска скота, платит грамотнику от 1 р. 50 коп. до 2 р. сер.; получит ли он от него какую пользу или не получит, это еще впереди, неизвестно; а иметь «Обход» считает для себя необходимостью каждый деревенский пастух. Весною, в самый первый день выпуска скота на пастбище, пастух делает обход, который служит для него все лето. I. Обход или спуск для скота. Обход рогатого скота, черного, белого, красного, пестрого, колматого, всякой шерсти бычков − поросов, коров и телят, и нетелей. Писал казначей, не знаю, чей и откуда. Господи, Боже, благослови Христос. Аз раб Божий, имярек, стану благословясь, пойду перекрестясь, на Божий свет выпущу, аз раб Божий, имярек, возьму на белые руки и погоню свою скотину в чистое поле; встану на конец поля, крыкну три раза, сколько голос мой далеко засяжет: так бы стали тыны далеко железной, золотой и медной от востоку и до запада, от земли до небеси; чрез этот тын никто не мог ни пройти, ни проехать, ни подрыться и ни подкопаться ни дикому зверю, железному носу, ни медведю и ни медведице черноухой, серой, седатой и детям их, ни волку и волчихи, и синим детям их − щенкам, и нечистому духу, и ни черному гаду, ни птице летучей, ни дереву скрыпучему. На утренней и на вечерней заре, в дневные и ночные часы, 24 часа, и наверху, и на перекрое месяца казался бы мой скот, милой живот, пеньем, колодьем и выскодьями, при горе горой, при воде водой, при лесе лесом. И погоню свой скот, милой живот, к Океану морю, к Акьяну граду. Милует мой скот, милой живот, сам Иисус Христос с учениками своими апостолами, ангелами и архангелами, на черном камне святый и милостивый Власий, на красном камне Георгий чудотворец, на белом камне Илия пророк, Николай чудотворец, святый Митрофан, Зосима и Савватий Соловецкие чудотворцы, Антоний Сийский, Антоний Дымский, Антоний Римлянин, Варлаам Хутынский, Кирилла-Белозерский, Кирилла Новозерский чудотворец, Власий и Иоанн Новгородские чудотворцы, великомученик Никита, великомученица Екатерина и великомученица Варвара всесвятая и милостивая и милуют своими молитвами, возмут к себе во град и замкнут первоверховных апостолов Петра и Павла ключами во веки аминь. И берегут они своими молитвами моего скота, милого живота, белого, красного, черного, пестрого, колматого, всякой шерсти, бычков − поросов, телят и нетелей от нечистого духа, от черного гада, от черного медведя, от черной медведицы, серой, седатой и детей их, от серого волка, от серой волчихи, от черной росомахи и синих детей их, и на утренней, и на вечерней заре во все дневные и ночные часы, 24 часа, во веки аминь. Есть море Океан, в оном море Климент папа Римский выносит питье медовое и кормит мой скот, милой живот. Берегут своими молитвами от всякого гада и нечистого духа, от черного медведя, от седого волка, от серой волчихи, от черной росомахи и детей их. Выходит св. Сосипатра и выносит соль морскую, ключевую, приговаривает: как соль сия плодится, так бы и плодился мой скот всякой шерсти около меня, раба Божия, имярека, во веки аминь. Господи, Боже, благослови Христос! Замкните, Господни первоверховные апостолы Петр и Павел, своими ключами на сей год мой скот, милой живот, в свою золотую палату, за тридевять замков, за тридевять сторожей, за тридевять вод, за тридевять царств, во веки аминь. (№ 52. С. 586).[<<]

  2. II. Обход или спуск для скота. Во имя Отца, и Сына, и св. Духа аминь. Стану я, раб Божий, пастырь, благословясь, пойду перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, далече в чистое поле; стану я, раб Божий, на восток лицем, на запад хребтом, помолюся я, раб Божий, Господу Богу Саваофу, Христу, Сыну Божию, Пречистой его Богоматери Богородице и Приснодеве Марии, Иоанну пророку, предтече Христову, Михаилу архангелу, воеводе небесных сил, святым апостолам Петру и Павлу, святому Николаю чудотворцу и святому священномученику Власию, епископу Севастийскому чудотворцу, святому победоносцу Георгию и всей небесной силе со умилением; припадаю, молюся вам: пособите, помогите, благословите на путь, провозите меня, раба Божия, пастыря, с моим милым скотом, с крестьянским животом, с коровьим стадом, пасти от сего дня и во все теплое лето и до белого снега; закройте, заградите, закрепите святыми, своими, своими, своими божественными нетленными ризами, ходячись ей в пакостине, по осеку, по тропам, по гродьям; меня, раба Божия, пастыря, имярек, и мой милой скот, крестьянской живот, коров и быков, и нетелей, и малых подтелков колматых и рогатых, кладаных и некладаных, доморощенных и вновь приведенных, черных, белых, пестрых, сивых и красных, и всякую разношерстную скотину от черного зверя, от серого зверя, широколапого медведя и прокидня, насылочного пакостника, перехожего волка и волчихи, красной лисицы, черныя соболихи, от рыся и росомахи, и от всякой змеи и скорпии, и от всякого злого человека порчельника и пыточника, и от всякия отпадшия силы, от падежу, от пострелу, от поветрия, от стретущего и постигающего и со стороны видящего, всякого разного чина людей. Закреплю я, раб Божий, пастырь, имярек, и заговорю свое вышеписанное коровье стадо вашими всесильными мольбами: сколь твердо основание земное двигнутися не может с места и сколь крепок гроб Господень, на воздусе во святом граде Иерусалиме, и сколь крепок синий камень в Окиане море, не крошится, не колется и не разломится, столь крепок и жесток буди мой вышеписанный заговор кругом моего любимого стада, век по веку, аминь, аминь, аминем заключается. О, Пресвятая, Госпоже, владычице Богородице! как ты закрыла и заграждала сына своего Господа нашего Иисуса Христа во святом граде Вифлееме Иудейстем от Ирода царя безбожного, так ты закрой, загради, закрепи святою своею ризою нетленною ходячись в паскоти, по осеку, по тропам, по угодьям меня, раба Божия, пастыря, имярек, и мой милый скот, крестьянский живот, век по веку, аминь, аминь, аминем заключается. О, Пресвятый Царю, Господи! постави, Господи, около моего вышеписаннаго коровьего стада тын железной, другой булатной, третий медной, четвертым стену каменну глубиною три сажени в землю, вышиною тридевять сажень; проведи, Господи, реку огненную глубиною до самыя бездны; повели, Господи, те вышеписанные тыны, ту и стену каменную замкнуть и заложить святому апостолу Петру златыми его ключами и вели оные ключи снесть на престол под святую его одежду нетленную; как сего замка и ключей люди не видят, такожде бы зверь не видел моего любимого стада; кажися при лесе лесом, при горе горой, при камне камнем, при воде водой, век по веку аминь, аминь, аминем заключается. О, Пресвятый Царю, Господи! пошли, Господи, святого Илию пророка на огненней колеснице с громом и молниею, со стрелою скременною, что истрелило бы из моей паскоти всякого зверя. Пошли, Господи, злых лютых мелетинских кобелей с вострыми зубами, с железными когтями, чтоб прогонили из моей паскотины черных, диких, разных разнопомянутых зверей медведей: подьте вы за синее Океан-море, на дикий лес, там вы ешьте зеленую траву, пейте болотную воду, ломайте и ворочайте пенье и колодье и выискивайте дикие каменья, а у меня, раба Божия, пастыря, в моей паскотане нет вам ни еды, ни питья, век по веку, аминь, аминь, аминем заключается. Как собирается народ православный ко звону колокольнему или к пению церковному, или к отцу духовному, и как собираются муравьевы дети к отцу своему, царю-мурашу, со всех сторон, служат ему и слушаются его всегда и, как стекаются быстрые реки и малые источники со всей святорусской земли во синее Окиан-море, такожде бы мой милой скот, крестьянской живот, любимое коровье стадо шли бы, плелися, велися в одно место, стекалися на трубу мою на покате солнца, в новце и в ветхе месяце, в меженные дни, во всякое время, из паскоти, из рек, с ручьев, из сенных покосов, со всякого места к домам своим, к хозяевам и хозяйкам, безоглядочно, дружка от дружки не оставаючись, век по веку, аминь, аминь, аминем заключается. Аще кто на меня, раба Божия, пастыря, и мой милой скот подумает зло какое порчею или враждебною статьею, у того бы порчельника и пыточника язык воротило бы, кровяные жилы рвало бы, скочили бы очи из лба, выпрянули бы, чтоб ему, порчельнику и пыточнику, в день покою, а в ночь усыну не было бы и до смертного его часу. Буди, Господи, во веки веков, аминь. Как сделать спуск. Возьми у всякой скотинины между рогами шерсти и клади в воск, и прочти сей спуск три раза, и с образом по солнцу обойди три раза и волочи землею топор, и так скот спусти, и воск зарой в землю, чтобы никто не видел и не знал. (№ 52. С. 586 – 587).[<<]

Свернуть все тексты