Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний

Заговоры Обонежья

Классификация заговоров по: источникам | функциям | датировке | населенным пунктам

Источник: Голубцов М. Молитва пастухов в Олонецкой губернии // Олонецкие Губернские Ведомости. 1909. № 93. С. 2; № 96. С. 2.

  1. [Молитва пастухов в Олонецкой губернии*]. Стану я, раб Божий, благословесь, пойду перекрестесь, из избы дверми, из ворот ‑ воротами, помолюся Спасу и Пречистой Богородице, и грозному воеводе Михаилу Архангелу, Николе Чудотворцу Мирликийскому, Верховным Апостолам Петру и Павлу, Андрею Первозванному, Илье Пророку, Чудотворцу Святому Власию и Святому Модестию Патриарху, и всем Ангелам Хранителям всей Небесной силы, благослови меня, Господи Спас Милостивый и Пречистая Богородица, раба Божия (имярек), к Себе на руки принять милой весь крестьянской живот и огради, Господи, около стада моего и около поскотины моей, и около всей животины постави, Господи, стену белокаменную, и огради кругом всей моей животины, круг всей моей поскотины, и круг стада моего обнеси, Господи, три тына: медной, железной и булатной, и сверху постави, Господи, шатер седми небес, чтобы ко мне, рабу Божию (имярек), к моему стаду и поскотине моей нельзя было пройти и проехать хитрому человеку и всякому злодейственному человеку, никакому зверю: ни волку рыскучему, ни волчице, ни медведю широколапому: ни медведице, ни всякой змии скорпии, ни всякому человеку злодейственному, ни перехожему пакостнику, ни обворотню, ни лягухе, ни всякой летучей мухе, ни пройти, ни подойти ко мне, рабу Божию (имярек), ни к моей животине, милому крестьянскому животу: ни к коням, ни к коровам, ни ко всей животине ‑ никому ни потратить**, ни изурочить. А буде меня, раба Божия (имярек), кто станет портить и урочить; всякой зверь – волк рыскучий и волчица, широколапый медведь, и медведица, змий скорпий, и всякой ехидной человек, злодейственной перехожий пакостник и обворотень, – зверем подходя или гадиной ползучей, всю мою животину, милой крестьянской живот, станет кто портить ‑ и Михайло Архангел со всею Небесной силой сойдет и разошлет на все четыре стороны ангелов, и велит им тех перехожих пакостников и обворотнев, и всякого зверя рыскучего: волчицу и широколапого медведя, и медведицу, и всякую змию скорпию, лягуху, всякую гадину и мухи бить 3000 прутьями железными до скончания жизни и без выпуску, и вам всем будет плач и рыдание, а мне, рабу Божию (имярек), с крестьянским животом всем ныне до века и во веки. Аминь. Еще я, раб Божий (имярек), помолюся Пречистой Богородице: помогай и пособляй со всеми Ангелами и Архангелами от оборотнев и от сопротивников моих, и от всяких перехожих пакостников, и от двоезуба, троезуба, и редкозуба, и всякого злого ехидного человека остерегай, Пречистая Богородица, Мати Божия с Крестителем Иоанном Предтечей, со всеми Небесными силами, за молитвы святых праведных богоотец Иоакима и Анны и всех святых отныне и до века во веки. Аминь. Еще я, раб Божий (имярек), помолюся святому Власию и святому Мефодию Патриарху Иерусалимскому: обойдите круг меня, раба Божия (имярек), государи Власий и свет Модест Патриарх, круг всей поскотины моей и круг стада моего, поставьте Небесный шатер на облаках 7 небес, утвержденный от Самого Господа Нашего Иисуса Христа, поверх всей поскотины и всего моего стада, милого крестьянского живота, чтобы ни зверю и волку рыскучему, и волчице, и обворотню, ни перехожему пакостнику, ни медведю широколапому, ни медведице, ни змию скорпии, ни лягухе, ни всякой гадине ни ползучей, ни другой гадине летающей не пролететь ко мне, рабу Божию (имярек), и к моей поскотины стаду моему, милому крестьянскому животу, и, как святая Фаворская гора светом покрывается, так и меня, раба Божия (имярек), покрой Господи, Пресвятая Богородица, святые Власий и Модест Патриарх, в нощах меня, раба Божия (имярек), и всю мою поскотину, и весь милой скот, крестьянской живот, седьми-небесным шатром и всей вселенной светом, чтобы цела и сохранна была вся моя животина. Как Господь Бог судит на Своем Престоле на небеси, и предстоят пред тем Престолом Господним силы небесные: херувимы и серафимы ‑ со страхом и трепетом, и со грозными, и со всеми шестокрылатыми серафимами и херувимами пламенно огненными, и не могут человецы ни зрети, ни глядети на Престол Твой Господень, такожде и на меня, раба Божия (имярек), и весь мой милой живот, и всякую животину никому не истратить, не изурочить до гробной доски во веки веков. Аминь. *) Настоящая молитва записана 12 февраля 1879 года учителем В. Ребровым в селении Девятино Вытегорского уезда. Чтение этой молитвы совершается в день выгона скота на пастбище и сопровождается разными обрядами. Так как по большей части пастух бывает неграмотный, то для чтения молитвы приглашается грамотей <Исправлена опечатка. Было: грасмотей – ред.>, который три раза и читает ее, обходя стадо скота вместе с пастухом, считающим своим непременным долгом покропить водою, взятою из 3 ключей, каждую животину стада. По прочтении молитвы и окроплении стада, пастух принимает от чтеца рукопись молитвы и кропит и его водою, опасаясь, что он, быть может, не совсем правильно прочитал молитву. Затем пастух удаляется в лес и там где-нибудь прячет рукопись молитвы, остатки же воды или выпивает сам, или же выливает на землю под камень. Цена такой молитвы (называемой иногда отпуском скоту) от 1 рубля до 5 рублей. Рукопись ее считается вещью священной, прикосновение к ней постороннего человека считается нечистотою, могущей повлечь на пастуха несчастие от зверей и недобрых людей. Пастухи поэтому хранят рукопись молитвы со всею тщательностью, нередко они зашивают ее под подкладку жилетки или фуражки, иногда даже они прячут ее, как было сказано выше, в чаще леса, вместе с шерстью, остриженной от каждой коровы или лошади из стада. **) Вероятно, нужно читать: «попортить». (Продолжение будет), (№ 93. С. 2).[<<]

  2. [Молитва пастухов в Олонецкой губернии]. (Продолжение см. № 93). Еще я, раб Божий (имярек), помолюся: пошли, Господи, ко мне на помощь Андрея Первозванного, Апостола Луку Евангелиста Христова, Матвея Апостола, Тимона, Пармена, Прохора, Никанора, Иоанна Богослова сына Громова, Илию пророка и Егория храброго чудотворца, и сойдите ко мне все святые на землю и обнесите белокаменную ограду около всей моей животины и около стада моего, и скотины моей, милого, любимого крестьянского живота, и всякой животины живущей, домошерстной скотины и всего скота моего пасучего, и обнесите ограду белокаменную от земли до небеси, чтобы не мог к тому моему животу крестьянскому никто подойти – ни всякой зверь, ни всякой злой лихой человек, ни обворотень, ни перехожий пакостник, ни двоеволос, ни двоезуб, ни троезуб, ни встрешный, ни пострешный, от зауголья и притулья смотрящий, ни мужик, ни женка, ни старик, ни младой отрок, ни девица, за ту мою белокаменную стену, от небеси до земли и со всех сторон обнесенную, ни взойти и меня, раба Божия (имярек), ни истратить, ни скота моего, всякую домошерстную скотину ни испортить, и ни пройти злодейственному человеку, и ничего рабу Божию (имярек) ни учинить, ни сделать над скотиною моею во веки, за молитвами святых сохранна и помилована будет во веки веков. Аминь. Еще я, раб Божий, помолюсь Петру и Павлу, верховным апостолам Христовым: Государи Петр и Павел, вы помогайте и пособляйте мне, рабу Божию (имярек), своими святыми молитвами пасти скот, милой и любимой крестьянской живот, и обнесите, государи мои, круг стада моего и всей поскотины моей три тына: железный, медный и булатный со всех четырех сторон, чтобы мой там милой крестьянской живот никому не истратить, не изурочить, за помощью Вышнего Господа и Владычицы Пресвятыя Богородицы, и святых вселенских учителей Василия Великого, Иоанна Златоустого, Григория Богослова, и всех святых Твоих, Господи, помилуй, яко благ и человеколюбец, отныне и до веку меня, раба Божия (имярек), не истратить моей поскотины и животины, милой крестьянской живот любимой, за помощью всех святых отныне до веку во веки. Аминь. Станет кто портить и урочить меня, раба Божия (имярек), всю мою любимую животину и всякую животину шерстию домошерстную, или зверя напущати, или зверем оборачиваться: волком рыскучим и волчицею, и широколапым медведем, и медведицею, и всякой змеею, и скорпиею, и обворотнем, перехожим пакостником, и ползухою, и всякой гадиною, тому бы человеку очи вон выворотило, язык бы вон вырвало, и всякое подколенное жилье рвалось бы днем и нощию, на утренней зоре и на вечерней безугомонно, век во веку, такому бы человеку, неприятелю моему, не пособить никому – ни отцу, ни матери, ни роду, ни племени, ни колдуну, ни колдунье, ни ведуну, ни ведунье, ни чернецу, ни чернице, ни бельцу, ни белице, ни троеволосу, ни криволосу, ни всякому злодейственному человеку век во веки до гробной доски, опричь меня, раба Божия (имярек), отныне во веки веков. Аминь. Взять воды с трех ключей и говорить, идя до 3-го ключа: Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Как я, раб Божий (имярек), совокупил с 3-х ключей воду сию во един сосуд и как сия ключевая вода слилась и стеклась в сосуде, так бы сливался и стекался наш скот милой, любимой крестьянской живот, вся моя пастушная животина: черные наши коровы, красные и бурые, и пестрые косматые телята из домов, из полей, из заполей, из зеленых лугов, из темных лесов во един круг, в мою поскотину, ко мне, рабу Божию (имярек), на мой глас, в трубу трубящую и в рог играющий, и как сия ключевая вода течет из сих трех ключей в синее море-окиян, так бы наш скот и любимой крестьянской живот стекался и сбегался в домы свои в день и нощь, во всякой час, на конце и в ущербе, и в 24 часа, и во един час, и в четверть часа отныне и до веку, и во веки. Аминь. Аминь. Аминь. (№ 96. С. 2.).[<<]

Свернуть все тексты