Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний

Заговоры Обонежья

Классификация заговоров по: источникам | функциям | датировке | населенным пунктам

Источник: Материалы экспедиции в д. Морозовица, Великоустюжского района, Вологодской области, 2011 г.

  1. [Заговор от грыжи] От грыжи тоже есть молитва. Я делаю на этом, на осиновом полене, на суку. [Обводишь сук на полене и говоришь]: «Как полено на огне сгорает, так бы (тоже имё) рабы Божьей грыжа сохла, иссыхала, на огне сгорала».[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  2. [Заговор от чирья] От чирея надо три раза обвести безымянным пальцем вокруг сука на косяке дверей и говорить: «Чирей, чирей, тут тебе не место, место тебе в лесу, на осине в самой середине». [<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  3. [Заговор от кровотечения] От кровотечения говорила, когда ребята были маленькие: «Встану на кóсу, кровь на пойдёт, встану на топор, весь заговóр».[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  4. [При первом выгоне скота] Когда корову выгоняли в поле в первый раз, ее перегоняли через ремень хозяина и при этом говорили: «Как рéмень хозяина держится, так бы корова дому держалась». «Это мне самой приходилось делать. Ну, покупали сколько раз коров дак. Ну, корова, правда, никуда не уходила».[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  5. [Заговор от грыжи] «Я только на полене знаю, на осиновом полене. Вот, полено… Найдитé полено с суком, и вот этым пальцем <безымяным> обвóдите сперва полено <потом пупик ребенка>: «Как полено на огне сгораёт, так бы у рáбы Божьёго, там, как зовут робёнка, грыжа сохла, иссыхала, на огне сгорала». Тут мало, видишь. Да, от эти… Пупик второй раз, потом опять на полено, потом третий раз, опять пупик, опять на полено и его полено надо сожокти. Как третий раз сделают, сделают третий раз и полено сжигают на огне. И потому что оно горит: «Как полено на огне сгорает, так бы и грыжа сохла-иссыхала, на огне сгорала». Вот. Полено надо сожокти».[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  6. [Заговор от испуга] «Это делается нá воду. Можно без робёнка. Нá воду оно делается. «Стою я благословясь, иду перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворóта, в чисто полё, под частые звёзды, под ясный месяц. В этом поле стоит стол-престол, на столе стоит Пресвятая Богородица, в руках держит серебряную чашу и позолóчёной крёс. Пойду я помолюсь и поклонюсь Пресвятой Богородице до сырой воды, до сухой земли ото всех святых опостолов, Катерины, Надежды и Любов. Мать София ходила, просила, умоляла Пресвятую Богородицу ото всех болéй, от урошливой, от переполошливой, от головной, от мозговой, от костяной, и от жиляной, и от внутренной. Как утрешна зоря исходит, так бы не было (опять вот ребёнка имё), так бы не было у рáбы Божиево, там имё никакой боли, ни урошливой, ни переполошливой, ни головной, ни мозговой, ни костяной, ни жиляной, ни внутренной. И опять: Как вечёшная заря (две зари), как вечёшная заря исходит, так бы вся боль исходила, урошлива, переполошлива, головная, мозговая, костяная, и жиляная, и внутренная. Вот и всё. Аминь, аминь, аминь. Три раза».[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  7. [Заговор от сглаза] [Чтобы не испортили маленького ребёнка, надо, выходя из дома], «сольцы бросать [ему] на голову». [При этом сказать]: «Злому, лихому соли в глаза».[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  8. [Заговор от полуночницы] «Под косяк ребёнка пятками тычешь и говоришь: Полунощница, полунощница, полунощная, полудённая, ночная и вечёрная. Вот положь эдак пятками [ребенка] да заденешь столбик, да и…: Вот тебе, полунощница, высокий двор, дубовый столб. Ходи да ножкам подпирай, а рáбы Божьёй (имё) не тронь, не задевай. [Это от мамы тоже Вам осталось?] От мамы.[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  9. [Заговор от зубов] «[А от зубов, чтобы зубы не болели?] Я вот делаю токо от зубов (тоже мама научила), делаю от зубов дак вот… Тоже наговариваешь… я и в чоснок… чоснокович… я и наговариваю… на зуб кладут: Месяц Буян, есь у тебя брат Адам. Не болят у Адама зубы? Нет, не болят. Так пусь у рáба Божьего не болят алые дёсны и белые зубы. Вот те и всё. Я дак эдак делаю».[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  10. [Заговор от кровотечения] «А кровь течёт, так заговариваю… ходят когда вот маленькие ребята там обрежутся или чего дак, бывало, приходила внучка дак, девочка обрезалася дак, сразу она остановилася кровь, тоже это же также вот говóришь, это больное место в обрез этим пальцем <безымянным> обводишь и говоришь: «Встану на кóсу, кровь на пойдёт, встану на топор, весь заговóр». Тут ведь токо три слова».[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  11. [Заговор от ячменя на глазу] «Ячмень тоже вот этым пальцем <безымянным> обводишь глаз и вот эдак обведёшь глаз, по часовой стрелке обводишь… нет, его худо-то помню… нет, ячмень вот эдак кукишок <направляет кукиш в глаз>, обводишь да «Кукиш, кукиш, чего себе купишь? Купи топорок и руби себя поперёк». Вот эдак, обводишь вот эдак. <…> [Это тоже мама Вас научила?] Это меня всё старушки научили, мама да свекровка дак».[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  12. [Заговор при выгоне скота] «[Когда приводишь купленную корову, нужно сказать молитву?] Ну, я сама приводила корову дак. Приводила и человека, он делал, научил меня. Мужчина даже меня научил вот… тут надо как, поясок, пойдёшь, заходишь во двор, корову приведёшь дак назавтра и пóйдешь корову выпускать, если лето, а зиме чего ж сидит она во дворе дак… Летом дак вот… Да назавтра выпустить надо и нá поле… Берёшь поясок или хозяин, дак рéмень с брюк, вот этот… корова во хлевé, ты постелешь вдоль порогу во хлевé этот рéмень и корову выгáниваёшь из-за хлевá и выгáниваешь, да и… и говоришь… Она переступает передними ногам за порог… В то время говоришь чего: «Как рéмень хозяина держится, так бы корова дому держалася». Это я сама для себя делала. Покупала корову».[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  13. [Заговор от полуночницы] «[Если не спит ребенок? Вот полуночница?] Вот полунощница… Как-то от полунощницы-то… «Ты полунощница денная, ночная, тебе дело даю (это… Ване или это прям Пете потычь ножками туда <в устье печи?>); ходи каменья розбирай, на нашего там как младенца не ходи, не беспокой, дай сон угомон. Ты полунощенка денная, ночная, тебе дело даю: в бане кирпич розбирай, перебирай, но нашего там Ивана, Николая не ходи не беспокой».[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  14. [Заговор от кровотечения] «[А если порежется? Кровь течет?] Знала как-то да тоже забыла. «Ехала баба на серой кобыле, вела собачку на шерстяной нитке, нитка оборвалáсь, кровь унялась, там у раба Николая или Ивана или…» Три раз проговори так. Кровь уймётся».[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  15. [Заговор от грыжи] «[А если грыжа?] А грыжу да, тоже грыжу тоже заговаривают. Ту в бане опять заговаривают. Как-то грыжу-то… погоди-ка, я знала и тоже забыла, грыжу-та. «Я не пуп грызу, а грыжу загрызаю. Я не пуп грызу, грыжу загрызаю или паховую или там грудную ли. Не пуп грызу, а грыжу загрызаю». Эдак наклонишься тут ека(?), так заго… говори. <…> [Грыжи бывают разные?] А пуповая и паховая и грудная, всяка грыжа есь. Токо надо не затягать, сразу как у ребёнка, сразу заговаривать надо. Потом-то труднее заговаривать-то надо то, что потом хороших старушок где-то искать. Есть ли теперь старушки те такие?»[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  16. [Оберег от порчи] <Чтобы не сглазили ребенка, нужно посыпать соль ему на голову или на грудь и сказать>: «Всяка притця соли боиця».[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  17. [Заговор, чтобы стояла корова] «Стоит церква на цетырёх костылях, не тряхнётся, не ворохнётся, так моя милая коровушка не тряхнись, не ворохнись».[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  18. [Говорят, выгоняя корову первый раз на пастбище] «Дак вот тоже «Пойди с Богом, со Христом», перекрестишь да и всё, водичкой опрыснешь святой дак, так угонишь. «Держися скота, держись своёй поскотины, своёй двора, своей табуна». [Я слышал, что перегоняли корову через ремень] Да, через ремень перегоняют, да. Погонишь, дак вот на порогу ты положишь ремень. «Как ремень меня крепко дёржится, так чтобы коровушка меня крепко держалась»».[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  19. [Молитва на ночь и в путь] «Тоже «Спаси, сохрани», да и всё. «На сёводняшнюю ноченьку, Господи. Пошли сон-угомон». [А если отправляешься в дорогу?] Тоже благословися с Богом уж надо. Тоже спаси, сохрани. Уж Бога надо поминать, куда ты ни поехал, ни пойдёшь. Всё надо Боженьку поминать. Кто-то ведь верит ему, а кто-то ведь и не верит. Верущий кто дак».[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  20. [От сглаза] [Чтобы ребенка не сглазили, что нужно делать?]: А у нас они, знаешь, как делают – мать научила у их, вот годик у этой, три годика. Чё-то соли сюда вот [показывает на лоб]. Не знаю чего. Не слышно, говорит ли чё ему, думает. Сольцы сюда и никто не уурочит. [Что сделает?] Соли… Ну, как? «Всякая причта соли боится», говорят. «Всякая причта соли боится», вот. А кто нáпокость делает, дак «злому, уродливому соли в глаза» – это говоришь так, чтобы они тебя… <…>[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  21. [От сглаза] [Чтобы тебя не сглазили, что нужно делать?] Как, я не знаю как... Это вот злая… шибко давно… и вроде мы дружно жили, а потом мужики заспорили так чего-то, один другого шлепнул, ак она годов двадцать уж на меня злится, уу, как бука такая. Ну, вот. Дак корову погоню, она у меня за коровой, а я ведь ни слова никакого не скажу, всё… [А что она делала?] А идет, палкой ее там или… всё нáпокость-то делает. Ну, вот. [Она со словами это делала?] Как же мне Зина учила меня: «Твои-то бы речи да на твои бы плечи». Вот как она худо-то говорит, вот тебе то-то, а она меня учила: «Твои-то бы речи да на твои плечи». [Это чтобы на нее все перешло?] Ага, ага.[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  22. [«Смотреть на воду»] Слушай еще, как надо говорить: «Зоря-зорюшка на исходе – у раба Божья Николая сердце на... о рабе Божьей такой-то сердце на изводе».[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  23. [Чтобы покойник не приходил] [Бывает ли такое, что после смерти покойники приходят в дом?] Бывает. Вон у Сани было. Стукался каждый день в окошко. Она выйдет, поглядит – никого нет. А потом ее научили: приди на могилку, значит, песком ли, рукой ли там делай крест [изображает, что сыпет землю на могилу крестом]. Я… «Ты ко мне не ходи, а я к тебе буду ходить проведать». Вот. Три раза так уж сделала – ее научили – и больше не стал он.[<<]
    Населенный пункт: Морозовица
    Функция: прочие

  24. [Чтобы не тосковать по покойнику] [Если сильно тоскуешь по покойнику, что нужно делать?] Ак ведь как-то тоску унимают. Вот… это как ее… у меня… мы схоронили [мужа КГИ], сноха сразу сходила там на рекý, принесла воды, налила, никого не подпустила и говорит: «Давай, Галька, умывайся первая». Она чё-то там ока… тоску сняла с меня. [А она какие-то слова говорила при этом?] А как! [А какие?] Обожди-ко… <133-140 – КГИ пытается вспомнить слова заговора> Она меня научила, я и людям делала – эту тоску сымала, а теперь, теперь не делаю никому. [Надо, наверно, к воде обратиться?] Водой умываться. Аа… «Как Сýхона река, крутые берега… Как его?... Как-то… Сýхона река бежит, ни о чем не горюет, ни о ком не тоскует, ни о крутых бережках, ни о серых камешкáх, ни о желтых песках. Так бы раба Божья Галя ни о ком не тосковала, ни о ком не горевала, жила себе поживала. Вот. И она мне так делала. Будьте слова мои крепки, лепки. Аминь». Вишь, приговариваешь, надо ж. И вот я так-то вроде и как меня и от его и ошарашило, но все равно как… все равно ведь столько годов прóжили, столько ребят осталось. <дальше рассказывает про детей>[<<]
    Населенный пункт: Морозовица
    Функция: прочие

  25. [От испуга] КГИ показывает на АА, как она снимает испуг: Давай, я на тебе сделаю. [Давайте] Давай, я на тебе покажу. Ничего не сымай. [Уходит в другую комнату, берет катушку ниток]. Ниточку принесу. Сиди. Я-то, видишь, не колдунья, дак… Худо делаю [смеется]. Как вас зовут? [Настя]. Настя? Давай. У нас которая правая-то нога? Эта? [Смеется, берет АА за правую ногу] Правая, левая где сторона? Так. Давай руку эту… [КГИ оборачивает правую ногу АА ниткой, затем этой же ниткой оборачивает левую руку АА]. Вот так. <нитка перекрутилась, пытается ее распутать> Вот говорю: «Сымаю переполох с рабы Божьей Надежды [имя испуганной дочери КГИ], сымаю заразу, чтобы нет и не было отныне до веку. Аминь». Это вот. Это проговорила. Вот ниточку отрываю я [отрывает нитку от катушки]. Вот это второй раз говорю [перевязывает таким же образом левую ногу]. Опять. Эту ногу делаю. Опять говорю это же… [перевязывает правую руку] Косые руки у бабки [смеется] «Сымаю переполох с рабы Божьей Надежды, сымаю заразу, чтобы нет и не было отныне до веку веков. Аминь». Испуга. Вот и на руке опять эдак, и на третий раз опять это же говорю. Вот эту ниточку оборву [отрывает вторую нитку от катушки]. Опять. Потом на голове делаю третий раз. Этот… Оно помогало хорошо, я делала много детям. Даже поросят лечила маленьких. [Точно также?] Также! А маленького поросенка принесут – испугается… [КГИ сворачивает оторванные нитки в комочек и, держа их в руке, делает рукой круговые движения над головой АА] Вот эдак опять: «которые слова ученик научил, которые… не доучил – будьте слова мои крепки, лепки. Аминь». Вот три раза опять это говоришь. Потом эту ниточку выбрасываешь на… на ветер через ло… через левое пле… плечо [показывает, как надо выкидывать – заводит правую руку за левое плечо]. Этот. «С ветра пришло – на ветер поди, с лесу пришло – на лес поди, с людей пришло – на людей поди». Опять три раза проговоришь, через левое это плечо бросишь и всё. Бросишь и всё. Вот так, девочки [обращение к собирателям]. [<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  26. [Чтобы покойник не приходил] [Когда вы приходите на кладбище, вы с покойными разговариваете?] Ну, а как? Помин… поминают дак вот… [Ну, вот вы пришли и что говорите?] <245-246 – пытается вспомнить> Царство небесное вот тому-то, земля вам пухом. Как его? Кладешь там… Ак всё. Наливаешь винца маленько. Сигаретку ложишь, спичечку там положишь. И вот «мы к вам всегда, а вы к нам никогда». Вот эту опять говоришь. [А зачем так говорить?] А мы-то всегда ходим к йим, а они-то уж не должны к нам приходить-то. [Т.е. это для того, чтобы покойник не приходил после смерти?] Да, да. Вот и говорят, что мы к вам всегда, а вы к нам никогда.[<<]
    Населенный пункт: Морозовица
    Функция: прочие

  27. [От испуга] [ЕК: А если ребенок испугается чего-то?] Даа, испуг… испугается, дак чего испугается? [АА: Ну, напугает кто, или собаку увидит…] Даа. Дак испугается, знаешь, робенок другой раз он испужается ак и ревет, и ночам соскакывает, плачет – тоже надо пособлеться, переполох надо снимать. [АА: А как это делается?] А вот как? Дак ведь не знаю я как. Как же я вам все объясню? [ЕК: Мне бабушка рассказывала, что святой водой могли брызгать…] Даа. [ЕК: Тоже так делают?] Даа. [АА: А может быть, нужно что-то сказать при этом?] А как ни сказать? [АА: Что?] «Переполох снимаю, тишину унимаю с раба Божья», называешь его. Вот и умывай. [АА: А чем нужно умывать?] Водицей. [АА: Т.е. все это надо на воду наговорить?] Да. Водицей надо умывать. [АА: А как правильно-то сказать при этом?] Как я тебе вот сказывала? «Переполох снимаю, тишину унимаю с раба Божья…» Там называешь робенка как зовут и по отчеству. [АА: И все?] Да, и три разá делаешь. [ЕК: Три раза надо это прочитать?] Да, три разá. Три матицы вот умыть. Матица, вот видишь, матица [показывает на потолок дома] [ЕК: Вот это длинная доска?] Да, да. Это не доска, а дерево целое [смеется].[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  28. [От грыжи, от испуга] Она [КАЯ, знахарка] тот раз этого меня так подвела, не подвела… [смеется] Я, значит, дома чего-то нахожусь… ой! Машина идет. Это заходят люди чужие – ну, я их сейчас-то ведь знаю – Козулина Галя. Галя и говорит: «Меня ведь натыкáли на ва… на тебя, Мария». Я грю: «Чего?» А вот эти прыщики-то все появилися у робеночка-то. Я говорю: «Дак я не ведь это. Я тоже, я грю, худо знаю». Но они от меня не отвязалися. Но одна ко мне женщина приходила – я таких не видала. Мама рóдная! Живот вот такой большущий [показывает вокруг себя] и, значит, на этом животе-то эти… как они называются по-научному-то? Мы вот чирьями, чирьями ли как ли называем их тут вот. Я грю: «Дак мне ниче с тобой не сделать!» Вот. Она говорит: «Делай ради Бога хоть чего-нибудь!» Говорит: «Мне в больницу не охота». Ак у йих я не знаю, буде какое оно такое. Значит, у мужа такое было – резали его не один раз в этой, в больнице. А потом она ко мне пришла – свекровка привела ее. Сейчас свекровка-то умерла. Вот дак этого. Я говорю: «Не знаю я, Таня, поделаю тебе». Она приходила ко мне три разá. На третий раз я ей взяла да все и написала, чего, как делать. Она потом хвастала, и сейчас видаю ее да всё дак. «У меня, грит, все прошло». Я грю: «Ну, прошло, и слава Богу!» Слава Богу – всё прошло. А сейчас вот эта Света-то Коряковская приехала опять. Я грю: «Господи, дак ведь я не знаю!» Я сама себе грю: «Может это, ну как, поможет ли нет ли как ли». Я, значит, этого… Опять они приезжали три разá ко мне. Дак у меня у самой было в детстве вот туто! [показывает на середину лба] У меня и сейчас яминка есть. Прыщик вскочил, я взяла соскоблила. И я училась еще, наверно, в третьем классе. Ну, ладно это, а надо выступать было в клубе это нам, ребятишкам-то. Я так забинтованная, без меня это… никак не выступить. Я грю [с сарказмом]: «Ну, конечно, не выступить!» Мы в лесопункте еще жили, у нас отец вот у меня это начальником лесопункта был. Вот это. А маму и научили: значит, намазать это место это сметаной, маслом больше и дать собаке слизать. Вот. Я этих-то и научила. Я говорю: «Ладно». Они приходили три разá ко мне. Ну, я поговорила да всё это поделала. А потом я говорю: «Вы делайте сами!» У йих собака есть, ну, это. Тут живет парнишка-то да всё дак это-то. Все равно это собака знакомая. Вот дак они говорят: «Мы это говорили…» Ну, не говорили, а делали это. Дак помогла. Вот. [АА: А что у них было-то?] А у ёго тоже вот это прыщик был и пошло по всему лобу. Я ведь тоже не знаю, чего и делать. А я-то этим пальчиком [показывает безымянный палец] очерчиваю. [АА: А как вы это делаете?] А вот просто так [водит безымянным пальцем по руке круговыми движениями]. [АА: А сказать что-то надо?] Ну… А сук надо… это… палочку с сýком. «Как вот этот сук сохнет-иссыхает, так бы у рабы Божьей такого-то пýпыш сох-иссыхал. Как этому пальцу [показывает безымянный палец] – это безымянный палец – это имени нет, так бы пýпышу места не было». Вот. [АА: А сучок зачем? Надо сучком водить?] Нет. По сучку водить. [АА: А покажите на доске?] Воо... Ага [находит на доске место с сучком] Вот эдак. Я тут такую полешку это брала, а потом сожгла в печке – надо его обязательно сожгать. Вот эдак вот и очерчиваешь, все делаешь [водит пальцем вокруг сучка]. [АА: И это с любым прыщом так можно делать?] С любым. [АА: И на животе…] Да, да, да. [АА: И слова те же самые?] Угу. [АА: А в глазу нарыв?] Ааа, это как… [думает] песий ячмень называется. Тоже можно. Тоже можно вот этим. [АА: И также сказать?] Да, да. [АА: А на губе?] И на губе. Всё везде.[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  29. [Про капусту] Садите капусту-то кто-нибудь, да? Значит, берёте первый кочан, значит, ну, этот рассаду да? Первую эту штучку, садите и тут же приделываете, значит, к нему луковицу, чтоб капуста была белая, значит, крепкая, тугая и приговариваете там слова... девочки, я точно уже теперь не помню, но если так под напрячься, найти свои бумаги то вспомнить, что: «Не быть тебе, значит, пуста, а быть густа, не быть голенаста, а быть пузаста, не быть красна, а быть бела, значит, чтоб капуста росла». И потом вот в Троицу, значит, в день, допустим перед этим годом приносят тебе <нрзб.> освещены покрывают скатертью белой, вот эта ветка берёзовая, что этот кочан, значит, означает, покрывает скатертью белой, потом, значит этим горшочком закрывают, ну любым таким, вот этой веточкой украшают. Вот это всё произведёшь - капуста урóдится, (смеётся) Ну, по крайней мере, так существовало... и чтоб капуста была хорошая. [<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  30. [АС: А мама вам не передавала знание какое-то?] <мотает головой> [АС: А вы слышали, что вот человек знающий, он …] Да, я слыхала, слыхала. Ну вот это токо передала, дак и то вот без зубов. Например, пещер так. «Кукиш, кукиш, на те кукиш». <1 нрзб> какой-то. И безо всякого все проходит. Вот это говорила. И то, если зубы есть. А если зубов нет, дак бесполезно. Всякие наговóры, надо чтобы были зубы. Зубов нет, значит, все впустую. [АС: Она у вас кроме зубов еще что-то лечила?] А зубов нет. [АС: Нет. А вот ваша мама кроме зубов что-то лечила еще?] Ничего, никого не лечила. Вот от пýпок мало у нас, вот от тощака знаю. Вот. От вередóв тоже там сучок, дак вот этим пальцем [безымянным] обводила тож. Тоже помогало. <2 нрзб>. [ЕЧ: А что обводила?] ат, я забыла уж она че говорила. Говорила … «Как сук сохнет, так и веред подсыхал». [АС: Кто подсыхал?] «Свят дух, аминь». [ЕЧ: А что она обводила так?] Она, вот на дереве сук есть вот, например, сук вот этот. Вот дак, вот да дак этим пальцем. [ЕЧ: Четвертым] три раза обводила. «Как сук сохнет, так и веред, так что-то». [ЕЧ: Это от чего такой заговор?] Вот, дак вот мало ли вередá бывает. На руках, на спине. [АС: А что такое вереда?] Вереда. Ну или чирьи, или не знаю, как тут по-научному. [ЕЧ: Чирьи?] Чирьи. Ну вот. А потом еще чего ж еще. Ну вот болячкой тоже хорошо помогает, вот если там у маленького ребенка есть, но и у взрослого. Вот там, че болит где-нибудь, так вот этим пальцем то место обводи, этим, и все. <1 нрзб>. Это, как, постой, это-то говорят. Как-то, болячка.. Места нет болячке… И как-то... А, этому пальчику имени нет, места болячке места нет. Аминь. Три раза. Быстрó подсыхает. Вот у Вали-то [подруга информантки, живет в Морозовице] когда сидели, мы вот, и у внучки-то на личике было тоже. Я ей сказала, Валя-то грит, я токо раз сделала, и быстро все сошло. А меня-то молоденькой еще научили. <1 нрзб> одна как раз.[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  31. [При входе в лес] Она вот зайдет, дак, «можно ли там зайти», да, потом уходишь, дак «спасибо», это самое. Вот это вот, вот она все это знает. Ее можно, например, насчет этого спросить.[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  32. [Чтобы ребенок спокойным был] «Раньше токо так говорили вот: из роддома принесешь робёнка, на стол положишь, и рядом с им это как полено. «Как полено молчит лежит, так и раб божий как назовут молчал». Полагают, сбывается, да кто знат. Я забыла, чё-то делала ли, не делала. То ли его на мешок положат, этого робёнка, как из роддома принесут, да мешок вот этот поподвинут, тоже чтобы спокойный был. [А вы делали так?] Я забыла че-то, забыла. [<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  33. [От ячменя] [А красные нарывы на глазу как лечат?] Ячмень! Дак а чего? Хлеба намнёшь, намнёшь, намнёшь да прижгёшь в печке да к глазу положишь да и… [А сказать что-то нужно?] Ничего не знаешь. [А отчего он бывает?] Вот, ну вот видишь дети дак дети и ести! У самой два раза! Собака ссыт где-нибудь, посмотришь и всё, и ячмень вскочит тебе на глаз. [А он еще как-то называется?] Я не знаю. Мы по-старинке всё ячмень, всё ячмень, а так не знаю. А фурункул – это нарывы бывают фурункулы, дак обведешь вот так [обводит на столе кружок безымянным пальцем] пальцем, очертишь, да и он засохнет. «Как сучок сохнет, так и фурункул сохни». Вот и все. Три раза так напротив стрелки обведешь и все. [Это нужно сучок взять?] Ну, вот сучки на… на стенке дак много сучков-то видишь где дак вот. Сучок обве… обведешь руку и скажешь, что… плюнешь, скажешь, что за это… «Как сучок сохнет, так и фурункул иссохнется». Так он исчезает. Уж до такого-то до нарыва не делаешь, а тока как вскочил ли чего-нибудь, смотришь – уже начинает нарывать, дак вот разведешь вот так пальцем в эту, в обратную сторону, где часовая стрелка и всё, а больше так ничего.[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  34. [Чтобы не приходил покойник] [Что делать, чтобы не приходил покойник?] Ну дак вот видишь, кто чего ведь… народ такой – кто чего скажет. Ежели покойника повезли из дому, у нас дома ежели он, повезли его, окурили и всё уже и спокойника ведь не… выносят не головой, а ногамы вперед выносят, когда покойник умер из дома во… И тогда начинают, знаешь, это вынесут его и от порога начинают полы мыть, всё кругом: от порога все-все углы, всё-всё-всё от порога моют. [Для чего это делают?] А чтобы не приходил. И вот когда покойник умрет, ему обязательно надо водички положить и хлеба кусочек сто грамм… это черного с солью посыпать, положить. Вот и тока вот это там и говориться: «Вот тебе хлеб, вот тебе соль. И вот. Мы тебе всё поклали, ты больше к нам не ходи». Вот. [А что-то на порог кладут?] Не знаю, я вот… у меня ýмерла мама и уже мы ничё на порог не клали абсолютно. Мы сразу хлеба с солью ей под подушку поклали и всё, в церковь увезли, отпели ее там. Отпели, но лучше всего когда батюшко отпевает, надо сразу крышкой закрыть и всё. Земелькой сыпют на серёдку-то, накрéст делают и, знаешь. А другие так уж и вот, мол, это, что еще посмотрел на белый свет – не закрывают крышку, дак сам берешь эту земельку и… ссыпаешь крестом на могилку.[<<]
    Населенный пункт: Морозовица
    Функция: прочие

  35. [Семья Любы, которую испортила баба Вера, обращалась к священнику, чтобы ее отчитать?] Они молилися ходили. [Расскажите как] Она мнооого молила. Они хо… они и богомольные были, она в церковь ходила. И мать у её богомольная, и тетушка. Они в церковь ходили. [А в церкви ей плохо не было?] Не было в церкви, не было. [Только когда она по деревне ходила, кричала?] Ну, дак это… не знаю, правда ли, не правда, а кто его знает? Так говорят люди. А они богомольные, она в церковь ходила. Она так замуж не выходила, у её два брата – ни тот, ни другой не женился, так вот. А Борис дак умер, наверно. Николай еще, наверно, жив ли, не жив ли… Они бого… Мать-то умерла – Зубкова Александра – она умерла. Евгения Зубкова умерла, правда. Они сильно богомольные, сильно-сильно богомольные. [Они за нее сильно молились?] И за нее, и она ходила все время, Люба, в церковь. Молились сильно они, молилися Господу Богу ходили. [Но Бог ей не помог?] А может, и помог, кто ее знает. Я уж сколько годов прошло, дак она уже сколько лет умерла. [А батюшка над ней молитву не читал?] Домой-то не приходили, дак они сами, у йих книжки были, дак они сами читали, чего им надо. Сами читали. [И сами они тоже считали, что это Вера Любу испортила?] Дак вот тоже, вот и говорили, что вот так и так. Но не знаю я. Может, это… слухи-то, много было слух-то ранешних ведь. Раньше как-то и сейчас боль… много тоже всяких, народу-то всякого есть, и хорошие есть, и плох… Вот это колдовать ли там ли чё-нибудь дак, на плохое-то ведь одна минута только, одна минута! А потом попробуй, если зеленые, всё, обратно-то никак. А за хорошее, дак хорошее. А плохое дак вот… на плохое, дак она так плохое всё и остается. [Т.е. то, что на плохое, никак не вылечить?] Да. Нет. На плохое же она сделала и, видишь, ведь слухи-то говорят и всяко бывает. И с могилы берут, и месячными поят – всяко-всяко, чего только… [А расскажите] Ак вот люди-то и говорят. [А зачем месячными поить?] Ну, вот нужен… вот например, девушка полюбила парня, а он ее не взял, а надо, чтобы он ее взял, привороти… приворожил ли чего ли ей, чтоб его приворожить, вот и вино покупают красное и туда чего скоко там нальют ли чё ли, каплю ли, две ли. И вот этим, этим напоят парня. И тот парень потом дурит и ту свою бросает и на этой женится. [И у вас такое было в деревне?] Ак не знаю. У нас-то здесь в деревне такого не бывало, а может… слухи-то говорят, в деревнях-то много там чего. [А с могильной землей что делают?] Землю берут с могилы и всё, и землей тоже этой же так же наговаривают и… Или в иголки наговаривают, ежели плохой, на плохое ли чё-нибудь, зло какое-нибудь… и под крыльцо суют, и везде, и под матники – везде-везде-везде пихают. Люди на все способны. [А рассказывали такие случаи?] Много рассказывают. Дак что толку-то? Всё уж я уж забыла, уже и память эта хуреновая стала, уже худо у меня дак. Много говорили чего. Всякое бывает. Вот. [А чтобы такого не было, что нужно делать?] А чё ты будешь делать? Ежели подружка, она посоветуется, подружка никому ничего не расскажет, дак так оно и всё и пройдет, так всё и пройдет. [Ну, а что с этой подброшенной вещью делать?] А откуда? Мы не видим ведь, когда подбросят. [А если находишь?] Ежели находишь когда… Вот у меня иголка была найдена во хлеве, дак я через плечо выбросила да и всё. [Вы ее прям голыми руками взяли?] А это взяла… она в тряпочке была, я рукавицу взяла да и руковицей взяла да через плечо через левое выбросила да и всё. [А вы что-то сказали при этом?] Ничего я не сказала. Я только сказала: «Откуда пришло, туда пойди». [А почему вам было это сделано?] На скота. На скота было сделано наверно. Вот и. Я эту иголочку взяла, через плечо левое бросила и сказала: «Откуда пришло, туда пойди». И всё. [И все стало в порядке?] Всё в порядке, скот стал вестись и всё. А то на одном году три штуки сразу пропало дак! Люди на всё способны.[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  36. [От ячменя] [Бывает на глазу красный нарыв вскакивает] НСП: Ячмень назывался. СГА: Даа, как-то былó. Вот я уж с йим [с мужем] жили, ведь я замужем уж была. НСП [говорит, обращаясь к СГА]: Манефка-то святая-то, она знала. СГА: Одна женщина, она еще не старая была, молодая, вместе со мной вместе рóбила. «Оой, Манева, чё-то глаз, говорю, какой-то вроде пупышóк». Ой, она… жила у меня… [смеется] [Так и что она сделала?] А чего сделала? Вот нашла сук на мосту [смеется] «Ай, пойдем». Стоим на мосту. И вот на сук. Вести пальцом [смеется]. Всё сошло. [А она что-то говорила?] А я поняла немножко ее. «Как сук сохнет, так песь-ячмень сохни» и всё, только это я поняла я её и больше ничего [смеется]. <…> [А как вы ячмень назвали?] СГА: Песий ячмень. НСП: Песьяк раньше назывался.[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  37. [От испуга] Как СВВ лечила ребёнка от испуга: «откуда вылезла, тем и лечись» от испуга слова специальные. Грыжу закусывали: «Я не пупик закусываю, а грыжу грызу» так три раза после родов.[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  38. [Чтобы покойник не приходил] [Что кладут в гроб?] В гроб покойнику кладут кусочек хлебушка и соли. [Зачем?] А вот этот я… вот это точно вам не скажу, кладут вот из-за этого, что как его… вот чтобы он во сне-то и не виделся, не ходил! Кусочек дадут под правое плечо и посолят его, дадут, что «вот тебе весь пай – не ходи к на… нас не задевай». Вот с этим приговором. [А нужно еще что-то на кладбище говорить для этого?] Ну, дак ведь тоже ходим… вот ходят. [И говорят, чтобы он не ходил?] А тоже вот я слыхала, что ходят всё: «мы к тебе пришли, а ты к нам не ходи». Вот эдак.[<<]
    Населенный пункт: Морозовица
    Функция: прочие

  39. [От всех болезней] <…> чистенькой. Посикай в любую кружечку и умой. «Откуда вылезло, тем и лечи». Поняла? [От какой болезни так лечат?] Да ото всей! Хоть перепуг, хоть это… с уроку. Хоть чего! Испуга… испуг… это вс… Я вон: «Откуда вылез, вот йим и лечи». Нет лучше этих средствов! Никого не слушай, свое! Я только сама своим этим лечу. Мне как мать сказала рóдная, я так и лечила. [Т.е. вы к врачу с детьми не обращались?] Нееет, ни разу не возила. [Почему?] А зачем? [Т.е. вы считаете, что вы лучше вылечите?] Я все… я уверена! А если когда рóдишь ребёнка, пупик тоже сразу: если мальчик, дак мошоночку закусывай: «Я не мошоночку кусаю, а грызу закусываю». Три раза. «Я не мошоночку кусаю, а грызу заку…» Вот я дак… писюльку взяла дак [кусает АА за руку], не сильно кусаю и всё. Когда только принесут первый раз с грудью и всё, сосать. [А девочку?] А девочку, дак пупик закусывать, титьки закусывать, чтобы нигде не грызло. Тоже это: «Я не пупик кусаю, а грызу закусываю. Я не титечки кусаю, а грызу закусываю». Вот тебе и всё, золотая девочка <обращение к АА>.[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  40. [От испуга] [А как от испуга лечить?] Дак это же и есть. Испуг дак мочой. [А какие слова при этом говорить?] «Откуда вылезло, тем и лечи».[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  41. [Останавливать кровь] [А кровь как остановить?] А кроф останавливается… Обрежешь пальчик или ушибешь, кровь идет дак: «Шла баба по речке, вела быка за нитку, нитка изорвалась, у тебя кроф ос… унялась. Шла баба по речке, вела быка за нитку, нитка изорвалась и кроф унялась. Аминь, аминь, аминь». Это ведь просто.[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  42. [От бородавок] [А бородавки как лечат?] А бородавки, дак ты сама возьми нито… ниточку, перевяжи и в подвал куда-нибудь в уголок брось. Вот у нас вон [показывает на люк в погреб] подвал, дак в любой уголочек брось. Видишь, «как ниточка перетягает этот узелочек, эту бородавочку»… вот перевяжешь три узелочка, ак вот и бросай. «Как ниточка сгниет, так и бородавочка уйдет». И всё.[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  43. [От ячменя] [А вот бывает нарыв такой красный на глазу…] Дак это… нарыв это… ну, чирей садится или песéнь, не знаю… [показывает безымянный палец] «Пальцу имени нет – чирью, вереду места нигде нет. Пальцу имени нет – чирью, вереду… эдак [обводит пальцем вокруг глаза] обведешь этим пальчиком… места нигде нет». Вот я дак и обводи: «Пальцу имени нет – чирьям, вередам места нигде нет». [А как называется этот нарыв?] А ячмень песий. Вон ну... [А почему песий?] Да, а вот эдак зовется. [А отчего он появляется?] А с прос… простынешь, от простуды. Он и от простуды. Или вот собачка бежит и ты смотришь, как она сикает. А не смотри! Все равно это… Есть и хлебушка это пожаришь, вот например, на… печечка топится или костер разведешь, посоли да и всё, как это… это хлебушком можно сделать [символически тычет хлебом в глаз]: потрогаешь эдак да собачке отдашь кушать. Как собачка скушает, так у тебя все и сойдет с глазику. [А собаки еще какие-то болезни лечат?] А от чего лечат? Ноги болят, дак и собачка ля… будет лежать на твоих ногах и она вылечит. Или рану залижёт. [Т.е. можно давать собаке облизывать раны?] Можно! Это собака… хорошая что.[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  44. [Чтобы руки не болели] [Говорят, что если руки от работы болят, можно мылом каким-то помыть] С покойника [шепотом] [С покойника?] Да. И ноги, и руки. [И ноги, и руки?] Да. [А где же его достать?] А мало ли кто у вас из родни умирает, и мыло-то не бросайте, куда прибирай и мой ручки. [А помогает?] А как же! «Как у покойника руки не болят, так и у тя не болят». Поняла? Тут и записывать не стоит, не записывай. Это сама вспомнишь. [<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  45. [От урока] [Говорят, что в каких-то случаях нужно водой умываться…] Дак это с угольков! [Что это значит?] Ну, уголек возьмешь и в чашечку вот, например [берет блюдце с печки]… чашку возьмешь, вот. Три уголька положишь: «От уроку, от опугу на доброе здоровье. Амин, амин, амин». [От уроку? Что это такое?] От урока! Чтобы никто не оборачивал! <обрыв записи>[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  46. [От порчи] [Что делать, если находишь дома следы порчи?] Сразу в печку жги! Чё найдешь, всё в печку жги. И она и придет, сучка, кто сделала, да. Придет да извинения просить будет у тя. [Прямо сразу придет?] Да. Только сожги. [А можно порчу просто так рукой взять?] А руковичку одеть. Простой неет. [А что-то говорить при этом надо?] А «кто сделал, дак тот и придет». И больше ничего не надо.[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  47. [От ячменя] Песьяк лечили горячим хлебом; считает, что он появляется от простуды; в глаз не плевали, кукиш не показывали; знает про «очерчивание» песьяка безымянным пальцем при помощи сучка: «Как сучок высок, иссох, так чтобы на глазу отошло».[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  48. [Про соседушко] [Я знаю, вот иногда как будто к соседушке там обращаются, чтобы он хорошо ухаживал за коровой?] «Дедушко-соседушко, пой-корми гладко, и гладь гладко», скажут какие слова, кто чего знает дак. [Это когда вот так говорят?] А вот как приведёшь-то домой-то дак. У хозяина-то там, говорят, вишь, если худые, у меня если хорошие, крепкие. Пой, ешь, не бойся ничего – приговаривали.[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  49. [От сглаза] Вот только запомнила, что солить, если ты урошливая очень такая и сглаз у тебя… Кто-нибудь скажет: «Ой, какая девочка хорошая». И сразу она уже, знаешь, как-то… как заболеет ли чё-то, знаешь, такая вялая или. И надо, говорят, соли бросать. [Куда?] На язык полóжить малёханько соли: «Всякая причта соли боится». И на темечко полóжить капельку, хоть солинки две-три. И идешь не спеша. Вот этот Алексей <знахарь из Фоминского> вот и сказал: «Ты, говорит, ездишь в город, ходишь везде по городу. И, мол, ты не выходи, чтобы не солить. Всегда возьми, как утром встанешь, умоешься и солинки в рот и на темя. И пошла». <…> И ничего, и никто не обурочит, ничего.[<<]
    Населенный пункт: Морозовица

  50. [Чтобы покойник не приходил] [Что кладут покойнику в гроб?] Покой… а всё. Покойнику в гроб чего там? [Может быть, хлеб?] Хлеб кладут вот, корку хлеба. [А зачем?] Это не знаю, вот так заведено, дак не знаю по што. «Вот тебе, говорят, хлеба край – от меня весь пай, больше с меня ничего не проси». [Т.е. это чтобы он…] Да, не ходил к тебе и не просил, и не снился, и всё.[<<]
    Населенный пункт: Морозовица
    Функция: прочие

  51. [Что делают, чтобы не приходил покойник?] Делала одно, что ложила хлебушка под ноги, бралась за пальчики и сказала. А хлеб когда ложила: «Вот тебе хлеб-соль, только ты нас не тронь». Вот. [Это когда папу хоронили?] Всех, всех. [Именно под ноги клали?] Да, да, небольшой. [А для чего?] Ну, это уж такой обычай. [<<]
    Населенный пункт: Морозовица
    Функция: прочие

Свернуть все тексты

Отметить все населенные пункты