Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний

Заговоры Обонежья

Классификация заговоров по: источникам | функциям | датировке | населенным пунктам

Источник: Мардарьев Ив. Хаос в вере  // Олонецкая неделя. 1914. № 21. С. 13 – 15.

  1. Мне с большим трудом пришлось достать и переписать подобный отпуск, так как пастухи никому не дают в руки, а тем более читать и переписывать своих отпусков. Они хранят их всегда при себе и не дают в руки другим по той причине, что опасаются, что тогда отпуск потеряет свою силу. Привожу текст молитвы пастуха, как она есть, выключая только грубые грамматические ошибки. «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Лягу я, раб Божий (имя), благословясь и встану перекрестясь, и оденусь в светлые ризы, и покроюсь облаками и частыми звездами. Вступаю я в архангельский след и выйду я в чистое поле, и встану на доброе место на восток лицом, к западу хребтом. Отрекаюсь я от сатаны и дьявола, предаюсь Вышнему Творцу Небесному и Самому Господу Иисусу Христу Самому Богу со своим честным стадом, с милым скотом, крестьянским животом: конным, коровьим, свиным и овечьим, с разношерстным, разнокопытным на охрание и на сбережение, и вместе на служение, к своему двору на прихождение, а милому скоту, крестьянскому животу на льготу и на здравие, на Божию милость, на плод и на живот. Истинный Христос и Богородице Матерь Божия, Ангелы Христовы, Михаил Архангел и всякие Чудотворцы: Козьма и Дамиан, Николай Чудотворец, святые Власий и Мефодий Епископы Севастийские (?), Чудотворцы: Егорий Храбрый, Фрол и Лавр и Меркурий Яропальский (?), и Преподобные отцы Михаил и Iоанн, киевские и печерские Чудотворцы, Антоний и Феодосий и Зосима и Савватий Соловецкие Чудотворцы. Честные Евангелисты Матвий, Марк, Лука и Иоанн Предтеча (?), научите меня раба Божьего (имя), помогите и пособите милый мой скот, крестьянский живот конный, коровий, свиной, овечий, разношерстный и разнокопытный, дабы вместе случить, к своим дворам приручить, огороду поставить, оборону чинить от черного, белого и бурого зверя-медведя, от серого волка, от рыси, от россомахи черной, от ползучего гада, от выстрела и пристрела и от нечистого духа, и поветрия, и моря, и утопа, и от порчи, и от ведуна и ведуньи, и лихого глаза, и от лихой думы, и от всякого злого человека, и лихого супостата, от колдуна и колдуньи, от иноземца и от иноверца, от чернеца и от чернички, от схимника, от бельца и белицы, от попа и попадьи, от диакона и дьяка, от парня и девки, от вдовца и вдовицы, от всякого глаза, волоса и зуба, и от постороннего, и мимо идущего, и последующего человека, и закрепляю я, раб Божий (имя), и заговариваю свое честное стадо огороду ставить, оборону чинить крепко-накрепко, дабы моя огорода была Божией милостью и мои слова были бы крепки, как синий камень в Синем море, как белый камень в Белом море, как черный камень в Черном море, как арап камень в Арапском море, как хвалын камень в Хвалынском море и как окиан камень в Окиане море, и как окиан-камень не крошится ‑ и чтобы так крепок был мой огород и запор кругом меня, раба Божьего (имя), и кругом милого моего стада, крестьянского живота на сохранение и сбережение, и вместе случение, и к своим дворам на прихождение(3), как солнце на запад и день на вечер. А кто на меня, раба Божьего (имя), и на мой милый скот, — крестьянский живот, злою мыслию помыслит и зло сотворит, то лучше тому человеку детей своих съясти и кровь из них выпить, и зубы из-за рта и очи из лба съясти, может ли он кругом окиана-моря лес пересчитать и тогда уже зло сотворить надо мною и над моим милым скотом. Как стекаются реки к окиану-морю со всего света: от высоких гор и дремучих лесов, со мхов и болот, из озер и ручьев, из подточин, из черных грязей, из кипучих ключей, из паханных земель и сенных покосов ‑ и так бы мой милый скот, крестьянский живот, выходил и выбегал на закате солнца на мой глас, на мою званую трубу, ко всякой ночи сами из лесу домой приходили из-за гор, из темных лесов, из мхов, из болот, из-за быстрых рек и кипучих ключей, из-за паханных земель и сенных покосов, — как сходится народ крещеный Божий ко звону колокольному, к отцу духовному и к лицу Божьему, так бы шел мой милый скот, крестьянский живот, сам из лесу домой, как солнце на запад и как день на вечер, и сколь крепки горы афонские, которые не рассыпаются, так бы и скот мой держался бы вместе и не расходился бы и сколь крепка святая святых в ограде Иерусалиме, где Гроб Господень держится на воздухе святым Духом Господним, так бы крепок был мой скот и дворов бы своих держался. Как Гроб Господень на земле не бывает, так бы и в моем стаде не было бы урона от зверя, ни порчи, ни мора, ни ночлега в лесу, о чем я, раб Божий (имя), молюсь Всевышнему Творцу Самому Господу Богу Саваофу Небесному Царю Иисусу Христу и Пресвятой Богородице Божьей Матери и всем Святым Отцам и Чудотворцам, архангелам и ангелам, херувимам и серафимам и всем небесным силам, дабы дали они великую крепость и силу от земли и до небеси моему милому стаду на сохранение, сбережение и соблюдение от всякого зверя, от ветра, вихря, мора, падежа, от выстрела и пристрела и от нечистого духа, от злых людей, от дум и помыслов, от порчи, от черного, белого, бурого зверя-медведя, от серого волка, от рыси, от россомахи и от ползучего гада, и от всякого супостата. Святые апостолы Петр и Павел и все семьдесят апостолов, поставьте и укрепите тыны железные и ворота медные около моего милого стада-скота конного, коровьего, свиного и овечьего, разношерстного и разнокопытного на три поприща и на три версты во все четыре стороны: от востока и до лета, от лета до запада, от запада и до севера и от севера и до востока. Покройте стадо мое небом медным и обнесите его железным тыном в ширину и длину на тридевять локтей и замкните тридевятью замками и тридевятью ключами и отнесите ключи в небесный рай, и отдайте те золотые ключи в Пречистые руцы Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Аминь. Аминь. Аминь. (3) Исправленная опечатка. Было: «на на прихождение», исправлено на: «на прихождение» — ред. (№ 21. С. 14-15).[<<]

Свернуть все тексты