Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний

Заговоры Обонежья

Классификация заговоров по: источникам | функциям | датировке | населенным пунктам

Источник: Из полевых записей А.М. Астаховой 1928 года (Заговоры на Мезени). Публикация и комментарии Л.И. Петровой // Из истории русской фольклористики. СПб., 2007. Вып 7. С. 184-223

  1. «Призорные слова». Стану благословесь, по́йду перекрестесь, из дверей дверьми́, из двора воротами – под восток, под востоцьную сторону. Под восточней стороны стоит окиан-море. В окиани-мори – зла́той камень. В зла́том камне – Божья церковь. Стоит стол, на престоле сидит Матушка Пресвета Бог̇ородиця, дёржит блюдо медно, нож укла́дной. Тог̇ды срежу у́рци и порци, и уроки, прикосы – и с костей и из ушей, и из ясных оцей, из белых рук, из резвых ног, из подпятных жил, из е́дной жилы, из е́дной кости, из е́дного сустава, от девки от простоволоски, от жонки-беловолоски, от мужика от цернека́. Как пришли церно́, так же и пойдите церно, как пришли бело, так же и пойдите бело́ – к старому хозяину, к старому атаману! На утренней зори, и на вецернёй, и на полуноцьней – и во всяк день, и во всяк час! Аминь. (В воду – хоть скотине, и человеку, хошь ребенку, хошь1 кому – и обкатить. Воды в посудину налить, нож в руки возьми, в воду опустить и говорить. Трою2 поговорить) П.з. – п. 14, ед. хр. 1, л. 5-6; маш. – п. 12, ед. хр. 4 Зап. 20 июня в д. Вожгоры – от Лешуковой Татьяны Михайловны, 63 лет. Примечания: 1. В ркп. наложение «хоть» и «хошь». 2 В ркп. перед этим словом: «3 раза», «раза» зачеркнуто. [<<]
    Населенный пункт: Вожгора
    Датировка: 1928 г.

  2. «Призорные». Г̇осподи, благ̇ослови! Буди, Г̇осподи, милостив ко мне, грешной!1 Стану благословесь, пойду перекрестесь из дверей дверьми́, из воро́т воро́тми – выйду в ци́сто поле, стану под восточну сторону́. Под востоцной стороно́й есь окиан-морё. В этом окиани-мори есь зла́тый ка́мень. На зла́том камне стоит Божья церковь. В этой Божьей церкви стоит стол-престол. За этим столом сидит Прециста Мати Божья Бог̇ородиця, в руках дёржит ножик булатной2, церен укладный. Вырезывает у рабой Божьей Анны урци-порци, велики прикосы – из семидесети жил, из семидесети сустав, из еди́ной жилы, из еди́ного сустава на утренной зори и на вецорной, на полуденной, на полуноцной, на новцю́ и на ветху, на ущербе и на́ полнее, и на всех на межонных днях! Пришло от девки-простоволоски и от жонки-беловолоски, от мужика от цернека́. И сколь пришло́ серо́, столь пойди серо́, и сколь пришло бело, столь пойди́ бело́, и сколь пришло церно́, столь пойди церно́ – к старому хозяину, ко старому отаману в пяту́ и на отворо́т! Т[ь]фу! (плюнуть). (В воду, на гарно масло – всех спользительнее. Ножиком перекрестить. Пить, или мажу́.) П.з. – п. 14, ед. хр. 5, л. 87 об.-88 об.; маш. – п. 12, ед. хр. 160. Зап. 11 июля в д. Березник – от Грибановой Настасьи Федоровны, 62 лет (родом из Ущелья). Заговоры переняла от старушек Примечания: 1 По свидетельству Н. Ф. Грибановой, это говорится перед началом «слов». 2 В п.з. скорее окончание «-ой», чем «-ый» (как в машинописи). [<<]
    Населенный пункт: Березник
    Датировка: 1928 г.

  3. «Призорные» Дунь, Христос, выдунь, Христос, - из девети костей, из три кости, и́з деветь жил, из три жилы у рабицы Божьей Олександры, из ясных оцей, из могущих плечей, из станово́й жилы, из цорной максы у рабицы Божьей Олександры – урци-порци, уроки-призоры, призоры-прикосы, цепоты-ломоты, болезны-скорбо́ты! Пойди́те к старому хозяину, старой хозяюшки – на́ корень, на́ пету, на отма́шку, на отворо́т – жонке-белоголовке, девке-простоволоске, к мужику-еретику! (Хошь в воду; хошь в соль, хошь во что! Попьют, либо вымоются, либо обкатятся.) П. з. – п. 14, ед. хр. 4, л. 25; маш. – п. 12, ед. хр. 108. Зап. 3 июля в д. Палощелье – от Онусьи, 56 лет, жены сапожника (других сведений об исполнительнице нет: возможно, она не захотела их дать). По словам исполнительницы, «матери призор снимали покойной». [<<]
    Населенный пункт: Палощелье
    Датировка: 1928 г.

  4. «Призорны». Цярь деньской, а дедушкой водяной! Дай мне воды клюцевой смыть и сполоскать с раба Божия младенца (имя) все уроки, и прикосы, и пе́реполохи – с белого тела, и с ретивого серця, из ясных оцей, и с могуцих плецей, и со всех пеценей! (Наговорю в воду и обкачиваю. Хошь сама больна – наговорю и моюсь.) (В руцей копейку или две спустишь – как парень; как девка – хошь застёжечку.) П. з. – п. 14, ед. хр. 4, л. 119-119 об.; маш. – п. 12, ед. хр. 131. Зап. 6 июля в д. Белощелье – предположительно от Семеновой Натальи Федоровны, 47 лет. [<<]
    Населенный пункт: Белощелье
    Датировка: 1928 г.

  5. «Призорны». Встану благословесь, пойду перекресте́сь, из избы дверьми́, из двора воро́тами во ци́стое полё. Во ци́стом поле – окиан-море. В том окиан-мори - тихая заводь. На той на тихой на заводи плавает се́рый го́голь. На том на сером го́голю не дёржи́тса не вода и не роса. Так же на рабой Божьей Дарьи не держались не уроки, не прикосы, и не лихие огово́ры, и не ветрены простре́лы, и не ночные переполо́хи – на ветху́ и новьце́, на перекро́й месеце́! (Боле всё. В воду [наговорить] – и вымыться или обкатиться!) П. з. – п. 14, ед. хр. 5, л. 82 об.-83; маш. – п. 12, ед. хр. 153. Зап. 10 июля в д. Малые Нисогоры – от Поздяковой Дарьи Михайловны, лет 60-ти. [<<]
    Населенный пункт: Малые Нисогоры
    Датировка: 1928 г.

Свернуть все тексты

Отметить все населенные пункты