Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний

Заговоры Обонежья

Классификация заговоров по: источникам | функциям | датировке | населенным пунктам

Источник: Петропавловский приход Вытегорского уезда // Олонецкие губернские ведомости. 1884. № 28. С. 281 – 282; № 29. С. 290 – 292; № 30. С. 299 – 301; № 31. С. 309 – 310; № 32. С. 318; № 33. С. 327 – 328; № 34 С. 335 – 336.

  1. [Заклинания и заговоры, относящиеся к делам любовным]. а) Стану, не благословясь, пойду, не перекрестясь, не из дверей в двери и не из ворот в ворота, в чистое поле. В чистом поле стоит огненный столб, на огненном столбе сидит бес-самомуд, он смущает и призывает к себе бесов и приятелей тьмы, говоря: "Пособите и помогите рабу (N) смутить сердце из костей, из мозгов, из печеней, из белой груди и из ретивого сердца у раба N". и б) Стану, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, в чистое поле, в широкое раздолье, в широком раздолье есть синее море. В синем море белый камень; на белом камне белая береза, а под березою кровать. На кровати перина, на перине подушка, на этой подушке лежит теплое одеяло; под одеялом лежит сама Пресвятая Богородица матушка Соломонида. Обращаясь к ней с приветствием, говоря: "Я, раба Божия N, к тебе прихожу, тебя попрошу: есть у тебя 12 ангелов, 12 архангелов и тьма всей небесной силы, повели сходить к рабу Божию N, вынуть у него из сердца жалость к рабе N, чтобы у него сыгралась кровь и соединилась вместе, чтобы этот раб Божий не мог ни жить и не быть без рабы N, ни спать, ни лежать ни ходить и не сидеть, в компании засиживаться, с гостями заговариваться, а все думал и мечтал о рабе N, аминь (3 раза)". (№ 34, С. 335). [<<]
    Населенный пункт: Кондуши

  2. [Как заговаривать сеченицу (от пореза)]. а) В чистом поле есть конь карь, у раба Божия N прекрасная руда (кровь) стань, во веки аминь (3 раза). и б) В чистом поле стоит белый камень, на белом камне сидят 4 сестры, одна из них получше и покраше, эту кровь у раба Божия N заговаривает, чтобы она во всем его теле останавливалась, аминь (3 раза). (№ 34, С. 335). [<<]
    Населенный пункт: Кондуши

  3. [Слова от простудного кашля]. а) В дальнем чистом поле попадается на встречу мне, рабе Божией N, сам Иисус Христос с ангелами, с архангелами и со всей небесной силой, с копьем, с рогатиною; этой рогатиной закаливаю: горловую жабу, защечную жабу, подьязычную жабу; заговариваю, чтобы она во веки веков не бывала, без отрыжки и без поворота, аминь (з раза). и б) Молитвами Господа нашего Иисуса Христа и всех Его святых угодников закаливаю, заговариваю у раба Божия N жабу подьязычную, горловую, свиную, заушицу, во веки аминь (3 раза). (№ 34, С. 335). [<<]
    Населенный пункт: Кондуши

  4. [Слова от призора]. а) В широком раздолье синее море, в синем море белый камень, на белом камне сидит птица золотая, носок золотой, подбородок золотой; носом клюнет, перьем порхнет, ногтем скребнет от притчи, от призора, от людского наговора, от ночной думы, полуночной, утренней, полуденной и от вечерней. Пристаньте, добрые слова, рабу Божию N от рабы Божией N заговаривающей, и не роду, не плоду и не имени его, и на веки, аминь (3 раза). и б) На встречу мне, рабе N, святые Святители; пособите мне, помогите мне, отбивая у раба Божия N притчи, призоры, людские наговоры, денные, ночные, вечерние, утренние; худые думы, худые помыслы, чтобы они во веки век не бывали, без отрыжки и без повороту, аминь (3 раза). Баянная притча – под полок, избяная – в избу под порог, дворовая – на двор под подворотню, полевая притча – в поле под камень, чтобы она во веки веков не бывала, и без отрышки и без повороту, аминь (3 раза). (№ 34, С. 335). [<<]
    Населенный пункт: Кондуши

  5. [Слова против вереда]. Благослови, Господи. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Как этот сук засох (указывая на стену, обводя по нем крестообразно безымянным пальцем, т.е. вторым от мизинца, и делая такие же чертежи на вереде), так, чтобы и этот окаянный засох, во веки век, без отрышки и без повороту, аминь (3 раза). (№ 34, С. 335-336).[<<]
    Населенный пункт: Кондуши

  6. [Как заговаривать грыжу]. а) В дальном чистом поле есть сырой дуб, под сырым дубом сидит черный кот, у того кота когти железны, зубы булатны. И сидит этот кот грыжу зацыпывает и заговаривает у раба Божия N, пуповую, сердечную, подляшную, золотничную, и не роду, и не племени его, не болела и не щемила бы у раба N, ключ и замок на веки, аминь (3 раза). и б) Синее море, в синем море рыба-щука, зубом остра, пером широка. Она закусывает, загрызывает у раба Божия N пуповую грыжу, заговаривает поясничную грыжу, пуповую, подьяичную, и пахову, чтобы она во веки век не бывала без отрышки и без повороту, и провалилась бы в преисподнюю, аминь (3 раза). (№ 34, С. 336).[<<]
    Населенный пункт: Кондуши

  7. [Заговор против родимца у младенца]. а) В чистое поле, в чистом поле встречаются мне св. Святители: Михаил Архангел, Гавриил Архангел, со ангелами, со архангелами, отбивая у раба Божия N зыбочный родимец, костяной, моровой, суставный, и тридевять суставов, и подстановной жилы, чтобы этот родимец во веки век не бывал, без отрышки, без повороту, во веки век, аминь (3 раза). и б) Выйду, благословясь, в чистое поле; в поле на крутой горе, с подвосточной стороны, ходит кобылица-златылица и 31 жеребец. Они залягивают и закусывают у раба Божия N денной родимец, ночной, полуденной, полуночной, солностоставной, месячной во веки аминь (3 раза), ни роду и не имени его, аминь (3 раза). (№ 34, С. 336).[<<]
    Населенный пункт: Кондуши

  8. [Заговор против лихорадки]. В темном лесе на 9 дубах сидит Христов Николай, пред ним ходят 12 девиц, все они наряжены в светлые одежды. Я, раба Божия N, попрошу у них, чтобы они пособили мне выгнать из раба Б. N проклятую лихорадку трясунью, скакунью, желтуху и поплясунью. Всех их проклятых 12; одна одной злее, не дают покоя рабу Б. N, изсушают, его белое тело, испивают кровь; так, чтобы во веки век не бывали, без отрышки и без повороту, во веки век, аминь (плюют раза три чрез левое плечо). (№ 34, С. 336).[<<]
    Населенный пункт: Кондуши

  9. [Заговор против извиха]. В поле, синее море, в том синем море камень, на камне утка, у утки гнездо, в гнезде яйцо; Дарья, да Марья да Корина, закаливают лютой извих у раба Б. N; щимоту в камень, тяготу в лыко, болезнь в воду и во веки, аминь (3 раза). (№ 34, С. 336).[<<]
    Населенный пункт: Кондуши

  10. Если у кого пропадет домашнее животное – лошадь, корова или овца, то их розыскивают так. Один человек приходит в лес, становится между ростанями, т.е. несколькими крестообразными дорожками, и говорит: "Лесовой хозяин и лесовая хозяйка, отдайте милое животное; я вам не отдал и не сулил, и отдайте, и отдайте, аминь (3 раза)". (№ 34, С. 336).[<<]
    Населенный пункт: Кондуши

Свернуть все тексты

Отметить все населенные пункты