Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний

Заговоры Обонежья

Классификация заговоров по: источникам | функциям | датировке | населенным пунктам

Источник: Покровский П., учитель. Народное суеверие. Наговоры // Олонецкие губернские ведомости. 1873. № 36. С. 430 – 431; № 38. С. 455 – 456.

  1. [Приход к властям]. Господи Боже, благослови, отче. Лягу благословясь, стану перекрестясь; настает сей день Господень и с темной ночи свет рассветает, заря занимает, красное солнце восходит, а птицы из гнезд вылетают, а звери из ложа выходят; а я, аз раб Божий (имя рек), умываю свое белое лице медвяною росою, крещуся и благословляюся, отхожду от своего одра и ложа покрыться небом, одеятся теплым оболоком. Стоит над мною Свят и с Пречистою Богородицею и святые Иоанн Предтеча, Святитель Николай со триста Ангелы и за мною идет святый великомученик Георгий на коне, с правой руки грозный воевода Михайла архангел с скипетром, а на левой руке Гавриил архангел и с пращею, берегут меня, раба Божия (имя рек), от всякой причины, и от злого человека всякого, и от бояр, и от всяких властей, и от православных христиан, и от раб Божиих. Иду коея власти, каков есть власом, и не мог бы противу меня с дерзновением никакого слова изрещи; и есть на сем свете мил день, а в оный Иисус Господь дал мне власть; и учнут меня чтити и любити цари, князи, и бояра, и судьи, и вельможи и православные христиане, меня, раба Божия (имя рек). Он бы не мог без меня, раба Божия, ни ясти, ни пити, никакого дела творити. И есть на сем свете река Лозокорь и на той реке Лозокоре есть камень Литарь, у того каменя стоит древо плотно и не гниюще, маслично, и около того древа вьется хмель накрепко: так бы тот раб Божий (имя рек) ко мне, рабу Божию (имя рек), привился крепко накрепко всем своим сердцем, и всею душою, и всею мыслию. И есть на том древе вьются гнезды с малыми детятами, вьется птица ластовица с великим уныванием и любовию: и так бы сей раб (имя рек) вился около меня, раба Божия (имя рек), и обвился со уничижением и со умилением во всякой день и во всякой час. И емлют сии слова из уст моих и кладут сии слова тому рабу Божию (и. р.) под левую грудь и под ретивое сердце и душу. И поставлю аз, раб Божий (имя рек), печь медную, и положу дубовых дров, и разожгу сердце у раба Божия (имя рек) и все мысли, и не может сей раб Божий (имя рек) без меня, раба Божия (имя рек), ни ясти и не пити, не ходить и не вставать, никакого дела делати от сякого (сего) дня до такогож дня три года. Повейте, буйные ветры, со всех четырех сторон с востока и запада, с севера и полудня Божиим повелением, ангельским наказанием, положите вы мне, рабу Божию (и. р.), в сей день и в сей час и возмите вы сии мои слова и понесите вы к тому рабу Божию (и. р.) и положите под его пазуху под левую сторону, к его ретивому сердцу и к души, чтобы сии слова не отложили бы до трех годов от сего дня, до такого дня, во веки, аминь. Указ как идти ко властям: взять с берега воды в ставец, да учни говорить над водою, платком накрывся, да положить в ту воду копейку, да и хлеба кусок; а как пойдешь ко власти, да тою водою умойся, а ту копейку положи за щеку и поди ко власти, да на него заглядывая на землю не плюй, а хошь плюнуть ‒ и ты в плат плюнь. (№ 36. С. 430-431).[<<]
    Населенный пункт: Петрозаводск

  2. [Приход к властям]. (В рукописи: «Томущ».) Во имя Отца, и Сына и Святого духа. Владыко Господи Иисусе Христе! дай Господи Иисусе Христе сему рабу Божию (имя рек) сглянуть сему рабу Божию (и. р.), на меня, раба Божия (и. р.), мирным сердцем. И се аз, раб Божий (имя р.), в спор…….. ни ярость бы его раба Божия (и. р.), и всем сердцем его в прах, а за брата-бы его, раба Божия (имя рек); ныне и присно и во веки веков, аминь ‒ Сколь люб хлеб Царю, и князю, и боярину, и всякому крещеному человеку: доколе сего раба Божия (имя рек) не посмотрят своими очми, не могл бы ясти, ни пить, ни сном заснуть, ни наястся, ни напиться, ни гулянием загулять, ни забытием забыть. И буди те сии слова надобны на млады нова месяца, нарождена полна и ветха, тому делу аминь. (№ 36. С. 431).[<<]
    Населенный пункт: Петрозаводск

  3. [Свадебный заговор]. Говорят на жениховом дворе. Обойти с образом, стать у передней лошади, говорить на воск, всем поимянно, под крест класть. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь. Во храмине дому своего стану я, раб Божий (имя рек), благословясь, и пойду и умоюсь ключевою водою, сам реку: буди вода сия чиста и светла, аки реки Иорданские Тивилон, Ефран, аки Иордан река текущая, а в ней купался сам Иисус Христос во своих нетленных ризах Иисусовых, утирался убрусом своим. Сам реку: буди убрусь сей, аки пелена нетленная, Иерусалимская, Пресвятые Богородицы, украшенная светлообразною зарею. Стану пред Божиим образом, святою иконою, на место свое, аки златый престол поднебесный, реку: благую творю молитву, и от сосцу изыди глагол мой из уст моих, аки гром сильный с молнием опалимым, огненным страшным судом; изыди дух мой из уст моих, аки скорый буйный ветр дало, да находы, да сушило, да крушило от златокованных труб евангелистовых. Помолюся я, грешный, своею многогрешною душою от Божией милости о помощи упрашиванием и умаливаю от невидимых сил от небесных. Начинаю глаголати, слова говорити от небеси, от царства небесного, и от святого престола Господня, и от святого образа, и от тех риз громогласных, и от воевод небесных ангелов Божиих, от пламенного восхода, от звезд небесных, от рова звезды; табо звезда всем звездам силу подает и части моей светлому дарует. Говорю слова от облака Господня; говорю слова от херувимской силы, и от святых святителей, и от преподобных отцей, и от мучеников, и от священномучеников, и от апостольской силы и четырех евангелистов, златокованных труб, от святых ангел, круга церковного, от царской мудрости премудрого царя Соломона, от премудрости Акира премудрого, от премудрости царя Александра Македонского, от пророков мудрых древних, мудрецов века сего, от всего стания земного, от всякого дального расстояния и путнего шествования, от всяких мудрецов человек земных, и по воздуху от птиц от всяких, зверей земных, от всей пресмыкающейся твари, от лесовых сил, от водяных сил, от акинтора тивириадского, от морского царя водолея, от лесового царя ефививетра, от озеринного царя льва, царя единорога, от змеиного царя светлопота, от птицы царя орла, от пребыстрого сокола, от рыбы царя доника, от морских стран, от бодренных вирак, которые виракии промеж синим морем да Лимандром озером, да в них запечатано к четырем царям людей Едов, Гов и Махов, Уституона запечатано суп-или-том, и муром, и голусом своим аспидом и бумити-том каменным Александром царем Македонским. Дай мне, Господи, крепко хранение, крепкое ограждение от триста лет разночальных немощей, от причинных ветров, от лесных прикосов и от временных всех тех портежников, от недругов и супостатов. ……… Тысячи ангелов имеют в руках своих по убрусу белому и в убрусе понесли наполненной чиросыпных искр огненных, только коней булатных, потольку стрел каменных, потольку рек огненных, потольку громов, потольку меглы, потольку колесниц огненных, потольку ветров, потольку воздухов, потольку оруженых стрел, потольку херувимов пасящих мя, потольку серафимов стрегущих мя, и от несущих замкнули меня, раба Божия (имя рек), во граде сем от злых человек земных, между убрусов своих, на сырую землю, на злых человек моих на портежников, на промышленников, на мыслящих из убрусов своих вся погубительная и страховистная по земли и по воздуху. Несчетные ангелы, возглаголите мне, аки сильный гром грянув: не бойся, человече, раб Божий (и. р.), утвержден еси во граде сем ангельским утверждением; вода в сила небесная, зиму во ограде вышний Декаполь, тмамито ‒ вы за меня ключи…….. Положи под враты и столбы во огненные уларь; около града того обтекли реки огненные, обтекли колесницы огненные, обехали коньми воеводы небесные вся Михаил и Гавриил, херувим и серафим, Илья Пророк, и апостолы, и евангелисты с трубами златокованными, оставив и спустив около меня, раба Божия (и. р.), гром и молнию огненные, скипетры и стрелы булатныея, и реки огненные от востока и до запада, от юга и до севера, от земли и до воздуха и начаша силы небесные меня, раба Божия (и. р.), любить и хранить изо всех орудии пламенных, из убрусов и скипетров, бить и палить громом, рассекати и молнией пожигати и супостатов моих стреляти, портежи и причины сожигати огнем от моего скорождения и до исхода души моея. И донеси, Господи, в руце Бога живого, и сохрани от неприятельской силы; и ныне ключи мои храните во веки невредимо, аминь. (№ 38. С. 455-456).[<<]
    Населенный пункт: Петрозаводск
    Функция: обереги

Свернуть все тексты

Отметить все населенные пункты