Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний

Заговоры Обонежья

Классификация заговоров по: источникам | функциям | датировке | населенным пунктам

Источник: Собрание нужнейших статей на всяку потребу (Публ. Е.Б. Смилянской) // Отреченное чтение в России XVII-XVIII веков / // Отв. ред. А.Л. Топорков, А.А. Турилов. М., 2002. С. 322-364. (Рукопись около 1730 г.)

  1. [Молитва о приходе ко власти] Господи Исусе Христе Сыне Божии помилуй нас. Востану я раб Божии им(я)р(е)к благословясь и поиду перекрестясь из ызбы дверми, из двроа воротми, воззрю на н(е)бо. Аз р(аб) Б(ожии) и(мярек) обозрю и осмотрю красное солнце, и подпояшуся красною зарею утренною, и подтычюся частыми звездами, и облекуся яз р(аб) Б(ожии) и(мярек) красным солнцем, и одежуся грозною тучею з громом. Сколь ся туча грозна з громом и огнем, и молниею, и толь бы яз р(аб) Б(ожии) и(мярек) был грозен и страшен // (л.6) пред князи и бояры, и пред всеми моими злодеями и сопостаты, в суде стоячись, и свет истинныи Христос Сын Божии, сохрани меня р(аба) Б(ожия) и(мярек) и закрой своею ризою нетленною и небесною высотою от всякого от железа и от булату, и от свинцовой пульки, и от железныя стрелы, и от бою, и от неправедные судии, и от недругов моих, и от несоветников речам моим. Аминь. Говорить 3-ж(ды) на воду и умытце, и испить, и платье покропить, а быть всему ч(и)сту... [утрачено 1 слово], а говорить поутру рано. // (л.6 об.) (С. 322)[<<]

  2. [Ина молитва о приходе ко властем] Указ сице. Взять воды з берега и положить туда копейка и говорить трижды над водою, а после того вода пить и умыватце и положить копейка в рот, и в то время пред властию стоять, а быть всему чисту. Молитва Господи Боже, благослови, Отче. Стану благословясь, аз р(аб) Б(ожии) и(мярек) и поиду перекрестясь, наставает день Господень, ис темной ночи свет розсветает, заря замыкает, солнце восходит, птицы из гнезд вылетают, а звери из ложен выходят. И я р(аб) Б(ожии) и(мярек) // (л.7) умываю свое белое лице медвянною росою, и крещуся и благословляюся, и отхожу своего одра, и ложа покрыхся ногхрами и одеяхся теплыми охарному1, и стоит надо мною Спас и Пречистая Богородица и святыи Иоанн Предтеча, и впереди идет великии святитель Никола чюдотворец со триста аггелы, за мною едет святыи мученик Георгии на кони, и с правой руки грозныи воевода Михайла Арха(н)ггел с скипетром, а с левой руки Арха(н)ггел Гавриил, хранят и оберегают меня р(аб) Б(ожии) и(мярек) от всякия притчи и от зла человека всякого чина, // (л.7 об.) и от бояр, и от всяких властеи, и от православных християн, и аз р(аб) Б(ожии) и(мярек) иду к судии и власти, и каков есть власом и(мя) и не мог бы против меня молвить некакова слова. Есть на сем свете мил день, а во дни час и Господь дал мне в нем милость и участие меня чтити и любити и цари, и князи, и воеводы, и судии, и вельможи, православныя християне меня р(аба) Б(ожия) и(мярек), и не могли бы они без меня ни ясти, ни пити и никакова дела творити, и есть на сем свете река Лазокор и на той реке Лазокоре есть камень Алатырь и у того камни // (л.8) стоит древо плотно и негниющее маслично, и около того древа вьется хмель накрепко, и так бы тот р(аб) Б(ожии) и(мярек) ко мне р(абу) Б(ожию) и(мярек) принялсо накрепко2, и так бы тот р(аб) Б(ожии) и(мярек) меня р(аб) Б(ожии) и(мярек) любил всем своим сердцем и всею душею, и всею мыслию; и есть на том древе вьются гнезда с малыми детками, а раждаются с великою любовию, и так бы и сей р(аб) Б(ожии) и(мярек) вился около меня р(аб) Б(ожии) и(мярек) и водился со уничижением, и со умилением по вся дни и по вся часы, и емлют3 сии слова изо уст моих, и сядут сии слова тому р(абу) Б(ожию) и(мярек) под левую пазуху, под // (л.8 об.) рятивое сердце в душю, и поставлю аз р(аб) Б(ожии) и(мярек) печь медную и положу дубовых дров, и розожгу сердце у сего р(аба) Б(ожия) и(мярек) и мысли, чтобы не мог сей р(аб) Б(ожии) и(мярек) без меня р(аба) Б(ожия) и(мярек) ни ясти, ни пити и никакова дела делати, от сего дни до того же дни на три годы. Повеют буйныя ветры со всех четырех сторон с востока и запада, севера и полудня, и Божиим повелением и агг(е)лским наказанием покажите мне врага Божия и(мярек) в сии день и в сии час и возмите мои слова, и понесите и понесите вы к тому р(абу) Б(ожию) и(мярек) и подложите под его пазуху // (л.9) левую к рятивому сердцу и к души, чтоб сии слова не отпали и не отворожили бы до трех годов во весь год, от сего дни до того же дни во веки веком. Аминь. Говорить 3-ж(ды). (С. 322-323)[<<]

  3. [Ин указ о том же, аще случится зело наскоре позавут ко власти, а говорить на воду 3-ж и умытися] Как рады православнии християне краснаго дни и краснаго солнца, // (л.9 об.) а рыбы воды, а грешныя покаяния и прощения, так же бы и сии вси православнии християне мужи и жены и малыя дети все бы меня рады были р(аба) Б(ожия) и(мярек), и как поклоняются красному солнцу и светлому дню лузи и болота, и лесы темныя, так бы и мне р(абу) Б(ожию) и(мярек) покланялися все православныя християне, мужи и жены и дети, очи бы их не могли насмотритце и уста бы их не могли наговоритце, а речам моим ключ, во веки аминь. (С. 323-324)[<<]

  4. [Тому же] Господи Боже благослови отче во имя Отца и // (л.10) Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веком, аминь. Даждь ми, Господи, кроткую мудрость царя Давда и как царь Давид укротил и умирил царей и князей еврейских, такоже бы укротил сердце у сего р(аба) Б(ожия) и(мярек) во веки веком, аминь. Трижды на воду и умыватися, а быть чисту. // (л.10 об.) (С. 324)[<<]

  5. [Указ ках хош в воду ходить, чтоб не топила] Господи Боже, благослови Отче, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь. Таж говори псалом, “Господня есть земля”, весь до коньца. Молитва. Как Господь во ад снишел, и раступилися замки, и затворилися адовы врата, и устрашилися адовы вратницы, и так бы мне р(абу) Б(ожию) и(мярек) раступиласе вода и стояла бы она около меня, аки стена каменная тверда, и не топила, и // (л.16) не мочила бы меня р(аба) Б(ожия) и(мярек); и како Моисей привел и(зра)ильтельских людей сквозе Чермное море по суху, и вода ему была, яко стена со всей страны, и не топила, и не мочила, и не покрыла всех египет­ских и моявитских, и едомских, и измаильтельских князей, и так бы божиим повелением и архангельским запрещением и наказанием и мне р(абу) Б(ожию) и(мярек) стала бы она около меня р(аба) б(ожия) и(мярек), аки стена тверда, и огустела, яко олово, и не топила бы, и не мочила, и все водное естество его живое божиим повелением // (л.16 об.) устрашилось от меня р(аба) Б(ожия) и(мярек); и како Илия пророк Иелисия превел и был ему сух путь во образ креста, и стояла вода, аки стена, и прохождаше оба яко по суху, и не топила их и не мочила, и тако же бы от меня р(аба) Б(ожия( и(мярек) стала бы она вода около меня, аки стена, и не топила, и не мочила; и при Моисей раступилась от его жезла, и ныне мне р(абу) Б(ожию) и(мярек) раступися божиим повелением, а моими молитвами и словом, и Давыдовым слогом; и как держит воду божиим повелением и словом, и духом твердь не//(л.17)бесная и земная около рек и озер, и огражена, и сколь твердо и плотно стояла вода и водное естество Божиим духом, а моим словом и Давыдовым слогом, и как замыкаются замки по вечерным и по утренным зорям крепко и плотно, и по рекам, и по озерам, и по источникам, и так бы и от моих молитв, и от слов огустела вода и стала, аки стена, и мне р(абу) Б(ожию) и(мярек) сотвори Господи сух путь в воды, яко же Моисей в сем нове месяце, и в ветхе, и в полне, и во всякой час, и во всякое время во веки // (л.17 об.) веком, аминь. 3-ж до сем глаголи псалом “Помилуй мя боже” и “Верую во единаго Бога Отца” и “О тебе радуется” и “Взбранной воеводе”, и “Вокресную молитву” - все по 3-ж на воск. А воск прилепи ко кресту в левой стороне // (л.18) (С. 327-328)[<<]

  6. [Указ, как хошь замок молитвою отворить, сице] В весни устереги первой гром да, как станет греметь, и ты припаси воску да мыла, чем мертваго моют, всего з булавочную головку. Да как от перваго грому дождь пойдет, и ты от верху в огороды с третьей жерди три капли воды возми безимянным перстом да положи в воск, да вместо скатай и с мылом и воск, и воду ту, и капли, да на то говори трижды. Молитва Господи Боже, благослови, Отче Небесныи Царю // (л.18 об.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Божиим изволением и наказанием и архангельским служением господних всех небесных сил от Господа с небес силней гром грянул и молния огненная ос[вя]тила землю и диявола устрашила и вся основания земная устрашились и замки тресните и жилы их все порвитеся, и пружины и суставы ослабните, и ты еси железо и уклад от Земли сотворен, тако и аз раб Божии имрек и ты еси мне р(абу) Б(ожию) и(мярек) по крещению Господню меньшей брат, и меня // (л.19) р(аба) Б(ожия) и(мярек) слушай и отмыкайся, и как воскрес истинный Христос и сошед во ад сильне, и адовы врата и вереи, и замки, и заклепы сокруши и ничтоже ему истинному Христу не противно было, тако бы и мне р(абу) Б(ожию) и(мярек) и моей десной руки повинно буди всякое железо и уклад и всякой замок и заклепы и залошки буди предо мною, аки прах и пепел, и удрогни твое сердце от моей десной руки, аки от булатныя сабли, и весь ты замок развались и розсыплись, аки от силнаго грому и от молнии и от остробитнаго // (л. 19 об.) оружия, и как мертвой человек отстал от сего белаго света и от пения церковнаго, и как душа его вышла из белаго тела, и как его суставы и жилы раступились и ослабли, и не владеет ничем, так и ты, всякои железо и уклад, и всякой замок, и заклеп, ничем не владел, развалился впрах от моей десной руки, что от силнаго грому, и как человек от смерти убоится и сердце его устрашится и уды его повянут, и вся жилы ево ослабнут, так и ты, всякой // (л.20) замок, от моей руки тресни и розорвись; аки говор на воды от ветра скоро погибнет, так и ты, всякой замок явной и нутрянной, от моего духу отомкнись и трес­ни и отпади, и дух мой и слина даром не ляжет, и всякой замок прочь отляжет в нове месяце, и в ветхе, и в полне, и в перекрое5 в новцевом и в ветховом по всякой день и по всякой час, и как дохнет дух Божий, и растает лед, и потекут воды, так и ты, всякой замок и крепость твоя, от моего духу устрашись и развались и от руки // (л. 20 об.) моей отомкнись и меня всегда, аки смерть, страшись, а я р(аб) Б(ожии) и(мярек) над тобою власть, а ты предо мною буди, яко воск, всегда и ныне и присно и во веки ве­ком. Аминь. 3-ж и после того. Маленко того воску отщипни да к правой руки к безымянному персту под нокоть и положи, да как 3-ж проговоришь, и замахнись на замок, а сам ему примолви - я твоя смерть. Да и дунь на него. А до трех након [?] на воск и на руку поплюивай. А тот воск о Ивани дни на трех росах держат. // (л. 21) (С. 328-329)[<<]
    Функция: прочие

  7. [Молитвы от стрел и от всякого [?-замазано] оружия] Господи, благослови раба своего им(я)р(е)к. Стой, стрела, не доходи до р(аба) Б(ожия) и(мярек), поди через Господа нашего Исуса Христа Сына Божия, творца небу и земли и вселенней. Стой, стрела, не доходи до р(аба) Б(ожия) и(мярек), поди через богояв­ление Господне. Стой, стрела, не доходи до р(аба) Б(ожия) и(мярек), поди через светлое Вос­кресение Господне. Стой, стрела, не доходи до р(аба) Б(ожия) и(мярек), поди, стрела, через Вознесение Господне. Стой, стрела, не доходи до р(аба) Б(ожия) и(мярек), поди через Духа Святаго. Стой, стрела, не доходи до р(аба) Б(ожия) и(мярек), поди, стрела, через Троицу Живоначальную. Стой, стрела, не // (л. 21 об.) доходи до р(аба) Б(ожия) и(мярек), поди, стрела, через Софею Божию. Стой, стрела, не доходи до р(аба) Б(ожия) и(мярек), поди, стрела, через венец Господень сотворен пред Божию благодатию и славою Господнею. Стой, стрела, не доходи до р(аба) Б(ожия) и(мярек), поди, стрела, через госпожу Пречистую Царицу небесную Матерь Божию. Стой, стрела, не доходи до р(аба) Б(ожия) и(мярек), поди, стрела, через пророка и предтечу крестителя Господня Иоанна. Стой, стрела, не доходи до р(аба) Б(ожия) и(мярек), поди, стрела, через безчисленное милосердие Божие. Стой, стрела, не доходи до р(аба) Б(ожия) и(мярек), поди, стрела, через воздвижение Господне. Стой, стрела, не доходи до р(аба) Б(ожия) и(мярек), поди через крест Господень, на котором // (л.22) кресте распят Господь наш Исус Христос. Стой, стрела, не доходи до р(аба) Б(ожия) и(мярек), поди, стрела, через гвоздие и копие, которое копие было у ребр Господних, которое гвоздие было у рук и у ног Господних. Стой, стрела, не доходи до р(аба) Б(ожия) и(мярек), поди, стрела, через свет и молнию небесную. Стой, стрела, не доходи до р(аба) Б(ожия) и(мярек), поди стрела через дванадесят апостол Христовых и святых апостол Петра и Павла. Стой, стрела, не доходи до р(аба) Б(ожия) и(мярек), поди, стрела, через дванадесят пророк Господних. Стой, стрела, не доходи до р(аба) Б(ожия) и(мярек), поди стрела через четыре евангелисты Господни Марка, Матфея, Луку, Иванна Богослова. Стой, стрела, //( л. 22 об.) не доходи до р(аба) Б(ожия) и(мярек), поди всякая стрела к р(абу) Б(ожию) и(мярек), боком и ушима и стороною, не доходи до р(аба) Б(ожия) и(мярек), по заповеди божии, падай пред ногама. Стой, стрела, не доходи до р(аба) Б(ожия) и(мярек), поди, стрела, через страшный и грозный Суд Господень. Стой, стрела, не доходи до р(аба) Б(ожия) и(мярек), поди, стрела, через введение Пречистыя Богородицы матере Бога нашего Исуса Христа творца небу и земли и всей вселенней. Иду я р(аб) Б(ожий) и(мярек) вся орды по всей земли и на чистом поле по все четыре стороны против всех недругов своих и злых супостат всех; со мною, с р(абом) Б(ожиим) и(мярек), крестная божия сила // (л. 23) и Покров пречистей Госпожи Богородицы матере божии Царицы Небесныя. О, Мати Божия, закрой, защити р(аба) Б(ожия) и(мярек), ризою нетленною и пеленою пресветлою и покрой, Государыни, раба своего и(мярек) покровом честнаго своего амофора от всякаго оружия ратнаго воиньскаго и от всякого оружия християньскаго, и от всякой стрелбы стрельныя, и огненыя, и от всякой сечи и рубли, и от колотья, и от резания, и от всякого бою, всякого железа рускаго и заморскаго от всякого бою каменнаго, и от всякого камени // (л. 23 об.) русьскаго и заморскаго, и от всякого бою и от всякия кости. Святыи государи апостоли христови Петр и Павел и дванадесят апостол Христовых, сохраните меня р(аба) Б(ожия) и(мярек) во свой град, закройте, государи, защитите р(аба) Б(ожия) и(мярек) от всякаго оружия ратнаго и от всяких людей своим милосердием и святыми своими молитвами, закройте и защитите святыми своими ризами нетленными, и святыми своими молитвами, закройте и защитите р(аба) Б(ожия) и(мярек) от пушечнаго ядра и от пищальнаго, и от пулек свиньчатых, и от ядер каменных, и железных, и от пищалей, и от саблей, и палок, // (л.25) и от кирбузов, и от всяких стрел, и стрельных железец ни копием колоти, ни рогатиною, ни посошком, ни рожнями колоть, ни мечем, ни саб­лею сечь, ни колоти киньжалом, ни ножами зарезати всякаго железа рускаго и заморскаго ни топоры, ни топорники, ни бердыши сетчи р(аба) Б(ожия) и(мярек). Ограждаюся аз р(аб) Б(ожий) и(мярек) от тех от всех людей, и оних ратнаго оружия р(аб) Б(ожии) красным солнцем и светлым месяцем, и частыми звездами, а подо мною медная накрышка под р(аба) Б(ожия) и(мярек), // (л. 24 об.) спереди меня р(аба) Б(ожия) и(мярек) крест и назади меня крест, и посторон меня р(аба) Б(ожия) и(мярек) крест, весь есми в крестах р(аб) Б(ожий) и(мярек) по земли широко, а до небеси высоко, стрел бы до меня р(аба) Б(ожия) и(мярек) не доходило всякое оружие, а доходило бы далеко и высоко около меня р(аба) Б(ожия) и(мярек) и выше меня р(аба) Б(ожия) и(мярек) всякое оружие ратное по заповеди Божии, пушечные ядра и всякия пулки, и всякия стрелы. Господи Боже, благослови, Отче. Есть у Царя Небеснаго на небесех мечь самосек и всякое оружие. Коли, тот мечь самосек и всякое оружие, все злыя мои сопостаты и недруги, соймут и добудут //(л. 25) собе от Небеснаго Царя всякое оружие ратное и мечь самосек, тогда те все мои недруги и злыя сопостаты меня р(аба) Б(ожия) и(мярек) начнут сетчи и рубить, и колоть, и стрелять, и бити, и резати. Коли небо с землею соидетце, а небу с землею не схаживатце, а меня р(аба) Б(ожия) и(мярек) не убивати век по веку. Слава Святому Духу, аминь. Государь Исус Христос, замкни замком своим луки и руки назад всех моих недругов и злых супостатов, и всякое оружие ратнее и християнское. Сокруши, государь Исус Христос, не попусти на р(аба) Б(ожия) и(мярек) пушечных ядер всяких и ис пищалей, // (л. 25 об) и ис карбусов, и из санапалов, и всяких пулек. Государь Исус Христос, закрой, защити раба своего имрк силою и помощию Духа Святаго, и крестом животворящим, огради от всякого оружия, и от стрельбы всякия, и от колотья и от ядер пушечных, и пулек всяких, и стрел, и стрельных железец. Вседержитель Спас, сохрани раба своего имрк от всякого оружия ратьняго и християньскаго. Я с раб божии имрк заговор загавариваю, на черном воску и на черном шелку, от пушечных ядер и от пушек, и пищалей, и санапалов, // (ë. 26) и от карбузов, и от всяких пулек, и от всяких стрел, и всяких железец, и от всякаго оружия ратьняго и християньскаго, и от всякого бою, и от сечи всякия, и рубли, и колотья всякаго, и от резания, и от каменных, и простого железа, и от турских, и от нагайских, и от литовских, и от черемиских, и от чювайских, и руских, и от всех родов четырех нечестивых. Заговор заговариваю за кого мошно. Назнаменаюсь я р(аб) Б(ожии) и(мярек) святым Михаилом архангелом и святым архистратигом Гавриилом, и святым Георгием, и святым Димитрием Вселуньским, и назнаменуюсь я р(аб) Б(ожии) и(мярек) // (л. 26 об) святою Богородицею Божиею Материю Царицею Небесною, назнаменуаюсь я р(аб) Б(ожии) и(мярек) Троицею Живоначальною и Духом Святым, и всеми силами небесными, ангелы хранители дневными и нощными, предстатели нашими от Небеснаго Царя данных нам рабом божиим на соблюдение, отвратися, стрела, от р(аба) Б(ожия) и(мярек), поди, стрела, вверх цевьем древо во свою матерь древо, а железо во свою матерь в землю, а перье во свою матерь во птицу, а птица полети в небо от р(аба) Б(ожия) и(мярек), а клей во свою матерь в рыбу, а рыба в море под бел камень Латырь, // (л.27) как всякому мертвому не повелел господь до Втораго пришествия стати, а белу Латырю камени в век по веку по морю не плавати по окияну, тако же всякому оружию на р(абе) Б(ожии) и(мярек) не бывати в век по веку по заповеди Божии и всякой сечи и рубли, и всякому колотию и резанию, и всяким боем и всякою стрельбою не застреливать. Повелит Господь всякому железу и магниту камени - аз поклоняютися и покаряютися, тако же воротися и клонись от р(аба) Б(ожия) и(мярек) прочь всякое оружие на все на 4 на стороны. // (л. 27 об.) Огненная стрельба и пушечныя ядра всякие, и пищальныя пульки свиньчатыя, и сеча, и рубля, и всякое колотье и резанье, и всякой бой деревянной всякаго древа рускаго и заморскаго и всякого бою, и всякого железа простаго и каленого, и от всякаго бою каменнаго всякого камени, и от всякого бою всякия кости, коя кость ни есть на сем свете, и всякия стрельбы, лучныя стрельбы и самострельныя. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и вовеки веком, аминь. (С. 329-332)[<<]
    Функция: обереги

  8. [Молитва Александра царя макед[онского]] // (л. 28) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Буди, Господи и Царица Небесная, р(абу) Б(ожию) и(мярек) для матерних молитв щит и покров [от] всяких ядр пушечных и от всяких пулек пищальных, и санапальных, и архибузных свиньчатых, от мечей, от сабель, от хортов, и от щаблиев, и от бердышев, и от копей, и от рогатин, и от посохов, и от рожней всяких костяных и железных и всякого железа, и от всех рожней всякаго древа и от топорков и от ножей и мечей и от сабель. Госпожа Пречистая, спа­си и сохрани раба Христова имрк ризою нетленною, пеленою черною от всякия стречи и притчи. Стой, // (л.28об.) стрела, не доходи до р(аба) Б(ожия) и(мярек), поди, стрела, через Господа нашего Исуса Христа. Стой, стрела, не доходи до р(аба) Б(ожия) и(мярек), поди, стрела, через девицу Марию святую Богородицу матере Божию. Стой, стрела, не доходи до р(аба) Б(ожия) и(мярек), поди, стрела, через Иванна Предтечю Господня и Крестителя. Стой, стрела, не доходи до р(аба) Б(ожия) и(мярек), поди, стрела, через архистратига Михайла. Стой, стрела, не доходи до р(аба) Б(ожия) и(мярек), поди, стрела, через архистрадига Гавриила. Стой, стрела, не доходи до р(аба) Б(ожия) и(мярек), поди, стрела, через все силы небесныя, ангели хранители дневныя и нощныя, Богом данныя нам на соблюдение // (л.29) во дни, в нощи и на всяком месте владычествия Господня. Стой, стрела, не доходи до р(аба) Б(ожия) и(мярек), поди, стрела, через венец, которой был пред благодатию Господнею. Стой, стрела, не доходи к р(абу) Б(ожию) и(мярек), поди, стрела, через Господа нашего Исуса Христа Сына Божия. Стой, стрела, не доходи до р(аба) Б(ожия) и(мярек), поди, стрела, через страстотерпцы и страстотерпицы Господни. Стой, стрела, не доходи до р(аба) Б(ожия) и(мярек), поди, стрела, через мученики и мученицы Господни. Стой, стрела, не доходи до р(аба) Б(ожия) и(мярек), поди, стрела, через угодники и угодницы Господни, которыя сотворили волю Божию; и любовь, // (л.29об) Христову и пожили в правде от от /!/ начала и до коньца света сего. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Есть святое море окиян: и на том море окияне есть море железное, и на том море железном есть муж железной на столпе железном подпершися своим посохом железным от земли и до небеси, от небеси и до земли, от востока и до запада, и от запада до востоку. И заимает и заповедывает железной муж своим детем всякому железу и укладу, и булату, и алмазу каменному, // (л. 30) простому железу русскому и заморскому, и меди пояной и неяной; красной и зеленой, и проволочной. И заповедывает муж железной своим детем всякому железу: поди, железо, прочь, всякое железо, от р(аба) Б(ожия) и(мярек) на все четыре стороны, всякое оружие. И машет и убороняет отмахивает муж железной от р(аба) Б(ожия) и(мярек) своим посохом железным от всякого бою и от всякия. стрелы огненныя, и от пушечных ядр, и от пищальных, и от санапальных, и от карбусовных, и пулек свиньчатых, и всяких, и от сечи // (л. 30 об.) мечевыя, и от сабельныя сечи, и от топорков, и от бердышев, и от хортов, и от киньжалов, и от ножей, и от копей, и от рогатин. И заговорит муж железной: поди ты, всякое оружие, от р(аба) Б(ожия) и(мярек) прочь на все четыре стороны; стрельная верха цевье, поди от р(аба) Б(ожия) и(мярек) во свою матерь древо, а железо, поди во свою матерь в землю, а перье поди во свою матерь птицу, а птица, полети в небо, а клей, поди во свою матерь рыбу, а рыба в море в окиян под бел камень Алатырь; поди, всякое оружие, прочь от р(аба) Б(ожия) и(мярек) ратнее // (л. 31) и воиньское и християньское. Святыи архистратиг Михайло, защищивай меня раба Божия имрка своим злаченым щитом со все с четыре стороны от всякаго оружия и от всякаго железа русьскаго и заморьскаго, и от стрел, и от пушек, и от пушечных ядр, и от пищалей, и от санапалов, и от акарбузов, и от всяких пулек свиньчатых, и сабель, и от мечей, и от хортов, и от бердышев, и от копей, и от рогатин, и от ножей, и от всякого колотья, и от резания, и от всякого бою, и от, всякаго оружия ратняго, и воиньскаго и крестьяньскаго, от тысящи стрел, // (л. 31 об.) не доходи до р(аба) Б(ожия) и(мярек), поди, стрела цевье, древо в древо во свою матерь во птицу, а птица, полети в небо, а железо, поди во свою матерь в землю, а клей - в рыбу, а рыба в море окиян под бел камень Латырь. Святыи государь Тихон, утиши ярость моих недругов и злых супостат, всякое плече от всех четырех стран и от всех четырех родов. Святый государь Мина, минуй, государь, всех недругов и супостатов от р(аба) Б(ожия) и(мярек) и всякую стрелу и копие и рогатину и топорки и топоры и бердыши // (л. 32) от таволги и желомусти, и от нащепа, и от колатого древа, и не отколотаго, и от четвертины от востока и до запада, и от запада и до восто­ка,от небеси и до земли, от земли и до небеси. Государыня госпоже Пречистая Мати Божия, для матерних молитв р(аба) Б(ожия) и(мярек) забирай каменными заборми и тыном булатным от земли и до небеси, от небеси и до замли, от востока и до запада со все четыре стороны, крой и щити, милосердая Царица, р(аба) Б(ожия) и(мярек) своею ризою нетленною и пеленою черною по всякой день и по всякой час р(аба) Б(ожия) и(мярек) от всякаго оружия // (л. 32 об.) ратняго и воиньскаго, и християскаго /!/ от злых своих всех недругов и супостатов и от их всякаго бою и всякого железа рускаго и заморскаго, и всякого бою древа русскаго и заморскаго. Спаси и сохрани, Пресвятая Царица Небесная, р(аба) Б(ожия) и(мярек). Государь свет праведное солнце, утверди силою и помощию Духа Святаго и всеми силами небесными ангели хранители р(аба) Б(ожия) и(мярек) своего; утверди и укрепи, Господи, р(аба) Б(ожия) и(мярек) главу, плеча и серд­це, и тело, и кости, и жилы, и руки, и ноги, и весь живот, колпак, шапку и кавтан, и обуток, и все платье, // (л.33) шелома и пансыря, и крепчае магмента камени и бела Латыря камени. Утверди, Господи, р(аба) Б(ожия) и(мярек) силою и помощию Духа Святаго. Аминь. Во веки века аминь. А каминю, Господи, сам предстани на всякой день и на всякой час с силы небесными с херувимы и серафимы, ангелы и архангелы, хранители дневными и нощными, попечалуйся о рабех христовых. Оградите р(аба) Б(ожия) и(мярек) скиптры своими и ополчите р(аба) Б(ожия) и(мярек) оружие ратнее воиньское и християньское, и вси святии пророки и пророчицы Господни, и вси святии угодиицы и угодники Господни, и вси святии исповедники и исповедницы Господни, и вси святии страстотерпцы и страстотерпицы Господни, и вси святии мученики и мученицы Господни, и вси святии и преподобнии отцы, и преподобныя жены, помолитеся и попечалуйтеся о рабех божиих ко Христу Богу на­шему, и вси святии отцы, упасите и сохраните р(аба) Б(ожия) и(мярек) на всяк час и на всяк день от всякаго оружия, ратняго и воиньскаго, и от всякаго оружия християньскаго и от всякия стрельбы и от ко­лотья и от сечи и от резания и вси святии младенцы за Христа избиении, закройте и защитите р(аба) Б(ожия) и(мярек) от всякаго оружия святыми своими молитвами // (л. 34) во веки веком, аминь. Государь святый Иван Предтеча креститель Господень и святые четыре евангелисты Господни Лука, Марко, Матфей и Иоанн Богослов Христовы угодницы, закройте и защитите р(аба) Б(ожия) и(мярек) от пушеч­ных ядр и от пищальных пулек, и санапальных, и от аркабузов, и от всяких пулек свинчатых, и от всяких стрел, и от всяких мечей, и от сабель, и от копей, и от рогатин, и от хортов, и от щаблиев, и от посошков, и от топорков, и от топоров, и от бер-дышев, и от всяких ножей, и от всякаго оружия ратнаго и от всякого бою и уразу, и удару каменнаго //( л. 34 об.) каменнаго и железнаго русьскаго и заморскаго и вси святии государи святители Господни, закройте и защитите р(аба) Б(ожия) и(мярек) ризою нетленною, и пеленою черною и святими своими молитвами р(аба) Б(ожия) и(мярек), сохраните от всякого бою и уразу, и от всякия стрельбы, и от сечи, и от рубли, и колотья, и резанья во веки веком, аминь. (С. 332-335)[<<]
    Функция: обереги

  9. [Тому же] Есть море окиян, и на том море окияне есть бел камень Латырь, на том беле камени сидит муж железной, воздевает на меня р(аба) Б(ожия) и(мярек) каменную рубашку и каменной шелом, и платье // (л.35) и обуток от востока и до запада, от западу и до востока, от небеси и до земли, и от земли до небеси, и от стрел, и от пищелей, и от пушек, и от всякого бою огненнаго, и мечей, и сабель, от хортов, и от щаблиев, и от копей, и от рогатин, и от посошков, и от сулиц, и от топорков, и от топоров, и от бердышев, и от ножей, и от киньжалов, и от всякаго древа русскаго и заморскаго, и от всякого бою, и от всякой стрельбы стрелыныя, и от всякой стрельбы огненныя, и от сечи, и от рубли, и колотья чермисскаго и русскаго, и чуваскаго, и християнскаго, // (л. 35 об) и нагайскаго, и татарскаго, и черкасскаго, и литовскаго, и немецкаго, и от всех 4-х родов, и от всех недругов, и злых сопостатов, и от всех 4 стран от востока и до запада, и от запада и до востока, от небеси и до земли, от земли и до небеси. Иду я р(аб) Б(ожий) и(мярек) во вся орды против всех своих недругов и злых супостатов, и всяких людей ратных и ратняго оружия битися и дратися, и стрелятися, и рубитися, и колотися. Облекуся р(аб) Б(ожий) и(мярек) красным солнцем и светлым месяцем и частыми звездами от всякого удару // (л.36) и от сечи, и от всякия рубли, и от всякого колотья, и от резанья, и от всех недругов своих и злых сопостатов, и от их всякого бою и оружия силою и помощию Духа Святаго во веки веком, аминь. Ограждаюся аз р(аб) Б(ожий) и(мярек) силою и помощию Духа Святаго и крестом животворящим от всех недругов и злых сопостатов своих, стани круг меня р(аба) Б(ожия) и(мярек), град каменной, и в том граде Пречистая Богородица самого Христа породила Вседержителя, спаса всему миру, творца небу и земли и всея твари, и стань круг меня р(аба) Б(ожия) и(мярек), град каменной // (л.36 об.) со все четыре стороны Божиим милосердием Исуса Христа Сына Божия, а тобя небеса берегут и кроют, а меня р(аба) Б(ожия) и(мярек) недругом и всем сопостатом ни бить, ни стрелять, всякими стрельбами не стрелять, божиим повелением ни сетчи, ни бить, ни колоть, ни резать, ни всяким боем бити . О, убогая душе моя грешная, секира при корени, а день при вечери, а смертный час приближается, а суд готовится, и како тебе, убогая душе моя, терпети смрадныя ефиопы, и како пити смертная чаша, аще не Господь поможет, // (л. 37) силою и помощию Духа Святого и живоначальныя Троицы, молитвами Пречистыя ти Матери Божии и святых молитвами. На том же святом море окияне, на том белом латыре камене зговорит святыи муж железен: не повелел Господь всякому мертвому до Втораго пришествия, до Суднаго дни ставати, тако же не повелел Господь на р(аба) Б(ожия) и(мярек) всякому оружию доходити по заповеди Божии Исуса Христа сына Божия. Да за тем море окияне на черном море, на столпе желез­ном зговорит свят муж железен: мертвому в век по веку, з гроба и ево // (л.37 об.) стати до Втораго пришествия Христова, а у кобылы рогам не бывати, а у смоливаго пня отрасли не от­рости, а на долони шерсти не вырастывати в век по веку, а соколу в море рыбою не хаживати, а рыбы из моря под небеса не летывати соколом. И зговорит муж железен: как Господь исторг мечем израильты отъят от египтян все поношение и поругание и оружие, такоже и нас, Господи, упаси палицею своею, стадо свое хранит Господь землю, людей своих силою и помощию // (л.38) Духа Святаго во веки веком, аминь. А за аминем сам Господи, приставай к рабом своим во веки веком, аминь. Говорить 3-а на черной шелк и на чорной воск и пояшся на крест. // (л. 38 об.) (С. 335-336)[<<]
    Функция: обереги

  10. [Молитва от веснухи] Говорить на соль да на воду да крест положить в воду распятье. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Есть под востоком и под западом окиян гора и на той горы окияне есть окиян древо и есть под окиян древом смиренная беседа, и седят на той беседы 7 ангелов Господних, Михайла и Гавриил; а изниден и нитон (!) Феодор и Прокопей. Ис чистаго поля идет красная девица простовласица и про// (л. 33)говорят 6 ангелов: Ой еси, ты девица, куда ты пошла? И зговорит девица: Пошла я девица на русьскую землю к тому р(абу) Б(ожию) и(мярек) знобом, знобить и огнем разжигать, и голодом морить, и трясти, и возмут 6 ангелов по пруту разженныя, и начнут девицу бить и мучить, и отгонять от р(аба) Б(ожия) и(мярек). И проговорит девица: Не дай, Господи, бывать на Руси у сего р(аба) Б(ожия) и(мярек) и ни детям, и ни внучатам, ни правнучам у сего р(аба) Б(ожия) и(мярек) и во веки веком, аминь. 3-ж на воду дуть на кон, по 3-ж. // (л. 39 об.) (С. 336)[<<]

  11. [Молитва зубная] Говорить на соль горелую или на чесновицу одиначную Господи Боже, благослови мя, Господи, сих добрых слов говорить. Святыи честныи Козма и Дамиян ремесленники и безсреребренники, помогите мне р(абу) Б(ожию) и(мярек) и пособите. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Стану я р(аб) Б(ожий) и(мярек) благословясь и пойду перекрестясь, из ызбы дверми, из двора воротми, далече выду я в чистое поле, и есть в чистом поле славное святое море, и есть среди того окияна моря белой камень // (л.40) Латырь. Поставляется престол Господень, и на тот престол Господень опущается сам Исус Христос Царь Небесныи, а с ним 12 апостолов, и святыи Антипа. И аз р(аб) Б(ожий) и(мярек) помолюся истинному Христу Царю Небесному: Ой еси, истинный Христос Царь Небесный, пощли ко мне к рабу божию и(мярек) святаго Антипу вынять у сего р(аба) Б(ожия) и(мярек) ис кости болезнь и червь из зубов, и грыжу напущеную и ветрянную и костяную, и от своей злой мысли и худой мысли. И посылает истинный Христос Царь Небесный святаго Антипу: Ой еси, святый Антипа, поди к //(л. 39 об.) (?) р(абе) Б(ожьему) и(мярек) и вынь у него у раба Б(ожия) и(мярек) ис кости болезнь и червь из зубов, и грыжу, чтобы у сего у р(аба) Б(ожия) и(мярек) зубы не болели и червь не точила и грыжа не грызла наговорная и ветрянная, и питная, и естная в нове месяце и в полне и в перекрое в новцевом и в ветховом, и в нарождения месяца, и по вся дни в месяцах, и во исхожия пятки, и до умертвия тела моего р(аба) Б(ожия) и(мярек). И како Лазарево тело лежало в земли четыре дни и не имел он у собя в сердцы болезни и в костях щипоты и зубы у него не болели и кости ...[конца нет, 1 ? л. утрачен. Возможно, начальные листы сборника могли находиться здесь]. (С. 336-337)[<<]

  12. [Заговор оружия и от напастей] (л.1) [руга]шаса ему Господу злыя жидове всяким поруганием, и как его Господа не няло трость, ни копие и всякое оружие и не слышил в себе ни крове, не язвы, ни щипоты, ни болезне, так бы и меня раба Божия и(мярек) не няло всякое разное оружие, от всякого удару и уразу нутреннаго и телеснаго, жильнаго и суставнаго и костянаго; и как Господь наш Исус Христос Сын Божии воскрес от гроба в третии день и ничем не поболев, ни которыю язвою и болезнию // (л.1 об.) и грыжею и щипотою и всякою скорбию, и такоже бы я с[ам?] раб Божии и(мярек) не чюл и не болел никоторою лютою скорбею и ударами, и уразами, грыжею и щипотою, и опухолию нутрянною и телесною, жильною и костянною, и суставною, и как лежат в земли мертвыя кости человеческие и звелиные, и птичие, и лошадиныя, и не чюют в себе никакия болезни ни щипоты, ни уразу, ни опухоли нутрянныя и телесныя, жильныя и составныя, // (л.2) и костянныя от всякого удару и уразу, от камени и железа, и от укладу, и булату, и от веревки, и ремня, и от огня, и воды, и от вского разного древа на земли, под небесами, от дуба и вяза, и от товолги и жиломучины, и от нащепа, и от рощепа, и от прицелины, и подворотни, и от всякого разного оружия, и сколь легко хмелевое перо отъвивается около тычины, и сколь бы легко падало около меня р(аба) Б(ожия) и(мярек) // (л.2 об.) всякое различное оружие: камень и железо, и уклад, и булат, вервь и ремень, огнь и вода, и всякое древо - дуб и вяз, товолга и жиломучина, сердьчина [сердечина?] и четвертина, нащеп и рощеп, прицелина и подворотня, и всякое разное оружие отныне и до веку и до гробной доски и буди мое тело крепчае камени и всякого железа и на мне на р(абе) Б(ожием) и(мярек) сии мои слова крепки. Сим словам моим ключь. Аминь. Говорить 3-ж(ды) на деревянное масло или на вино, пить и тертис, // (л.3) а хошъ крепче, и ты говори на мертваго мыло. А будет не случится ничего и ты говори на свою мочь и вымоися весь велми крепко. // (С. 337-338)[<<]
    Функция: обереги

  13. [Заговор от грыжи] // (л.. 41)[начала нет] ... сил по тихим заводям около окияна моря и по глубоким озерам, и в непроходимая места, и чтоб тем недугам во веки не бывать у р(аба) Б(ожия) и(мярек). И пошли, святый Михайло архангел, своего добраго коня и чтоб доброй конь у р(аба) Б(ожия) и(мярек) вынял грыжу красную и белую, и мокрую, и солоткую, и ходячую, и пуповую, и истовую, и хомовую, и нутрянную, и жильную, и мозговую, и всю 12 грыж и 12 недугов у р(аба) Б(ожия) и(мярек), и чтоб копытами выскреб и зубами выгрыз, и хвостом запахал и в землю // (л. 40 об.) затоптал, и чтоб у р(аба) Б(ожия) и(мярек) тем грыжам во веки не бывать. И сам святыи Михайло архангел, вынь своим златым жезлом у р(аба) Б(ожия) и(мярек) грыжу красную лютую и белую мокрую и солоткую, и ходячую, и пуповую, и сердечную, и ломовую, и костянную, и нутрянную, и жильную, и напущеную, и ветрянную, и словами и травами, от еретика и от еретицы, и вою 12 грыж и 12 недугов, и выколи, и выскреби своим златым жезлом, и сошли их в непроходимыя места, где зверь не родится // (л. 41) и птица не залетает, и солнце не огревает, и там бы им погибнуть, и не бывать у р(аба) Б(ожия) и(мярек) в нове месяце и в полне, и в перекрое, в новцевом и в ветховом, и по вся дни, и по вся часы отныне и до века и во веки веком, аминь. 3-ж на древянное масло или на семячное, или на вино да испити и тертись, а быть зело в чистоте от скверны свободну . // (л.42 об.) (С. 338)[<<]

  14. [Молитва святым апостолом Петру и Павлу, как хощеши рыбы ловить] Господи Боже, благослови мя, Господи, святый верховнии апостоли Петр и Павел помозите мне р(абу) Б(ожию) и(мярек) добрых сих слов говорить на доброе дело. Стану я р(аб) Б(ожий) и(мярек) благословясь и пойдут перекрестясь, из ызбы дверми, из двора воротми, выду далече в чистое поле и помолюся Спасу и Пречистой Богородицы и святым верховным апостолом Петру и Павлу: помолитеся о мне р(абе) Б(ожием) и(мярек) истинному // (л. 43) Христу Царю Небесному, како рыбу уловить своим частым неводом на пропитание мне р(абу) Б(ожиему) и(мярек) и, како вы, святии апостоли, ввергоша мрежи своя в Тивериадское море Божиим повелением и уловиша множество много рыб, и извлекоша на землю, о чем мрежа не проторжеся, тако и мне р(абу) Б(ожиему) и(мярек) помогайте и посылайте рыб к моему шелковому частому неводу и за удицу извлещи множество рыб малых и великих, и како стекаются и сходятся православнии християне народ божий // (л. 43 об.) мужи и жены и малыя отроцы и отроковицы к церкви божией и святых на праздник на Благовещение Пресвятей Богородицы и на Вербное воскресение, и на Троицын день молитися Богу с радением безотступно и безотворотно и прочь не помышляют до отпуста пения, тако бысте стекались и сходились к моему частому неводу и к удицы всякая рыба малая и великая, и из рек, и из озер, и из ручьев, и из малых паточин, и шла бы и бежала безотступно и бозотворотно // (л. 44) прочь, не помыщляла докамест я р(аб) Б(ожий) и(мярек) не извлеку своего частого невода или удицы; и сохраните меня р(аба) Б(ожия) и(мярек) и мой частой невод, и всякую ловушку от всякого врага и сопостата, и от злаго человека, и от завидника, и от завидницы, и от колдуна, и от колдуньи, и от кудесника, и от еретика, и от притуля смотрячи, и стречнаго, и от находящаго, и от своей мысли и поту, глаза; и кто станет завидовать мне р(абу) Б(ожиему) и(мярек) и у того глаза на лоп, и сохранит меня р(аба) Б(ожия) и(мярек) святии апостоли // (л.44 об.) Петр и Павел, и Андрей, и Ияков, Варфоломей и Лука, и Иоан Богослов в нове месяце и в полне, и в перекрое, и по всякой день, и по всякой час отныне и до веку и во веки веком, аминь. Говорить 3-ж на воск чистой. А наперед летом поимай коромысло да кобылку травяную, сиречь чворка [сворка?] да павка, да меж три свещи завей все в нижныя концы, да на 3 праздники за престолом в церкви зажигай, да остатками прокурь невод, а воску прилепи к матицы // (л.45) маленко. А досталь сверти в платок да веревку завей. Сие велми добро гораздно о сем до зде. // (л.45 об.) (С. 338-339)[<<]

  15. [Молитва, аще жену спортят, а напустят грыжу солоткую или костяную или кровью мочится или белью] Благодарю тя, Господи, пресвятая Троице, за Твое милосердие и долготерпение. Аще бо не Твоя благодать покрыла бы меня, грешную р(абу) Б(ожию) и(мярек) от всякия притчи и от кровоточивыя болезни, от вражия напущения и от его угодников. Пречистому образу покланяюся, грешная, прошу у ея исцеления от кровото­чения. О, Пречистая Дево // (л.46) Мати Божия, умилостивися на мя, грешную и недостойную р(абу) Б(ожию) и(мярек). Великая Христова мученица Екатерина, и Варва­ра, и Евдокия, и Фекла, и Феодора, помолитеся о мне, грешной и недостойной р(абе) Б(ожией) и(мярек) Пресвятой Богородицы: “О, Пресвятая Дево Мати Божия, ты веси сердца наша разумеешь сердца наша (!), и исцели меня, р(абу) с(вою) и(мярек). О, велицыи апостоли Петре и Павле, призрите на р(абу) свою и(мярек). Пойди от меня, порча, прочь на темные лесы, на лешаго жену и на дочери его молитвами Пречистая Богородицы и всех святых Богу угодивших”. Добудь узол у завертки и говори на узол: “Как ты, узол, крепко связан, крепко связан, так бы крепко завязалося во утробе моей вся моя уды и чрево и проходная моя жила. Как ис тобя, узол, ни вода, ни кровь не течет, и так бы из меня, р(абы) Б(ожия) и(мярек), не текла ни кровь, ни бель, ни вода и не канула. Поди, болезнь, [на] медведеву жену, и медведица па лесу розносит, поди, болезнь, на черную куницу и куницу // (л.47) и куница по деревью розносит, пойди, болезнь, на боброву жену, и она по рекам розносит, водами розносит и размоет, пойди, болезнь, на синее море под бел камень: как ис камени не течет, ни канет ни кровь, ни вода, ни бело, ни красно, так бы и из сея жены не шла кровь, ни вода, поди, грыжа, прочь, солоткая и костянная и напущеная от мужика и от женки, в питие и в естве, в молоке, и в пироге, и в хлебе. О, святая и великая Мария Египетская, // (л.47 об.) избави меня, р(абу) Б(ожию) и(мярек), от болезни сея. Ты веси немощи наша, буди ходатаице ко Господу Богу и Пречистой Богородицы и исцели немощь мою кровоточивую, грыжу нутрянную и солоткую и напущеную. Как море в себе не держит в себе никакого имения, так бы не а держалося во утробе жены сея ни грыжи, ни порчи. Во веки веком, аминь. И тот узол да сожги на пепел. Говори 3-ж, и по зорям да испить на дщее (?) сердце // (л.48). (С. 339-340)[<<]

  16. [Молитва к жене родителнице, аще не может родить] Говорить на свежую воду. А к воде итти не оглядыватце; 3-ж. Господи Боже наш Исусе Христе, ходивый со учени­ком своим Иоанном Богословом и обрели жену боля­щую сердцем и неможет. И рече Исус Христос Иоанну Богослову: “Иоанне, возвратися вспять и рцы жены во ухо правое — Христос тя зовет, изыди из чрева матере своея, младенче”. Сие глаголи во ухо. Истощайте, истощайте до основания его ныне и присно и во веки веком, аминь. // (л.48 об.) (С. 340-341)[<<]

  17. [Ина молитва говорить к жене хотящей родити] Взять ключ, кой всегда носишь при себе муж или жена, да в боротку в трубу налить воды и говорить, а будет трубка мала или розна, и тот положить в воду в свежую также в сосуд и говорить 3-ж. Есть поле Иерусалим и на том святом поле едет Елисавефь Предтечева мати и за ней едет Елена царица и везет ключи, и отмыкает теми ключами горы каменныя и костянныя, горы железныя // (л.49) и також отмыкай и у сей р(абы) Б(ожии) и(мярек) костянныя и жильныя сему младенцу изыти из матерня чрева. Истощайте в ж (!) до основания земли, а та жена буди здрава сими молитвами во веки веком, аминь. 3-ж по преждеписанному. // (л. 49 об.) (С. 341) [<<]

Свернуть все тексты