Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний

Заговоры Обонежья

Классификация заговоров по: источникам | функциям | датировке | населенным пунктам

Источник: Тур. Темнота народная // Вестник Олонецкого губ. земства. 1913. № 22. С. 2-3

  1. Особенно глубоко коренится вера в колдунов-знахарей в среде пожилого населения деревень и особенно женщин. Сейчас в деревне есть больная молодая женщина. Болезнь, по всем признакам, чахотка. Она лежала уже в больнице, но так как ей легче не стало, то ее вывезли оттуда и теперь возят к колдунам. Иной колдун сам «наговаривае» на соль, на воду, (конечно, не безвозмездно), а иной дает и записку, по которой самим велит наговаривать. С одной из таких записок, написанной очень безграмотно, и мне пришлось познакомиться. Вот она: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, во веки веком аминь. Крест хранитель, крест креста церкви, крест царской державы, крест верных утверждение, крест ангелов слава, демонов язва, крест прогнание имен огнивицам, трясовицам, внутренних, костяных и жильных кочуяных (болезнь, по местному названию «веснуха», бывает весной и выражается в том, что больного клонит ко сну, спит и не может выспаться, постоянно сонный), простоволосых аминь. Великий Преподобный Отче, Сыне Господень! Святые архангелы Михаил, Гавриил, ради Имени Божия, от лихорадки, от всякой великой болезни огневицы, трясовицы внутренней, костяной, жильной, живичной и сердца из рабы Божия Настасьи всегда, ныне и присно и во веки веком аминь. При море Черном стоит столоп костяной. Тут стоят святые угодники Божие, святые священницы и мученицы: Михаил, Гавриил, Фарисей, Иоанн Богослов; святые апостолы: Лука, Матвей и Карсей, зрят на море. Вышло из моря 12 жен, девы простоволосые. Рекоша им святые ангелы Христовы: «что вы, жены, девы видение? Куда идем?» Отвеча им девы: «Идем в мир искать, мучить рода человеческого». Начаша их самих мучить, потрясали рек. Начаша им окаянные молиться: «Господи, оставьте нас, святые имена, от оного человека Настасьи. Засем оставивше, вопросиша их отцы: «Арисса»? Отвеча: «Мы царя Ирода 12 наших дев: 3 Куза, 4 Колеи, 5 Крисья, 6 Дия, 7 Щошей, 8 Корея, 9 Колей, 10 Жилища, 11 Аухлия, 12 Вестрия. Святые угодники Божие ешще мучить много, оне-же, их чтобы отпустили: «Отпустивши, где были, в пустые места (пойдем), никогда не воззрим, вспоминаючи их Святые имена, на сию рабу Настасью, всегда, ныне и присно и во веки веком аминь. Женщина спускает глухоту на народ человеческий. Захочется рано если пить, возьмут смущать, мучить, устрашать. Которые отсекновение главу Ионна Крестителя Господня призову на вас, имя Святые Троицы Отца и Сына, Святого Духа аминь. Пречистую Богородицу Марию, Честной Животворящий Крест Господень, всех Святых, начнут мучить (очевидно, демонов) за тебя Божия всех их во веки веком аминь». Вот копия съ записки, данной колдуном. Тут и фарисей, попавший во святые угодники, и непонятное слово «Арисса», и непонятные имена дев. Конец записки даже теряет всякий смысл. Человек, составивший эту записку — колдовство, я думаю, бывал в церкви, наслышался имен святых, слышал притчу о мытаре и фарисее, историю смерти Иоанна Крестителя, а остальное, как то: столопъ, девы, докончило его воображение. Да, действительно темен наш народ, да он и сам от этого не отказывается: когда станешь объяснять им грозные явления природы, или перемены времен года, или смены дня и ночи, услышишь: «где нам понять, мы люди темные». Сознание вины — половина исправления, а потому, основываясь на вышеприведенных словах крестьян, пусть воспрянет духом светоч деревни — учитель, видя, что труды его не пропадают даром, что народ уже стремится посылать детей в школу. Земство идет навстречу желанию народа и, благодаря ему и скромному труженику деревни, скоро мы уже не увидим ни колдунов, ни колдуний. (С. 2-3).[<<]
    Населенный пункт: Петрозаводск

Свернуть все тексты

Отметить все населенные пункты