Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний

Заговоры Обонежья

Классификация заговоров по: источникам | функциям | датировке | населенным пунктам

Источник: Материалы экспедиции в д. Анненский Мост Вытегорского района Вологодской области, 2009 г.

  1. Анненский Мост, 2009 …Ну а когда не стояла корова у меня. Первый-то раз как, не то, что не стояла, а надо было ее приучить к доению. Так вот. Она мама меня приучила. Надо взять послед, положить ее на кресты корове и говори, вокруг коровы три раза обойти, так под коровой, значит, пройти, вокруг коровы обойти и сказать, щас вспомню али нет сказать-то что. Так: «Как этот послед крепко лежит на коровушке, так чтобы она крепко стояла на ножках, хвостиком не махала, рожками не…», ой как же, «рожками не…», ой чё-то не помню, «головушкой не мотала». Вот как. Потом, значит, еще можно взять кусочек хлеба, встать к липине и сказать, вот к липине, липина знает, что это такое во хлеве вот этот вот стоики. «Как эта липина твердо стоит, так моя Мартушка будет твердо стоять на ногах, хвостиком не махала и головушкой не мотать». Ну точно вот так это очень хорошо помогает. У меня сам муж дак хоть кто хоть садись, она уж не колыхается.[<<]
    Населенный пункт: Анненский Мост

  2. Анненский Мост, 2009 [АМ: А вот если покупаешь коровушку, домой приведешь в первый раз?] Да. [АМ: Чтобы вот она стояла хорошо, хозяин любил ее?] Нет, ну поведешь коровушку, одеваешь веревочку и ведешь на веревочке: «У веревочки два конца, а у дорожки... а дорожка без конца. Где бы ты не ходила, домой ко времечку приходила». [<<]
    Населенный пункт: Анненский Мост

  3. Анненский Мост, 2009 <…> Коровушку устанавливают. [АМ: Вот как это, не расскажете?] Чтобы не бодалась, дак уговариваешь ей. Так когда телится только первым, так уже устанавливаешь. Руками или чес на большинство мамушкой была научена. Дак на этот, на сено ручки кинем: «Как крепко стена стоит только крепко моя, как зовут Зоренька (Зорьки еще были) дак Зоренька. Не головушкой не кивала, ножками не топтала, хвостиком бы не виляла, а молочка бы мне отдавала». [АМ: Хорошие слова какие, это вас мама так научила?] Да и вот до сих пор помню видишь. Дак и сколько сменила сама коровушек, держала, так сама и устанавливала. [АМ: А другим людям тоже помогали устанавливали?] Вот не знаю, не приходилось. Только для себя. Хто держит дак все, наверное, так же как и я, знают. А мы скотинку всю держали, словечки были, и поросеночка держали и до сих пор держу. Все. [<<]
    Населенный пункт: Анненский Мост

  4. Анненский Мост, 2009 [ТИ: А вот когда доют корову, какими словами?] Я не знаю, я 9 лет отработала дояркой, работала, всегда сядешь под коровушкой, благословясь: «Господи, благослови», и, этот, «стой, там, (по имени назовёшь коровушку) стой, Бурёнушка, будем доиться» <…> [<<]
    Населенный пункт: Анненский Мост

  5. Анненский Мост, 2009 [AT: Что делают, когда покупают корову?] Приводят тоже коровушку, заводят, благословясь. Вот и в дом переходишь. Тоже просишься, хоть коровушку заводишь во хлев, просишься у хозяина, и хозяюшки, и у малых детушек вот. Заводишь коровушку и говоришь: «Хозяин, хозяюшка и малые детушки, и скотинушку там называешь по имени, и поите, кормите и холите. На меня, на молодую хозяйку не надейтесь». Вот так. И с этими словами заводишь коровушку. Вот так. [<<]
    Населенный пункт: Анненский Мост

  6. Анненский Мост, 2009 А еще когда вот корова телится, то послед вот этот выходит, этот послед надо взять и надо провести ото лба до хвоста по корове три раза этим последом и сказать: «Как послед крепко в тебе держится, так и ты стой крепко, там, не мохайся, не бодайся, не переступай-ка». Вот это вот. Потом послед обычно зарывают в навоз, чтоб он перегнил. Его нет. Но… Вот мама только говорила: если послед корова съест, она обычно бывает, прокараулишь, она бывает съест, так потом семь недель молока пить нельзя. Так молоко после отёла через семь удоев уже можно пить молоко. А семь удоев – это вот семь дней, вот в день ты хоть 50 раз сходи, но это будет считаться один удой. Вот семь дней прошло, на восьмой моют там со словами, но я дак таких особо слов нет, а просто: «Отче наш». Со словами моют корову чистой водой, все это, и уже начинают доить, и уже молоко начинают пить. Вот и всё это. Ну, а послед вот тоже так же.[<<]
    Населенный пункт: Анненский Мост

  7. Анненский Мост, 2009 Этим стульчиком по спине, по хребту у задних ног ребрами стульчика по хребту стучишь и говоришь: «Как крепко стульчик стоит на четырех ногах, так и ты крепко стой, коровушка, на четырех ногах, не бодайся, не хлестайся, с ног на ногу не переступайся». Вот эта. «Аминь». Вот. [<<]
    Населенный пункт: Анненский Мост

  8. Анненский Мост, 2009 [АТ: А если вот купишь корову и домой ее приведешь?] Корову купишь – домой вести надо… Корову, во-первых, вот когда заводят скотину какую-то, это тоже мама научила, то надо настричь любых лоскутков, настричь тряпочек с любых какие лоскутки появятся, но лучше, конечно, вот эти вот льняные, хлопчатобумажные, ситец там, вот это, а не синтетику. Настричь целую кучу таких, всяких: и черных, и рыжих – всяких-всяких. А потом, значит, начиная вот с левого угла, в каждый угол бросить по щепотке этих ниточек, этих вот лоскутков и, значит: «Как водятся эти лоскутки во хлеве, так водись скотинка во хлеве». Во хлеве, конечно, вот мама говорила, нельзя ругаться, нельзя плакать, нельзя скотину обижать. Вот, а если, например… и считается, то и… вообще, в старину так старались покупать корову одной масти с собаками, кошками и петухом. Чтобы животные были одной масти. Это, ну, вот в хлев заводили, мама сказала, как вот сделать, я так вот и делаю. Ну, а скотину, чтоб домой приходила, я такого тоже не знаю, то что как-то не сталкивалась. [<<]
    Населенный пункт: Анненский Мост

Свернуть все тексты

Отметить все населенные пункты