Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний

Заговоры Обонежья

Классификация заговоров по: источникам | функциям | датировке | населенным пунктам

Источник: Материалы экспедиции в д. Андомский погост Вытегорского района Вологодской области, 2006 год.

  1. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, Андомский погост,д.Марьино,2006 [Что делали с последом коровы?] Ак послед сразу ведь, закапывали. В навоз. [Что-нибудь нужно?] Нет, просто так кладешь в навоз, чтоб он там перепрел. Или закопать в землю. [А если собака съест послед?] Послед собака не съест, а когда корова ежели послед съест дак, надо ведь корову доить 12 удоёв. Чтобы потом получить чисто молоко. Только 12 удоёв. [Почему?] Ак потому, что она иногда телится – не видишь, когда ночью телится дак. Она может очиститься и послед съесть. [Не говорят у вас, что, если корова принесёт бычка, то корова больше будет доиться?] Но она ежели как принесёт эту тёлку. Значит она со всем молоком уже. А быка – ак она ещё не один год будет не со всем молоком. Полностью молока не будет доить. А тёлку – дак она уже будет полностью доить. [Когда корову покупают, не говорят, что берут со всем молоком?] А, я дак вот ведь покупала корову у одной женщины, оны уезжали в Сибирь. Али куда-то, оны стали продавать корову. Ак я просто по солнцу кругом овела. Вот, например, солнце как идет дак кругом овела по этому, по солнцу, и эти слова сказала, что «пойдём со мной, забывай воду и траву и край свои родимой, а пойдём со мной». Чтоб она домой лучше шла и отдавала бы молоко хозяйке. [Иногда говорят, что надо взять землю, навоз?] А наво.. это, это для портежа. Например, вот возьмёшь из-под копыта землю или навоз, а потом домой приведёшь – с коровой может что-ни получиться. Это говорят, у нас я слыхала, что это были случаи такие. Что навоз из-под копыта взяла, домой привела, а потом корова может околеть. Или не доить, молока не давать. Ведь как хозяйка отпустит. Надоть идти, дак знать слова, чтобы брать выводить от. Надоить это, со хлева самой хо… брать. Вот, например, я покупаю, я вот покупала корову. Дак я, хозяйка она с пастбища пришла, она и во хлев не заводила. Я с улицы ей брала. А со хлева она, чтобы самой тебе како давать – чухтицу [т.е. верёвку] на рога, да выводит корову. А так – ведь как хозяйка отпустит. Всяко бываёт. Тоже это. [То есть я продаю корову, и я беру землю?] Да, ты, ежели, как тебе не понравится, так ты возьмёшь и я уведу, может что сделается со скотиной. Вот я, например, у тебя купила, а ты возьмёшь из-под копыта навоз или что-ни дак, или землю дак, этого нельзя. Говорят, делать. [Говорят, нужно продавать с подойником?] Надо ить брать, чтобы там хозяйка не подоила. С молоком отдавать корову. Чтобы я домой привела сама и дома доила. А она не должна доить. Она должна с молоком мне корову отдать. А подоит – тоже может спортить корову. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  2. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, Андомский погост, д. Михалево, 2006 [Раньше в хлеву ничего не вешали, чтобы уберечь скотинку?] Не знаю, вешать, вешать – ничего не вешали, а, благословясь, запускают, ну? Вот я и сама ак скотину выпускаю, уж что «С Богом!». Тожо, благословясь. <неразборчиво>: «Господь, сохрани мою милую скотинушку, что не допускай, Господь, до нашего двора злых людей…» Или нет, погоди. «Не допускай, Господь, до нашего двора злых зверей – лихих людей». Всегда уж это надо говорить, когда выпускаешь скотинку. Я ничего, а вот только эти слова всегда, вот как меня бабушки учили, что, это говори – и всё. Что «спасите-сохраните, Господь, мою милую скотинушку на все лето красное». Вот так. [Это в первый раз, когда выгоняешь?] В первый раз. Это в первый раз, когда выгоняешь, и всё. Чтоб «Все святые угодники, спасите-сохраните мою милую скотинушку на все лето красное». Вот эти, выпускаешь когда, дак всегда люди вот говорили. Я сейчас-то не знаю, есть или нет сейчас и колдунов, одних-то есть, только мы не знаем, кто. И свадьбу могут спортить, и всего могут сделать. Вот послушаешь – у людей так. Колдуют иль нет – мы этого не знаем. [<<]
    Населенный пункт: Михалёво

  3. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, Андомский погост, д. Михалево, 2006 [Как на Покров говорили?] Но вот ить, «Покров Богородица, покрой мою горницу, милую скотинку, питьем да едой. Пить да есть как свинья, молчать как сама корова». Вот это, это слова вот. Три раза тожо кругом обходишь, и кусочек хлеба складывать в ясли. Кромочку, от буханки кромку хлеба. И эту кромку потом под сено ей складываешь в ясли. И чтоб она молчала, не… Не заведёшь, дак она может зимой мурендать. А так вот заводили в эту, в Покров. В этот, в Покров заводили. [Как вы сказали, Покров, чтоб покрыл…?] «Покров Богородица, покрой мою горницу [это хлев], и милую скотинку питьем да едой». И сам хозяин будет ей берегчи. [<<]
    Населенный пункт: Михалёво
    Датировка: 2006 г.

  4. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, Андомский погост, д. Березино, 2006 [А вообще Вам рассказывали про банника, про чертей?] Ну дак вот что, это, мы сначала, говорят: «Ну, наверное, это банщик», - и что мы в это, мы это… [А вот про банщика рассказывали, рассказывают?] Ничего такого вроде я дак не знаю. Про банщика ничего не. <…> Но кабы, как говорится. Ведь хоть говорят, а в каждом доме есть свой домовой. Правда? Во хлеву тоже есть свой домовой, правда? Вот заведи скотину без, без разрешения, без спроса. Уж скотина не будет. У меня – привезла козу вот, вот с этого – уж давно это было, было, здесь стала жить. Вот просто привела да сунула её. Ак она у меня – ничего что окошко – две, две рамы выбила и выбежала на улицу. [А вот как просить нужно?] А как просить надо вот… «Хозяин и хозяюшка, хозяин и хозяюшка, пустите мою, пустите мою животинку к Вам во двор, и Ваши малые детушки. Не обижайте, накормите, напоите и спать уложите. И всё. [А вот подарки им какие-нибудь не делали?] Нет. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  5. Место записи: д. Андома, 2006 [Снимать тоску] Снимать у [маленьких] ребят, дак у маленьких… Как будут у вас дети-то [смеётся] грудь-то будет просить ребёнок, ак вот тоску, дак скажу, как снимается. [А как?] «Святая матушка Елена, омыла пенья и коренья крутые берега? Идите острова – смой эту скукотинушку с рабы такой-то». Чтобы не скучала, не тоснула, вот. Потом-то, чтобы и груди, или девка по парню… [смеётся] [То есть это не только, чтобы от груди ребёнка отсылать?] Да, да. [А от чего ещё можно?] От парня, от девки тоску снять [смеётся] [А ещё от чего-нибудь можно?] От чего ещё надо? [Ну тоску снимать?] Да… можно. [Ну если по дому тоскуешь?] Да и по дому, да, чтоб по дому не скучала… не жалела, не тоснула…<…> [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  6. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, Андомский погост, д. Князево, 2006 [Заговор от кровотечения] Дак потекёт кровь заговаривают, чтобы остановилася. Это есте, я слыхала, заговаривают кровь. [АТ: Не скажете слова?] Да эти просты: «Кровь бура, корова бура, корова стой, и кровь, стой!» Всё. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  7. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, Андомский погост, д. Марьино, 2006 [Заговор от кровотечения] От крови я вам тоже скажу <…> [вспоминает] «Встану благословясь, пойду перекрестясь, из дверей в двери из ворот в ворота, выйду в чисто поле, в чистом поле едет Адам на вороном коне, режет мёртвое тело и бросает мясо по сторонам, чтобы кровь останавливалась, успокаивалась». Ну, вишь, у меня один зуб только в роти остался, а держу крестик. За крестик держу, он помогает. Вот видишь, есть вот у меня, вéна вот есть царапина видна. Поймала кошку свою, стала… а она косточкой стала давиться. Она мне прямо в вену царапнула. У меня кровь ручьямы. У меня сразу заговорила, и кровь меня покинула тягчú <…> Мне как одна старушка дала, такая вот это… только. [Это местная старушка?] Мы само вместе с ней жили. <…> Она за стенкой жила, а мы за другой стенкой, а она хорошо всё знала, дак вот она меня научила. Вот это кровь заговаривать. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  8. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, Андомский погост, д. Князево, 2006 [Заговор от кровотечения] [ХГИ]: Я дак… например, старинный способ. Порезал я руку – от, с мотоциклом, с машиной там ковыряешься, вот – я оп… [ХГА]: Ну не говори тако… [ХГИ]: Ну, ничего страшного: описала да и всё – это место. Вот. Ну говоришь ты что? [ХГА]: Как бы дезинфекция, это, ничего страшного там нет. Ну вот: «Кровь, стань, щипота перестань, у раба Божия или рабы Божьей такого-то. Заплюевую, закаливаю, заговариваю во веки веков, аминь». Три раза – и всё. Перекрестись да и это – и всё. [ХГИ]: Это точно кровь не пойдёт. Ну. [ХГА]: Больше ничего не надо. Тогда у парня… Парень упал внук тоже «ой-ой-ой, кровь потекла!» Кровь увидит, как с ума сойдёт. Дедка им вот эту молитву сказал, и всё прекратилось. [АИ]: Эту молитву вам рассказали ваши родители? [ХГА]: Это родители. [ХГИ]: Родители, это родители. Тоже старые родители. Отец был, похоже, старше мамы нашей. А мать и тоже старая – восьмого года у нас-то. Дак уж сами мы старые. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  9. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, Андомский погост, д. Михалево, 2006 [Есть такие люди, что от грыжи помогают?] Конечно, от грыжи это помогает. Это есть. От грыжи. Эта от грыжи тоже. А у меня вот у сына была грыжа. Я к скольким бабкам водила ведь – ничо не помогало, пока не сделали операцию. Дак восьми месяцам операцию пришлось делать. А вот тут ничо не помогло, ак уже мог – от той деревни жили, каких бабок только бабушка не приводила, и к каким не водила – а тут не помогло. Ак не знаю: верь, хоть не верь, не знаю. [Говорят, бабушки как-то грызут эту грыжу?] Не знаю. Тут так только - не грызут. Только я слыхала вот когда, вот я запомнила только те слова, вот бабушка говорила, что когда вот и от грыжи у меня лáдили вот маленькому-то сыну да, только эти слова: «Закаливаю-заговариваю, 12 грыж, 12 болей». Вот как-то вот «Закаливаю-заговариваю, 12 грыж, 12 болей». Вот эты только слова я помню, она вот как-то… А там она много-много – читат и читат. Дак вот помню, мне эти слова запомнились. [Когда ребенок плачет, бессонница у него?] Тоже, тоже есть. Тоже это, тоже. Тоже это есть. Это тоже. [<<]
    Населенный пункт: Михалёво
    Датировка: 2006 г.

  10. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, Андомский погост, д. Марьино, 2006 [Заговор от извиха] [А когда работают в поле, вот, чтобы руки не болели, что-нибудь делают?] Ну, это руки, как это считать, вот, например, как… Ну, вот, например, считается там: я вот, работала и как-то нечаянно руку или ногу извихнула. И рукой не замогу или ногой, дак. Вот такие слова, только эти слова тоже, вот, эти дак слова я знаю: «Простите полевые, луговые, дворовые, уличные, воротние, ну, там, Марусины. Простите полевые, луговые, дворовые, уличные, воротние, подворотние, Верины задомы. Я не бранилася, не ругалася, Боже подумала, снимите с костей, с мощей, со всего тела человеческого. Думаю её, оговорив ещё, призорь ещё». Ну, три раза эти слова сказать и править руку намылить мылом и тёплой водой. Это проходит. Это я делала себе [как-то] вот, как нога заболит, я делаю. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  11. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, Андомский погост, д. Марьино, 2006 [Заговор от извиха] "Простите, полевые, луговые, дворовые, уличные, воротние, подворотние, ну, там, Катины задумы, она не бранилась, не ругалась, но подумала: снимите с костей, с мостей, всего тела человеческого думающё, оговорищё, призорищё. Которые слова забываю, те слова аминём покрываю. Тфу, амин". Три раз. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  12. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, Андомский погост, д. Марьино, 2006 [Заговор от извиха] Вот это слова от извиха: Простите, полевые, луговые, дворовые, уличные, воротние, подворотние, например, Верины задумы, она не бранилась, не ругалась, но подумала, сбейте с костей, с мощей, всего тела человеческого, думающё, оговорищё, призорищё. Тфу, аминь через плечо! Плюнешь 3 раз. Это проговоришь, ну, и ежели хорошо, так я от извиха, да когда мы на лошади работали, лошадь была тут у нас, называется легче конь, <неразборчиво> на Паску, ак а я потом тужила ак <неразборчиво>. Правила ногу, ну потом правила этот… сегодня свои делаю, сама у себя, если нога заболит, дак эти слова говорила, правила, ну, эта польза есть. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  13. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, Андомский погост, д. Князево, 2006 [Заговор от змей] В лес идешь, а штобы змея не укусила, дак надо видишь говорить: «Берёзка свято дерево, Осина свято дерево, Сосна свято дерево, Ёлка свято дерево, Рябина свято дерево, А ферёса не свято дерево». Три раз, войдешь в лес, три раз проговоришь и… никакого гада не увидишь всё лето. Вот так. [ЕК: Это нужно сказать когда 1-й раз идёшь в лес?] Да, первый раз единственный. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  14. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, Андомский погост, д. Трошигино, 2006 [Защита от змей. Заговор «Воскресенье бывает в четверг»] [АТ: А вот, когда в лес входят, говорят что-нибудь, чтобы гад не укусил… Не учили Вас такому?] Ну… дак… я, дак, мне тоже так, что, говорили, шо гад, шо там змеи, когда идёт, дак вот… Научила, там, тоже, вот… брата… племянника моево жена. Я, дак… вот я уж сама пожилая, я сама ничё не знаю, кто ш… чево скажет – так и скажет. Вот, как идёшь… заходишь, если змеи есь ведь… знаешь, что змей полно, везде кругом полно их, змей, дак вот слова такие говорят, что, вот: «Воскресенье бывает в четверг». Чтоб змею не увидеть и не укусила тебя змея, дак: «Воскресенье бывает в четверг». Один сенокос мы ходили всё, дак я потом… Тоне-то [дочке] сама Светланка, там, что, вот: «Надо такие слова говорить». Я, вот, ходила на болота, ходила везде, вот, ходила везде… змеи, всё… я ни разу не встречала, чтобы, если, вот, наткнулась когда-то… Но видела так, что вот… со старушкой, там, с женщиной с одной ходили, дак на… за ягодами. Дак она под одну берёзку сунулась – змея, на вторую сторону перешла – опять… из… кричит оттуда, бежит. – «Ак, чё такое-то?» - «Ой, змея там!», - «Змея да змея. Она уползёт, да и всё, ты не трогай, да только и всего». А я, так… на глазах мне, вот… на сенокос ходили… Видела один раз, конечно, в туалет пошла, а… она у камней там… Вижу, что она там, дак я прошла мимо. Она под камни забралась и всё и всё. И больше я её ни разу… на сенокосе была, больше ни разу не встречала ни одной змеи. А, Светланка, вот… Приходишь на сенокос, дак вот такие слова, что… А хоть на сенокос, хоть на болота ходишь… На болоте, там вот, у нас кенда есть, дак там полно их. Ну, вот такие, что: «Воскресенье бывает в четверг». Всё. [АТ: А что ж это значит, что воскресенье?…] Не знаю, не знаю [смеётся], что за значенье такое… вот такие слова. [АТ: А как-то я слышал ещё, что вот, змею можно стегать, но только, вот, прутиком ольховым…] А не прутиком. Вот раньше у нас бабушка, вот, когда у нас в Сургозере раньше в деревне было много змей, дак… ловили и… изгородь, вот такая изгородь… А изгородь, это там… перевязывают этим… веткам таким, вот. И это змей, вот, ловили и зажимали в этих... в этой... в приколе этом, в приколе. А другие делали, что... намазывают смолой и отпускают ей. «И они – грит - потом все теряются, после уходят - говорит». Вот. Вот. [АТ: А как это в заборе, Вы сказали?] А вот: изгородь такая вот делается с этой… жерди такие. И вот эти… там, крепят два этих… ставят две жёрдочки, и потом такие как петёлки делают… жёрдочкой продёрг… туда всовывают. И вот, вот сюда ей… зажимают ей сюда, что… Вот. А другие, говорят, ловили и этой, смолой помажут, и отправляли ей. Это они, потом уже, после этого, теряются. А у меня, вон, маменька с Белозерска, живёт у нас, говорит, у дома, вон полно там. Густо, говорит, даже, сколько змей говорит. [АТ: А какие это змеи-то?] Не знаю, какие там змеи. [АТ: Они же разные бывают, там, уж, гадюка…] Да, дак… Уж-то, наверно, не… конечно, он не, этот самое, только что страшно, что как на змею похоже. А уж, ведь он… <обрыв записи>. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  15. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, Андомский погост, д. Марьино, 2006 [Заговор от змеи] [АТ: а чтобы гад не укусил?] От погоди ты эти… эти-то тоже… Забываю слова, от, видишь, от гада-то [припоминает]. Вот: «Стану благославлясь, пойду перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота. Выйду в чисто поле, в чистом поле сидит дедушко божественный, человек ремесленный. Научи меня гажьи слова гажьи слова змеина щелота. Щелота в камень, ну вот вайны камень, а щелота в камень, а болезь в лыко. В лыко». Вот надь поглядеть и сразу блогословлять и это тоже. Вылечивашь, вот иногда гад в вымя клюнет, дак вот у скотины дак. Я от ходила глядела тоже. Вот этого лыка нарвешь дак. Камешок чуроватый, камешок потом назад бросашь: «Как этот камешок рассыпается, так бы это вымячко… молочко рассыпалось на вымени». Эти слова были. Это всё меня одна старушка тут научила. <…> В лес когда вот весной первый раз идёшь в лес так и тоже вот чтобы гад не попал, дак и надоть перекреститься и первый раз идешь, дак и без слов тута и этот… как: «Хозяин и хозяюшка, возьмите меня в лес, не попадайся мне гад навстречу». Ништо дак, никогда не встретишь гадовьё. А так дак иногда… А шчас-то есть изредка тоже есть гадовьё. Я много на сенокос ходила, так иногда убивала этих гадовьёв, не боялась. <…> Ну тогда вот, например, ежели змей увидишь, как попадется она тебе, так только этим прутышком олховым. Ольха есте. Вот… никакого, ведь ни берёзовы, ни осинки, никакой, ольховым прутом, станешь ей хлестать, она с места не выдет, змея она боится ольхи. Вот это я тоже слыхала, говорили дак. [АТ: Почему она боится ольхи?] Ольхи она боится. Ольха такое какое-то дерево считали и что… старушки говорили, как пойдёте да постойте на змей, ольховым прутом колотите. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  16. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, Андомский погост, д. Андома, 2006 [Как заходить в лес] [А вот змеи, если они кусают? От них можно как-то спастись?] Да. [Может травку какую-нибудь приложить, или слова сказать?] Есть, наверное, слова; случаев у нас таких не было. <…> Чё-то змеи не кусали людей-то. <…> [Когда в лес заходишь, что надо сделать, сказать?] Не знаю, пойдёшь, дак: «Господь впереди, а я раба Божья на весь день Господен сзади. Аминь, аминь, аминь». Так. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  17. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, Андомский погост, д. Андома, 2006 [Слова для домового] <…> «Домовой, с хозяюшкой – с матушкой домовой, с малыми детушками домовыми…» - вот это так… говорила, что: «… помогите вы мне там, что-нить сделать или что-то». Всё, только вот это, а больше ничего не знаю. [ДШ: А что может домовой-то, если не уважить?] Ой, не знаю, не знаю, девушка, не знаю ничего я. [А поесть-то не оставляли ему?] Нет. Самой, дак есть нечего. [смеётся]. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  18. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, Андомский погост, д. Ребово, 2006 [Если ребёнок плачет по ночам, как эта болезнь называется?] Это родимчик. По-старому это родимчик. [Как от него лечить?] Дак вам никто не скажет, как. [Почему?] А потому что нельзя говорить этого. [Нельзя слова говорить, а сам способ-то можно?] Так дело-то всё в словах. Вам же никто не скажёт. [А если без слов?] А без слов ничего не поможет. Когда ребёночка моют, и вот наговаривают от родимчика. Так же и грыжу. Моют и заговаривают, и грыжа уходит. [Это любого ребенка заговаривают или больного?] Но, как, обычно новорожденных. [А если ребёнок не спит, плачет без конца?] Ну, дак, это грыжа и есть. Вот он и плачет. Ну вот и к бабушкам водят их. [Это любая женщина может заговорить?] Ну, что любая, любая не сделает этого. Дак только кто знает. Любая не сделает. [Но я слышал, что не просто любая, а чтобы у нее зубы были целы?] Но? Надо чтоб… не все зубы, но чтоб… А если вообще нет зубов, дак надо копейку в рот пологать. Это спроста ничо не делается. [А ещё мы слышали от бабушки, когда человек через реку идет, он как-то слова говорит?] «Через реку перехожу и слова переношу». Иначе не перенесут. [Так эти слова в чем-то несли?] Ну теперь если, ребёнка, например, с бутылочкой переходят, если ребенка принести не могут дак – вот бутылочка. Вот на молоко наговариваешь, вот идут и говорят: «Через реку перехожу и слова переношу». Чтоб слова не пропали. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  19. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, Андомский погост, д. Михалево, 2006 [У вас в Андоме колдуны то были?] Не знаю, у нас-то ить так нету. Вот была у нас одна бабка была, ой! Она и сведет и разведет, и все! Дак теперь она уж умерла! Давно не знаю уж, оставлены, наверное, слова где-ни. Не знаю. [Кому же она слова могла оставить?] А не знаю. У иных цéлы книжки оставлены, да не скажут. Целы книжки оставлены, да не скажут. [А бывали такие книжки у кого-нибудь?] В тетрадки напишут. В тетрадки все запишут, было и сейчас есть. Но не го[во]рят. Иной раз и ходят вот, не знаю, нам-то не пришлось обращаться. И дак. А есть колдуны. Есть и к бабкам ходят, и все. [Вам самим не приходилось обращаться [к знахаркам]?] Ну один раз приходилось. Мы вот тогда еще в деревне жили, и у меня вот на руках экзема была. Вот здесь и здесь [показывает на кисти рук] и здесь, погоди, и на этой руки так, поверьте было, и такие пятна были… Я ходила сколько в больницу вон, Иван Артемьич ведь нехудой врач был у нас, чего не делали – ничего не было. И мне пришлось к бабушке ходить вот за … за сколько? За девять килóметров. Я вон туда ходила, с этой деревни ходила вон туда. У нас своя бабушка была. Так не знаю: от этого ли нет. А у меня потом прошло. Я, говорю, знаете, я даже своей этой жизни не рада была. Такой зуд начнется – дак не дай Бог! Было так у меня. [Что же бабушка сделала?] А бабушка всяко, что-то шептала да говорила. Я девять раз к ней сходила. И всё! Снег-то вот такой был. Лесом брести было вот к ней. Но? Только мне она наговорила, что вот, когда идешь через реку, дак там помазать дают чего – не, дак скажи, что «через реку перешла – слова перенесла» И все, вот помню я только мне это говорила. Было, было, что знала бабушка бывала. Ей давно уже нету тоже. Она уехала. [ А как ее звали не скажете?] Ей Сашей звали. Дак вон ей уже давно живой нету. [В какой деревне она жила?] Он жила вон Димино, Куево [ Куево?] Куево, но? Вы знаете, куда сходите? Надежда! [Обращаясь к невестке] ей надо послать к Лиды Хариной. Только стара бабка, да там тоже ни фига не малтает. [Баба Саша из Куево, она от чего помогала?] А она ото всего знала. Она много, наверное, знала всего. Но она уехала в Сегéжу и давно-давно. Она уже и тогда-то была пожилой. Но была бабка добра. Земля ей пухом, пусть она лежит. Дак уж добра бабка была, нечего сказать. [Что она делала? Она шептала или …?] Она шептала, дак. Как-то вот крестила да всё на руках вот так. Но? Шептала, крестила, вот всегда всё это. Но? Да воды дает вот обдаться, воды! На воду глядит, а потом что водой обдасться – вот это было. Вот у меня у самой это было. [<<]
    Населенный пункт: Михалёво
    Датировка: 2006 г.
    Функция: лечебные

  20. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, Андомский погост, д. Михалёво, 2006 [АЕ: А ещё какие приметы Вы знаете?] [Говорили о том, почему нельзя макать хлеб в солонку] Ну, у нас чего, какие ещё приметы. Вот ножики когда, чтобы ничего, дак ножик ложат. Вот, от нечистой силы в окно ложат, можно в двери. Перекреститься. Если перекреститься – через крест, никто, говорят, не попадёт. Вот, это примета. Ещё чего же я знаю… [ЕП: А вот просто положить нож нужно или ещё что-то проговорить?] А можно. Ничего не надо, положить да и всё с Богом. А когда вот я вот, например, куда поехала вот, девочки, я верю - не верю, но я поехала, например, в Вытегру или я поехала в Петрозаводск, допустим, я сразу сажусь в автобус. В автобусе читаю, читаю… Ой, обожди… «Поехала я… в Петрозаводск, по одну сторону река глубока, по вторую сторону дорога широкая, куда бы я ни поехала, куда бы я ни пошла, впереди идёт… мать Богородица, сам… сзади сам Исус Христос. Во имя Отца и Сына, и Святого давн... Духа. Аминь. Аминь. Аминь. Дайте мне хорошей дороги». Вот эти слова говорю. А дома вот дак: «Обнесён наш дом каменной стеной, закрыта наша кровля молитвами, затворены наши двери аминами. Аминь. Аминь. Аминь». Вот это говорю. Это мамино, всё мамино, всё мамино. Я с детства, и вот я всегда вот и сейчас, вот я ложусь спать, я так лягу на постель и… «Обнесён наш дом каменной стеной, закрыта наша кровля молитвами, затворены наши двери аминами. Аминь. Аминь. Аминь». В углу перекрещуся, там перекрещуся, и здесь перекрещуся вот так перекрещусь и всё с Богом. [АЕ: И помогает?] Помогает, мне кажется, помогает. Как вот перекрещуся, дак мне никакой сон не приснится, ничего вот. Помогает, наверно, помогает. Вот не верим, а ведь невидимая сила, девочки, где-то вот мне кажется, что есть. [<<]
    Населенный пункт: Михалёво
    Датировка: 2006 г.

  21. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Ребово, 2006 [Что-нибудь надо делать, чтобы корова обгулялась с быком?] [АНИ]: «Не запинайся, обгуляйся» - надо говорить. [Как говорить?] «Не запинайся, обгуляйся». И гладят так. [гладит словно вдоль хребта] По хребту. Поставят прямо. Хлеба булку несёшь, сначала хлебом накормишь, буханку хлеба возьмёшь да, дашь. А потом уж будет работать. И потом говоришь. Я держу корову, дак так. [Вы так до сих пор делаете?] Ну дак ведь… Ну дак свои были быки. Дак я ничё – когда есть свой бык. [ТТП]: Когда есть свой бык, дак не надо. [АНИ]: А когда чужой. Дак вот так. [ТТП]: К быку идёшь и говоришь: «Не запинайся, и сразу обгуляйся». [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  22. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, Андомский Погост, 2006 [ХЛИ]: И корову заводишь – дак просись, хозяину, во хлеви. [ХАМ]: Любую животину заводишь – у хозяев спрашивайся. [ХЛИ]: Да. «Хозяин и хозяюшка, от я к вам привела животину, пойте, кормите, ухаживайте, как я ухаживаю, так и вы» - вот. И заводишь. [А если не примет?] [ХЛИ]: Как он не примет – я если завожу дак… [ХАМ]: Дак, не, он не про то говорит, вот если ты не завела, ак он её будет там мучить. [ХЛИ]: Мучить! [ХАМ]: Будет во хлеве. [ХЛИ]: Да. [ХАМ]: И корова домой не будет ходить. Когда мучит – чё она пойдет. [ХЛИ]: А мучит бы… [ХАМ]: И она… как дома не видит. А когда ты её ведёшь – она домой идёт. Хозяин уже её… в смысле гонит, на этот, двор… Как-то, хозяин, дак. А ты его не видишь. Считается нечиста сила, дак. [ХЛИ]: Вот я, попрошусь у хозяина и хозяйки, сперва. Завожу корову. Тоже слово надо. Завожу корову, через, через порог перевожу. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  23. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, Андомский Погост, 2006 Вот я сама скотинку выпускаю, уж что: «С Богом!» Тожо, благославясь. «Господь, сохрани мою милую скотинушку, что, не допускай, Господь, до нашего двора злых людей…» Или нет, погоди. «Не допускай, Господь, до нашего двора злых зверей – лихих людей». Всегда уж это надо говорить, когда выпускаешь скотинку. Я ничего, я вот только эти слова всегда, вот как меня бабушки учили, что, это говори – и всё. Что «спасите-сохраните, Господь, мою милую скотинушку на всё лето красное». Вот так. [Это когда в первый раз выгоняешь?] В первый раз. Это в первый раз, когда выгоняешь, и всё. «Мою милую скотинушку спасите-сохраните, мою милую скотинушку на всё лето красное». Вот это выпускаешь когда, дак всегда люди вот говорили. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  24. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Гонево, 2006 Ну, как бы вот, вот с детства мне такое запомнилось. Вот бабушка, водили в баню, да. Не в общественную баню, а вот своя баня. Что вот: «Хозяин, хозяюшка, спасибо на баянки». И вот я теперь взрослый человек, но я не знаю откуда, я всегда вот помылась последняя, или вот летом, просто, даже не мыться, а жарко, ну, истопим, чуть-чуть тёплой водичкой обдались - я всегда вот это стараюсь как бы сказать.[<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  25. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, Андомский Погост, 2006 [Когда остаешься ночевать в лесу нужно говорить слова] «Хозяин лесовой, пусти ночевать. Нам здесь не век вековать – одну ночь ночевать» - попросился у него – вот так, спросился. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.
    Функция: обереги

  26. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Гонево, 2006 [Каких слов нельзя говорить?] …оставишь, и всё дак: «ну, идите с Богом, купайтесь». Не говоришь, чтобы там что-то. Всё надо такие благородные слова говорить. [АТ: А каких слов особенно нельзя говорить?] Ну, пошёл… Ой, там, «чёрт бы тебя хватил», либо там, «леший бы тебя унёс да». Этого не надо говорить. Особенно вот на закате, вот в такое время, говорят, нельзя. И спать в такое время, говорят, нельзя. Потому что, вроде, на закат солнце, дак что-то тоже примечают, а… [АТ: А бывает такое, что кто-то скажет в сердцах «чёрт тебя возьми», и что-то потом?] Дак вот бывает иногда, но как-то надо сразу оговаривать себя: «прости меня, Господи» или что-то такое. [АТ: Вот мама моя всегда говорила: «тьфу-тьфу, чтоб не сглазить».] Да, вот это и у нас говорят. Или вот так что-то, и постучать по столу. Что-то скажешь иногда, «ой, у тебя там… Ой, у тебя как хорошú там парникú» […] И тут постучишь [стучит 3 раза по столу], чтобы не оговорúть самому себя [смеется]. [АТ: А у вас по столу так вот сверху стучат? У нас обычно снизу.] У нас дак вот так, по дереву. Например, кто-то придёт, и говорит: ой, у тебя надо же такие нынче яблоки, ой давай постучу [стучит 3 раза], чтоб тебя не оговорить. [АТ: А если вот ребёнка похвалят?] А ребёнка вот похвалят, дак всегда плохо. Вот я помню, и сама вот ребят растúла дак. Если только «ой, какой у тебя парень… мальчик-то какой хорошенький!» Ну, потом его не уложúть ни спать – ничего. Он всё плачет, ему всё чё-то плачет, и всё, что-то болеет и... Это тоже оговор вот такой же. [АТ: Ну, как вы считаете, это любой человек так оговорить может?] Нет, не каждый. А чтоб не оговорúть, дак маленьких детей всегда надо как вот мне бабушки рассказывали всё, что вот когда ростúла, что… Всегда надо сажей помазать вот зá ухом. Зá ухом взят, помазать вот зá ухом. Не на видном месте. Помазать, чтобы никакой… А особенно женщины тёмные, с чёрными глазами. Чёрные глаза тóжо. И карие. Говорят, они очень, это, влияют. У них такое биопóле, что вот могут… Это теперь мы стали грамотные – биопóля. Раньше старухи не понимали этого, говорили: «а, сглазили!» А теперь и по-культурному стали. А всё равно есть что-то [смеётся]. […] [АТ: В Андоме это называют «призор»...] Призóр, призóр – оговóр, да. [АТ: А призор и оговор это одно и то же?] Одно и то же. Оговоря́т и призóр тоже что-то придёт такое. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  27. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Михалево, 2006 [АТ: А что-то я слышал, что бывает вот мать пошлет ребенка так, иди к лешему?] Это тоже бывает. Этого я не знаю, но случай был, у нас дома-то в деревне женщина одна, дочка ей: «Нарви травы корове». Молодница была. Она говорит: «Мне неохота, сейчас жарко да все». А она: «Пошла ты к лешему». Дочка ушла траву рвать, трава нарвата, корзинка стоит целая, а дочки до сих пор нет. [<<]
    Населенный пункт: Михалёво
    Датировка: 2006 г.
    Функция: прочие

  28. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Марино, 2006 [Послать к лешему] [Я слышал, что на лешего как-то матюгаются] А вот уж на лешего – нет, храни Бог. Нет. А это как… вот один… была у нас старушка покойная, дак овец погонит, дак: «Понеси вас леший… Ой, прости меня Господи, грешного человека, ой, прости меня Господи», - сразу. Вот, чтобы все спокойно было. Нет, нет, нет. [А разве можно так сказать: «Понеси меня леший»? ] Ну а как же. Вот так проклянешь, да выйдет, да… Может и не прийти, может и прийти. Только надо уж отворачивать. Это уж колдуны, колдуны есть такие. [А бывали такие случаи, что проклянет и …] Да, да, да, как же, да. [А не расскажете?] Ой, этого я не знаю. Не буду врать, не буду рассказывать. Нет. Ничего не знаю такого. Я как сама ничего не знаю, так и не буду говорить на людей. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.
    Функция: прочие

  29. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Трошигино, 2006 [Послали к лешему] [АТ: А как-то вот я слышал, что, если мать в сердцах скажет на ребенка, там, или на корову: «А пошел ты …»] Не знаю, у нас, там, не бывало такого, дак не знаю. Вот было так, вот здесь вот, есть… Тамара. Вот она… этих нашим сватье вот она будет… матерь, да… мать и… и ее мать – родные сестры были. Щас ни той, ни другой уже живых нет. Вот тоже… в лес ходили, и вот тоже… чё она сказала? Или «в лес пошли» или че… «а носи тебя, говорит, леший!» И вот она… неделю или две недели по лесу блудила, ходила. Она живая осталась, пришла домой. И вот никому ниче до сих пор… От она ходит, немножко как не в себе, и она сказала: «Ничево не скажу, что, где, чево видела, ни… не велено говорить ничево». Две недели вы́ходила по лесу. [ДШ: Так она что-то видела?] Наверное… Сказала, что «не велено говорить никому ничего, не буду говорить». [ДШ: А вышла-то сама? Ее не искали?] Сама. Искали, ходили, не могли нигде ее найти. Вышла. Две недели вы́ходила в лесу. Живая осталась. Пошла, вот, эт… за грибами, или за ягодами, куда она пошла? Вот поныне она живая еще. Вот у Шуры там живет, у Велúчко. [АТ: Это вот здесь вот?] Да, вот здесь, в поселке, там от, недалеко, здесь вот. [АТ: Это в Трошигино, да?] Нет, нет-нет, не в Трошигино, вот здесь рядом, здесь, в поселке. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.
    Функция: прочие

  30. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, Андомский погост, 2006 [Мы слышали, что нельзя говорить: «Куда идешь?» Это правда? ] [СЛВ]: Да, да, да. Вот это тоже такое бывает. Вот я один раз даже в лес, вот, например, в поле овечек выпускала своих, целое стадо у меня, и их было не заметить было нельзя, чтоб не заметить, штук четырнадцать у меня их было. А я пошла: «Идите вы, погуляйте! Идите вы в лес-то, идите, погуляйте. Дольше. Дольше». Вечером не могли найти. Всю деревню обыскали – их нигде нет. И голоска никакого, и кричала, и все, и ходила, ходили по всей деревне и вот туда на Погóст, смотрели, мало ли, может какая машина шла, угнали. А через неско... вот эти…часов, вот тоже бабушка была, грит: «Пойди ты наиспáшку подмети пол-то…» [Что значит «наиспáшку»?] Дак наиспáшку, это левой… правой рукой так [СЛВ показывает, как правой рукой метет воображаемым веником от себя], [обычно] допустим так пашешь. [Показывает, как метут к себе], а вот так [надо], от себя, от себя. [Снова показывает, как метет от себя]. «наиспáшку подмети ты пол, да иди да, мусор-то выкини, иди, на дорогу, скажи, что это чтобы… «Дай Бог, чтобы нашлись овечки». Вышла, вот эти самые, вот это всё сделала, немного времени вышла, вот вышла токо-ть за изгородь, они заблеяли и все в одном месте. И вот рядышком. До этого-то все обходили… [ТАФ]: И я ходила, об огороду шла, и ничего. [СЛВ]: И даже места тут все видимые держали, даже трава истоптанная. Дак вот, не знаю ли, правда ли, неправда ли, но вот так. Бывали такие… Бывают такие случаи. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.
    Функция: прочие

  31. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Марино, 2006 [ТИ: Бывало такое, что человеку скажут «иди к лешему, и с ним что-нибудь случится?»] Дак, [смеётся] можно и сказать и «жаба, сядь!» [смеётся] тоже говорят. [ТИ: Что сказать?] Жаба, сядь! Такое выражение есть. [ТИ: И что?] Дак тожо. Это если ты просто так сказал. А если с умыслом – конечно. Всяко ведь тоже бывает. [ТИ: А что бывает?] Так что бывает? Вот и жаба и сядет на. [ТИ: Ну знаете такой случай? Расскажите!] Так, как рассказать…Вот, ну может у тебя что-нибудь случится. Там, вся́ко это бывает. Вот я, я говорил, что про деньги-то. Деньги в руки взял – раз! У тебя может и рука заболеть. Вот из-за того и говорят, что «кладовáй на стол». [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.
    Функция: прочие

  32. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Князево, 2006 [Когда первый зуб у ребенка выпадет, что делали?] А за печку бросали вот. «Мышка-мышка, на зуб репный, а дай костяной». Так [говорили]. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  33. Андомский погост, 2006 [Заговор от зубов] От зубов. Тоже начинается точно так же, а потом начинаешь: «такому-то - имя скажешь, заколола раба Господи Мария», как ты будешь дома. Так. «Заговорила зубную боль». Зубную боль. Зубную боль. «Не щиплúте губы». Эти маленькие заговорчики. «И не рвите зубную боль такому-то». Ну, вот так вот. «Чтобы зубы никогда не болели, были чистые, лучистые, светлые, здоровые». И скажешь: «Как месяц и звёзды. Аминь». На луковицу смотришь. На лук хорошо, на лук обязательно. На лук. [1 нрзб] будут болеть. «Прошу тебя раба Господи, Пресвятая Дева, - говорить если будешь ты, так слово скажешь, что… Месяц высоко летает, людей много видает. Видает злых, больных, мёртво тело тоже видаешь». Вот и спросишь у месяца, что: «Месяц, месяц, болят ли у мёртвого человека зубы? Рвёт ли зубы, колят ли зубы?» Вот это просто, скажешь вот это. А потом: «Уйди эта боль тоже, тоже в тёмны леса эта боль, всю отправляешь в тёмны леса и в сини моря, тоже на всех злых зверей, на больных и здоровых. Так вот. Аминь». Это на луковицу эти слова скажешь. На лук. Маленькие заговорчики. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  34. Андомский погост, 2006 [Заговор от ожога] Ну, от ожога тоже всё это же, только от ожога дак говорится: «Гляжу от ожога такую-то, такую-то. Чтобы не щипало – ожог ведь щипет сильно, не болело, не рвáло, не сы´рело и не чесалось. Амин». Вот это. Это будешь говорить, то же начнёшь, а это вот напишешь всё. От ожога. Эти маленькие заговоры. Аминь. Ну, и скажешь там, что «уйди ожог тоже в тёмны леса, в сини моря - это в каждом заговоре это говорится. На всех худых, злых, недобрых. На злых зверей, недобрых людей. Аминь». [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  35. Андомский погост, 2006 [Заговор от мастита] Там начинается всё так же. А потом будешь закалывать, что «Закалываю мастит. Не рви, мастит (он рвёт дак). Не беспокой, мастит. Уйди краснота, уйдите нарывы, не беспокойте такую-то (назовёшь). Так вот. Уйди мастит от такой-то, от раба Божьей - имя назовёшь. Не беспокой». Заколешь там сама, скажешь, что «Уйди от раба Божьей такой-то мастит, тоже в тёмны леса, в сини моря на всех злых зверей, на всех больных и недобрых людей» - это говори всегда. Каждой болезни просишь, чтобы ушло, ушло, ушло, не беспокоило ни днём ни ночью в любую погоду. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  36. Андомский погост, 2006 [Заговор от родимчика] [АС: Бабушка, а от родимчика?] От родимчика тоже, что «Сними родимчик с мала... с младенца такой-то, такой-то, такой-то». Это маленькие заговаривают ребята, маленьких, родимчик. Тоже так же просишь всё. Всё надо просить. Тоже так же: «Уйди, родимчик, от такого-то, не беспокой младенца такого-то». Льняным надо закрывать его, льняным чем-нибудь, пелёнкой. От этого много маленьких умират тоже. Так. Тоже: «уходи в тёмны леса, в сини моря на всех злых зверей, на всех худых, больных и недобрых людей». Тоже просишь. Начинается всё так же. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  37. Андомский погост, 2006 [Заговор от тоски] Надо поглядеть у Сашки [Александр Ганин] заговóр, как он говорил. Не так, как я говорю? Не говорит, что «благословясь, пойду перекрестясь» - этого не говорил вам, говорил? Эти слова надо обязательно говорить. Пойду благословясь. Напишешь всё, что писала про птицу-то пташка, а потом начинается заговóр. «Раба Божья Мария, крещёная в церкви (я в церкви крещёная), у меня имя тоже святое, как у тебя, Пресвятая Дева Мария. Заколола, заговорила раба… имя, раба Божья така-то така-то, имя своё, имя, чьё имя пишешь дак. Все призоры тоже, все оговоры, все худые думы, худые взгляды, худые звериные и змеиные следы» [Обращается к АС] Кончила [записывать]? «Заколола, заговорила все звериные, змеиные следы, все двенадцать болéй, все двенадцать… все двенадцать дум – не думай, не надо. Чтобы не щипало сердечко, не колола грудь». «Чтобы не щипало сердечко» написала, да? Не колола грудь. Дальше. Не сбиться-то. «А также и головушка. Была чистая, лучистая, светлая, здоровая… Была чистая, лучистая, светлая, здоровая (sic) как месяц и звёзды. Аминь». Вот это первый заговор. Этот небольшой заговор. Так, мне ленéнько. Я-то чтобы… Так, снимала тоску – начинай дальше, продолжай – «Снимала тоску. Чтобы тоже сердечко не тосковало, чтоб сердечко не тосковало тоже, а головушка не думала ничего. Чтобы всё тело и… всё тело было здоровое и [1 нрзб] хороший тоже. Амин». Это амин-то говорится всё время, вот ты как поглядишь, так увидишь. Так. «Прошу тебя, Пресвятая Дева Мария, прошу тебя, Пресвятая Дева Мария (sic), избавь такого-то, опять имя, от тоски. Тосковал дак. Чтобы всё прочь ушло. Всё прочь ушло. Тоже тоска в тёмны леса, в сини моря, на всех злых зверей, на всех худых и недобрых людей. Аминь. Аминь. Всё. Конец. Это от тоски». [АС: Бабушка, а что с ним делать-то надо?] Что делать? А ничего не надо, заговоришь и всё, просто вилочкой. Вилочкой, берёшь вилочку и тоже заколешь. Так. «Выстанем благословясь, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в воротá» - эти слова говори, вилочкой крести. Это ты крестишь и просишь. Так вот, любушка. Слова хорошие эти. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  38. Андомский погост, 2006 [Заговор на папироску] [АС: Бабушка, а на папироску какие слова говорятся?] А на папироску, тоску снимаешь, что уйди. «Гляжу на дым, уйди дым, уйди тоска». [АС: Нет, бабушка, а вот чтобы не изменял муж.] Так вот и тоска да и это, изменяет, что «уйди от такой-то, избавь от тоски от такой-то раба Божьей» (назовёшь которой ходит и с которой начнёт шалить). Вот это. На папиросы заты́чишь. Погляди на папиросочку, покурúт и уйдёт всё в дым. С дымом уйдёт всё. Это хорошие слова. «Уйди, дым тоже в лес, в тёмны леса тоже, избавь от такой-то, знай свой дом, знай свой кров, Машу и детей, знай свою семью. Аминь». Так. Всё будет хоро… Пригодится вам, пригодится, любушка. Пригодится, и люди будут благодарить. «Знай свой дом, знай свою семью, знай свою жену любимую, знай детей. Избавь от нéдуга такого-то, уйди с дымом». Так. [АС: Спасибо, бабушка, большое] Пригодится. Берегите тетрадочку эту [куда все заговоры записывали]. Потом допишешь, напишешь всё хорошо. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  39. Андомский погост, 2006 [Заговор чтобы войти в лес] «Старичок-лесовичок, идём к вам в лес на природу за грибочками, за ягодками. Благослови нас, перекрести нас. Чтобы твои насекомые, комары и мóшка. (В лесу мóшки много, така мелкая, как кусит, дак всё это тело этак.) Комары и мошечка, мóшка, нас не кусали, нас не обижали. А также звери твóи любимые пусть нам оберегают. Идём с корзинками, с лукошками. Мы знаем, что ты нам поможешь набрать нам грибочков полную корзинку, ягодок полное лукошко, помоги нам, старичок-лесовичок. Мы любим лесную природу. С полными корзинками, с полными лукошками, пойдём домой. Домой придем – отдохнём, маленечко приустали в лесочке, отдохнём. После отдыха будем здоровые, весёлые. Мы опять к тебе придём. Благослови нас, перекрести нас. Аминь». [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  40. Андомский погост, 2006 [Заговор от призора] Ну, а от призóру если заговóр, мало ли, бывает это, погля́дят. Я глядела сегодня от призору, это тоже небольшие слова. Это всё самое, а потом скажешь, что снимаю призор. Вон там вон оне, было написано в этом призоре там тоже, так можно и… Можно и с того глядеть… я… запишешь. Гляди сама. «Снимаю призор, оговор с раба Господи такого-то, - с раба тоже имя назовёшь. Ну, если мало ли что там, худо будешь или что-нить там, мало ли в жизни что тако будет, дак скажешь, что прошу снять с меня всё это. Чтобы я была здоровая, добрая». Надо, чтоб глядúть, надо добрым быть. С добром надо говорить. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  41. Андомский погост, 2006 [Заговор от золотухи] Золотýшка, если смотришь, дак от золотýшки тоже немного. Сказать, что сня́ла золо… [Обращается к АС] Пометь золотýшку. Особенно маленьким надо глядеть, иначе… пусть знает, когда бывает на глаза отразится, бывает на уши. Это худая болесь. Тоже всё начинается также, а потом говоришь, что Снимаю… [Смотрит в тетрадку АС] Как я сказала-то, где тут чего, погоди. От золотушки. «Снимаю золотýшку с раба Божьего такого-то, млáденца, или хоть у тебя заболят уши, можешь сéбе тоже к нóчи, это ничто. Чтобы не кололо уши, не болели уши, чтобы были всегда здоровые». Забыла я птицу-то как звали эту, вот которая летает, она не видит, а ночью всё видит, так вот надо… Надо вспомнить. Этот редко я, когда прúдут ребята. Прогоняю золотýшку в лес, в лес. Уйди золотуха от такого-то такого-то в лес, в лес. И пни ко... Жги, пни колоду, сухую огорóду. Жги в лесу пень, колоду, сухую огорóду». Пусть она идёт вот от него. Золотуха, красный бывает ребёнок-то, если родители заболеешь, если у тебя будет. «Чтобы не мучила его золотушка. Не болели уши (ещё раз), не щипало глазки, всё было здоровое, чистое, как месяц и звёзды. Аминь». [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  42. Андомский погост, 2006 [Чтобы войти в лес] [Когда в лес идешь, нужно что-то сказать?] В лес ходить? Ак я не знаю, как в лес. А в лес пойдёшь, дак просто попросись: «Хозяин и хозяюшка лесовики, помогите мне, штобы на звериные следы не ступала, штобы звери на меня не глядели». Надо записать потом. Придешь, дак я научу тебя. Благословясь. И никто не тронет. Всё будет хорошо. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  43. Андомский погост, 2006 [От тоски] [АТ: А от тоски?] Не тосковать-то? Да ничего такого, ничего. На ночь липова чая выпей, дак и тоска пройдёт. Это ничто. […] «За сини моря, на всех злых зверей, на всех худых и недобрых людей. От венченья от конченья во веки веков. Аминь». Этих немного слов. В лес прогони, открой трубу, да и скажи, да и уйдёт. «Уйди, тоска, в тёмны леса, в сини моря, на всех злых зверей, на всех худых и недобрых людей. От венченья до конченья. Во веки веков. Аминь Господь». Всё. В трубу скажи да уйдёт. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  44. Андомский погост, 2006 [АТ: А как это в дом-то ввести?] А в дом надо у хозяина попроситься. В кажном доме есть хозяйка и хозяин. С кошечкой зайти надо, попроситься. Взять пятачок, четыре пятачка, четыре копеечки в кажный угол класть и попроситься: «Хозяин и хозяюшка, прошу вас, примите в семью таких-то, таких-то, таких. Прошу вас любить и жаловать, одевать нас, обувать нас и здоровья на всю жись нам дать. Я вам дарю деньги, медь, чтоб быть хорошею хозяйкой, всё иметь (это женщины), а ещё и серебро, чтоб быть хорошим хозяином и в доме всё было всего полнó, дети были добрые, здоровые, умные, ласковые». Вот это надо у хозяина проситься. Оставить хлебушка с солью. Оставляют хлеб и соль. Подьте, ешьте, отдыхайте. А на второй день этот хлебушко птичкам надо раскрошить. «Птички клюйте-клюйте, ешьте-ешьте, дайте нам добра и здоровья. Аминь». Тоже слова. И живут прекрасно. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  45. Андомский погост, 2006 [Везде есть хозяин: в лесу, в реке, в доме. Как проситься у хозяина дома] […] Даже в доме в своём, хозяин есть дома. Придёшь вот в квартиру или домой, надо попроситься у хозяина.[АС: А как проситься правильно?] А так проситься тоже, что «Хозяин и хозяйка с малыми детушками, прошу принять в вашу семью, в ваше жилое помещение мою семью таких-то, таких-то, таких. Прошу вас кормить нас, поить нас, одевать, обувать и здоровья нам на всю жизнь дать. Вот вам хлебушка, вот вам соль. (На столе оставить хлеба-соли, стаканчик воды). Пейте, ешьте, кушайте на здоровье». А на второй день надо приди по ветру, птичкам выкинуть это всё, воду вылить и хлебушек. Я это могу вам записать. Это можно. «Птички, птички, клюйте, кушайте. Господи Боже, благослови». Вот этот заговор могу вам тоже дать. Потом запúшите. Будете когда жить-то вот да всё, дак это пригодится вам. И будете жить, солнышко. Это я вам дам. Некоторые нельзя давать кому попало, а этот можно. Если заходишь в дом, а ведь я далеко, да и старухи тут знают, тут так я заведу сама, за мной приедут… В Вытегре скоко завела в квартиры. А сам зайдёшь, дак иди с Бóгушком, Господи благослови. Зайдёшь – левой ногой ступи и скажи эти слова. Бабка-балалайка [смеется]. Любит поговорить, любит молодёжь поучить. Слушают, некоторые живут хорошо. Так, солнышко. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  46. Андомский погост, 2006 [Как заводила свадьбы, как вводила в дом] […] [АС: Бабушка, а расскажите, пожалуйста, как свадьбы надо заводить, как вы сами заводили свадьбы] […] Потом веду их, в дом завожу, у хозяина, у хозяйки прошу. Чтобы в дом прúняли, хозяин и хозяюшка, чтобы кормили, поили, одевали, обували, добрых, хороших детей давали и там и говоришь им. Так вот. «Дарю тебе хлеб и соль, хозяин и хозяюшка, кушайте на здоровье». На стол ставлю стаканчик водушки, хлеб и соль, солоночку и хлеб и соль кусочек. А на второй день, куда ветер идёт, туда птичкам раскрошить этот хлебушка и вóдушку вылить. «Птички, птички, клюйте, впустите нам добра, любви, хорошего здоровья, хороших и здоровых детей. Аминь». Благословление. Вот так. […] [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  47. Андомский погост, 2006 [Как заводить корову] [АТ: А если вот корову заводишь?] А корову завожу тоже. Вси измéряю, ширину, долинý и тоже слова. «Чтобы кормила, поила, по двору как царица ходила. Аминь». Коровушку. Так. [АТ: А когда вот корову пастись выгоняют?] А пастись на этот… на этот, на пастбище-то. Так тоже надо от зверя поглядеть, чтобы зверь не трогал, не кусал, чтобы не хромала, была здоровая. Кормила тоже и поила молочком парным. Всё разное. Всё надо знать и всё надо помнить. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  48. Андомский погост, 2006 [Скот заводить] [АС: Бабушка, а как ваш дедушка скот заводил?] А я не знаю, как он заводил скот, вот этого я не знаю. Надо вы́мерять верёвочкой. Как, погоди… Как-то… Длину смерила, ширину смерила, сить про… Не знаю я вот этого. Это первы, первы-то слова, дак я так, вроде, маленько, а там не знаю, что говорят. Как-то, «чтобы по двору ходила и поила, и медведь не трогал», и волк тоже, просить надо зверей, чтобы не трогали скот. Этого я не знаю, солнышко. Что не знаю, то не знаю. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  49. Андомский погост, 2006 [Пастуший отпуск] Многие на разное говорят, глядят, а я на ремень гляжу. «Чтобы коровы доили, по лесу хорошо ходили, чтобы зверь не кусал, змея не грызла». Это всё надо знать.[<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  50. Андомский погост, 2006 [О заговорах, просить прощения] […] Надо было-то мне Андрюшеньке, надо было где досадил нóгу-то, тут-то прощения попросить на этом месте. «Прошу, Пресвятая Дева, меня простить, что я неаккуратно ступил или пошёл». Ну, это запомнишь. Это тоже маленькие, небольшие. Так, любушка. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  51. Андомский погост, 21 июля 2006 1. Выстанем благословясь и пойдём благословясь из дверей в дверú, из ворот в ворота, в чисто поле ко мне пришёл и приехал в Андому к нам. С чистого поля встану и поедешь вон туда на большую дорогу. На большой дороге на обочинке, солнышко, стоит ракитовый куст. У ракитова куста серый камень. Вот на этот камень прилетает эта птица-пташка (её пташкой зовут), и сидит она всегда на нём. А у птицы-пташки, солнышко, золотые перья – вот у ней золотые перья, серебряные крылья, оловянные зубы. Золотыми перьями эту боль, твой этот нéдуг смахивала, серебряными крыльями заговаривала, а оловянными зубами-то пташка эту боль твою, этот ушиб, все двенадцать ушибов, все двенадцать болей, все двенадцать грызей закусывала, съедала и на ветер ей - тфу - и выплёвывала. 2. Раба Божья Мария крещёная, прошу тебя, Пресвятая Дева Мария, избавь от нéдуга, я крещёная, у меня имя святое, как у тебя. Чтобы не болело, не кололо, не болело, не рвáло, не нагрызало ноженьку ни днём, ни ночью этот ушиб. Господи [целует икону] Боже, благослови! Заколола, заговорила все двенадцать болей, все двенадцать грызей, все двенадцать ушибов. Чтобы не щипала ноженька, не колола, не болела, не нагрызала ноженька. Аминь, Господь. Господи Боже, благослови! 3. Не от ветра ли эта боль к тебе пришла, не ветром ли дунуло к тебе – мы ей на ветер прогоним, не от лесу ли – мы ей в лес прогоним, не от худого ли взгляда от чужого, не от худой ли думы, не от худого ли звериного и змеиного, холодного, мокрого следá. Уйди, эта болесь, в тёмны леса, в сини моря, на всех злых зверей, на всех худых и недобрых людей. От венченья от конченья, от конченья до конченья во веки веков. Аминь, Господь. Господи Боже, тебя аминь, Господь. 4. Выстанем благословясь, пойдём перекрестясь из дверей в дверú, из ворот в ворота, в чисто поле пришёл ко мне, приехал к нам сюда. С чистого поля поедешь завтра утром на большую дорогу. На большой дороге, на обочинке, стоит ракитовый куст. А у ракитова куста где-то в лесочке там серый камень. Вот на этот камень прилетает эта птица-пташка, и сидит она всегда на нём. А у птицы-пташки, солнышко, золотые перья, серебряные крылья и оловянны зубы. Золотыми перьями этот ушиб твой, эту боль смахивала, серебряными крыльями заговаривала, а оловянными зубами этот ушиб закусывала, съедала и на ветер выплёвывала – иди туда, тфу, откуда пришёл. 5. Раба Божья Мария крещёная раба Божия Андрея заколола, заговорила все двенадцать болей, все двенадцать грызéй, все двенадцать ушибов. Чтобы не щипало ноженьку, не кололо, не болело, не нагрызало ни днём ни ночью этот ушиб. 6. Не от ветра ли пришёл этот ушиб – я и грю, что на ветер всё отправляла птица-пташка, на ветер уйди, не от лесу ли дунуло тебе — и в лес уйди, не от худого ли взгляда бывает — может, кто-нить поглядел не так, ехал, либо что не так, не от худого ли взгляда, не от худой ли думы, не от худого ли звериного и змеиного следá – может на след на худой где ни ступил, собаки бродят, все бродят, в лесу дак. Уйди, этот нéдуг, в тёмны леса, в сини моря, на всех злых зверей, на всех худых и недобрых людей. От венченья от конченья, от конченья до конченья во веки веков. Аминь, Господь. Господи Боже, благослови тебя, и всё тело и тебя. 7. Ещё раз выстанем благословясь, ещё пойдём перекрестясь из дверей в дверú, из ворот в ворота, в чисто поле. С чистого поля поедешь на большую дорогу. На большой дороге, на обочинке, солнышко, стоит ракитовый куст. А у ракитова кустá где-то в лесóчке там стоит серый камень. Вот на этот камень прилетает птица-пташка, и сидит она всегда на нём. А у птицы-пташки золотые перья, серебряные крылья и оловянные зубы. Золотыми перьями эту боль твою, ушиб смахивала, серебряными крыльями заговаривала, а оловянными зубами все двенадцать болей, все двенадцать ушибов закусывала, съедала и на ветер – тфу – иди на ветер, откуда пришёл. 8. Раба Божья Мария крещёная раба Божья Андрея Львовича заколола, заговорила всю щипотý, всю ломотý, все призоры, все оговоры, все худые думы – ничего не думай никогда, все худые взгляды чужие. Чтобы не щипал ушиб, не колол, не болел, не рвал и не нагрызал под любую погоду. Господи Боже, благослови тебя. 9. Не от ветра ли эта грязна боль-то к тебе пришла, этот ушиб – мы ей на ветер прогоним, не от лесу ли дунуло – мы и в лес прогоним, не от худого ли взгляда от чужого, не от худой ли думы от твоёй, не от худого ли звериного и змеиного, мокрого, холодного, сырого следá. Уйди, эта боль, этот ушиб в тёмны леса, в сини моря, на всех злых зверей, на всех худых и недобрых людей. От венченья от конченья, от конченья до конченья во веки веков, аминь, Господь. Господи Боже, благослови. 10. Солнышко, я тебя благословила, я тебе двенадцать раз заколола, заговорила, все призоры с тебя сняла, все оговоры с тебя сняла. Поедешь по большой дороге – не расстраивайся. Чтобы сердечко у тебя не кололо в дороге, грудь не кололо, головушка была чистая, лучистая, светлая, здоровая, как месяц и звёзды. Господи Боже, благослови. Благослови тебя в дороженьку дальнюю. Господи Боже, благослови. Дай тебе здоровья крепкого, сна сладкого на всю жись. Аминь, Господь. Благослови тебя, Господи. Аминь. Не боли, ноженька, не коли, ноженька, не беспокой. Господи Боже, благослови. Господь. Все двенадцать болéй, все двенадцать нéдугов, уйдите прочь в тёмны леса, в сини моря на всех злых зверей, на всех худых и недобрых людей. От венченья от конченья, от конченья до конченья во веки веков аминь Господь. Благослови тебя Господи, солнышко. Аминь. Аминь. Благослови, любушка, тебя [целует А.Т.] за молитву данную. Лапонька. Всё наладится. Дай тебе всего хорошего. Хорошим людям хороше и пожелашь. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  52. Андомский погост, 7 июля 2006 1. Выстанем благословясь, пойдём перекрестясь из дверей в двери, из ворот в ворота в чисто поле. С чистого поля пойдёшь сейчас туда, на большую дорогу. На большой дороге на обочинке, где-то там, у кювета, стоит ракитовый куст. А у ракитова куста серый камень. Вот на этот камень прилетает птица-пташка и сидит она всегда на нём. А у птицы-пташки, солнышко, золотые перья - вот они [показывает на плечи Е.П. вилкой], серебряные крылья и оловянные зубы. Золотыми перьями этот недуг с тебя весь смахивала головной, сердечный, нервный. Серебряны[ми] заговаривала. А оловянными зубами птица-пташка эту боль твою закусывала, съедала и навеки - тфу – [вы]плёвывала. 2. Раба Божья Мария крещённая, прошу тебя, Пресвятая Дева Мария, образ там [кивает головой в сторону образа Девы Марии, который висит на стене на кухне]. Заколола Катеньке, заговорила все призоры, все оговоры, все худые думы, все худые взгляды, все худы звериные, змеиные, мокрые, холодные, сырые следы. Чтобы не щипало сердечко у тебя никогда, не колола грудь никогда, не беспокоила головушка, ушки ни днём, ни ночью. Аминь, Господни. Господи, была чистая головушка, светлая, здоровая, как месяц и звёзды. Аминь. 3. Ни от ветра ли от грязного, от холодного этот недуг к тебе подошёл - мы его на ветер прогоним. Не от лесу ли дунуло тебе чем-то, холодом всем - в лес прогоним. Не от худого ли взгляда бывает от чужого, может, кто не так поглядел на тебя, не от худой ли думы - ничего не думай. Уйди эта боль от тебя, все двенадцать болей, все двенадцать в сини моря, в тёмны леса, на всех злых зверей, на всех худых, солнышко, и недобрых людей. От венченья от конченья, от конченья до конченья во веки веков амин Господен. Господи Боже, благослови тебя [крестится]. 4. Выстанем благословясь, пойдём перекрестясь из дверей в двери, из ворот в ворота, в чисто поле ко мне пришла. С чистого поля пойдёшь сейчас на большую дорогу. А вот на большой-то дороге, там, на обочинке, стоит ракитовый куст. И в лесочке вот тут, на проезжей дороге, у ракитова куста серый камень. Вот на этот камень прилетает эта птица-пташка, и сидит она всегда на нём. А у птицы-пташки, солнышко, золотые перья [показывает на плечи Е.П. вилкой], серебряные крылья - вот они, имеет и оловянные зубы. Золотыми перьями этот недуг с тебя, эти все двенадцать болей смахивала, серебряными крыльями заговаривала, а оловянными зубами птица-пташка эту боль твою всего тела и тебя закусывала, съедала и выплёвывала на ветер. Раба Божья Мария крещёна, прошу тебя, Пресвятая Дева, избавь от недуга рабу Божию Катеньку. Заколола, заговорила все призоры с тебя, все оговоры с тебя, все худые взгляды, все худые думы, все худые следы. Штобы не щипало сердечко никогда, не колола грудь никогда, не беспокоила головушка ни днём, ни ночью. Была чистая, лучистая, светлая, здоровая, сильная и добрая. Аминь. 5. Ни от ветра ль этот недуг к тебе подошёл - мы на ветер прогоним, не от лесу ли это все к тебе пришло - мы и в лес. Не от худого ли взгляда быват, не от худой ли думы - ничего не думай, всё пройдёт. Не от худого ли взгляда. Уйди этот недуг в тёмны леса, в сини моря, на всех злых зверей, на всех худых и недобрых людей. От венченья от конченья, от конченья до конченья во веки веков амин Господен. 6. Солнышко, я тебя благословила, я тебя на ноченьку перекрестила. Я тебе все двенадцать болей заколола, заговорила. Не щипите, боли, не колите Катеньку боли, не беспокойте никакая боль Катю ни днём ни ночью. Не откидывайся вся боль у тебя всего до гробовой доски. Будь ты здоровая, чистая, хорошая. Аминь Господень, светлая. Аминь Господень. Благослови тебя Господи. Аминь. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

  53. Андомский погост, 8 июля 2006 1. Выстанем благословясь, пойдём перекрестясь из дверей в двери, из ворот в ворота, в чисто поле к бабушке пришла опять. С чиста поля пойдешь на большую дорогу. На большой дороге на обочинке, где-то там, в лесочке, стоит ракитовый куст. У ракитова куста серый камень. Вот на этот камень прилетает птица-пташка и сидит всегда на нём. А у птицы-пташки, солнышко, золотые перья - вот они здесь [показывает на плечи А.С. вилкой], серебряные крылья - вот они здесь и оловянные зубы. Золотыми перьями эту боль, спинную боль смахивала. Серебряными крыльями заговаривала. А оловянными зубами птица-пташка эту боль спины в позвоночнике закусывала, съедала и на ветер выплёвывала. 2. Раба Божья Мария крещёна рабе Божьей Алевтины, Алюшка, да? Заколола, заговорила спину, всю щипоту, всю ломоту спинную, все призоры, все оговоры, все худые думы, все худые взгляды, все худые звериные и змеиные следы. Чтобы не щипало спину, не кололо, не болело, позвонок не нагрызало ни днём, ни ночью. Господи Боже, благослови. 3. Не от ветра ли этот... пришёл к тебе эта боль - мы на ветер прогоним. Не от лесу ли дунуло – и в лес прогоним. Не от ушиба ли - где это место ушибла, туда уйди. Чтобы не щипало, не кололо, не болело, не нагрызало позвонок ни днем ни ночью. Господи Боже, благословите. Аминь. 4. Выстанем благословясь, пойдём перекрестясь из дверей в двери, из ворот в ворота, в чисто поле пришла. С чистого поля пойдёшь сейчас на большую дорогу. На большой дороге на обочинке стоит ракитовый куст. У ракитова куста серый камень. Вот на этот камень прилетает птица-пташка и сидит всегда на нём. А у птицы-пташки золотые перья [показывает на плечи А.С. вилкой], серебряные крылья и оловянные зубы. Золотыми перьями этот ушиб, эту боль твою смахивала птица-пташка, серебряными крыльями заговаривала птица-пташка, а оловянными зубами птица-пташка эту боль твою спинную, позвоночную закусывала, съедала и выплёвывала ей - тфу. 5. Раба Божья Мария крещённая, прошу тебя, Пресвятая Мария, заколола Аленьке, заговорила спинную боль, позвонок, всю щипоту, всю ломоту, все призоры, все оговоры, все худые думы, все худые взгляды, все худые звериные, змеиные следы. Штобы не щипало спину, не колол позвонок, не нагрызал позвонок ни днём, ни ночью. Господи Боже, благослови. Аминь. 6. Ни от ветра ли от холодного, взгляда эта боль к тебе пришла - мы на ветер прогоним, не от лесу ли тоже дунуло - мы и в лес проводим. Не от худого ли взгляда, не от худой ли думы, не от худого ли следа и не от ушиба ли. На каком месте ты ушиблась, Пресвятая Дева, прошу тебя, на тое место и уйди эта боль. Не щипли позвонок, не коли позвонок, не рви, позвонок, не беспокой Алюшку ни днем ни ночью. Уйди боль позвонка в тёмны леса, в сини моря, на всех злых зверей, на всех худых и недобрых людей. От венченья от конченья, от конченья до конченья во веки веков аминь Господен. Господи Боже, благослови. 7. Я тебя благословила, я тебя перекрестила на ночь Господню. Я тебе эту боль, этот ушиб заколола, заговорила. Не щипи, ушиб, не коли ушиб, не беспокой ушиб ни днём ни ночью. Не откидывайся эта боль позвонка ни днем ни ночью до гробовой доски. Господи Боже, благослови. Аминь. Господи Боже, благослови тебя, аминь. Аминь. Господи, Господи, аминь. [Крестит спину А.С.]. [<<]
    Населенный пункт: Андомский погост
    Датировка: 2006 г.

Свернуть все тексты

Отметить все населенные пункты