Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний

Заговоры Обонежья

Классификация заговоров по: источникам | функциям | датировке | населенным пунктам

Населенный пункт: п. Погост (Рыборецкий)

  1. [Заговор от детских недугов] 118. От призора (худого, дурного глазу). Когда по неизвестной причине ребенок плачет, не спит ночами, капризничает: Заговаривают соль, которою солят воду, и в ней купают опризореного ребенка. Заговор говорится три раза. Господи, благослови, пойду благословясь, двери и ворота открою, пойду благословясь, вижу баню благословясь, колдую (дую) благословясь от призора и причины, от ветра призора, от бани и от ветра, от избы призора, от девок, от парней, от баб призора, от худых языков, отныне до веку. Аминь. (НА КарНЦ РАН. А. Фонд 26. Оп. 1/15. Л. 112, 113. От А. Я. Тимбаевой зап. С. А. Макарьев 4 сентября 1924 г., Рыбрека, Прионежский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 118).[<<]

  2. [Заговор от жабы] 204.От жабы (ангина): Когда говорится этот заговор, больной должен сидеть под матицей и для этого нужны ножницы и брус. И при соответствующих словах нужно брусом и ножницами делать крест на матице (балке), второй раз этот заговор говорят на воду и потом эту воду дают пить больному. То же самое делают на другой и на третий день, таким образом заговор говорится шесть раз. Господи, благослови, Господи Христос. Как эта матица навек посажена на сорок плах, так я посажу эту жабу навек; как этими ножницами чистое точиво режу, так эту жабу вырежу навек; как брусом ржавец с косы снимаю, так эту жабу снимаю от рабы Божией (имя больного). Аминь. (НА КарНЦ РАН. А. Фонд. 26. Оп. 1/15. Л. 106-107. От А. Я. Тимбаевой зап. С. А. Макарьев 20 июля 1924 г., Рыбрека, Прионежский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 204).[<<]

  3. [Заговор от змеиного укуса] 266. От укуса обыкновенного и «соломенного» гада: Господи, благослови, Господи Христос. Выстану благословясь, пойду в сине поле. В синем поле стоит дубовое дерево. Под дубовым деревом — дубовый стол. На дубовом столе стоит золотой петух, у петуха золотые крылья, золотые ноги, золотой клюв. Он гажью траву крыльями пашет, ногами скоблит, клювом клюет эту гажью траву, больших гадовей, маленьких гадовей — всех змеев-змей. Аминь. Аминь. Эту гажью траву. Сначала заговаривают больное место, потом постное масло, которым затем смазывают больное место, и в третий раз место укуса, смазанное маслом. (НА КарНЦ РАН. А. 12/111. А. Фонд 26. Оп. 1/15. Л. 111. От А. Я. Тимбаевой зап. С. А. Макарьев, 1924 г., Рыбрека, Прионежский р-н, Респ. Карелия). (Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 266).[<<]

Свернуть все тексты