Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний

Заговоры Обонежья

Классификация заговоров по: источникам | функциям | датировке | населенным пунктам

Населенный пункт: п. Девятины

  1. Этнологический архив ЦМБ РГГУ Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, с. Девятины, 2007 г. Чтобы куры неслись [На Троицу курочек хлопают берёзовыми ветками] Курочку хлопают, там. Курочек, это, берёзовыми веточками: «Курочка, это, несись-несись». [<<]
    Датировка: 2007 г.

  2. Этнологический архив ЦМБ РГГУ Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, п. Депо, 2007 г. [Весной говорили] «Вербушка вербись, курушка кладись». [<<]
    Датировка: 2007 г.

  3. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Ялосарь, 2007 г. [Когда стригут овец, надо говорить слова] А я дак и говорю, эта, как… «шёрстка снимайся (когда уже заканчиваешь стричь), новая одевайся». <…> По спинке проведу: «Шёрстка снимайся, новая одевайся». И всё. [<<]

  4. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, п. Депо, 2007 г. [Когда стригут овец, гладят их шерстью по хребту и говорят слова] «Óтдала шубку, дак рóсти другую». [<<]

  5. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Ялосарь, 2007 г. Около двора здесь… и тоже меня уже потом молодая научила, што то потеряются овечки, то што-то… И научила тоже (ну, помладше чуть меня) она и научила, што около их прити, гврит, стада, там две коровушки если и телёночек тут, дак вот так придти кругом их с этой вот иконочкой и сказать, по именам назвать, например Манька и, как там вот всех, трех четырёх по именам назвать и сказать: «Друг друга любите и водите!» На три разá. Как она меня научила, и это строго делала. И овечек, всем там: Сетка, Яшка, Ромка – всех. «Друг друга водите и любите». И тоже сáмо также. И обязательно вúчку иву, только не óльхи и не черёмуха, ива лучше всего, с корнем вырвать, ну, маленькую такую, штоб с корешком было. И обойти скот так на три разá и положить, штоб она засохла, во дворе называют матица вот поперек это бревно: «Как эта вичка сохнет, так и скотинка друг по другу сохните!»[<<]

  6. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, п. Депо, 2007 г. [Хозяину леса носят гостинцы] Вот и… молодые были, ходили за грибам да за ягодом, дак вот последний раз идёшь, якобы проститься с лесом и с хозяином, и несёшь пару яичек и два кусочка хлеба, и ложишь: «Спасибо тебе за то, что ты нас наградил этим, – вот тебе гостинец». Это я и сама делала. [<<]

  7. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, п. Депо, 2007 г. [Дар лешему, чтобы помог с выпасом скотины] Ну вот и снесёшь, кладёшь под куст и говоришь: «Хозяин да хозяюшка, вот вам гостинца, пасите мою Зореньку, пойте и кормите и в 6 часов вечера домой пригоните». Вот и весь сказ. [<<]

  8. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, с. Девятины, 2007 г. [Пастушка рассказывает про свой отпуск] [МК: А у вас какой отпуск?] А у меня такой. Бабушка там положила, не знаю чего, да я снесла дак. Ничего не говорила, только сказала, что «Хозяин с хозяюшкой, лесной хозяин с хозяюшкой, с малыми детками, примите от меня гостинца – и всё». [МК: А что вы снесли-то?] Дак не знаю, я не вижу, в газете там было завёрнуто <…> мне разворачивать нельзя было. [МК: А куда положить?] Под берёзу. [МК: А не под камень?] Нет. А есть и под камни вот в какой-то год ложúла, дак вот под камни ложúла <…> [<<]

  9. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, с. Девятины, 2007 г. [Какие слова говорят при первом выгоне скота?] А «спаси и сохрани-то» говорят ведь «Господи, спаси и сохрани» при выгоне коровушку дак. Там, когда выпускают дак, там яичко кладут, да хлеба кусочек кладут в лес под этот, под какой-нибудь пенёк и вот эти слова всё шо: «Вот тебе подарочек, а спаси и сохрани нашу скотинку и вóвремя домой приводи!» [Кому носили яичко?] Это хозяину леса. Хозяину леса вот кусочек хлеба там с солью положат, яичко и когда первый раз коровушку выпускаешь, вот под какой-ни пенёк и скáзоваешь эты слова. [<<]

  10. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Ялосарь, 2007 г. [Исполнитель подстригала корове хвост в Великий четверг, либо когда мыла корову после того, как подоит ее в девятый раз после отела]. И теперь вот я, например, дак никаких слов не знала и вот у меня и свекров, а дома дак я ещё молодая не интересовалась, как мама, а я только так просила: «Пресвятые угодники, Кузьма и Демьян, Никола Чудотворец и Егорий Милостив, спасите и сохраните мою скотинку на лето красное». Вот с этим… И утром провожаешь, дак тоже также: «на день Господний». Так первый день дак «на лето крáсно», а тут утром дак такие слова скажу и «на день господний». И всё. [<<]

  11. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Великий Двор, 2007 г. Ну, через крюк-то, вот этот, через крюк, ну, чо, там, выгоняешь свою коровушку, называешь, так: «Иди, благословясь» через крюк и до вечера не убираешь этот крюк, пока она обратно не вернётся с ухожья. И слова такие говоришь: «Иди, моя там, Февраленька. Не бойся ни огня, ни зверя, ни гада, ни медведя, и возвращайся в такие-то часы домой. Приноси молочко к пяти часам (вот я так примерно скажу) и являйся к пяти часам домой, где бы ты ни ходила, домой молочко приносила. Во веки веков аминь». Вот так вот. Такие слова. И после крюк убираю я. Уже всё; она уже ушла и пришла. И крюк убирается.[<<]

  12. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, п. Депо, 2007 г. Летом скотинку выпускаешь в первый день, дак под куст кладёшь хлеба кусок, соли, сахару и щепотку чаю: «Хозяин да хозяюшка с малым детушкам, ешьте гостинцы мои и скотинку берегите. И в шесть часов вечера домой пригоните». Вот, может, правда, может, неправда.[<<]

  13. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, п. Депо, 2007 г. Но от себя [скотину] не отпускаю. «Хозяин да хозяюшка, пасите и берегите и домой гоните!».[<<]

  14. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Великий Двор, 2007 г. Коровушек любить надо, не надо их ни ругать, ни обижать. Их надо ласкать, кусочком приучать к дому. Вот, у меня вот так. Вот, я и говорю, что мне дали слова, где бы моя Февраленька не ходила, в пять часов домой приходила, молочко приносила. Она нигде у меня не болталася. Другие, поглядишь, там у дома болтается, другая – в дом. А у меня коровушка с Богом всегда дома. Вот эти слова на коровушку очень действуют. И не надо её никогда обижать. [АТ: А можете эти слова сказать?] […] «Ну, чтобы моя коровушка, это, как, нигде не болталася, выпускаю на лето – красно солнышко, на зелёну травушку, выпускаю мою Фев[раленьку]. Где бы ты не ходила, к пятим часам домой приходила б». Можно по-разному. Ну, вот, и она в пять часов у меня всегда дома. Другие ска[жу]т: «Ой, мне там надо в кино быть, идти, а у меня коровы нету, корова, там…» А я своих слов никому не давала. Я никому не давала. Нельзя то давать, вот. […] Другие есть ещё […] утром выпускают – и с руганью коровушку выпускают. А это нельзя: «Иди, благословясь, ну… Иди, благословясь, иди с Богом» – это коровушку выпускаешь когда утром. «Иди». Перекрестúшь – она идёт с Богом. [<<]

  15. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, п. Депо, 2007 г. И вот мы, в феврале праздник… Вот как? [АТ: Сретенье?] Дак коровы хвосты подрезáли. Эту шерсть берегли, шерсть берегли, потом, когда выпускать корову, с этого, этот хвост запекали в пироге. Пышку спекли, и там шерсть в пироге. Как ей выпускать, на второй или на третий день уже будем коров выпускать. И этот пирог, выгоняешь со двора и ей кормишь. Скормишь ей, что: «Любушка моя, ходи домой сама». И вот у меня была. И тая дак ходила. Не надо было ходить. […] И провожала, кусок хлеба всегда надо было дать. И встречаешь – кусок хлеба дать. Вот. [АТ: И слова надо было какие-нибудь сказать?] Вот, слова говорила, что: «Домой приходи, чтобы мне не ходить за тобой». Крестилась тоже дак утром. И когда крестишь: «Поди с Богом». [<<]

  16. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, п. Депо, 2007 г. [Если скот потерялся, надо привязать к ножке стола ложку выпуклой стороной, шевелить ее и сказать слова] «Чёрт, чёрт, поиграй, а минé скотинку-то отдай». [<<]

  17. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, п. Депо, 2007 г. [АТ: А когда вот коровку купят и домой приведут, тоже ведь сказать что-то надо?] Ну, заводили во хлев, да. [АТ: А как вот заводили?] Ну, заводишь, верёвка на рогах, дак верёвку трое сутки не снимали. И привяжешь, вот там скобá, и к скобé: «Вот те дом, вот те двор, вот тебе родное мéстечко». Вот и всё. И привязывали её. [<<]

  18. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, п. Депо, 2007 г. [Когда покупают поросенка, его надо принести домой, положить на плиту и сказать слова] Вот это мы поросят покупали. Купишь поросёнка, несёшь вот так при себе. […] Несёшь этого поросёнка, приходишь, дверь открыта уже наготово, ждут. И этого поросёнка ложишь на плиту. И приговаривашь: «Как печка широка-велика, так и ты, раб Кузенька, будь широк и велик». [<<]

  19. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Великий Двор, 2007 г. [Что делают, когда покупают корову?] Дак это тоже через крюк, и есть через ремень, и есте, тоже вот ремень от хозяина берёшь, и тоже через ремень вот этот, штобы она как знала св(ой)… «Как хозяин свой ремень знает (ну, это уж как обычно хозяин знает, мужчины ремни носят), и так моя скотинушка знай и свой двор, свой дом». Вот у меня примерно было с Рубежá коровушка куплена, я так заводила, сама никого не просила и выпускала, она у меня и приходила домой. [<<]

  20. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Ялосарь, 2007 г. [МНИ покупала корову, и ее научили сказать] «Сама пойдём и хозяина с собой возьмём». Вот, а когда привела домой, э… дак это меня… потом расскажу, научила старушка… когда привела домой, дак вот мордочкой во входную дверь ткнуть и сказать: «Хозяин и хозяюшка с малыми детушками, примите мою скотинку» и всё. Открыла дверь, завела и всё. [<<]

  21. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, с. Девятины, 2007 г. [Когда покупаешь корову, надо в хлев завести со словами] Надо перекреститься и сказать: «Хозяин с хозяюшкой с малыма детушкам(и), мою скотинушку кормите, примите, пойте, кормите, берегите и со двора не гоните». И выйти в запятки [то есть спиной вперед]. Так и на пастбище отправлять. [ЕП: Так же?] Да, когда выпускают коровушек первый раз с зимы-то, надо взять с собой яичко, это хозяину леса гостинца снести. Тоже положить там где-то под корешок и тоже так сказать, што «Хозяин, примите, гостинцев примите, а мою скотинушку пойте, кормите, берегите и домой дорогу покажите». [<<]

  22. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-н, с. Девятины, 2007 г. [Заводить корову во хлев] Купишь – тоже ведь приводишь, тоже даваешь во хлев хозяину. И скажешь: «береги для меня, для хозяйки и для себя». Ругаешься во хлевé. Мало ли вот тожо ругаешься. Тоже надо: потом просить прощения. У хозяина. Что «прости меня, то ли я оплошúлась, то ли я провинилась. Прости меня хозяин-хозяюшка с малым детушкам, дедушка и бабушка с мáлым внýчатом. И помоги мне, вот, мне и вот коровушке, там, (как зовут коровушку, название коровушки)». [<<]

  23. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Великий Двор, 2007 г. У меня была, у меня у невестки был такой, я не знаю сейчас, книжка такая была куплена. И там было написано да коров как если чтобы корова любила телят, телёнка, там написано всё было. Ну, потом Романович Люба, не знаю, она медсестрой, в общем, в больнице работает, не знаю, у неё сейчас есть – нет эта книжка. Ну, и вот, если что, чтобы корова гуляла, как, не перегуливала, дак, сорвёшь, это, веточку с рябины и что: «Как рябина один раз в году цветёт, так бы корова один раз в году гуляла», – не перегуливала больше, ну. Там много. Это вологодская что, бабки, которые знали, так вологодская книжка такая. Я не знаю, как она и называлась, она мне… Я её не видела, она кое-чё такое… [<<]

  24. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Ялосарь, 2007 г. [Когда ведешь корову к быку, надо с левой ноги снять обувь, похлопать по спине правой рукой и сказать слова] Вот хоть на искусственные или к быку коровушка во дворе вот с левой ноги снимали обувь, с левой ноги, и вот так: «пошла одна, придёшь вдвоём», вот так по этим по крестцам. На три раза. Ага, да, только с левой ноги обувь и «пошла одна, придёшь вдвоём». […] Правой рукой, с левой ноги. [<<]

  25. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Великий Двор, 2007 г. [Слова, как поставить корову. Их произносят после того, как корова отелится (не важно, в первый раз или не в первый раз). При этом надо послед положить корове на крестцы] «Ни рожками не бодай, ножками не лягай, хвостиком не маши». […] Эти, эти слова говорить и перекрестить ей. Ну, есть ещё. Как говорится, есть, они когда телятся, дак, ну, там как у женщин, так у скотины место, где телёночек лежал. Это место, послед называется, этот послед не выкидывают, пока коровушку не поставят. Ну, я этих слов не.. это старые люди так говорят. На хресты поставят коровушке, этим последом завяжут в этот, в пелёнку или, там, в материю. Завязывают – и этим последом. [<<]

  26. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, п. Депо, 2007 г. Я сама умею ставить. […] Ну, заходят во хлев и приговаривают вокруг коровы, дёргают с сосков молоко на копыта и приговаривают: «Как это молочко лежит во сырой земелюшке крепко-твёрдо, так раб божий Зоренька крепко-твёрдо стой под святым подойничком под ангельским. Рожками побатывай, ножками потаптывай, хвостиком мне помахивай. Амин, амин, амин». Это надо делать 9 раз. И всё. Это я сама делала.[<<]

  27. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Великий Двор, 2007 г. [слова поставить корову] Ну, тоже вот за вымечко возьмёшь тоже тако ей ощупываешь и тоже приговариваешь, «штобы моя коровушка стояла, штоб мне рожками не бодала, ножками не лягала, хвостиками не махала. Во веки веков. Аминь». Вот такие слова. [<<]

  28. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Великий Двор, 2007 г. [Как поставить корову после отела. Надо взять коровий послед и сказать слова] «Как у коровы послед лежал… коровий послед… Ну, вот назовёшь имя какое. Есть Бурёнка, есть… разные имена… так бы и… ну, пусть Бурёнушка стояла под доением крепко и плотно, ноженькой не лягала, хвостиком не махала, головушкой не кивала, крепко-накрепко под доением стояла». И на хрящи те, вот самые где хрящи и положишь. Вот три раза сделаешь так. И по три дня. И корова стоит. […] Ну вот как, пусть Бурёнка. «Как Бурёнка послед – послед у неё выходит – лежал крепко и плотно, так бы Бурёнка под доением стояла крепко и плотно, ноженьком не лягала, хвостиком не махала, головушкой не кивала, крепко-накрепко под доением стояла». И этот послед-от положишь на хрящи: «Амин, амин, амин». Вот три раза сделаешь и домой. По три дня надо так. [<<]

  29. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Ялосарь, 2007 г. Вот когда отелится да телёночка примешь, ну, конечно, уже приготавливаешься, уже эти полотенца такие обтираешь и ещё мешок. Вначале мешком, а затем полотенцем и чистенько и уже стайка налажена. Ну, другие оставляли под коровушкой, но мы, конечно, не оставляли. Оближет она, обсохнет, оботрёшь, стаечка приготовлена и в стаечку. И попросишь у хозяина и хозяюшки с малыми детушками, примите мою скотинку, обязательно. Вот так.[<<]

  30. [Пастушеский отпуск (текст дословно скопирован из рукописного источника)] Пастушеи отпуск воимя отца сына божия святого духа Амин пастыра Отпуск господи боже благословен бох воимя отца сына святого духа амин пресвятая троица пособи и помоги мине на доброе дело молитва святого отца нашего господи исусе сына божия помилуи нас боже помоги мине пастуху я раб божи егореи пастух скот крестяна живот рогато и двор копытное разное стадо быки коровы нетели малые телята скотинушка идите ко своим двора ко своим к родиделям хозяикам как летит из луга стрела прямо сокол ярко взать невозражается как ярче пчелы летающые косвоим улям малые мураши уходят еще ко своему большому мурашу как тает вжаратке уголь так таи гори серцо у каждой скотинке по скотинке по мине пастуху по мое голосу по своим хозяика и хозяевам я поиду раба пастух ко синему к морю всмутится море и выходи из моря три девицы красные зобулатными замками / (л. 1об.) те девицы лютные зубы и губы бют те девицы всех лютных звереи по глазам по губам по щекам посвоим уставам и закляняют те девицы всех лютных звереи чтобы вон околет. [<<]

  31. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, с. Девятины, 2007 г. [Когда что-то не ладится с коровой, надо наладить хлев со словами] От в хлев захожу, надо идти слева… ложúть, значит, кусок хлеба с полной буханки, нарéзать вот на четыре угла в хлевé, четыре куска хлеба. И этих… денег, медяков… […] значит, так… заходишь, помолишься, положишь хлеб и эту денежку и говоришь: «Хозяин с хозяюшкой и с малыми детушками, примите мою милую скотинушку…» Розонька была, я теперь вспомнила, корова одна была, Розонька… ну вот… потом в следующий угол опять так же всё, от все четыре угла. [Это вот когда новую скотину?] Это вот когда что-то, что-то не ладится с коровой, так вот надо наладить хлев. Вот я что вспомнила. [<<]

  32. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, с. Девятины, 2007 г. [Как вылечить корову от укуса змеи] А корову когда, скотинку, мало ли вот в вымя гад укусил, укусит, это надо тоже наладить со словами вот. Надо взять чайник воды, чайник заварной, и ножик. И во хлев зайти, всё перекрестить и сказать: «Гад, гад полевой, гад дворовой, я вас всех гадов знаю, всех ваших детёнышей изведу, а щипоту от моей милой коровушки… там по имени коровку… отведу на веки вечные». И у коровы всё пройдёт. А так не пройдёт. И врачи не помогут. Меня тоже бабушка старенькая научила. [<<]

  33. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Великий Двор, 2007 г. [Средство от сглаза] Здесь, знаешь, как делают? Тут стол вот, все четыре угла вымоешь, ну. И потом через эту, через ручку проденешь там: «Как на столе, так и на ручке ничего нет, так и чтобы всё прошло». И всё. Видно помогáт чё-то, у меня ребёнок перестал плакать. [<<]

  34. [Для скота (текст дословно скопирован из рукописного источника)] Воимя Отца и Сына светого духа Амин Господи благсловен истинии Христос в моем широком дворе закладное краевое бревно упоместилося как закладному бревну в селе не бывать и на пеньке нестаивать так бы и мою скотинку медведю и медведице и медвежонку волку и волчице и волченку и росомахи и рысе век живу (?) не хватывать нецапывать и нетаскивать ходилабы моя скотинка втемном лесе вчистом поле и в зеленых лугах безызьяно и беспропаду и медведю бы и медведице и медвежонку и волку и волчице и волченку и росомахе казаласьбы она пеньем да колодою медведю и медведицы и медвежонку волку и волчице и волченку и росомахе и всякому пищному (?) зверю влес бежть и маей скотинки из темного леса из чистого поле сзеленых лугов посвоему двору солнышко праведное пониже а мои скотинки власевны (?) к дому поближе слово мое крепко ключ замок вовеки веков Амин. [<<]

  35. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, с. Девятины, 2007 г. [Двери и окна надо всё время крестить] И окна, и двери, дак так, например, я дак так м… Спаси, сохрани и помилуй, на всю господню ноченьку, вот так вот, перекрестúшь [показывает, как надо крестить]. [<<]

  36. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, с. Девятины, 2007 г. [Если навели порчу, надо сказать слова] Надо руками голыми не брать, выбросить и чё-то сказать… кто… с чем пришло, к тому и… «от кого пришло, к тому и ушло». [<<]

  37. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, с. Девятины, 2007 г. [Женщина была испорчена землей с кладбища. Старушка дала ей слова, отправила на кладбище с тем, чтобы она совершила ритуальные действия. Надо дождаться, когда будут хоронить женщину, вытереть лицо платком, закопать его в могилу и сказать слова] Я не в гости к вам пришла, А свою смерть принесла, Где ее получила, туда ее и возвратила. А вы, покойники, спите крепким сном, Спите, не вставайте, Моú болеснь не возвращайте. Амин. Амин. Амин. И сразу уйти с кладбища. [<<]

  38. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, с. Девятины, 2007 г. Надо, когда дом новый строят, когда… домового просят, что «прими таких-то, таких-то», да, вот. На хлеб, ну… Запускают первую кошку либо петуха в дом, и просят у хозяина: «Хозяин с хозяюшкой, с малыми детками, от прими таких-то, таких-то, таких-то…» Там, молитву потом читают. Потом это, хлебушко вот, иконка, хлебушко… иконка, хлебушко, соль, ножик с деревянной ручкой… вот это на кухню класть и чтоб целые сутки держать. Ну, а потом можно скормить. [Кому?] Коровке. Только крупному рогатому скоту. [<<]

  39. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Ялосарь, 2007 г. …если как переходят в новый дом, дак проситься, заносят хлеб, хлеб, соль, на стол ставят и просятся у хозяина, что «хозяин и хозяюшка, примите нас».[<<]

  40. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, с. Девятины, 2007 г. В новый дом переходят ког[да], чужие люди идут, несут такое большое суковатое полено дров и говорят: «Вот вам, хозяева, полено суковато, а вам жить богато». [<<]

  41. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Великий Двор, 2007 г. [ТР: Когда переезжаешь в новый дом, с хозяином надо договариваться?] Да, что «хозяин с хозяюшкой, с малыма детушкам [пауза], это, пойте и кормите, и берегите нас, и благословите, чтобы жить». [<<]

  42. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, п. Депо, 2007 г. [Если ночуешь в гостинице, надо проситься у домового] Так заходишь в ново место, так надо говорить. Крестúшься в четыре угла да: «Хозяин да хозяюшка, милые детушки, пустите рабу Божью Марию не вéки вековать, несколько ночей ночевать». Три разá. «Амин, амин». [<<]

  43. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, с. Девятины, 2007 г. [Когда в лес заходишь] [МТА]: Не надо ругаться и глаза перекрести, как в лес заходишь да: «Господи, благослови, Царица Небесна матушка, хозяин и хозяюшка, малы детушки». [БВВ]: Ну вот и я и хожу тоже за черникой или куда вота здесь через поле-то, я всегда говорю: «Здравствуй, дедушка. Помоги мне ягод собрать». Насобираю их, обратно иду и скажу: «Спасибо, дедушка». Вот так. Только так надо. [<<]

  44. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, с. Девятины, 2007 г. [МТА]: Я вот всю дорогу, любушка, в баню схожу и говорю: «Спасибо, хозяин и хозяюшка, милые детушки». [БВВ]: В бане тоже надо эдак. [МТА]: «Намылись, бабушка, и хорошо», – я говорю. Вот всегда скажу хозяину, хозяйке, это в каждом дому, в сарае хозяин и хозяйка есть. И в бане. [<<]

  45. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, с. Девятины, 2007 г. Вот я пошла, я иду если в лес, дак я г[о]в[о]рю: «Дедушка лесовой, здравствуйте». И уйду оттуда, я чернику или что, это, собираю, скажу: «Спасибо, дедушка, за это». Только надо всегда идти, поздороваться.[<<]

  46. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, с. Девятины, 2007 г. [МТА]: [В лес] заходишь и глаза перекрести, Господи, благослови. [БВВ]: Не-не-не, надо всегда так. [МТА]: Когда вот на кладбище ты заходишь, «Господи, благослови умерших всех, усопших людей». И в лес заходишь, тоже, тоже глаза перекрести. И ругаться нельзя. И вот скажи что в лес пойдёшь недолго ты, сходишь недолго, ну и ушла, прощай Родина. [ТИ: Уведёт?] Да. Уведёт тебя. [БВВ]: Ак мальчики ходили вота за черникой, дак его дедушка лесовой… [МТА]: Вот у ней, у неё сына водило. [БВВ]: Да, да. [ТИ: Расскажите!] «Я ненадолго», – говорит. [МТА]: да. [БВВ]: А после милицию это какую воинскую часть уже вызывали. И он пришёл. [<<]

  47. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, с. Девятины, 2007 г. [Когда в баню заходишь, попроситься надо?] А нет уж, я в баню не прошуся. Я в баню не прошуся, уж столько годов я… У меня своя баня-то, топлю дак, я хожу дак, я не прошусь. Но с бани выхожу, я всегда скажу: «спасибо хозяин-хозяюшка на пáрной баянке с малым детушкам. Дедушко и бабушко». Это уж кажный раз, кажную субботу. [<<]

  48. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, с. Девятины, 2007 г. [ЗТИ]: Я вот одна хожу в лес-то. Говорят, в этом, помнишь, Нина [АНА], я рассказывала? Не могу выйти никак. И дороги знакомы, и тропинки, но теперь видите, всё рубят дак эти трактора-то всё переломали. Не один раз сходила к ручью, чтоб перейти. Но. Не могла. Потом, а и говорю: «Мáмушка, покажите мне дорогу». Мамы-то нету. Говорят, просить можно у родителей. Она уже умерла. «Покажи мне тропинку, тогда, – говорю, – придётся в лесу ночевать». Это ведь я не вру, свои собственные слова. Перешла потом ручеёк, через ручеёк перешла, и тут и тропинка. Помогает.[<<]

  49. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Великий Двор, 2007 г. В лес пойдёшь, заблудишься, снимешь одежду всю, на левую сторону перевернёшь и попросишь Господа Бога. «Помоги, Господь Бог, выведи меня отсюда». Ну вот и меня Господь вывел.[<<]

  50. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, с. Девятины, 2007 г. [Сын исполнителя заблудился в лесу. Старушка посоветовала ей сходить ночью на 3 дороги. Одна из дорог вела на кладбище. При этом надо было сказать слова] [БВВ]: Это, Тамара, помнишь, это, Виктор-то у нас заблудился, это, к бабушке-то ходила в больницу я тогда. «Дак, бабушка, чё-ни сделайте, – я говорю, – нету вторые сутки, – я говорю, – парня нету». «А ты, – говорит, – встань, к этому, к дверям к этом». Дак я ходила три дороги, там, [реплика в сторону, к собирателям: Сядь ты, сядь]. Ну, дак, я ходила, два часа ночи кладбище ходила. Лес, это [пауза]. [ТИ: А что было на кладбище?] [БВВ]: Пошла, говорит, ну, бабка говорит, что, как её, бабка Маня или как её, забыла это, говорит, что, сходи, говорит, три дороги: ну отсюда дорога, Белоручей и на кладбище. Два часа ночи я сходила, ведь не боялась. Я говорю: «Мама (свекровушка), – говорю, – помоги мне, – я говорю, – парня нету». Она посоветовала, Валька Великанова ещё, теперь уж нету, дак та сказала: «Иди, сходи к этой бабке». Как её фамилия, забыла это уже. Десять часов или в одиннадцать я встала у дому. Говорит: «Лес-лесовой, – как-то, – я Виктора не корила, не ругала – отпусти меня домой». И моментально уснула. [<<]

  51. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Ялосарь, 2007 г. [Святочное гадание. Девушки выходят на перекресток, очерчиваются кочергой и произносят] «Ты залай, залай, собачка, на родимой стороне, на родимой стороне, да у милóго на крыльце». [<<]

  52. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, с. Девятины, 2007 г. [Перед сном девушка кладет какую-нибудь вещь своего возлюбленного под окошко и говорит] «Угол-угол, покажи милого угол, крышу, крыльцо, и самого на лицо». [<<]

  53. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, с. Девятины, 2007 г. [Когда идут за грибами, кидают лукошко перед собой, чтобы узнать, сколько грибов соберешь] Ну, кинут корзинку, или там ведёрко, или что: «Тимка-Тимошка, наполни лукошко, стог-стожком, перевёртышком». […] [АТ: А что же это за Тимка-Тимошка?] А пуй его знает, что за Тимка-Тимошка. Такие слова. […] Видимо, как падёт, это, как стоя, этот, дном книзу, значит, ты наберешь, вот, ты… у тебя будет ведро полное. А ведро боком падёт, значит, ты не много, говорит, наберёшь. [<<]

  54. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, п. Депо, 2007 г. [БЭГ]: Как… Собирается куча, дак всяк корзинку бросит. Дак у кого корзинка как встанет. Если на бок лягет, значит, ничего не наберёшь. А приговаривашь: «Стóгом-гóгом, овечьим рóгом». [БРИ]: Встанет совсем, так это целая корзинка, целу наберут. [<<]

  55. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, с. Девятины, 2007 г. [Если во сне кто-то душит как будто, это что значит?] А это было… и со мной один раз. Не знаю, перед чем. Мне тоже… лежала мой, значит как… задушило… говорят, надо в этот момент… спросить, мне перед мужиком… спросить што – што это, перед худом или перед добром? [<<]

  56. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Великий Двор, 2007 г. [Гадание] [Как-то спрашивают кукушку?] Да, спрашивают, сколько ещё годов, да и неправда всё. [<<]
    Функция: прочие

  57. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, п. Депо, 2007 г. Дак вот всё говорят, что если сон приснился худой, дак вот надо говорить: «Куда ночь, туда и сон». Три раза. [<<]
    Функция: обереги

  58. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Ялосарь, 2007 г. [Что сделать, чтобы сон не сбылся] Скажи: «Куда ночь – туда и сон». [<<]
    Функция: обереги

  59. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Ялосарь, 2007 г. Я ей [второму собирателю] сказала, что погляди в окно и скажи, сон плохой приснился, сразу в окно и скажи: «Куда ночь – туда и сон», чтоб он не исполнился, если плохой.[<<]
    Функция: обереги

  60. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, п. Тяпуги, 2007 г. [Говорят, когда видят радугу] «Радуга-дуга, не давай дождя, давай солнышко-колоколнышко». [<<]

  61. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, с. Девятины, 2007 г. [В дождь вспомнить плешивых] Вот этакой дождь дождит долго, надо сосчитать сорок человек плешáтых, плешивых и потом всех записать на бумажку, встать на крышу и по ветру распустить, и дождь прекратится. [обрыв записи] «Вы, плешáтики, летите, а нам погоду принесите». [<<]

  62. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, п. Депо, 2007 г. В Егорий, заинька [обращение к собирателю], дак я и… каждый год обхожу свой дом: «Егорий Многомилостливый, Пятница Парасковья, все святые угодники, все святые отшельники, спасите и сохраните мой домик от грома гремучего, от огня падучего, от глаза завидучего. Во веки веков, аминь». Это я в каждый год делаю шестого мая. Это Егорий Многомилостливый. Вот это, это я запомнила. У нас и мама так покойница всё делала.[<<]

  63. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Ялосарь, 2007 г. [Исполнитель во всех случаях жизни говорит слова] Всё Бóгово - всё моё, ну вот, лю́бушка, и вам путь откроет завсегда, что у меня тоже испы́тано, я думаю только это все помогло, так что… и ребятам всегда говорю, тоже. [<<]
    Функция: прочие

  64. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Ялосарь, 2007 г. И пошли, любушка, я вам совет – мне совет дали тоже женщина в Ялосаре былá хорошая – вот вы выхóдите из дому – только четыре слова запомните: «Все Богово – всё моё». Все. [И перекрестить надо дверь?] А перед собой вот так, даже видите, что сзади-то кто-то идёт – так и незаметно [совершает перед собой маленькое крестное знамение] вот так крестик, пошли экзамены сдавать, и незаметно: «все Богово – все моё», пришли, этот э… к двери в экзаменационную и вот так [крестит перед собой] поставьте [с Богом?] пошли, и пришли и… не заметят сзади четыре слова не забудьте, всю жись и будете меня, бабку, вспоминать, что это очень хорошее. [Исполнитель произносила эти слова, когда отправилась на операцию, и все прошло удачно]. Правда, вам честно говрю, так что имейте в виду завсегда четыре слова не забудьте: «Все Богово – всё моё», все, и незаметно, сзади кто-то идет, а вы [делает крестик] и все, и будет вам все всегда открыто, вот. [<<]
    Функция: обереги

  65. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Ялосарь, 2007 г. [Средство от тараканов: засунуть ржаной колосок под матицу и сказать] «Как этот колосóчек сохнет, так бы в моём доме вся мóшка, и тараканы, и клопы ссохли вместе». Вот это я делаю, это я делала [смеётся] […] и скажи слова такие, что «как в моём доме колосочек этот сохнет, так и в моём доме вся мóшка, клопы, тараканы все засохли и не было их». [<<]

  66. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Великий Двор, 2007 г. [Средство от тараканов: свекровь рассказчицы бросила на печку сушеную ящерицу и сказала слова] «Ящерица в дом, а таракан с дому», «ящерица в дом, а таракан с дому», вот, у нас они не жили. [<<]

  67. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, п. Депо, 2007 г. У нас вот веник, новый веник после Иванова дни ломают, дак веник-то заносят и говорят: «Тараканы и клопы вон! Веники в дом, а тараканы и клопы вон!». Это-то уже и в деревнях там было, и так и тут вот. Хозяйка… конечно, я уж этого дела не делаю, я не божественный, так хозяйка, вот вчера привезли дети, сын-то с невесткой да внучка, два веника привезли, так вот она занесла их, заносит их, колдует. «Тараканы и клопы вон! Веники в дом, а тараканы и клопы вон!» [смеется]. Это-то да. Это-то было.[<<]

  68. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, с. Девятины, 2007 г. [Мать рассказчицы] берёт ножик, бывало, с первого с избы начнёт, с калидóра и с трёх порогов ножиком отщéпливала и говорила, што как эти пороги крепко стоят, так крепко младенец спи.[<<]

  69. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-н, п. Депо, 2007 г. [Средство от ячменя: подносишь кукиш к глазу и говоришь слова] «Кукиш, кукиш, топорок купишь. Секи, или как. Секи вдоль и поперек». «Кукиш, кукиш, чего ты купишь? Купи топорок, секи поперёк». [<<]

  70. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Великий Двор, 2007 г. [От ячменя: приложить кукиш к глазу и сказать] «Кукиш-пупыш, что хошь купишь. Купи себе топóрик, сруби себе головку под сáму мáковку». И вот три раза потычешь и так вот перекрестишься: «Амин, амин, амин». И проходит. […] Или можно вот так вот безымянным, палец вот не мизинец [водит безымянным пальцем вокруг глаза]: «Безымянному пальцу имя нет – и чирью места нет, безымянному пальцу имя нет – и чирью места нет». Тоже проходит. [<<]

  71. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, с. Девятины, 2007 г. Вот, например, я знаю, как тоску, например, снимать. Придти к проточной водичке, помыться вот этими местами [тыльной стороной ладоней], бросить водичку, сказать: «Куда вода, туда тоска». Три раза. «Амин. Амин. Амин». Это уже достоверное, проверенное средство.[<<]

  72. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, п. Андреевское, 2007 г. Хорошá примета: если кто умрёт и речка рядом. То по воде, по воде, вот умоешься, тоже три разá сполоснёшься, и куда вода – туда тоска. Вот муж-то умер у меня – от тоски мылась. То куда вода – туда тоска, чтобы легче было на душе, на сердце – везде. [<<]

  73. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, с. Девятины, 2007 г. [Пожелание зла] [Исполнитель поссорилась со своей подругой – дояркой Катей. Та пожелала ей зла, и всё сбылось] А Инка потом мне как через долго времени сказала, она сказала: «Ты, – го[вори]т, – погнала тогда корову, а Катя, – го[вори]т, – и сказала: «Долго не надёржит». И так и вышло. [<<]

  74. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, с. Девятины, 2007 г. [Пожелание зла] [Председатель сельсовета перед войной велел взорвать церковь, т.к. потребовался кирпич для строительства. И за это жители деревни ему желали зла. А на войне он первым погиб] И взорвали церковь – кирпич потребовался. Да за то этого председателя-т сельсовета так и говорили, што «первая тебе пуля в лоб!» И он, действительно, получил [смеётся] первую пулю, сразу и погиб, сразу и убили. [<<]

  75. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, п. Тяпуги, 2007 г. [Мать рассказчицы знала женщину, которую испортили на свадьбе] И вот говорили про эту женщину, что во время свадьбы там, видно, соперница или что какую-то порчу ей подсунула, что жених взял невесту на руки, чтоб как, такой обычай, занести домой. Ну, она сказала: «Всю жизнь и будешь носить на руках». И вот она обезножила – и вот в коляске. [<<]

  76. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Ялосарь, 2007 г. [На Святки девушка гадала, увидела в зеркале нелюбимого, обругала его, а тот ей выколол глаз] Одна девчонка, к ней парень ходил, а она как-то не любила его и стала, вот, зеркало-то поставила гадать. Как глянула в зеркало-то – он. Она так: «Ну, тебя леший тут принёс!» И ей глаз выткнул, ткнул, и одноглазая бабка. Всё равно, ну, девка была, потом этот же взял парень который. «Тебя, – г[ово]рит, – чё, – г[ово]рит, – тя леший принёс». Глянула – его нету, тоже, – говорит, – в зеркало увидала его. Тоже видишь. [АТ: Так это леший или кто это такой?] Дак она выругалась, так что. Плутала парня-то, что не любила, а он всё за ней, знашь, бегал дак. «Чё, – говорит, – тебя тут леший принёс». [смеётся]. Выругалась так, и всё. [<<]
    Функция: прочие

  77. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Ялосарь, 2007 г. [На сенокосе бабы ругают жену вихря, чтобы поднялся ветер] Это вот когда на сенокосе тихо, вот бабы и начинают ругать вихрь, вихря ругать: «У вúхоря баба худая, юбка рваная, задний мос голый, платка на голове нету». И давай этого вихря ругать, чтобы поднялся вихрь, чтобы разнёс тучи и чтобы сено сушило. […] А остановить, так что? Тоже ругают этого же ветра, тоже вихря и ругают. Эту же жену там: «Дети у вас худые. Да и жена худая у тебя, вихрь-та». [<<]

  78. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Девятины, 2007 г. [Исполнитель рассказала сон: ее во сне давила девка, а потом случилось несчастье – умер муж исполнителя] [А когда такая тяжесть во сне, не говорят, что это давит хозяин?] Да, Бог знает… А хозяин везде е[=есть]. Хозяин, любушка, везде есть. Без хозяина никуда. Куда бы ты ни шла – везде хозяин. Надо попроситься везде хозяину вподаваться. [А как надо?] Да хоть как ведь. Ты, например, заходишь… Я этот домишко купила, мы зашли, я тоже подаваласи хозяину и хозяюшки подавалась. Все в четыре угла помолилась, чтоб они нас приняли. Всё нормально. Так же и скотининку во хлев за… Где-то у кого-то купишь там корову, вдруг у тебя корова пропала, идёшь где-то тёлку покупать. Купишь – тоже ведь приводишь, тоже даваешь во хлев хозяину. И скажешь: «береги для меня, для хозяйки и для себя». Ругаешься во хлеву. Мало ли вот тожо ругаешься. Тоже надо: потом просить прощения. У хозяина. Что «прости меня, то ли я оплошалась, то ли я провинилась. Прости меня хозяин-хозяюшка с малым детушкам, дедушка и бабушка с малым внучатом. И помоги мне, вот, мне и вот коровушке, там, (как зовут коровушку, название коровушки)». [<<]

  79. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, Белый ручей, 2007 г. [AT: А вот знаете слово «Аминь»?] Да, слыхала тоже. [AT: А что это за такое «Аминь»?] А вот тоже не знаю. Если б сильно бы я в религию верила, дак может быть бы что-то так. А так… только предпочитаю. [AT: А коровушку когда домой приводят, наверное говорят там что-то?] А вот любушка, я… мы… у них когда, у нас, под так менялся, а один раз когда корову когда это, пришлось зарезать, приводили вот, купили в колхозе, а вспомню, бабушка Маня… Уже плохо, чувствовала, старенькая. Она… а этот… Пришла соседка и сказала: «Мила, мы уже все сходили с бабушкой Маней простились, она просит тебя, чтобы ты пришла». Я назавтра с работы пришла. И пришла, спрашиваю: «Бабушка Маня, ты если ты что знаешь, так уж скажи мне», она сказала: «Милушка, ничё не знает, только знает, как скотину привести, купить». Ага. И вот она мне сказала привести, когда берешь там, тогда, значит: «Хозяин и хозяюшка, с малыми детушками, пойдёмте с нами». А к дому подвести, в первую дверь мордочкой ткнуть и сказать: «Хозяин и хозяюшка, с малыми детушками, примите мою скотинку (какая кличка)». И всё, вот только, больше ничего она мне сказала. Вот мы, за всю жизнь, одну заводили коровушку, так. [<<]

  80. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, Белый ручей, 2007 г. [ТИ: А Вы когда выгоняли, Вы слова какие-нибудь говорили?] [ЕЛК]: Как же не говорили? Как же не говорили, говорили… И в лес идём, как же корову отпустишь? Отпустишь на день да как? [РТЕ]: Ну, вот пойдём [говорят одновременно, неразборчиво]. Вичку, вичку выломать, это на всё лето, как вичку, ломаем, а я больше ничего-то не знаю. Вичку выломаем, дак эту вичку бережём всё лето… и почём эта вичка, и ходили – гоняем, не теряем вичку эту. С корнем вытащили, с корешком, вот принесём и положим, на сухое место, хорошее, к коровушкам, скажем: «Как коровушка ходи, так и сохни дерево, так и коровушка сохни об хозяина». Вот это три раза говорили. Так я и чё-то в этом году как вичку выломала, и не говорила. [ТИ: Это перед первым выгоном?] [РТС+ЕЛК]: Да, да. [РТС]: Первый выгон, первый день, вичку с корнем вытащили и эту вичку домой принесём, у тебя если две скотины – две вички с корешками надо… [ЕЛК]: Берёзовую вичку надо вытащить и домой принести. [РТС]: Домой, до осени, вот и ходят эти: «вичка сохнет, и коровушка штобы всё ходила, сохла о хозяина». Ну и теперь есть девушки, теперь уже раньше что делали, как там. Раньше больше люди в веру… А теперь мы не так, не… [ЕЛК]: А мы говорили, чё в лес гонишь, дак: «Хозяин, хозяюшка, с малыми детушками, берегите мою животину зоренькою, спасите, сохраните, вовремя домой пригоните. Аминь». Все эти слова говорили, вот а когда в первый день выгоняют, так ещё хозяину несешь подарки, вот хлеб несёшь, да яйцо или ещё что-нибудь, спрячешь, штобы люди не видели, под куст, вот. [ТИ: И так даже слова говоришь?] [ЕЛК]: Да, вот так, и эти же слова и говоришь, что: «Хозяин, хозяюшка, с малыми детушками, примите мою животного, на всё лето красное, пасите, кормите, про себя берегите, домой вовремя пригоните. Аминь». И перекрестите три раза. [ТИ: А кто же Вас научил?] Так бабушки-то, ведь были, как же! Мы уже теперь бабушки, так бабушки тоже были. [<<]

  81. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, Белый ручей, 2007 г. А есть человека тоже вот так всё время трясёт. Знаете, как припадок, да всё. И вот был у одной случай такой. Ну я не скажу фамилию его и всё. И он лёг дома тамы, боле некуда, видно, в проход или чё пришёл с танцев и лёг. И у него и случилось такое, что начало его трясти, да всё. Ну тут тётка Маша Мастерова была. Её позвали. И она пришла, его раздела до гола всего, взяла полено, затесала клин и в подвал все его платья забила туды. «С ним более никогда не будет». И с ним никогда более не случилось такого. Вот видел, как знают люди. Теперь не знаю, некоторые знают или нет, а раньше ведь знали многие. [<<]

  82. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Великий Двор, 2007 г. У меня было. Мы отсюда, в Архангельску область, вот я по вербовке-то на железну-то дорогу. Вот поженилися с мужем, у меня дочка родилась, вот с пятьдесят пятого года дочи. И, это, мужа взяли в армию, тогда три года служили. Ну, и жили тут двое. На одном колидоре два хозяина было, две кварт[иры]. И собака залаяла, и она маленькая была, месяца, наверно, три было. Она напугалась. Ну, вот, плачет и плачет, плачет, плачет, плачет, не знаю, не перестаёт. Я уже и в больницу отвозила, здоровая, ничё не произведаю. Девка, не пьёт, не ест, всё плачет. Потом одна бабка и спрашивает: «Тётя Марфа, как Надя-то?» «Да, - говорит, - никак, бывает так: не живёт и не помирает. Будем в одну сторону: куда жить, дак жить, а помирать дак». «Вот, - говорит, - пришла к одной, чтоб от. Пришла, - говорит: «Мати, дак сходи-ка ты к ней». Ну, мама пришла туда, ей рассказала, она говорит: «Принеси муки, чтобы калач сделать такой. Она, - говорит, - собаки напугалася, в общём, у неё называется собачья старость, пристала такая болезнь». Ну, врачи никто, ну, не признали, знаешь. Здорова девка – и всё. Ну, ладно. Она раз ходила. А подруга: «Мать-то есть у неё?» Она говорит: «Как же, есть». Я по сменам ходила, так что: «Вот, - говорит, - завтра днём будет дома». «Ну, вот, пусть мать и придёт с ней». Ну, я пришла, она забрала девку, на кухне окно открыла и говорит.. Ну, вот, как наш вот, ну один дом так. И говорит: «Вокруг дома оббежи». Я вокруг дома оббежала и к окну. И она, и спрашивает: «Чё пекёшь?» Она мне отвечает: «Пеку перепёку, пеку недопёку, перепекаю перепёку». Я опять. От, три раза дом оббегу. Три раза оббежала, девку взяла, пош[ла]. Три раза сделала – всё. А чё уж она там шептала, уж это я не знаю, а мне вот так отвечала. Тоже было. Ну, это уже давно, дак давно. У меня уже дочери пятьдесят два года, пятьдесят второй будет в сентябре, восьмое сентября пятьдесят два будет. [АТ: А как Вы говорите, она говорила?] «Пеку недопёку, перепекаю перепёку». А больше чё говорила, не знаю. Это она мне отвечала в окно. Три раза вот так. [АТ: Ну, что-то делала она там всё-таки?] У неё был кре[ст]… калач вот такой сделан большой, и она чё там делала. «И потом я, - говорит, - этот калач дам собаке. Что собаке… собака её напугала, дак собачья старость дак». И собаке, отдавала собаке. Чё уже, может, и говорила чё, но она сама делала это. Не знаю чё. [АТ: А как-то я слышал, вот, когда собачья старость, так даже в печку ребёнка?] Дак, вот, она, видишь, это, я уходила, дак она и маленько-то её туда, в устье-то. И я-то прихожу, а у меня, вот я, что вот так я спрошу, и она мне. И вот так три раза по три дня. И всё. Недалеко так в печку, так, в устьё. А чего уж говорила, не знаю там. [АТ: А где это было?] А это было в Архангельской области. Я была девчонкой, когда по вербовке уезжала. Оттуда мы сюда и переехали. [АТ: А какой район Архангельской области?] Архангельская область, станция Шурай. Это, едешь на Котлас, дак, станция Шурай. [АТ: А какой район?] Костылёвский район. [<<]

  83. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, Белый ручей, 2007 г. [ТИ: А вот когда из дома выходишь, что-то нужно говорить?] Я из дому выхожу, дак: «Ангел мой, Хранитель мой, пойдём со мной – ты впереди, я за тобой». И выхожу опять: «Господи, благослови». Перекрещаюсь и потом иду. [ТИ: А кто же научил-то Вас?] Дак тоже люди научили, вот пойдёшь, так и говоришь, всегда: «Ангел мой, Хранитель мой, из дому ты впереди, я за тобой. Аминь». [ТИ: И что, теперь ничего плохого не случится? Если так сказать?] Так ведь кто и знает, бывает всяко, а… не знаю. Я-то в магазин пошла, так всё вроде нормально, также пошла. Только-только я в магазин зашла и эта льдина такая большая пала, ну… это [история о том, как учительницу убило насмерть сосулькой]. Это уж, кто её знает, не совпадение, просто, наверное, так подошло, дак, Бог её знает. [<<]

  84. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, Белый ручей, 2007 г. [AT: А вот бывает ещё пояс, на нём молитва вышита?] Слыхала, слыхала, но не видала. Вот так вот с молитвой ходят. [AT: А в путь говорите слова?] А я… Как меня вон там соседка… её теперь уже нет… Она мне сказала: «Всё Богово – всё моё». Теперь я слова, любушка, запомнила. Уходишь, выходишь из дома, перед собой вот так крестят: «Всё Богово – всё моё». Путь откроет, это меня научила тоже женщина, ну… мне кажется, совет очень хороший. Я очень не верую, немножко приверую, но… Запишите и для себя, любушка. Так всегда, из дома утром выходите, скажите. Путь всегда откроет. Пошли на экзамен, перед дверью поставьте тихонечко, и незаметно, кто сзади идёт, про себя… Поставьте тихонеко, и путь открывает. И легко запомнить – это мне передала женщина, она у меня уже испытанная, так что… Верьте этим словам. Четыре слова только: «Всё Богово – всё моё». [АT: A если утречком просыпаетесь?] Нет, я, любушка, ничего не говорю. В этот я вам говорю, что я полностью не верю, но немножечко предпочитаю… ничего. Это… [AT: А на ночь?] Ничего, любушка, я ничего не говорю. Я вам говорю, что я немножечко предпочитаю, нет… [AT: А знаете о молитве «Сон Богородицы»?] Видела страшный сон, я немножко слышала, но нет, такой молитвы не знаю. Соседка, она вот эту знала, ага, что да. Забыла, как приснится сон. Ну, любушка, не вспомню, она всё время вот этот вот видела страшный сон, что это… Ну забыла. И затем там ей что спас, там, от этих… от тюрьмы, там ещё от каких-то даже слов. Но, любушка, слыхала такую, но нет, не записана, ничего. [AT: Это у неё рукопись была?] Она сама говорила. [AT: Говорила, от чего этот сон помогает?] А вот не знаю, не говорила, вспоминала такую молитву. Ну тогда чё-то не очень развито было, а религия – дак и не разрешалась. [<<]

  85. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, пос. Депо, 2007 г. [Когда выходите на улицу, что Вы говорите?] «Пресвятая Богородица спаси и сохрани рабу божью Марию от злых людей и злого врага. Во веки веков. Амин». На улицу вышла, «Господи, я в пути, Бог впереди, Богородица с ним, я между им. Амин, амин, амин». Вот иду по улицы, в уме можно, а можно, если никто не смотрит, дак и говорить. У меня у Фёдора Александровича [приятель исполнителя] там написано у его на комоде бумажка, что ты учись. [<<]

  86. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, с. Девятины, 2007 г. [А как-то, может, крестили коров?] Да, это да. Всегда, значит… да… «Господи, благослови, на день Господний». [<<]

  87. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, с. Девятины, 2007 г. [Через неделю после первого удоя после отела надо вымыть корове вымя с мылом] Через неделю намоешь ей с мылом вымечко, да и с Богушком молочко и пей. [<<]

  88. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, п. Депо, 2007 г. [Вопрос, можно ли поминать Бога] Иди с Богом. Иди, гуляй с Богом или поезжай с Богом. Ведь всё время вспоминают, Ира [обращение к собирателю], всё время. [<<]

  89. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Девятины, 2007 г. [Когда входишь в баню, тоже попроситься надо?] А нет уж, я в баню не прошуся. Я в баню не прошуся, уж столько годов я. У меня своя баня-то, топлю дак, я хожу дак, я не прошусь. Но с бани выхожу, я всегда скажу: «Спасибо хозяин, хозяюшка на парной бáянке, с малым детушкам, дедушко и бабушко». Это уж кажный раз, кажную субботу. А когда я иду там, не даваюсь [т.е. не прошусь] потому что уж, своя баня да всё дак, я и не даваюся. Это сразу когда заходишь только, первый раз. А так нет. А вот это уж кажный раз я скажу как с бани выхожу. Попарилась и скажу: «Спасибо хозяин и хозяюшка на панной баянке, с малым детушкам, дедушко и бабушко». Ну? [<<]

  90. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, д. Девятины, 2007 г. [Хозяин дома] [АНА]: В каждом доме есть хозяин. Вот дом новый построишь, заходить, дак надо в первую очередь внести хлеба булку или петуха. И у хозяина проситься в дом. Мы вото перешли в этот дом, я лягу спать – хоть бы тебе что. Дед только лягет, и в окно стучит. Я говорю: «Не ври, нет никого!» Стучит. Потом мама чего-то пришла, поделала, больше стала. [ЕП: А что с петухом делать нужно?] [АНА]: В новый дом переходят ког… чужие люди идут, несут такое большое суховатое полено дров и говорят: «Вот вам, хозяева, полено суховато, а нам жить богато». [ЗТИ]: Раньше всё верили этим приметам, теперь уж не верится, а вся эта проявляется. [ЕП: А домовой показывается?] [АНА]: Неа. [ЕП: Никому?] [АНА]: Домовой вот у нас тоже в деревне была женщина, у неё не было, дом дряхлый, дряхлый, жить негде. А тут стоял дом пустой, и он стоял на крестах [то есть на перекрестке]. И в этом доме никак не жили мужчины. [ЕП: А на чем он стоял?] [АНА]: На дорогах кресты. Вот она, ей негде жить, она перешла в этот дом. Перву ночь только легла спать, вот сама рассказывала. И говорит: «Только задремала, а мимо меня прошло, как лошадь-то копытами громко». [хлопает рукой по столу] Ну, зашла, дак всех детей потеряешь – ведь точно всех потеряла детей. А потом этот же дом разрыли, перевели на друго место, и теперь люди живут, что те надо. [<<]

  91. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, Белый ручей, 2007 г. [ТИ: А можно говорить: я щас вот приду?] Ну а чего, конечно можно это говорить. Почему нельзя? [ТИ: А недалеко схожу там, скоро приду?] А вот это самое худое дело, когда скажешь, что «ой я схожу, недалеко схожу» или «я сейчас приду». А пошёл, так уж пошёл. Иди с Богом, ничего не говори. Пошла, так пошла. Я пошла или он, я пошёл. Ну и иди с Богом, пошёл дак. Али поезжают вото, когда, ребята, хоть куда-то, перекрестись сколько раз, поезжайте с Богом, чтобы всё было путём. А так, кто их знает, всякое бывает. Случаи всякие. [<<]

  92. Место записи: Вологодская обл., Вытегорский р-он, Белый ручей, 2007 г. Это раньше рассказывали, чё… как их… чернокнижники такие, в общем, вечные люди рождаются. Если этот умер дед, ему надо подрезать коленки, под коленками ноги и в задний проход клин заколотить и штобы он ходить не мог. А одна женщина ничего не делала. К ней муж ходил каждую ночь. Запрягут лошадь, поедут за дровами, за сеном, вот, а едут, а он: «Луна, - говорит, - светит…» Как? «Живая баба едет, мёртвого мужика везёт. Баба, баба не боисся меня?» - «Ить, что-то, не боюсь, ты же мой муж, я не боюсь». Ну вот, и съездят к стогу, накладут сена, привезут или дров там везут воз, а он ей всю дорогу ей говорит, што «баба-баба, ты не боисся меня?» - «нет, не боюсь!» А только как двенадцать часов или там петухи запели, и всё – он пропал. Только до петухов ходит. А потом ей кто-то научил, чё-то надо было сделать. А он пришёл, это, до сорокового дня, ну вот, а пришёл, хотел в эту ночь он увезти её, а он зайти уже не мог, - сделано было. И он в форточку поколотился и говорит: «Догадалась всё-таки!»[<<]
    Функция: прочие

Свернуть все тексты