Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний

Заговоры Обонежья

Классификация заговоров по: источникам | функциям | датировке | населенным пунктам

Датировка: 2005 г.

  1. Каршево, 2005 [Об отпуске] [А пастухам она отпускá давала?] Не знаю. Она пастухом нé была, так я не знаю. У нас пастухом был вот дядя Вася Гадаль, вот тут жил напротив Гадаль. Дак он, знаете, когда коров выгоняет, он перед этим имал щуку: ну, такую, не очень маленькая читоб была. И эту щуку на веревке; собирал стадо все-все в кучу и эту щуку вокруг 3 разá, вот так. Обтаскивал вокруг этого стада и там заговор приго… говорил свой. Но потом уже, все лето, пока уже коров не разберут, он не щук ловил, рыбы вообще не ловил. Не прикасался даже к ней. А как? Щука, видимо, помогала им как-то, правда? Уж раз так делал, дак. [А этот дядя Вася: у него был отпуск?] Да. Был, был. И вот этот, дядя Леша, тоже тут нас этот, Минин-то коров. Тоже отпускали они. [А дядя Леша как делал?] Не знаю. Я знаю, что у него был, он все с этим, с рожком. Он как утром выгонит их, они гуляют. Если потом в рожок загудит, - такая длинная трубка, запомнила я, - и коровы сами приходили к нему. [Иногда говорят, что пастух с лешим знается?] А не знаю. А, а, Сашка Шунков говорил, что я грит, видел лешего. Он мне рассказывал: знаете что, говорю: я, говорит, вота по Красноборской дороге туда, отсюда, с Каршево-то шел. А, горит, - иду, горит, такая тишина, все, - и вдруг, горит, деревья как начали кланяться; я, горит, так испугался что это, тока потом вот, видел вроде, грит, человек-не человек, но очень высокий, то вроде в шубе в такой, думаю, летом, и что же это, деревья-то зеленые, а леший же, тепло. Не могут понять. Он, горит, так сверху на меня, горит, вниз посмотрел, я, горит, и присел, - и сознанье потерял. Ну? Я потом, горит, уже очнулся и все деревья так же стоят, не шатаются, ниче. И никого нигде нету. И, горит, не могу понять, што со мной случилось. А потом, когда он рассказывал: отцу или матери, так они сказали, что, мол, это был леший. Вот, горит, я потом кое-как на дорогу выбрался, машина ихняя, связи с той ушла. Мол, везите меня скорее, а то, горит мне плохо. Я, горит, уже упал. Летом без сознания. Все бывает в жизни. [<<]
    Населенный пункт: Каршево (Каршевское)
    Функция: прочие

  2. Каршево, 2005 [О пастушеском отпуске] <…> Пожар случился во время этого, вот этого отпуска скота. Из деревни были ну, там, как сказать, ворота… Изгороди же кругом были, все же загорожено, даже боялись все изгороди. Изгородь, а большие-большие широкие высокие ворота, такие огромные, да? Их украшали также вот полотенце. Перед отпуском этого скота пастух, у пастуха, я помню, Давидом звали, да? Давидки все звали, высокий старик, у него такая берестяная труба. Рано утром где-то, ну, не позже 6 утра уже скот выгоняли, да? Все хозяйки и, значит, пастух шел, и вот через эти вот ворота, видимо, какую-то он говорил обязательно молитву и коровушек все выпускали с прутиком, этот прутик как-то был освящен и, значит, все через ворота эти прошли коровушки и поэтому… ведь когда волки, и здесь полно их, так так што <…>. И скотинка могла потеряться, есть же ведь за 10 километров гоняли, за 8, в лес дремучий. Так потом и собрать их надо было, они ходили по своей воле, поэтому если без этой молитвы и без отпуска скотину бы не собрал пастух, а так он собирал потом. В рожок как заиграет, коровушки к нему подходят и он гонит скот, обратно домой возвращается. И утром, как только заиграл рожок, так хозяюшки коровушек выводят и они в стадо идут-идут. Стадо большое если 70 домов, а некоторые держали эти там бычка, у кого и две коровы было. У нас иногда вот две. А раньше, когда вот мама замуж вышла, дак у нас было, они себя как бы считали середяки, дак, по-моему, две-три коровы было. Но у каждого хозяина была лошадь. [<<]
    Населенный пункт: Каршево (Каршевское)
    Функция: прочие

  3. Каршево, 2005 [Заговор, если ударишься] [Когда ударишь по руке] Говорят, это, «удар на лещину, щекота-ломота, — на мороз». Нужно вот так крестом крестить удар, вот здесь, например, и вот так. Потом три разá сказать, потом плюнуть так: «тьфу-тьфу! Аминь» сказать. Вот видишь-ка тоже: как и молитва, а в то же время заговóр. А когда если ты обожгешь руку. Так? «Ожог на огонь, щекота-ломота — на мороз». То опять тоже также: три раза перекрестили это место и сказать «тьфу-тьфу! Аминь». И вообще хорошо помогает. Ну, это, это так, для жизни запомните. Пригодится вам, честно говорю. [Не для науки даже — для себя] Да: вот я и для чего вот, для себя, для не надо для науки. Это очень хорошо помогает, я уж мильон раз, наверно, убедилась, потому что то молотком, то топором стукнешься, — всяко бывало ведь. У мамушки эта рука болела ведь, была сломана, дак этим все время: «удар на лещину, щекота-ломота, — на мороз», — заговаривала так. Она, грит, бабка Маня сказала какой-то там заговор, это, Богородичный, а мама говорит, он плохо помогал, а, горит, этот, — очень хорошо помогал. Так что для себя запомните, девчата, — пригодится в жизни, да и ребятишки, — ведь мальчишки будут, — дак их потом научите. Серьезно! [Научим…] Пригодится. [<<]
    Населенный пункт: Каршево (Каршевское)

  4. Каршево, 2005 [Заговор от змей, домовой] Мы когда идём в лес, говорим: «Егорий всемилостивый, спаси и сохрани рабу Божью Анну от змеев ползучих, от гадов шипучих. Аминь». От такую поговорку говорим. Потом, значит, когда я уезжаю из дома, то я всегда тоже говорю, выхожу – надо вот выйти, ну у кого есть сарая, а ни у кого теперь нет – на сарай выхожу и во двор, там такие лесенка есть, встать надо на второй ступень и говорить заговора: «Хозяин дворовой с хозяйкой домовой, с мамушками с нянюшками, с малыми детками, берегите моё и ваше вито гнездышко. Аминь». Два разá нужно повторить. И надо стоять на второй ступеньке. Вот я в это не очень верила, когда говорила, иногда очень быстро или на скорую руку или ещё, понимаешь, вот поэтому да! А поэтому у нас, наверное, тогда вор зашёл. Тьфу-тьфу, аминь, слово поганое. Уже вот сколько? Лет восемь, наверное, не заходят. Но много, несколько раз нам пыта… Вот когда иконы-то у них были. Да. [<<]
    Населенный пункт: Каршево (Каршевское)

  5. Каршево, 2005 [Заговор-молитва в дорогу] А вот ещё если куда идёте, - в дорогу, вот поехали вы сюда, дак говорите всегда, даже вот пойдёте в институт, говорите: «Никола Всемилостливый, я пошла, - и ты со мной. Не забудь зайти за мной. Аминь». А потом, - у меня есть, записан заговор очень большой. Потом я вам дам, вы можете его прочитать сами и записать. Я всё время с собой, его-о-о, его нужно носить всегда с собой, когда куда едешь, чтоб он был при вас. [А давно он у вас записан?] Тот? Нет. Не. Лет 5 назад, наверно, записали. На листочке. А этот заговóр знаю так, давненько. И вот вы понимаете, я вам расскажу, поехала я, когда поезжаю вот в дорогу, я всегда… У нас в Череповце есть небольшая церковь на вокзале прямо. Посвящена Николы Чудотворцу. Так я однажды поехала, - как поеду, я всегда накануне захожу, вот, в церков, ставлю свечи. Вот. И один раз я попала, что шла молитва. Как раз, у него 22 мая и 22 декабря у не… Там ему День Рождения. [СММ] 19-ого. [ПАТ] 19-ого. А 22-ого… мая. Это весенний. И я попала как раз на слу… на службу. 21-ого. Но я... У меня так ноги болели, но я достоять службу всю не могла. Меня женщины держат: «Ну подожди, послушай ещё». Я вот не дослушала, и у нас такая плохая была дорога, - у меня. А вот последние 2 года вот, в позапрошлом году я поехала, сходила… [<<]
    Населенный пункт: Каршево (Каршевское)

  6. Каршево, 2005 [Молитва. Оберег в пути] «Святая Путница, Святая Катерина. Ноги твои быстрые, ноги твои резвые. Ходишь ты путями железными ногами. В пути тебя не собьют, ничто с тобой не случится: горе не приключится. Ночью тебе не темно, в мороз тебе не холодно, в дождь тебя не намочит. Никто тебя не сурочит. Оберегает тебя Господь. Господи, Боже мой, будь ты всегда со мной, как со святой Катериной. Ключ, замóк, язык. Аминь, аминь, аминь». [Это откуда у вас?] А тоже кто-то мне, - я не знаю, - это самое, так уже давно мне это написали. <…> Давно. Лет 10 я с этим Путём. Куда езжу, - я… Этот оберёг со мной. [<<]
    Населенный пункт: Каршево (Каршевское)

  7. Красноборск, 2005 [Заговор на новую корову] Коровушку когды во двор приводят, вот где купишь, вот идешь, например, и надо срубить три прутушка, и такие есть слова, што «как этим прутушкам не бывать на своих комельках, так штобы и моя коровушка (ведь мало ли, держали рядом, може купить), также моей коровушке штобы не быть на своей родимой сторонушке. А иди, иди там пестронюшка домой, што у твоего у старого хозяина двор пал, хлев пал и хозяин помер, а у нового хозяина хлев новой, двор новой и поля и луга и родима сторона». Таки слова были, говорили раньше, как ставили. А когды корову отправляют, например, дак надо с заднего копыта, вот, сама заднее копыто с правой ноги через корову бросать туда эту землю, брать это как ступлено у ей, брать и туда бросать перед ей. <И сказать что-нибудь?> Ну, што, тоже слова, што штобы не бывать на родимой стороны, што вот такие слова. И вот коровушка штобы не уходила обратно. Ставим так. [<<]
    Населенный пункт: Красноборский

  8. Красноборск, 2005 [Медведь помогал пасти скот] Бабушка и скот пасла. Ну, мужа на войне убили, она детей одна растила, так никогда… Вот она знала заговоры, медведи помогали ей, всегда ходил медведь около ее скотинки и никто не трогал скотинку, никогда не пропадала она там. Так бывало, что медведи задирали, вот совхозный скот и довольно часто, а если бабушка заговорила, говорит тоже.<У бабушки был отпуск?> Да, был отпуск, это называлось отпуском, да. [<<]
    Населенный пункт: Красноборский

  9. Красноборск, 2005 [Женщины знали отпуски] Я росказывала про эту бабушку, про Женю, что к Александре-то Ивановне вы ходили. У меня муж пас в Лобигах телят; там две деревни заброшенных: Ранино и Лобиги есть, за Гакуксой, но дак эта бабушка Женя давала все отпуска <…> От она-то и давала, та бабка, ему отпуск, он сам не знал [Что это за отпуск?] От как с хлевá; я спрашивала его, я говорю: Как она давала-то? А говорит: «Как вот с двора выгоняют, она какие-то слóва говорит, говорит". Но и потом она говорит, как вот скотины, например, в деревни давала она, как скотины домой идти, она, кто пасет, не надо, говорит, там сидеть со скотиной, она сама ходит, только выйти, когда скотина домой должна прийти. [Вот кто] дават отпуска так, штобы быть, што скотина и скотина щас сама по себе придет. У нас бабка была, вот эта, што с Лешим-то зналась, она давала отпускá. Она в огород, вот скажет в огород идти… Ну, скажем, вот у меня тут огородик, загнать скотину всю, колхозную давала и по деревням ее возили… што загнать в огород… у ей вокруг себя привязана веревка, на веревке топор, и топор штобы вострием был в эту сторону и коровам, а коровы все в толпы вот так стоят, но и она вокруг ходит, икону носити, потом раньше вот в великой четверг, перед Пасхой, пекли, как скотину выпускали, дак, кормили вот такие небольшие колобочки, вот такие напекут и за божицу попугали. И вербушки, вот это вербное воскресенье, я-то видишь, тут дерну, вербну…Скотину теперь нету, дак лоскутков напривязываю да за божницей держу. Но а тогды вот эты вербушкы надо было как скотины выгоняш, провожать этыми вербушками. Так у ней наложено в решати почему-то носила: икона, решатó, положено туда, икона в решато и этих полубнов накладено и ходит вот, какие-то слова все говорит, это скотину потом дрýжит этимы полубочкамы, сдружáт и отпуси, говорит, слова какие-то, шоб медведь не тронул. <Это на Водлоозере все?> Да, это в Вóдлоозере. Ну, а теперь, теперь и старых-то там тоже не стало уже людей в Водлóозере-то. Там женщины ходят, поют, их несколько, но оны в моих годах, помладше если меня, так не намного помладше, годов по 65, наверно, им так. А таких старух уже не стало. [<<]
    Населенный пункт: Красноборский

  10. Красноборск, 2005 [Пастушеский отпуск] [Отпуск - это книжечка?] Отпуск никака не книжечка, отпуск – кто знат, сам по себе, слова такие, просто такие слова говорят, когда дают отпуск. Но вот так, как, как вот, скажем, молитвы говорим, вот такие же слова [3 нрзб]. Говорят, кто дает отпуск, дак тот знат, что там делат. Можот там у них и записано, конечно, только вряд-то уж кому передают, дак, наверно, записано словá. [<<]
    Населенный пункт: Красноборский

  11. Красноборск, 2005 [Баба Женя давала отпуск] Ну, она отпуск давала скотины. Вот у меня муж, мой муж, давно уж это было дело, телят там пасли в Лобиги, они давным-давно тоже, ну, люди выехали оттуда, все, запрещено там жить было. Дак она давала им отпуск, эта бабушка, скотины, и у них медведь не трогал скотину. [Она говорила, что медведь как сторож?] Она. Этого я не знаю ничего. Мой, бывало, сказал, что бабка нам Женя дает отпуск, когда она приезжает, дак она еще скажет… он меня говорит... она, говорит, такая простая, говорит, еще меня угощает чаем и всем. Так я еще в гости ее приглашала [знрзб], чтобы пришла. Чаю ее индийского пачку давала. Ну, дак она всегда их… он не один год там был, дак все бабка эта давала отпускá. Телят-то, там телята, не коров, а телят там они пасли. Ну дак этого, не трогал медведь. Давала, умела бабушка эта, умела. Они когда с двора выгоняют, говорит… я говорю: «А как она вам давала?». А, говорит: «С двора как выгоняем, а она что-то говорит, какие-то слова говорит, это правильно говорит бабушка». [<<]
    Населенный пункт: Красноборский

  12. Красноборск, 2005 [Что не должен был делать пастух?] Я этого ничего не слыхала, только знаю, что если пасти пошел, чтоб волосы не подстригал. Вот это слышала. Там чтобы не брился, волосы не подстригал. Это слыхала, а вот остального ничего не слыхала, не знаю. [<<]
    Населенный пункт: Красноборский

  13. Красноборск, 2005 [Как расплачивались с пастухом?] Я не знаю, мы, когда нанимали пастуха, дак на хлебы ходил, приходил вот, но если на обед не приходит, дак тогда с собой ему надо собрать и утром покормить его и вот вечером тоже. А на обед с собой, если не придется, если где далеко пасет, дак… А ведь когда отпуска давали, если ведь дан отпуск, дак пастухи в лесу не сидели, они выходили домой, а скотинка сама по себе ходила, отпуск дак. А вечером только надо было как… подойти, штоб встретить <…>. Да, за скотину, если отпуск дан, можно не смотреть. Они саамы по себе ходят. И медведь уже не видит скотину, для чего и отпуск давается. [<<]
    Населенный пункт: Красноборский

  14. Красноборск, 2005 Что-то мéльком я такое слышала, што, действительно, если отпуск дан, што дан отпуск скотины, а пастух штоб не должóн видеть крови. Вот это-то я слыхáла, но на самом деле не знаю, от людей тоже так вот слыхала, што… не знаю, насколько правда <…>. Не надо, чтобы крови, это правильно, слыхала такое.[<<]
    Населенный пункт: Красноборский

  15. Красноборск, 2005 [Пастухам нельзя пить] А вот пастухам нельзя пить водки. Это я слышала, што им не полагается пить водки, пока они не кончат пасти, а если они выпьют, то они нарушат это право, такó правило. [<<]
    Населенный пункт: Красноборский

  16. Красноборск, 2005 [Пастушеская труба] У пастухов раньше были рога-то эти сделаны, что они дудят-то, и скотина уже знает, собирается. Уж как выйдет пастух, задудит (у нас было одно время тоже так), а скотина уже вся собирает в место и идет, уже знает, приручена. Это было, и потом, штобы какая вот плетка или что там сделано есть, плетки, что с ремня плетут такие, как косу. Дак чтобы этой плетки, пока не кончит пасти, все с ней ходил, не утерял нигде. Вот такое было еще. [<<]
    Населенный пункт: Красноборский

  17. Красноборск, 2005 [Говорят, впуская скотину в дом] Хозяина, хозяйку просят, што "любите мою скотинку" там и што "ухаживайте за ней", и все такое. И когда вот я выпускала скотину, дак я благословляла и от себя вот рамешок-кушачок полагала, и коровы через кушачок, штобы отпуск такой назывался, штобы коровушка обратно приходила <Что-нибудь надо при этом сказать?> Ну, «Господи благослови» только. Благословишь ее, чтобы домой вернулась все благополучно. [<<]
    Населенный пункт: Красноборский

  18. Красноборск, 2005 Да, обращаются, штобы любили и ухаживали за скотиной, просят домового, говорят такие слова, што «хозяин и хозяйка, тама, с малыма детушками, што любите и ухаживайте за моей скотинкой там». Говорят, говорят, таки слова. Ставят, просят хозяина, штобы… Ведь бывало как, все лошади-то были… какую скотину не полюбит домой, дак та скотина у лошадей всюду шерсть дыбом стоит, у коров, так же, а котору как он полюбит, дак все гладкое. И так, так сделал, что любо глядеть, все ухаживал за скотиной. И это, говорят, правда. [Видел кто-нибудь домового?] А слыхала я раньше, што такие были, говорят, што какие еще своих-то лошадей держали, бывало люди дак, што видали, што ухаживает ходит, там, мужчина домовой как ухаживат, ходит за скотиной, за лошадями там да… это раньше такие разговоры были. [<<]
    Населенный пункт: Красноборский

  19. Красноборск, 2005 Когды время есть, тогды и стригли, а желательно бы вот, например, когды Покров, о Покрове постричь. И там такие были слова: «Покров-батюшка, покрой мою овечку теплом, добром и куньей шубкой!». Это шерстью поверху, как выстригут, поверху шерстью водят и говорят: «Покров-батюшка, покрой мою овечку теплом и добром и куньей шубкой!». Так Покров это уж обязательно стригут, о Покрове осенью.[<<]
    Населенный пункт: Красноборский

  20. Красноборск, 2005 [Ставили теленка] А теленочек когда родится, так его ставить надо, штобы он жил. Дак надо в лúпину, потом вот в двери-то, липинья это называется, вот стоят, двери-то поставлены в липинья. И вот в эту липину надо моюм потыкать и сказать, што как вот… или Божий храм… «Как Божий храм стоит, не трясется и не шелохнется, так штобы мой там… божóный теленочек стоял также крепко на четырех ногах» штобы… Ну вот, такие слова были тоже, ставили.[<<]
    Населенный пункт: Красноборский

  21. Красноборск, 2005 А теленок когды родится, дак теленка ставят, но сам потычют вот в лúпину, вот эта липина-то называется двери-то, когды в хлев заходишь: «Как крепко стоит эта лúпина, так чтобы и стоял теленочек на четырех там ногах!» или там: «Божий храм как стоит крепко, так и чтобы стояла там скотина крепко тоже!» Вот так же слова говорили.[<<]
    Населенный пункт: Красноборский

  22. Красноборск, 2005 [А если ячмень на глазу?] Ну, тут фигу ставят. [Смеется] <…> «Купи топорок, секи вдоль поперёк». Вот такие слова, и фигу ставят. И проходит ячмень. [<<]
    Населенный пункт: Красноборский

  23. Красноборск, 2005 Да я вам рассказывала вчера, как у нас одна бабка тоже там давала-то, в Водаозере-то давала отпуска <…>. Да, бабка Тая вокруг стада ходила. Я не знаю Женя как тут давала… вот мой-то покойный говорил, что когда выгоняли, дак она что-то говорила, говорит, с двора когда выгоняли. А вот в Водлозере-то бабка вокруг стада ходила и топор привязан, вокруг себя веревка, тут привязан топор и топор засекает вострием стадо, к стаду. Скотина все в кругу стóит, а вот так вокруг обходит, каки-то слова говорит, икону носит на руках, с иконой, и на какие-то слова говорит.< А что за икона?> Ну вот на икона, любую. Там икону, наверни, брать любую. <Эти отпуска бывают божественные и другие?> Так вот у той бабки, наверны, божественный, потому что с иконой ходила, дак. Наверны, божественный какой-нибудь был. Я-то молодая была, дак все равно ничего тут, скотину тоже выпускала, дак вот. Один раз в моем огороде тут закрыли еще скотину. Да, когда у кого, который год помню.<Как это закрыли?> Ну, загонят в огород, ну вот, как, скажем, сюда вот та гнали ко мне и вот вся скотина, а она вот вокруг бы ходила, вот так говаривала.И медведь не трогал.А один раз было, скотина, это бабка уже заболела, дак медведь две коровы решил: одну вообще пришлось сразу забить. От такой большеханький медведь, сбежались вся деревня. Прибежала женщина, они такой был рыбачили, а это было Велика Ложня называлось, на этой ложне медведь-то напал на скотину-то. Она, скотина-то…но пастух-то был, но отпуск-то не был дан. Но вот, дак што там, медведь как в стадо врезался в это, и так на корову вот зубами вцепился в хребет и так и ездити - я видела своими глазами тоже. Дак эти рыбаки-то веслами его сверх-то лупят, он ничего не бардует. Дак одну корову так сразу забили, а вторую коровушку лечили долго. Ну вот было санитар ходил все, Петром звали. Дак тую залечили. А зубами выдран был наверху то. О так вцепился вот на корову так вот, дак медведь такой, да. Так ели отбили от скотины. Скотину всю потом выгнали, домой погнали, с ложни-то с этой выгнали. Такие были случаи, были. В одно время то же само пасли - не было пастуха, дак саамы пасли, дак все в лесу, везде ходили тут около деревни-то. Ну, Бог миловал, ничего. Вот такие были, бывали такие случаи, бывали. [<<]
    Населенный пункт: Красноборский

  24. Красноборск, 2005 Сон Богородицы знаю молитву, например. [А можете прочитать?] Могу. Во месяце марте Во Вифлеем граде Над рекой Иорданом Спала и ночевала Мать и Пресвятая Богородица Мария И сон про тебя, светоистинного Христа, видела. Как будто ты, светоистинный Христос, Связало, сковало, у жидов пойман, Твоё святое тело огнем прожигают, Твоё святое ребро копьем пробивают, Из твоего святого тела пали они в большой корабль. На третий день Христос воскрес, Приходит к матери Марии. «Ты спишь ли, не спишь ли, мать моя, Мария? Твой сон чуден, страшен и Богом не люблен. Кто твой сон в доме держит — Тому дома [нерзб.] не прикасаются, Беды не составляются, никакие злые, худые дела. Кто пойдет, твой сон в пути-дороги возьмёт, Тот будет радостен и прощен. Аминь». [ИЗ: А это на что молитва?] А это от родимчмка очень хорошо ладится. Вот у нас в деревне там старик один, восемьдясят годов, его так трясло… Это от мамы, я как-то раз заболела, а в Пудоже больница подладилась и говорю: «Мама, вы так — ни ты, ни свекрова не которая — ничего не знаете, люди-то до… все знают». Я когда в больницу ходила, прихожу, а она мне говорит: «Клава, я ведь вспомнила Сон Богородицы, да золотуху заговаривать». Вот только мама у меня, а свекрова вообще ничего даже. Но больше слов таких я не знаю, молитву-то, молитву-то есть, много есть молитв. Сон Богородицы очень хорош, самая хорошая молитва. [<<]
    Населенный пункт: Красноборский

Свернуть все тексты

Отметить все населенные пункты