Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний

Заговоры Обонежья

Классификация заговоров по: источникам | функциям | датировке | населенным пунктам

Датировка: 2004 г.

  1. Бураково, 2004 (А чтобы не заблудиться в лесу, молитва какая-нибудь есть?) Обычно не заблудиться дак одевают что-нибудь на лéву стóрону. А молитва дак какая... «Господи благослови» да и вот так говоришь. Ну, "Отче наш" почитаешь. Вот так. Не знаю, какие ещё молитвы. [<<]
    Населенный пункт: Буракова

  2. Бураково, 2004 (Иногда, когда собирают ягоды в лесу, то оставляют там хлебец какой-нибудь?) Ну это... Это уже опять лесничкý оставляют, благодарят, что он дал вот дары вот эти. (А вы оставляли?) Бывало. (Ну расскажите...) И когда вот мы уезжаем вот отсюда, из... уже в город, мы с ребятами всегда идем в лес, прощание устраиваем. Вот. Прощаемся с лесом, прощаемся, благодарим. Лесовичкá благодарим всем, что он нас не.. не бродúл там, по лесу не водил везде, и дары свои нам отдавал. Вот сделаем стол, там кушаем сами, и там же оставляем еды... И гово... и прощаемся, грим вот: «Спасибо Нам, за то, то нас принимали в лесу в этом, всего нам давали, и дай Бог чтобы нам в следующем году тоже быть здесь». Вот это делаем в кáжный год. (Так это когда вы делаете?) Это уже вот когда вот уезжать буду, окончательно. А иногда и так, уходишь с лесу, хорошо набрал ягод, дак как же не поблагодарить – благодаришь. (Это вы так во времена вашего детства делали или сейчас вы так делаете?) И теперь делаем так. (И в этом году тоже делали?) Дак вот ещё я не была толком в лесу. Я ещё и "здравствуй" лесу не говорила, можно сказать... (смеется). [<<]
    Населенный пункт: Буракова
    Функция: прочие

  3. Бураково, 2004 (С домовым как-нибудь гадали?) Это называлося... гнётки у нас называли. Вот иногда человек спит и во сне вот приходит вот кто-то такой и начинает вот... так типа давить. Давить или гладить или что, но давить, дак это уже нехорошая такое, а иногда, бывает, гладить. И вот в этот момент спрашивают: "К чему ты меня гнетешь? К хорошему или к плохому?" И вот он тогда вот вообще говорят, что даже скажет, к чему. Но я это не ощущала. Не знаю. [<<]
    Населенный пункт: Буракова

  4. Бураково, 2004 (Но ведь домовой, это тоже какая-то сила не от Бога? Или от Бога?) Не знаю, домовой считается по идее он как нормальный. Хранитель. (Но ведь про него ничего нет в Библии, например?) В Библии-то нету, там. (А в молитвах что-нибудь про домового говорится?) В молитвах? Я не знаю тоже. А дом заходят, всё равно разрешения спрашивают у домового... Всё равно верят в домового... в домового, в банного, в этих, всё равно вера у людей есть. Что это существует. (А в воде?) Водяник. (А этот от Бога или нечистый?) Да нет, вроде не говорят, что нечистый. (Вы когда удите здороваетесь с ним, еще что-нибудь?) Дак вот я иногда разговариваю с водяным: "Водяничок, а водяничок, вот давно щучки не ели, ребята щучки захотели!" Вот так. Попадает мне щучка. Ребята иногда ездят, скот надо домовому, этому водяничку плеснуть немножко иногда водички, берут рыбаки даже туда. Кто как. (Говорят, что водяной с лешим не ладят?) А вот не знаю. Дак, это царь водяной, а леший там это лесовик это, в лесу он находится. А в доме – домовой, в бане... э... банный, там считают. (Как-нибудь приветствуют водяного весной, когда в первый раз идут удить?) Дак вот идешь, дак приветствуешь тоже его, и я вот, например, на рыбалку поехала, аха, ветер, не знаю как все это тут пустить. Еду, еду... "Водяничок, ну-ка скажи, где мне сеточку-то поставить? Чтобы рыбка была?" Едешь, едешь, вроде тебя кто-то как толкнет. Останавливаешься на этом месте, ставлю сетку. Ну и нормально, по-мо... это сетка стоит. Одной вообще же трудно. [<<]
    Населенный пункт: Буракова

  5. Бураково, 2004 (У нас вот называется радуга, да?) Радуга. (У вас тоже так же?) Радуга называется. (Ну а, вот про радугу что-нибудь говорили такое?) Не знаю, про радугу я чё-то дак ничё не помню, чтобы что-то говорили такое. (Ну а вот, детишки, наверно, радуге говорили, как у нас там...) У нас только говорили так вот, к дождю частенько: Дождик, дождик, дай дождя, Сúтами, ушáтами, полными... сúтами, решéтами,– сúто и решетó разные, сито – это мелкая мукá, а на решетó – это крупная мукá. Э-э... Сúтами, решéтами, Пóлными ушáтами. Вот. Под дош (т.е. дождь – СФ) под этот бегали, что якобы когда ты под этот дош попадёшь, то подрастёшь. Примечáли ещё вот когда в Иванену ночь, если дош сильный прошёл да ранний – грибы будут ранние. Если дождя долго нет вот так, или маленький пройдёт – в этом году грибков не ждите, говорят. Вот это была примета. Ну, приметы теперь многие, они изменúвши. Это теперь всё же нарушено. (С радугой были какие-нибудь приметы?) Вот, вот этого я не знаю. (А не говорили, что можно пройти под радугой?) Не, тоже не знаю. Просто любовалися радугой, цветá считали радуги. (И скольких там насчитывали?) Дак семь цветов обычно там. (Ну а вот снег первый раз пошел...?) Снег..., снег, снегý кувыркáлися, валялися, а больше ничего такого не было. (А на затмение, допустим, солнечное затмение?) Солнечное затмение, ну, оно редко здесь вот наблюдать можно. И его же простым глазом частенько этого не увидишь. (А были какие-нибудь поверья, страхи?) Да вроде и не знаю, я не... таких страхов дак никаких таких не ощущала. Как-то не ощущáлося оно, нет. (Иногда, когда первый снег выпадет, то в дом заносили, чтоб мух там не было...) Ну, у нас этого вроде не было. (Иногда говорят, сколько мух в доме зимует, такое не слышали?) Нет, я не слышала вот этого. [<<]
    Населенный пункт: Буракова
    Функция: прочие

  6. Бураково, 2004 (Как раньше пожары тушили?) Пожар? Во-первых, всегда бежали уже, кричали, и все бежали. Но тушили пожары и… и с молитвой. Вот в шестьдесят четвёртом году горела наша церкоф, вот эта. Загорелась она – ребята, короче говоря, там курили и не знаю, что там сделали. И моя сестра двоюродная прибегает сюда и говорит: "дядя Аким, церкоф-то горит!" А он и говорит: "Да ты что?" – говорит, – "Церкоф, как церкоф горит?" Он пошёл. Ну, такое пламя было, вот эти, там же перекрытие деревянное, а крыша была железная. Вот эти перекрытия вот так летели туда, на поле туда, а там скотные дворы были. И школа была, рядом наша. Все думали, что вот дворы вс... и папа прошёл вокруг церкви с молитвой, три рáза. Ветер затих, и потом вот это всё пошло вот сюда, на озеро, на берег. И есть такая икона – "Неопалимая Купúна" называется. У ней вот такая пятиконечная, у меня вот есть она, покажу я вам. Вот, эту икону вот в доме тоже хранят-от. С этой иконой ходят. А там дак – всей деревней. Все собирáлися быстро. (Какую молитву он прочитал, не знаете?) Не знаю. А там специиáльна есть икон... эта молитва. А тут я не знаю, какую он. Я уже здесь не жилá, она... А потом... папа ей говорит, потушили, да всё, папа и говорит: "Ну, племянница, пойдём же ко мне". А она любила выпить. Очень. "Сёдня ты заслужила". – он ей поставил целую бутылку. Вот так. (Так чем же она заслужила?) Дак что пáпы сказала, что тот пришёл, пожар этот потушили. А здесь же ни пожарников, ничё же нет. А икон – э... церкоф эта стала чёрна-чёрная, вот така, как смоль. Много лет. А потом постепенно всё отмывалось, отмывалось, опять такая белая стала. (А если от молнии пожар?) Это называется шаровая молния. Вот эту молнию, пожар этот раньше тушили только молоком. Да. А водой никак. (Что, были такие случаи?) Были. (А каким молоком?) Какое от коровы молоко. (Может, кислое там, какое?) Нет, я не знаю, как... просто говорили, что молоком. (А иногда, знаете, яйца пасхальные бросали) Пасхальное яйцо, дак оно если освящённое, его хранили дома. И оно потом высыхает постепенно, дак... не знаю, куда бросали, я ... Например, дома дак у меня есть вот такие пасхальные яйца, хранятся (АВА живет в Петрозаводске, и только летом приезжает в Бураково – СФ). А что бросать куда-то, я вот это не знаю. (А если подожгли специально что-нибудь?) Дак вот поджог, дак вот поджигали, ведь полно в одно время было вообще здеся, поджигали всё подряд. Не у нас вот, именно в нашей деревне, а туда, дальше, к Шáлы. Там очень много сожгли домов. (А зачем?) А какая-то вот ненависть соседа к соседу начинается или неурядица, и вот так делали. (А вот я слышал, что...) Фантомас ещё было в одно вот это время после кино, вот тут много поджигали. Да. Тут очень много поджогов было. И подожгут – и напишут: "Фантомас". Вот это да. (Я еще слышал, что, если горит, как-то женщина вокруг бегала...) Вот... вот ещё какой наговóр есть. Берут буханку хлеба и соль, и воду. И обходят вокруг вот этого и... и вот это, вот эти слова я помню: "Вот тебе соль, хлеб и вода, Уйди отсюда навсегда". И пожар затухает. Но три рáза тоже вот это делали. Вот это да. (А это мужчины или женщины делали?) Нет, это безразлично, кто знал вот эти слова. (А я слышал, что голая женщина вокруг пожара бегала) Не знаю, я вот этот сл... Вот это, дак, я вот эти слова вот помню и знаю, что вот это делали. [<<]
    Населенный пункт: Буракова

  7. Бураково, 2004 (Во что заворачивали первый раз ребенка?) Это чтобы отец любил ребенка, заворачивали в отцовы эти, ну, кальсоны назывались раньше. А раньше называлися портки и они холщовые в основном. Вот заворачивали вот в этот и отцу подавали говорили: «Вот на тебе мое подарение». И он тогда, значит, ребенка любил. Вот это было вот такое. [<<]
    Населенный пункт: Буракова
    Функция: прочие

Свернуть все тексты

Отметить все населенные пункты